Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролан Барт 6 страница




Если вы честно в течение десяти минут будете за­писывать все, что придет вам в голову, то вас очень уди­вит происходящее там. Вы захотите узнать, в своем вы уме или вы сумасшедший. Вы никогда не заглядываете в свой ум даже на десять минут, чтобы узнать, что там происходит, или, может быть, вы именно потому не за­глядываете в него, что глубоко внутри уже знаете, что там происходит. Возможно, вы боитесь.

Вот почему люди боятся одиночества и двадцать четы­ре часа в сутки ищут себе компанию - хотят встретиться с друзьями, или пойти в клуб, или что-нибудь еще. И ес­ли они не могут никого найти, то они читают газету или слушают радио. Никто не хочет оставаться один, потому что в тот момент, когда вы остаетесь одни, вы начинаете узнавать правду о своем действительном состоянии.

Когда присутствует другой человек, вы вовлечены в отношения с ним и не осознаете самого себя. Поиск другого — это не что иное, как поиск удобного повода, чтобы сбежать от самого себя. Основная причина, по­чему вы начинаете интересоваться другими людьми, заключается в том, что вы боитесь самого себя и очень хорошо знаете: если вы полностью узнаете себя, то об­наружите, что абсолютно безумны. Чтобы отделаться от этого ощущения, человек ищет компанию, ищет това­рищей, ищет друга,'ищет общество, ищет толпу.

 

Человек боится одиночества. Он боится одиночества потому что в одиночестве он может обнарркить отраже­ние своего действительного состояния, встретиться с от­ражением своего собственного лица. И это может быть очень пугающе, очень жутко. Поэтому с того момента, когда он просыпается утром, и до того момента, когда он засыпает вечером, он использует самые разнообразные методы, чтобы убежать от себя и не встретиться с самим собой. Он боится, что может увидеть самого себя.

Человек изобрел тысячи способов бегства от самого себя. И чем хуже становилось состояние, человеческого ума, тем больше новых изобретений он придумывал, что­бы убежать от себя. Если мы посмотрим на последние пятьдесят лет, то обнаружим, что человек создал развле­чений, позволяющих убежать от себя, больше, чем когда-либо в истории. Кинотеатры, радио, телевидение — все это способы убежать от себя. Человек стал таким бес­покойным. Каждый ищет развлечений; вы делаете самые разные вещи, чтобы на какое-то время забыть о самом себе, потому что ваша внутренняя ситуация ухудшает­ся. Повсюду в мире одновременно с развитием цивили­зации увеличилось потребление наркотиков. Недавно были открыты новые наркотики, которые становятся очень популярными в Европе и в Америке. Это такие наркотики, как ЛСД, мескалин, марихуана. Во всех раз­витых городах Европы и Америки, среди всех образован­ных людей стремление попробовать новые наркотики достигло пика. Поиск надежных средств, позволяющих человеку забыть самого себя, продолжается — без них человек окажется в большом затруднении.

Что стоит за всем этим? Почему вы хотите забыть самих себя? Почему вы так стремитесь к самозабве­нию? И не думайте, что забыть себя стараются только те люди, которые ходят в кино: люди, которые ходят в храмы, ходят туда по той же самой причине; нет ника-

 

кой разницы- Храм — это старый способ забыть себя, кино — новый способ. Если человек сидит и нараспев повторяет: «Рам, Рам», — то не думайте, что он делает что-то иное, нежели пытается забыть самого себя в пес­нопении — точно так же, как кто-то другой пытается забыть себя, слушая песню из кинофильма. Между эти­ми двумя людьми нет разницы.

Это стремление вовлечься во что-нибудь вне самого себя — будь то «Рам», или кинофильм, или музыка, ~ по сути есть не что иное, как стремление убежать от самого себя. Вы все занимаетесь тем, что так или иначе убегае­те от самих себя. Это говорит о том, что ваше внутрен­нее состояние ухудшается, и вам не хватает храбрости даже посмотреть на него. Вы очень боитесь посмотреть

в эту сторону.

Вы поступаете как страусы. Увидев врага, страус пря­чет голову в песок, поскольку думает, что смотреть на врага опасно. Когда врага не видно, страусиная логика говорит: «Раз его не видно, значит, его нет. Я в безопас­ности». Но это неправильная логика. Страуса можно простить, но человека — нет. Вещь не перестает суще­ствовать просто потому, что ее не видно. Если вещь вид­на, то с ней можно что-то сделать, но если она не видна, то нет никакой возможности что-либо сделать.

Вы хотите забыть то состояние, которое существует внутри, вы не хотите его видеть. Вероятно, ваш ум мож­но убедить в том, что чего-то, чего не видно, там нет, но это не означает, что оно исчезло. Невидимое — не зна­чит несуществующее. Если бы что-то было видно, то вы могли бы это изменить, но, поскольку этого не видно, изменение невозможно. Оно будет продолжать расти внутри подобно ране, подобно язве, которую вы спря­тали и на которую не хотите смотреть.

Ум стал раной. Если когда-нибудь будет изобретен аппарат, с помощью которого мы сможем посмотреть,

 

 

что происходит внутри каждого человека, то, вероятно, все немедленно совершат самоубийство. Никто не по­зволит, чтобы кто-нибудь еще увидел, что происходит внутри него. Рано или поздно это станет возможно, Прямо сейчас мы можем быть благодарны за то, что в наших головах нет окошек, через которые мы могли бы заглядывать друг другу в умы и видеть, что там про­исходит.

То, что люди скрывают внутри, и то, о чем они гово­рят снаружи, очень различается. То, что вы видите на их лицах снаружи, полностью отличается от того, что про­исходит у них внутри. Возможно, снаружи они говорят о любви, но внутри они полны ненависти. Они могут сказать кому-нибудь: «Доброе утро. Я рад тебя видеть. Я счастлив, что встретил тебя этим утром», — но внутри они говорят: «Почему первое, на что я должен смотреть сегодня утром, это физиономия этого дурака?»

Если бы существовали окошки, чтобы смотреть внутрь людских голов, то мы бы испытывали большие трудности, жизнь стала бы действительно сложной. Мы могли бы говорить с кем-нибудь по-дружески, думая при этом: «Когда же этот человек помрет?» На поверх­ности находится одно, а внутри — что-то другое, и мы не смеем посмотреть вовнутрь, взглянуть вовнутрь и увидеть.

Мать со своей дочерью жили вместе, и обе они хо­дили вр сне. Однажды, примерно в три часа ночи, мать встала и пошла в сад, расположенный за домом. Через некоторое время ее дочь тоже встала во сне и прошла в сад. Как только старая женщина увидела свою дочь, она закричала:

— Ты, стерва! Ты отняла у меня молодость. Как толь­ко ты родилась, я начала стареть. Ты мой враг. Если бы ты не родилась, я бы все еще была молодой.

 

И когда дочь увидела свою мать, она закричала:

~— Противная женщина! Из-за тебя моя жизнь стала тяжелой, стала рабством. Ты всегда была камнем в по­токе моей жизни. Ты — тяжкая цепь у меня на шее.

В этот момент прокричал петух, и обе они просну­лись. Увидев девушку, старая женщина сказала: - Дорогая, почему ты так рано встала? Ты можешь простудиться. Пойдем в дом.

Девушка немедленно коснулась ног своей старой матери. У нее была привычка каждое утро касаться ног матери. Она сказала:

- Мама! Ты встала так рано. У тебя слабое здоровье. Тебе не следует вставать так рано. Пойди отдохни.

Вы видите различие между тем, что они говорили во сне, и тем, что говорили в бодрствующем состоянии.

То, что человек говорит во сне, более подлинно, чем то, что он говорит, когда бодрствует, потому что это больше идет изнутри. То, каким вы себя видите в сво­их снах, более реально, чем то, каким вы являетесь на рыночной площади и в толпе. Лицо в толпе загрими­ровано и искусственно, глубоко внутри вы совершенно другой человек. Вы можете ухитряться скрывать вещи, прилепляя снаружи какие-нибудь хорошие мысли, но внутри горит пожар мыслей- На поверхности вы можете казаться абсолютно спокойным и здоровым, но внутри все нездорово и нарушено. На поверхности может ка­заться, что вы улыбаетесь, но возможно, что эта улыбка лишь прикрывает океан слез. На самом деле весьма ве­роятно, что вы натренировались в улыбках именно для того, чтобы скрывать слезы внутри. Обычно люди по­ступают именно так.

Кто-то однажды спросил Ницше:

— Вы всегда смеетесь. Вы такой радостный. Вы дей­ствительно так себя чувствуете?

Ю5

 

Ницше ответил:

— Раз уж вы спросили, я скажу вам правду. Я смеюсь для того, чтобы не заплакать. Прежде, чем начнется мой плач, я подавляю его смехом Я останавливаю его внутри себя. Мой смех может убедить других, что я счастлив. Я настолько печален, что чувствую облегчение, только когда смеюсь. Иногда я могу себя утешить.

Никто не видел Будду смеющимся, никто не видел Махавиру смеющимся, никто не видел Христа смею­щимся. Должна быть причина. Возможно, им нет нуж­ды смеяться, потому что внутри нет слез, и их не нужно скрывать. Возможно, внутри не осталось печали, кото­рую нужно скрывать за улыбкой. Все то, что было нару­шено внутри, исчезло, так что теперь нет необходимости прикреплять снаружи цветы смеха.

Тому, чье тело плохо пахнет, нужно брызгать на него духами. Тому, чье тело безобразно, нужно прилагать уси­лия, чтобы выглядеть красивым. Тому, кто внутри печа­лен, приходится учиться смеяться, а тому, кто внутри полон слез, снаружи приходится постоянно улыбаться. Тот, кто внутри полон колючек, должен снаружи укра­сить себя цветами.

Человек абсолютно не таков, каким кажется, он — полная противоположность. Внутри него — что-то одно, а снаружи — нечто другое. И хорошо, если другие об­манываются тем, что вы прикрепили снаружи, но про­блема заключается в том, что вы и сами этим обманыва­етесь. Если бы только другие были обмануты внешним видом, все было бы в порядке, — это не очень удиви­тельно, поскольку люди обычно видят только то, что снаружи. Но вы и сами обмануты, так как думаете, что вы действительно есть тот образ, который видят дру­гие. Вы смотрите на себя глазами других, вы никогда не видите себя непосредственно такими, какие вы есть, подлинными.

Образ, сформированный в глазах других людей, об­манывает вас самих, и вы начинаете бояться смотреть вовнутрь. Вы хотите видеть тот образ, который видят в вас люди, но не вашу реальность. Что говорят люди? Вам очень интересно знать, что о вас говорят. За этим лю­бопытством кроется только одно: вы думаете, что смо­жете узнать себя благодаря образу, сформированному в глазах других людей. Это поистине удивительно! Даже для того, чтобы узнать себя, вам приходится смотреть в глаза другого человека,

Люди боятся, что другие скажут о них что-то плохое. Они счастливы, когда люди говорят о них хорошее, по­скольку их знание самих себя зависит от мнения других. Они не обладают непосредственным знанием самих себя, у них нет прямого переживания самих себя. Это переживание может случиться, но не случается, потому что вы стараетесь убежать от него.

Первое, что необходимо при встрече с умом, - не беспокоиться о том, что говорят другие или каким вы кажетесь другим; вместо этого вы должны напрямую встретиться с тем, что вы есть по существу. В уедине­нии вы должны полностью открыть свой ум и увидеть, что там находится. Это требует храбрости. Это требует огромной храбрости — решиться войти в ад, скрытый внутри вас. Это требует большой храбрости — увидеть себя в своей наготе. Нужна большая храбрость.

Жил-был один император. Каждый день он уеди­нялся в комнате посередине своего дворца. Его семья, придворные, друзья, министры очень удивлялись этой привычке. Он всегда носил с собой ключ от этой ком­наты и, когда входил в нее, то запирал дверь изнутри. В комнату вела только одна дверь, и в ней не было ни одного окна. Каждый день он не меньше часа находился в этой комнате.

 

Даже его жены не знали о том, что он делает в этой комнате, потому что он никогда никому об этом рас­сказывал. Если кто-то спрашивал, он улыбался и молчал, и никому не давал ключ. Все удивлялись этому, и лю­бопытство росло с каждым днем: «Что он там делает?» Никто не знал. Он оставался в этой запертой комнате в течение часа, затем молча выходил оттуда и клал ключ к себе в карман, а на следующий день снова делал то же самое. Наконец людское любопытство достигло макси­мума, и они сговорились между собой, решив выяснить, что делает император в этой комнате. Его министры, его жены, его сыновья, его дочери приняли участие в этом заговоре.

Однажды ночью они проделали отверстие в стене, с тем чтобы увидеть, что он будет делать, когда в следу­ющий раз войдет в комнату. На следующий день, когда император вошел внутрь, все они один за другим загля­нули в отверстие. Но каждый, кто приближал свой глаз к отверстию, тут же отходил в сторону и спрашивал; «Что он делает? Что он делает?» Но никто не мог ска­зать, что он делает.

Император вошел внутрь и снял с себя всю одежду. Затем он простер руки к небу и сказал:

— О, Боже! Человек, который носил эту одежду, это

не я. Это не моя подлинная сущность — вот моя под­

линная сущность.

И он стал прыгать и кричать, и выкрикивать руга­тельства, и вести себя как сумасшедший.

Каждый, кто смотрел через отверстие, тут же отхо­дил в сторону в шоке и говорил:

— Что делает наш император? Мы думали, что, мо­

жет быть, он занимается какой-нибудь йогой или про­

износит какие-нибудь молитвы. Но чтоб такое! Что он

делает?

А император сказал Богу:

 

. — Человек, который стоял перед тобой одетым и вы­глядел безмолвным и спокойным, абсолютно фальшив. Он воспитанный человек. Я сделал его таким своими усилиями. В реальности же я таков. Это — моя подлин­ная сущность, это — моя нагота, и это — мое безумие. Если ты принимаешь мою подлинную сущность, тогда все в порядке, — потому что я могу обманывать людей, но как я могу обмануть тебя? Я могу показать людям, что я не нагой, надев одежду, но ты прекрасно знаешь, что я нагой. Как я могу обмануть тебя? Я могу показать людям, что полон безмолвия и блаженства, но ты знаешь меня в самой моей глубине. Как я могу обмануть тебя? Перед тобой я всего лишь безумец.

Перед Богом мы все подобны безумцам. В действи­тельности, если мы оставим в стороне Бога и посмотрим внутрь самих себя, то даже в своих собственных гла­зах мы будем выглядеть как сумасшедшие. Наши умы пришли в полное замешательство, но мы никогда не об­ращали никакого внимания на эту проблему и поэтому не создали никаких методов, чтобы с нею справиться.

Первое, что необходимо, — это встретиться с умом напрямую. Но, чтобы эта встреча состоялась, вы долж­ны понимать две или три вещи. После этого вы сможете думать о том, как изменить ум.

Для прямой встречи с умом прежде всего нужно отбросить все страхи познания себя. Что такое страх узнать себя? Это страх того, что, возможно, вы плохой человек. Это страх того, что после того, как вами был создан образ хорошего человека, вы обнаружите, что вы плохой человек. Вы производите впечатление хоро­шего человека — безгрешного, невинного, подлинного, правдивого. Ваш страх — в том, что вы можете узнать, что внутри вы не подлинный, фальшивый. Вы боитесь обнаружить, что вы нерелигиозный, противоречивый,

 

 

хитрый, лицемерный, небезгрешный человек. Это страх того, что ваш образ себя — то, какой, как вы думаете, вы есть, — может оказаться ложным.

Человек, который этого боится, никогда не сможет встретиться с умом. Очень легко уйти в леса, легко пой­ти в темноту, легко бесстрашно сидеть перед дикими животными, но очень трудно бесстрашно стоять перед диким человеком, который скрыт внутри вас. Это очень трудно. Совсем нетрудно годами стоять на солнце—лю­бой дурак может это делать; нетрудно стоять на голо­ве — любого идиота можно научить таким цирковым трюкам; и не очень трудно лежать на колючках — кожа приспосабливается к колючкам очень быстро. Если есть что-то действительно трудное, то это найти смелость, чтобы получить непосредственный опыт того, каким вы являетесь внутри — плохим ли, безумным ли, каким бы вы ни были.

Итак, первое, что необходимо, — это отбросить страх и приготовиться смело увидеть себя. Тот, у кого нет этой смелости, оказывается в затруднении. Вы заинте­ресованы в том, чтобы достичь души, вы заинтересова­ны в том, чтобы познать Существование, но у вас нет смелости, чтобы прямо и просто встретиться с самим собой. Душа и Существование очень далеко: первая ре­альность — ваш ум. Первая реальность — это центр мышления, с которым вы теснее всего связаны: сначала нужно увидеть его, узнать его, осознать его.

Прежде всего, необходимо стремление узнать свой собственный ум в уединении, без страха. Каждый день, в течение по крайней мере получаса давайте своему уму возможность выражать себя таким, какой он есть. Запритесь в комнате — как тот император — и дайте своему уму полную свободу. Скажите ему: «О чем. бы ты ни хотел подумать, поразмышлять, ты можешь это делать». Отбросьте всю самоцензуру, которая не давала

 

вещам выходить на поверхность, — отбросьте все это. Предоставьте вашему уму свободу, позвольте приходить на ум всему, что приходит, появляться всему, что появ­ляется. Ничего не останавливайте и не подавляйте — вы готовы узнать, что внутри.

И вы также не должны судить, что хорошо, что пло­хо, поскольку в тот момент, когда вы судите, начинается подавление. Все, что вы называете плохим, ум начинает подавлять, а все, что вы называете хорошим, ум начина­ет использовать как прикрытие. Поэтому вам не нужно ничего оценивать ни как хорошее, ни как плохое. Что бы ни присутствовало в уме, каким бы оно ни было, будьте готовы узнать его таким, какое оно есть.

Если вы позволите своему уму быть полностью сво­бодным, чтобы думать, размышлять, чувствовать, вы испытаете сильный страх и спросите себя, не сумасшед­ший ли вы. Но очень важно знать, что скрыто внутри, с тем чтобы освободиться от этого. Знание и понима­ние — первые шаги к освобождению от этого. Вы не можете победить врага, которого вы не знаете или не понимаете, — это невозможно. Скрытый враг, враг, стоящий у вас за спиной, более опасен, чем враг, с ко­торым вы знакомы, которого вы знаете, который стоит перед вами.

Первое, что нужно понять, — это то, что из-за огра­ничений и запретов, которые вы наложили на ум со всех сторон, вы не позволяете уму выражать себя в своей непосредственности. Вы ограничили всю его непосред­ственность. Все стало неестественным и фальшивым. Вы прикрыли все покрывалами, вы носите фальшивые лица и никогда не позволяете уму выражать себя прямо.

Поэтому сначала позвольте уму выражать себя пря­мо хотя бы перед вами, чтобы познакомиться со всем его содержимым, которое было скрыто и подавлено. Огромная часть ума была подавлена и скрыта в темноте.

 

 

Вы никогда не берете туда лампу. Вы живете на балконе своего собственного дома, а внутри во всех комнатах темнота, и вы не знаете, сколько насекомых, пауков, змей и скорпионов там спрятано. В темноте они обяза­тельно должны собраться. И вы боитесь принести туда лампу; вы не хотите даже думать о том, в каком состо­янии ваш дом

Для ищущего абсолютно необходимо отбросить этот страх. Чтобы осуществить революцию в своем уме и мыслях, первым делом нужно отбросить страх и быть готовым узнать себя без страха.

Второе, что необходимо, — это избавиться от всей цензуры и всех ограничений, которые вы наложили на ум, — а вы наложили на него много ограничений. Ваше образование, ваши моральные проповеди, ваша циви­лизация и культура наложили много ограничений: «Не думай об этом. Не позволяй таким мыслям приходить в голову. Это плохая мысль! Не допускай ее!» Когда вы подавляете плохие мысли, они не исчезают — они еще глубже проникают в ваше подсознание.

В результате подавления мысль не уходит, она глубже проникает в ваше существо, потому что то, что вы подавля­ете, пришло изнутри, оно не пришло откуда-то извне.

Помните: все, что есть в вашем уме, приходит не от­куда-то извне, оно приходит изнутри. Это как если бы из горы вытекал ручей, и мы бы закупорили его исток: ручей не будет уничтожен, он направится глубже — ис­кать другие пути, чтобы выйти из горы. Первоначально был один ручей, но теперь, возможно, их будет десять, потому что вода будет пытаться вытечь наружу, раз­делившись на десять ручьев. И если вы закупорите все десять истоков, то появится сто ручьев.

Все приходит изнутри, не извне. И чем больше вы это подавляете, тем более уродливым и искаженным оно становится. Тогда оно находит новые способы вый-

 

ти наружу, создаются новые сложности — но вы про­должаете еще сильнее подавлять это. Основной прин­цип, который вам навязывали в процессе воспитания с самого раннего детства, таков: любые дурные мысли надо подавлять. Но эти подавленные мысли не исчеза­ют, они проникают глубже в ваше подсознание. И чем больше вы их подавляете, тем глубже они проникают, и тем большей властью над вами они обладают.

Гнев — это плохо, поэтому вы стараетесь его пода­вить: тогда поток гнева распространяется внутри вас повсюду. Секс — это плохо, жадность — это плохо; то плохо, это плохо. Вы подавляете все плохое и в конце концов обнаруживаете, что стали всем тем, что подавля­ли. Как долго вы сможете удерживать эти подавленные ручьи, закупоривая их истоки?

И ум функционирует определенным образом На­пример, все, что вы хотите подавить, или от чего хотите убежать, становится для ума главным. Все, от чего вы хотите убежать, становится притягательным, и ум на­чинает к этому двигаться. Попробуйте это! Если вы ста­раетесь отчего-либо убежать или что-либо подавить, то ум немедленно сфокусируется на этом.

Миларепа был мистиком, жившим в Тибете. Однаж­ды к нему пришел юноша и сказал:

— Я хочу достичь могущества. Пожалуйста, дай мне мантру.

Миларепа сказал:

— У нас нет никаких мантр. Мы — мистики Ман­

тры — для волшебников, для фокусников. Иди к ним.

У нас нет никаких мантр — зачем нам могущество?

Но чем больше Миларепа отказывался, тем больше юноша думал, что мантра наверняка существует — ина­че почему мистик отказывается? И юноша продолжал снова и снова приходить к Миларепе.

 

Огромные толпы всегда собираются вокруг святых, которые прогоняют людей посохами или швыряют в них камни. Эти толпы думают, что у святого есть нечто особенное, иначе он не стал бы прогонять людей. Но вы не понимаете, что привлечение людей через объявление в газете или через швыряние в них камнями — это один и тот же трюк; та же самая пропаганда. И швыряние камнями — способ более манипулятивный и хитрый. Когда святые прогоняют людей, швыряя в них камни, они не понимают, что на самом деле привлекают лю­дей — это очень хитроумный способ. И люди приходят, не понимая, что их соблазнили.

Этот юноша решил, что, наверное, Миларепа пытает­ся что-то скрыть, и стал приходить к нему каждый день. В конце концов Миларепе это надоело, он написал для него мантру на клочке бумаги и сказал:

— Возьми это. Сегодня ночь новолуния. Прочитай

это пять раз в течение ночи. Если ты прочитаешь это

пять раз, то обретешь могущество, которого желаешь.

Тогда ты будешь способен делать все, что захочешь. Те­

перь иди и оставь меня в покое.

Юноша схватил бумагу, повернулся и побежал домой. Он даже не поблагодарил Миларепу. Но не успел он спу­ститься по ступеням храма, как Миларепа окликнул его:

— Мой друг, я забыл сказать тебе одну вещь. Ис­пользуя эту мантру, необходимо выполнять одно усло­вие. Когда ты читаешь ее, в твоем уме не должно быть никаких мыслей об обезьянах.

Юноша сказал:

— Не беспокойся, за всю жизнь у меня никогда не

было таких мыслей. Никогда не было никаких причин

думать об обезьянах. Я легко прочитаю ее пять раз, ни

о чем не думая.

Но он ошибся: он не дошел даже до нижней сту­пеньки, как обезьяны начали появляться. Он очень

испугался. Он закрыл глаза, и внутри были обезьяны; смотрел по сторонам и видел обезьян даже там, где их не было. Была уже ночь, и в мелькании теней среди де­ревьев он видел обезьян. Казалось, что обезьяны были везде. К тому времени, когда он добрался до дома, он был очень обеспокоен, потому что до сих пор никогда не думал об обезьянах, не имел к ним никакого отно­шения.

Он принял ванну, но, пока он купался, обезьяны были с ним. Его ум был одержим только одним — обе­зьянами. Затем он уселся, чтобы прочитать мантру. Он взял бумагу, закрыл глаза — и внутри была стая обезьян, дразнящих его. Он очень перепугался, но все же упор­но пытался выбросить их из головы и читать мантру в течение всей ночи. Он менял положение, пытался сесть и так и этак, в падмасану, в сидхасану, в разные другие позы йоги. Он молился, он кланялся, он просил их уйти. Он кричал, чтобы кто-нибудь помог ему избавиться от этих обезьян, но обезьяны были непреклонны; они были не готовы покинуть его этой ночью.

К утру юноша почти сошел с ума от страха и понял, что могущества мантры нельзя достичь так просто. Он понял, что ловкий Миларепа поставил ему трудное усло­вие. Миларепа был сумасшедшим! Если из-за обезьян и могло появиться препятствие, то, по крайней мере, он не должен был упоминать о них. Тогда, возможно, мо­гущество мантры могло бы быть достигнуто.

Утром он, плача, вернулся к Миларепе и сказал:

— Возьми обратно свою мантру. Ты сделал большую ошибку. Если обезьяны являются препятствием при ис­пользовании этой мантры, то тебе не следовало упоми­нать о них. Хотя обычно я никогда не думаю об обезья­нах, они преследовали меня всю прошлую ночь. Теперь, чтобы достичь могущества этой мантры, мне придется дождаться своей следующей жизни, потому что в этой

 

 

жизни мантра и обезьяны стали единым целым. Теперь избавиться от них невозможно.

Обезьяны стали единым целым с мантрой. Как это произошло? Ум юноши настаивал на том, что обезья­нам там не место, и поэтому обезьяны пришли. Всякий раз, когда его ум пытался избавиться от обезьян, они по­являлись. Всякий раз, когда его ум пытался убежать от обезьян, они приходили.

Запрещать — значит привлекать, отказывать — зна­чит приглашать, препятствовать — значит искушать.

Ваш ум стал очень больным, потому что вы не по­нимаете этой простой вещи. Вы не хотите быть в гне­ве — тогда гнев приходит, как обезьяна. Вы не хотите быть сексуальным — тогда секс появляется, как обе­зьяна, и хватается за ваше существо. Вы не хотите быть жадным, вы не хотите быть эгоистичным — и жадность, и эгоизм приходят. Но все, чего вы хотите: духовность, религиозность, просветление, — похоже, не приходит. То, чего вы не хотите, приходит, а то, что вы стараетесь получить, никогда не появляется. Все это разочарование происходит из-за непонимания этой простой вещи, ка­сающейся ума.

Второе, что следует помнить, — не нужно щябирать, что должно быть в уме и чего не должно. Нам нужно быть готовыми наблюдать все, что появляется в наших умах, ничего не выбирая и без каких-либо условий. Так мы мо­жем начать видеть, чем на самом деле является ум.

Этот простой факт противоречивости природы ума хорошо известен специалистам по рекламе во всем мире, но религиозные лидеры с ним совсем незнакомы. Про­пагандисты всего мира понимают этот факт, но люди, наставляющие общество, его не поняли. Когда на афи­ше кинофильма написано «только для взрослых», дети идут на него, приклеив на лица грошовые фальшивые

 

усы- Специалисты по рекламе знают, что для того, что­бы привлечь детей, в объявлении необходимо использо­вать слова «только для взрослых». Существуют женские журналы «только для женщин». Никто не читает их, кроме мужчин; женщины никогда их не читают. Я на­вел об этом справки и выяснил, что большинство поку­пателей — мужчины. И когда я расспросил агентов о журналах, которые они продают на рынке, они сказали: «Женщины покупают журналы с маркировкой „толь­ко для женщин" лишь изредка; они обычно покупают журналы с надписью „только для мужчин"».

Специалисты по рекламе понимают, что привлекает ум мужчины, но религиозные лидеры и учителя нрав­ственности до сих пор этого не поняли. Они все еще про­должают учить людей глупостям вроде: «Не гневайтесь, боритесь с гневом». Человек, который борется со своим гневом и пытается от него убежать, будет одержим гне­вом всю свою жизнь. Он никогда не освободится от него. Только человек, который заинтересован в том, чтобы по­знакомиться со своим гневом, встретиться с ним лицом к липу и не бороться, станет свободным от него.

Поэтому второе, что следует помнить,—необходимо отбросить все настроения конфликта и борьбы слюбым состоянием ума. Просто создайте настроение, найдите в себе стремление узнать, понять: «Что есть мой ум?» Нужно войти в ум именно с таким искренним настро­ем Это второе.

И третье — важно не выносить никаких суждений о чем-либо, что возникает в уме. Не выносите никаких суждений о том, что плохо, а что хорошо. Хорошее и плохое —- это две стороны одной монеты. Везде, где есть плохое, на другой стороне есть хорошее; везде, где есть хорошее, на другой стороне есть плохое.

Внутри хорошего человека спрятан плохой человек, а внутри плохого человека спрятан хороший. У хорошего

 

человека хорошая сторона его монеты обращена вверх, а плохая сторона — вниз. Поэтому, если хороший че­ловек становится плохим, то оказывается, что он хуже, чем самый плохой человек. А если плохой человек стано­вится хорошим, то хороший человек в сравнении с ним тускнеет. В плохом человеке хорошее было полностью скрыто — было видно только плохое. Если он изменится и станет хорошим человеком, то другие хорошие люди рядом с ним будут выглядеть тусклыми. Внутри него про­явится очень чистая и скрытая сила хорошего. Валмики или Ангулимал — прекрасные примеры; они были очень плохими людьми, которые однажды стали хорошими и затмили своей добродетелью всех прочих святых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.