Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мишель Гоклен – Досье космических влияний 7 страница




Как объяснить это ошеломляющее превосходство? Конечно, есть талант, подаренный Природой, есть серьезные тренировки, есть почти сверхчеловеческая воля... Меркс выигрывает благодаря своей энергии и благодаря способности в течение долгого времени предпринимать дикие усилия... Меркс признавался: «Перед гонкой я всегда говорю себе, что постараюсь выгадать время, придержу темп, но потом это становится сильнее меня, я должен мчаться...» Меркс, разумеется, сегодня намного превосходит всех, он делает почти все, что хочет, и до сих пор его организм был достаточно мощен, чтобы сопротивляться чрезмерному расходованию энергии, которое спортсмен этому организму навязывает. Но надолго ли его хватит? На это Меркс отвечает: «Я даже не задаю себе такого вопроса. Я хочу, чтобы моя карьера была во всех отношениях исключительной. Если цена, которую я должен заплатить за это, заключается в том, что карьера окажется короткой, я приму это как должное». Меркс, или яростное желание победить...

ЧЕМПИОНЫ СО СЛАБЫМ ХАРАКТЕРОМ

Некоторые из чемпионов отнюдь не удостаивались столь лестных характеристик, как при

веденные выше: «настойчивый, упорный, активный...» Специалисты, описывая их в биографиях, наделяли прямо противоположными чертами: «боязливый, вялый, мечтательный...» Приведем в пример велогонщика Армана Бланшон- не, родившегося 23 декабря 1903 года в полдень в Грипе (департамент Алье), спортсмена, который, как мы сейчас увидим, по темпераменту был весьма далек от Эдди Меркса.

«Его называли «феноменом», и эта характеристика отнюдь не содержала в себе преувеличения. Бланшонне, на самом деле, обладал абсолютно экстраординарными физическими и физиологическими данными, которые позволяли ему с озадачивающей легкостью добиваться высоких спортивных достижений. К сожалению, этот атлет, так богато одаренный от природы, испытывал ужас перед необходимостью постоянных усилий, не мог заставить себя как следует тренироваться и не сделал той карьеры, какую от него ожидали» (Раймон Юттье).

«Вялый «феномен», «красавчик Арман» обожал гонки... в особенности — за женщинами. Он был полон бесконечной нежности по отношению к прекрасному полу. Это не запрещено, но когда надо крутить педали, вовсе не показано. Расслабленный от природы, он вел себя беспечно. Никогда не нервничал... У него был феноменальный организм, невероятные легкие, отличное сердце. Ах! Если бы только Бланшонне умел принуждать себя к постоянным тренировкам, сколько он сумел бы сделать! Красивому, любезному, апатичному Бланшонне компания «Опель» предложила 100 тысяч франков за попытку побить существующий рекорд. У него не хватило мужества попробовать» (Ж. Берретро).

«В моей команде было два феномена, которые не показали результатов, ожидавшихся он них. Арман Бланшонне был одним из них. Этот суператлет был беззаботен и предпочитал тренировкам хорошеньких девушек. Он совершал большие дела, которые ничего не стоили, по сравнению с теми великими, какие он мог бы совершить, если бы был серьезнее» (Поль Рюинар).

Арман Бланшонне был весьма одаренным человеком, по меньшей мере, таким же одаренным, как Эдди Меркс. Но у него свойства характера оказались не на той же высоте, что физические данные.

Были и другие чемпионы, похожие на Бланшонне, хотя и далеко отстававшие от него по части беспечности, но так же, как и он, не имевшие «подобного закаленной стали» характера, свойственного настоящему спортсмену. Журналисты старались подчеркнуть их маленькие слабости, выдавая им характеристики в биографиях. «Малоспортивные» черты встречаются у чемпионов реже, чем противоположные, это понятно. Но тем не менее в нашу картотеку занесено 708 таких черт, и мы их сгруппировали в список, который предлагается ниже. Он состоит из черт, противоположных тем, которые были приведены в предыдущем списке.

ПОРТРЕТ ЧЕМПИОНА СО СЛАБЫМ ХАРАКТЕРОМ

Любезный, приятный, милый, лишенный индивидуальности, безликий, озабоченный, тревожный, выдумщик, «артист», благоразумный, трогательный, внимательный, предупредительный, несмелый, добрый, часто недовольный, ворчун, слишком спокойный, капризный, очаровательный, обаятельный, вежливый, учтивый, закомплексованный, понимающий, способный посоветовать, утешить, боязливый, растерянный, упавший духом, деликатный, тактичный, восприимчивый, впечатлительный, порядочный, подавленный, угнетенный, разочарованный, развязный, беззастенчивый, дилетант, дипломатичный, покорный, мягкий, послушный, податливый, нежный, ласковый, неспособный на усилия, мало тренированный, уклоняющийся от ответа, с прекрасным характером, слабый, фантазер, тонкий, чуткий, проницательный, лукавый, удачливый, везучий, человечный, доброго нрава, способный остаться незамеченным, неумелый, бездарный, непоследовательный, противоречивый, 'нерешительный, вялый, апатичный, снисходительный, беспокойный, беззаботный, непостоянный, невоздержанный, распущенный, с хорошей интуицией, непунктуальный, работающий неравномерно, лишенный самообладания, хитрый, с хорошими манерами, благовоспитанный, меломан, мирный, благодушный, пацифист, ленивый, опасливый, робкий, философ, живописного вида, невозмутимый, миролюбивый, поэт, уравновешенный, ровный, здравомыслящий, услужливый, располагающий к себе, осторожный, с приятным, ласковым взглядом, мечтательный, коварный, умный, скромный, сдержанный, обходительный, умеющий жить, чувствительный, чувственный, сентиментальный, несерьезный, малоактивный, застенчивый, трусливый, неработоспособный, обожающий семейный очаг, уязвимый.

ОБРАЗ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО «МАРСИАНСКОМУ» ТЕМПЕРАМЕНТА

Чемпионы, которые обладают хотя бы одной чертой из этого списка, менее «марси- 130 ане», чем другие. Это — еще раз — и требовалось доказать. Результат, отображенный на рис. 7, абсолютно ясен: чемпионы «со слабым характером» рождались в период прохождения Марса через горизонт или через кульминацию гораздо реже, чем чемпионы «с железным характером». Следовательно, список черт характера «чемпионов со слабым характером» представляет собою образ противоположного «марсианскому» темперамента. Это интересное доказательство а contrario[26] взаимоотношений, которые существуют между чертами характера человека и положением Марса в момент его рождения.

Сказанное выше к тому же раскрывает нам и психологию спортсменов. Именно серьезная разница в характерах разделяет тех, кто добивается больших успехов, от тех, кто серьезными достижениями не отличается. Те, кто «хочет многого», многого и добиваются при прочих равных условиях. Тут надо вспомнить, о чем мы говорили в предыдущей главе: связь между спортсменом и марсианской тенденцией оказывается особенно тесной, когда речь заходит об «асах», олимпийских чемпионах, рекордсменах мировых первенств. Она плохо заметна, если имеются в виду другие спортсмены. «Компания «Опель» предложила 100 тысяч франков Бланшонне за попытку побить существующий рекорд. Ему не хватило мужества попробовать». Ах! Если бы такое же предложение было сделано Эдди Мерксу! Но Бланшонне не родился, как Меркс, после прохождения Марса через меридиан.

Специалисты в области психологии подтверждают связь между чертами характера спортсмена и его спортивными достижениями. Уильям Ф. Штауб, адъюнкт-профессор физического воспитания Итака-колледжа в Нью- Йорке, изучал черты личности футболистов в связи с количеством забитых каждым из них голов. Он пользовался при этом чрезвычайно известным вопросником, разработанным Кат- телем. Результат: игроки, имевшие отношение к командам самого высокого класса, значительно чаще бывали «резкими», «жесткими», «прямыми», «бойкими», «уверенными в себе» и так далее, чем «чувствительными», «рефлексирующими», «боязливыми».

Позволим себе привести в последний раз цифры: процент вероятности перехода Марса через горизонт или меридиан вдвое выше при рождении чемпионов с железным характером, чем был бы при рождении господина Первого Встречного (64 процента вместо 33 процентов). Зато такой же процент вероятности при рождении чемпионов со слабым характером ниже того, какой предполагается при рождении господина Первого Встречного (29 процентов вместо 33 процентов). Напомним, что вероятность нахождения Марса в этих областях небесного свода при рождении художников и музыкантов составляет 28 процентов. Таким образом, можно сказать, что чемпионы со слабым характером оказываются психологически гораздо ближе к художникам, чем к своим собратьям с железным характером. Натальное положение[27] Марса явно сказывается на темпераменте, но почти не связано с профессиональной судьбой.

«ЮПИТЕРИАНСКИЙ» ТЕМПЕРАМЕНТ И АКТЕРЫ

Быть актером — это не ремесло, это приключение, и приключение куда более увлекательное, чем какое-либо ремесло.

Репе Симон

(Преподаватель драматического искусства)

Юпитер — планета, имеющая особое значение для актеров. Последние и составили группу людей, которая помогла нам исследовать то, что можно назвать «юпитерианским» темпераментом[28].

Наши биографические изыскания, касающиеся актеров, начались с изучения «Словаря французских артистов» Лионне. Это замечательный труд, в котором можно найти очень живые и очень похожие одна на другую биографии театральных актеров XIX века. Но там нет никаких сведений о современных артистах. Поэтому нам пришлось продолжить исследование, расширив поле поиска. Одна из главных библиотек Парижа, библиотека Арсенала, владеет библиографической сокровищницей актерских биографий: фондом Ронделя. Рондель — фамилия человека, одержимого театром, который в течение 30 лет собирал книги, журналы, отдельные статьи,

посвященные французским и иностранным актерам всех времен. Мы постоянно обращались к фонду Ронделя. В настоящее время наш собственный архив располагает более чем 4 тысячами фотокопий биографических документов, относящихся к почти 500 артистам. Представлены все амплуа и все жанры: есть сведения об актерах трагических и комических, театральных и кинозвездах, о шансонье и даже звездах мюзик-холла. Даты их рождений и натальные координаты планет уже были собраны нами во время нашего предыдущего исследования на тему «Планеты и профессии» и опубликованы в трудах нашей лаборатории.

Все эти актерские биографии были проанализированы точно так же, как биографии чемпионов спорта: все черты характера или особенности поведения были выделены, а затем занесены на карточки. Каждая карточка отражала одну из черт отдельной личности, на лицевой ее стороне были записаны данные о гражданском состоянии актера — «владельца» этой черты, а на обороте — его планетарное «удостоверение личности». Только по актерам мы заполнили больше тысячи карточек, — соответственно, столько же было определено и черт характера.

Верные нашему методу, мы начнем с «портрета» актерского характера в целом.

ПСИХОЛОГИЯ АКТЕРА

Как описать психологию актера? Мы уже знаем мнение об этом публики благодаря вопроснику, о котором уже говорили (см.

табл. 4). А вот что думают по этому поводу специалисты в области театра.

Интересующему нас сюжету посвящено совсем немного опубликованных работ. Попробуем набросать портрет в общих чертах, исходя из работы Андре Вильера «Психология актера»[29].

Как правило, актеры — экстраверты. «Среди актеров мы встретим много светских людей, — пишет Андре Вильер. — Актер должен любить свет, он чувствует себя в обществе свободно, людям хочется ощущать в нем непринужденность». Он должен быть симпатичным: «Независимо от того, красив ли актер, обаяние, гиарм — одно из его главных достоинств. Некоторые существа, подобные холодным статуям, отличаются безжизненной красотой, не способной излучать ни в малейшей степени того, что могло бы вызвать симпатию. Обаяние, напротив того, соблазнительно. Сколько существует таких молодых красавцев, застывших, не излучающих сияния, неспособных привлечь публику?» — замечает тот же автор. Свобода в движениях, улыбка, мимика позволяют актеру легко общаться со зрителем, устанавливать свою власть над ним. «Мы любим думать, что эта симпатичная изменчивость, эта легкость и непринужденность присущи артисту и только ему, что они отличают его даже тогда, когда он разгримировывается и сходит со сцены». Одним словом, актер должен быть существом, исполненным стихийности как на сцене, так и в жизни, потому что «внимание и рефлексия как враги всякой стихийности и простоты могут уменьшить его обаяние», его влияние на публику. Ремесло комедианта, пишет Луи Жуве, «...не требует больших познаний, оно не требует от нас и того, чтобы мы были мыслителями. Здесь нужна чувствительность». Не требует актерское ремесло и излишней тонкости: «Игра, не отличающаяся никакими особыми достоинствами, кроме живости, стоит куда больше, чем в высшей степени умная, но холодная». Актер должен уметь проявлять свои чувства. Он должен также организовывать и поддерживать легенду о себе и для этого, не колеблясь, открывать публике часть своей личной жизни. «Когда Сара Бернар решилась остричь волосы, чтобы сыграть герцога Рейхштадтского в «Орленке», весь Париж знал, что драгоценные белокурые косы заботливо упрятаны в ларец розового дерева».

В общем, актер постоянно ищет блестящей и веселой жизни: «генеральные», премьеры, экстраординарные гала-представления. «Фойе и гримуборные артистов — это светские салоны, где изощряются в остроумии или в колкостях». Актер, в определенном смысле, должен быть весьма непосредственным. Мадам Дюссан приводит такое определение актера, сделанное доктором Дидом: «Живое воображение, легкая возбудимость, способность обольщаться, большая подвижность характера». Актер должен быть живописным, оригинальным, жизнерадостным: «В труппе на гастролях нет места меланхолии». Мы говорили о взрывах общего веселья перед представлением и после него.

Инстинкт игры проявляется не только в собственно драматическом действии: шутки на сцене, даже во время спектаклей самых суровых жанров, общеизвестны. Примеры подобных розыгрышей весьма многочисленны. Да и в любой области повседневной жизни актер в большей или меньшей степени «ломает комедию»; у него «склонность театрализовать малейшие события своего существования». Вовсе не случайно популярное выражение. «Ну и артист!» относится к человеку, который своими жестами и мимикой преувеличивает свое реальное значение.

Актер — это художник и, стало быть, полная противоположность мещанину. Частная жизнь некоторых актеров и актрис свидетельствует о полной свободе их морали от любых комплексов, «...физические желания удовлетворяются по мере того, как возникают, без малейших ограничений». Известная распущенность, толкающая к эксцентричным выходкам, к игровому столу, к опрометчивым расходам, проявляется во все времена как обычное дело для актера. Но может ли актер-«мещанин» быть подлинным артистом? Однажды Люнье-По написал о Жюле Берри: «Что за удовольствие на самом деле оказаться рядом с Комедиантом, с «отлученным», с тем, кого я в высшей степени почитал, потому что вне сцены он совершенно безрассуден». «Жак Копо очень часто выступал против омещанивания актера, превращавшегося в некоторых театрах в своего рода чиновника, разумеется, уверенного в своих профессиональных достоинствах, но окончательно потерявшего всякий контакт с воображением, страстью, жизнью».

Однако ко всему выше сказанному надо еще добавить, что актер честолюбив, следовательно, он — карьерист. Стремление преуспеть в театре или в кино — это авантюра, успех которой требует дерзости, отваги, сноровки, жесткости.- В некотором смысле театр это «худшее из ремесел», потому что нет времени ждать, пока добьешься успеха, пока «прорвешься». Актер не может, подобно непризнанному ученому, рассчитывать на посмертную славу. Убегающее время для актера — время безвозвратно потерянное. Он должен постоянно находиться в борьбе с обществом за то, чтобы его узнали и признали, пока он молод, затем — чтобы оставаться на вершине до того неизбежного момента, когда его оставят красота и обаяние. Слава, на которую актер всегда рассчитывает, несмотря ни на какой талант, не свалится на него с неба, если он не сумеет вовремя завоевать публику и обогнать других претендентов на ее внимание. Вера в себя никогда не должна оставлять артиста.

ДВА ТИПА АКТЕРОВ

Не всякий актер только и думает, что о славе, и не всякий способен, чтобы достичь ее, идти по трупам или любой ценой добиваться кричащей рекламы. Луи Жуве провел очень четкую границу между двумя категориями артистов. Есть «стыдливые» актеры, а есть «бесстыдные». «Актер — это бесстыдный комедиант...» Актер занимается саморекламой, выставляет себя напоказ. Если объективно говорить о его облике — моральном и физическом, — нужно признать и то, что он гордится, что, вовсе не заставляя о нем забыть, он демонстрирует свою личность с чувством удовлетворения, без всякого стыда. «В какой-то мере он «эксгибиционист». В этом мы можем обнаружить «комплекс зрелищности», открытый психоаналитиками. «Бесстыдный» актер играет инстинктивно, мощно. В персонажах, роли которых он исполняет, всегда можно найти проявления его собственной индивидуальности.

Именно таким и был великий французский романтический актер Мелинг, родившийся 16 апреля 1807 года в 3 часа в Кане (Нормандия), после восхода Юпитера, актер, появление на сцене которого дошло до нас в описании Жюля Трюффье: «Он начинал с очень сильного крика, потому что полагал: главный герой драмы должен заявить о себе сразу же перемещением воздуха и повелительной звучностью. И он простодушно отвечал кому-то, кого это удивляло: «Просто необходимо, чтобы я кричал, первый раз появляясь на сцене, иначе никто не поймет, что это вышел Мелинг!»

Актеры такого рода часто оказывают сильное воздействие на публику. «Некоторые из них не блещут культурой, но в своей простоте находят источник смелости и непосредственности. Им свойственна полная свобода действий, которой не мешают ни самонаблюдение строгого ума, ни продиктованное опытом и воспитанием отвращение к нарушениям вкуса». Это «священные чудовища», но их уверенность, их перегибы утомляют публику одновременно с тем, как околдовывают ее.

Совершенно иной актер «стыдливый». «Он заставляет забыть о себе, когда сочиняет композицию роли, используя гармонически упорядоченные собственные наблюдения и собственный чувственный и интеллектуальный опыт для большей части своих выразительных средств. Эта вторая тенденция может стать причиной «добросовестности без тепла, техники без души», нехватки непосредственности. Но какое огромное удовольствие можно получить, когда тонкость и интеллигентность соединяются с природным даром выразительности! «Стыдливый» артист имеет призвание к театру, а не призвание быть «актеришкой». Идти вперед для него не значит только становиться известным, выбиваться в звезды, это значит — свободно развивать свою личность в искусстве, которое он избрал. Нет смысла говорить о том, что «стыдливых» артистов можно встретить куда реже, чем «бесстыдных», в списке тех, кто преуспел на сцене. Потому что актер, по определению, должен демонстрировать себя, говорить, проявлять свои чувства.

Чтобы проиллюстрировать эти заметки Луи Жуве, мы приведем сейчас три примера.

Вот прежде всего портрет «бесстыдного» актера в том смысле, какой вкладывал в это понятие Луи Жуве, артиста, наделенного исключительным талантом, Жюля Берри, которого, как мы видели, Люнье-По считал таким «безрассудным». Родившийся 9 февраля 1833 года в 21 час в Потье, Жюль Берри появился на свет после кульминации Юпитера. Пьер Ларош так описывает его: «У этого актера бьп свой, совершенно особый стиль, состоящий из дерзкой развязности, сомнительной элегантности и остроумной непринужденности. Он жестикулировал, как марселец, носил неподражаемые манжеты, прикуривал сигарету ему одному свойственным образом, завязывал шейный платок с великолепной небрежностью и всегда вызывал подозрение, что импровизирует текст. Да так часто и бывало! Он вылезал наружу из своих ролей. Любой его персонаж становился Жюлем Берри, в еще большей степени Жюлем Берри, чем натуральный Жюль Берри... Он проживал жизнь своего персонажа с лихорадочной интенсивностью. Он не терял ни минуты. Актеришка, играя Наполеона, воображает себя императором, Жюль Берри всегда был Жюлем Берри. Он всегда играл «исключительное представление». Сравним этот портрет с несколькими замечаниями, извлеченными из статьи, написанной Максом Фавалелли по случаю смерти актера: «Персонаж, которого он выводил на подмостки, был всегда чуточку им самим, потому что он привносил в роль ту же самую фантазию, которая насыщала его существование; этот блестящий, остроумный человек, казалось, всегда импровизировавший свои роли, обладал колоссальным воздействием на публику... Он был женат три раза, в последний раз женился в пятьдесят один год, а его невесте было семнадцать... Ходившие о нем легенды, которые он сам обогатил тысячью забавных анекдотов, представляли Жюля Берри одним из самых живописных актеров нашего театра. Он был страстным игроком, деньги утекали у него сквозь пальцы, и он проигрывал целые состояния на зеленых коврах клубов и на зеленых лужайках Лоншана, где лошади из его конюшни участвовали в бегах».

Противопоставим этому портрету портрет актера «стыдливого» — великого артиста итальянского театра Руджеро Руджери, родившегося 14 ноября 1871 года в 7 часов 30 минут в Фано, в час, когда Юпитер не восходил и не проходил кульминацию. Автор статьи, Сильвио д’Амико, тонко и проницательно показывает, чем Руджеро Руджери отличается от «бесстыдного комедианта», о котором говорил Луи Жуве:

«Руджери не был скороспелым актером, актером, которому на 20-м году жизни уже обещают славное будущее и восторженную толпу поклонников, словом, он не был «Великим Артистом». Когда говорят о «Великом Артисте», подразумевается, что он должен быть мощного телосложения, со значительным лицом, мускулистый и краснощекий, что у него должны быть размах и горячая кровь. Руджери мало напоминает этот портрет... Бледный, бескровный, никогда бурно не жестикулирующий, на лице — застывшая маска. Настолько же, насколько «Великий Артист» шумен, Руджери был тих — с размеренной речью, мелодичным голосом. Настолько же, насколько «Великий Артист» возбужден, Руджери был задумчив. Он раскрывался лишь мало-помалу. Это был человек утонченный, осторожный, с отличным чутьем на нюансы, во всем знающий меру... Он играл нутром, со сдержанной напряженностью».

Одна из самых знаменитых актрис всех времен Элеонора Дузе тоже была из «стыдливых» артистов. Причем — явно на очень высоком уровне. Она родилась 3 октября 1858 года в 2 часа в Виджевано поблизости от Павии, в момент, когда только что взошел Сатурн, а не

Юпитер: «Дузе — ее ужас перед всяким кабо- тинством, перед всяким кривляньем; ее привычка к чрезвычайно скромному образу жизни, далекой от интриг; ее полный отказ от собственной души и от собственного существа, когда она играла, то есть когда оказывалась перед зрителем, и вместе с тем намеренная жестокость по отношению к собственной жизни, абсолютно закрытой от нескромного любопытства...» (Анри Лапоз). «Дузе: она вызывала восхищение диапазоном своего ума, благородства и глубины характера... Она походила на большинство знаменитых актрис настолько мало, насколько только это возможно; ее искусство не заключалось в создании фальшивой и захватывающей реальности, напротив, она представляла в самой что ни на есть истинной, самой полной, но в равной степени и в самой обнаженной форме чувства, органически присущие женщине. Кто-то очень точно написал, что «занятия своим искусством были для нее своего рода жречеством...». Ее жизнь вся состояла из тайны и уединения. Она отказывалась отвечать на вопросы, глухо закрывалась от любопытства... Ее обуревал ужас перед актерствовани- ем, перед той скоротечной мимолетностью, из которой соткано искусство артиста, бросающего вполголоса язвительную шутку в самый патетический, самый мучительный момент действия...» «Счастье, — говорила Дузе, — заключается в том, чтобы запереть дверь и в одиночестве, в маленькой комнатке, сидя за столом, творить жизнь в полной изоляции от жизни»[30].

Понятно, что надо обладать совершенно особенным, поистине великим талантом, чтобы достичь известности с подобным отношением к жизни и с таким «дикарским» характером. Понятно также, что портрет «типичного» актера, чаще всего включающий в себя непринужденность, уверенность в себе и экстраверсию, весьма отличается от этого. Но некоторые из «стыдливых» актеров, и Дузе доказывает это, достигли огромной известности. Но, конечно, таких меньше, чем других. Ну разве не волнующее занятие — попытаться, благодаря нашей биографической картотеке, разделить актеров на две группы и посмотреть, соответствует ли разница в их темпераментах различию в положении планет в час их рождения?

ТИП АКТЕРА, ОТНОСЯЩЕГОСЯ К «БЕССТЫДНЫМ КОМЕДИАНТАМ»

Прежде всего мы выбрали из нашей картотеки карточки актеров одного и того же типа, который, как казалось, имел отношение к «бесстыдным комедиантам», в том смысле, какой вкладывал в это определение Луи Жуве. Список черт характера, присущих им, естественно, не окончателен, и дальнейшие исследования, вероятно, несколько изменят его содержание:

«Обладает деловым чутьем, стремится афишировать свое мнение, любимец публики, непринужденный, умеет хорошо держаться, высокомерный, надменный, спесивый, тщеславный, амбициозный, делает все с размахом, не лишен наглости, дерзкий,

смелый, властный, авантюрист, болтливый, нуждается в само демонстрации, играет с подъемом, «с огоньком», каботинец, притворщик, капризный, колкий, язвительный, купающийся в лучах славы, горячий в игре, гневливый, обладает чувством комического, общительный, экстраверт, кокетливый, критичный, ему не свойственна деликатность, живой, расторопный, проворный, развязный, мот, волокита, донжуан, деспот, красноречивый, энтузиаст, бодрый, увлекающийся, шаловливый, резвый, умный, остроумный, ошеломляющий, необычный, любитель преувеличений, эксцентричный, вспыльчивый, пламенный, способный стать руководителем театральной антрепризы, необузданный, пылкий, веселый, склонный к жестикуляции, жестикулирующий беспорядочно, насмешник, зубоскал, величественный, отважный, склонный к хорошему настроению, идол публики, нетерпеливый, страстно желающий продвинуться, безжалостный, импозантный, впечатлительный, резкий, независимый, недисциплинированный, непослушный, непокорный, невыносимый, ревнивый, завистливый, весельчак, лукавый, хитрый, исполненный презрения, светский, колючий, любящий противоречить, оригинальный, открытый, элегантный, с прекрасной выправкой, ярко выраженная личность, даже слишком, искрящийся, крепкий, сильный, живописный, увлеченный политикой, популярный, общедоступный, обаятельный, авторитетный, расточительный, охотно идущий на провокации, вызывающий, задорный, злой, яростный, знающий, как стать богатым, смешливый, прямой, откровенный, беззастенчивый, любящий поскандалить, удачливый, гордый, спесивый, симпатичный, пошляк, суматошный, шумливый, неугомонный, непоседливый, беспокойный, воодушевленный, говорливый, обладающий быстрой речью».

Подобное описание актерской личности хорошо представляет «юпитерианский» темперамент. И действительно, артисты, которым свойственны обозначенные в списке черты, чаще, чем актеры в целом, рождаются после прохождения Юпитера через горизонт или меридиан (рис. 8). Статистика включает в себя уже 2110 случаев. Такое большое число совпадений не может быть приписано случайности. Следовательно, типичный актер является по природе своей обладателем «юпитерианского» темперамента. Заметим мимоходом, что хотя напечатанный выше список и относится к «юпитерианскому» темпераменту, но отнюдь не исчерпывает его. Этот портрет сделан с точки зрения только актерских биографий. Возможно, он не полон. Изучение индивидуальности представителей других профессий, в особенности — политиков и военных, позволит обогатить этот список новыми понятиями. Но в данный момент вернемся к артистам — к тем, чей «менталитет» противоположен, чтобы узнать, наблюдается ли при их рождении и противоположное положение Юпитера.

ТЕМПЕРАМЕНТ «СТЫДЛИВОГО» АКТЕРА

Попробуем выделить в нашей картотеке все черты, которые, хотя и принадлежат актерам, но в каком-то смысле противоположны чертам, собранным в предыдущем списке. В нижеприведенном списке перечислены достоинства и недостатки «стыдливых» актеров. Серьезность, замкнутость, порядочность, искренность, нехватка стихийности, общительности, в определенной степени — общительности и веселости... Впрочем, вот он — список:

«Не слишком приветливый и радушный, неласковый, язвительный, колкий, хрупкий, воспринимающий происходящее с горечью, имеющий мало друзей, не преуспевающий, не стремящийся сделать карьеру, неудачливый, целомудренный, коллекционер, педантично точный, серьезный в поведении, сосредоточенный, малообщительный, замкнутый в себе, добросовестный, сознательный, вежливый, боязливый, приличный, благопристойный, часто впадающий в уныние, не умеющий защищаться, благородный, достойный, скромный, сдержанный, бескорыстный, бесстрастный, любящий серьезные развлечения, любящий пожаловаться, мягкий, добрый, нежный, прямой, честный, в высшей степени порядочный, ограниченный, верный, постоянный, искренний, правдивый, чистосердечный, прямодушный, холодный, не слишком веселый, слабо жестикулирующий, важный, степенный,. строгий, ворчливый, брюзга, колеблющийся, достойный уважения, почтения, не умеющий заставить признать себя, ненавязчивый, слывущий интеллектуалом, умный, не любящий интриг, законопослушный, преданный, маньяк, заурядный (актер), методичный, аккуратный, дотошный, наивный, наблюдательный, упрямый, упорный, настойчивый, любящий во всем систему, порядок, организованный, сам способный быть организатором, миролюбивый, несчастный, небогатый, педагогически одаренный, твердый, насмешник, шутник, который сам не смеется, пунктуальный, непопулярный, малодоступный, солидный, уравновешенный, точный, глубокомысленный, негибкий, непреклонный, несгибаемый, склонный к реализму, к рефлексии, задумчивый, имеющий обыкновение отказываться заранее, брать свои слова назад, осторожный, быстро прячущийся в свою раковину, мудрый, благоразумный, благонравный, дикий, жестокий, ученый, образованный, щепетильный, совестливый, суровый, простой, откровенный, старательный, заботливый, бережливый, мрачный, неэффектный, молчаливый, неразговорчивый, мелочный, придирчивый, излишне скрупулезный, застенчивый, вздорный, постоянно играющий трагедию, трудолюбивый, печальный, мужественный, добродетельный, усердный».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.