КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Драматургия эстрадного обозрения
Характерной особенностью большинства тематических концертных программ является то, что при создании сценария приходится предусматривать и отводить соответствующее место выступлению каких-то официальных лиц. Это могут быть чиновники из президентской администрации, от руководства города или отрасли, депутаты различных уровней. Выступление может происходить и, что называется, «в живом плане», и в фирме специально записанного телевизионного обращения в зал с укрупненного телеэкрана. Что именно будут говорить в момент своего выступления начальственные лица, всегда непредсказуемо. Бывают случаи, что говорится как раз то, что после выступления должен был бы сказать конферансье или ведущий. И если конферансье еще может что-то сымпровизировать, то для ведущего, который чаще всего произносит заученный текст, а то и вовсе произносит его «по бумажке», -такая ситуация является просто катастрофической. Хорошо еще если удается через многочисленных посредников договориться об общей продолжительности этого «вкрапления», которое никак не должно превышать одну-две-три минуты, если это не президент страны... Более того, разного рода начальство сегодня предпочитает выходить на сцену не коротким путем, из-за кулис, а непременно из Стр.220 зала, в свете прожекторов, чтобы все видели, да еще требует, чтобы звучали фанфары, особый сигнал...* Еще одна сложность возникает при работе над сценариями подобных тематических концертных программ, когда кроме обычной художественной части существует еще и техническая, связанная с награждениями орденами, медалями, грамотами, конвертами с деньгами, букетами цветов, путевками за границу, ордерами на квартиры, и т. д. и т. п. Конечно, это бывает важно. Это и радостно и приятно — для награждаемых и их родственников и друзей, сидящих в зале. Но это останавливает концертную программу, «разваливает» ее, «сажает» темпоритм представления. Характерным в этом отношении примером могла бы служить тематическая концертная программа-церемония награждения лауреатов премии Всероссийского конкурса «Надежда России» в БКЗ «Октябрьский» осенью 2006 года. Нужно было провозгласить со сцены фамилии более 100 (!) награжденных, назвать города, откуда они приехали, что и за что получили, а потом еще и вернуться к концертной программе. Плюс к тому следовало назвать фамилии тех, кто награждает лауреатов. Приходилось и разбивать саму церемонию на эпизоды, и «вывозить» самих награждаемых на транспортере из-за кулис, а награждающих «выкликать-доставать» из зала. В подобных случаях сценарист должен сутками находиться рядом с режиссером, имея при себе ноутбук, и тут же, по-ходу дела, придумывать реплики, остроумные ответы, переписывать четверостишия для изменившейся ситуации... Таковы условия этой «железной игры». · · · · · · Еще одной характерной проблемой, не столько для тематических концертов, сколько для юбилейных, — является непременное застолье. * Мало кто знает об этом, и хотя тут нет государственной тайны, но у президента, например, существует свой особый артист, которому доверено из-за кулис четко и ясно произносить его имя, отчество, фамилию и занимаемую должность... Нет уверенности в том, что его возят за главой страны по всему миру, но что он летает с этой целью по всей России, — несомненно. Тут можно удивляться, но спорить с «протоколом» бессмысленно. Его надо выполнять. Стр. 221 Оно всегда существует, но это счастье, если застолье вынесено «за скобки» самого юбилейного концерта и происходит после него. Хотя и в этих случаях часто просят это застолье как-то театрализовать. И приходится придумывать интермедии «На вынос холодных закусок» и на «Внос горячего блюда», и «создавать» смешные и торжественные тосты в стихах и в прозе, и согласовывать все это с кинороликами, специально подготовленными к этому случаю... Сейчас на юбилейных театрализованных программах часто демонстрируются специальные телесюжеты, созданные на основе массива в 100-150 различных фотографий юбиляра, от первых пеленок — до сегодняшнего дня процветания и торжества. Все это сопровождается более или менее остроумными репликами закадрового ведения и музыкой*.
В завершение главы можно констатировать: тематические, юбилейные, корпоративные концертные программы имеют много общего, часто похожи друг на друга по своей структуре; поэтому круг встающих перед сценаристом и режиссером проблем по сути заключается в создании особых форм театрализованных сборных концертов, которым придается особый колер и ряд смысловых акцентов, соответствующих данному конкретному случаю. Иногда имеющие место в реальной жизни отдельные случаи, когда концертная бригада, едущая на юбилей одного лица или предприятия, по ошибке попадает к другому лицу или на другое предприятие, — прекрасный драматургический ход и для сценки, и для смешного монолога, и для целого пародийного блока в программе. Вопрос, как всегда, — в профессиональной разработке этого «хода». Только и всего. При этом, конечно же, следует учитывать, что тема и смысл праздника диктуют его форму. Примером может служить своеобразный «Праздник Самого длинного в мире шарфа», проведенный несколько лет назад Российским этнографическим музеем в Петербурге. * Чаще всего эта задача встает на так называемых корпоративных мероприятиях разного уровня. О них мы поговорим отдельно несколько позже. Стр.222 Идея праздника была, можно сказать, «импортная» и завезена к нам из «Туманного Альбиона». Это англичане первыми стали общими усилиями вязать шарф, растянув его на несколько сухопутных миль и мало заботясь о том, где они найдут такой длины шею для подобного шарфа. Нашим сотрудникам Этнографического музея британская затея понравилась. Было сделано объявление, и наши старушки несколько месяцев, сменяя друг друга, из принесенной с собой шерсти вязали этот предмет, превзойдя жительниц Объединенного королевства. Это был символ служения общему делу, трудолюбию, уважения к капризам погоды, и т. д. Наконец настал торжественный день окончания коллективного труда. На ступенях Этнографического музея состоялась торжественная презентация небывалого изделия народных промыслов, костюмированные персонажи вынесли его из дверей дворца, грянул оркестр, прозвучали речи, стихи. Процессия с ряжеными, костюмированной охраной на лошадях обнесла Шарф вокруг квартала Русского и Этнографического музеев, а затем была устроена «Народная дискотека»*. * По поводу этого события можно вспомнить хороший лозунг, висящий у входа в Петербург-концерт: «Мы празднуем все, что только можно отпраздновать!». Что ж, совсем не так плохо! ГЛАВА 1 5 ЧТО ТАКОЕ ЭСТРАДНОЕ ОБОЗРЕНИЕ (РЕВЮ). - ИЗ ИСТОРИИ ОБОЗРЕНИЙ. - ТРАДИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В ЭСТРАДНЫХ ОБОЗРЕНИЯХ. - ДВА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТА ЭСТРАДНОГО ОБОЗРЕНИЯ. - ОБОЗРЕНИЕ-ПУТЕШЕСТВИЕ. - ОБОЗРЕНИЕ С ФИГУРАМИ ОБОЗРЕВАТЕЛЕЙ. - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТИВА КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЮЖЕТОВ ЭСТРАДНЫХ ОБОЗРЕНИЙ. -АВТОРСКИЕ ЭСТРАДНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ. Один из самых простых способов организации эстрадных номеров с целью превращения их разумной последовательности в единую театрализованную программу состоит в создании того или иного ОБОЗРЕНИЯ. Музыкальное обозрение в России иногда еще называют РЕВЮ. «ОБОЗРЕНИЕ (франц. Кемие) — вид представления, объединяющий различные эстрадные формы — сценки, куплеты, пародии, песенки, цирковые номера и другие, при помощи несложного сюжета (обычно связанного с путешествием) или постоянных персонажей-обозревателей. <...> В Европе в конце XIX в. развиваются два вида обозрений — 1) сатирическое злободневное обозрение, 2) эффектное зрелище с балетом, хором, цирковыми номерами в программах театров варьете, мюзик-холлов, цирков»1 Эстрадные обозрения, особенно в прошлом, часто были полем для политической сатиры. По свидетельству Е. Д. Уваровой, в России обозрения появились в 70-80-х годах XIX века. Одно из первых политических обозрений было поставлено В. М. Лентовским в 1877 году. Оно называлось «Ба, в Москве знакомые все лица». Большой популярностью пользовались они и в Петербурге: «обозревали» Неметти, Тумпаков, Стр.224 Павловский театр, «Олимпия», «Аркадия» и др. В веселой и остроумной форме подавалось сатирическое содержание. Например: «На площади перед Думой, вокруг большой лохани, сидели гласные и пускали мыльные пузыри с надписями „Троицкий мост»", „Городской трамвай", „Всеобщее образование". Поднявшись в воздух, пузыри лопались...». Или: «Двадцать пять актеров, изображавших банковских деятелей, выходили друг за другом. Из кармана первого содержимое перекладывалось в карман второго, и т. д. „Что это такое?" — спрашивал Обозреватель. — „Это? Это же взаимный кредит"»*. В обозрении «Русский бес» («Оперетта в Пассаже», 1906) шла сцена о возвращении цензуры: шестеро актеров, изображающих редакторов разных изданий, с завязанными ртами, в саванах и кандалах, несли стяг с надписью «129-я статья». Номер имел шумный успех. Наиболее популярные обозрения того времени — «Комета Галлея» («Аквариум». Москва, 1910), «Петербургская Кармен» (Екатерининский театр. СПб, 1906), «Дни свободы» («Зимний фарс». СПб., 1905) и другие. В различных эстрадных жанрах — пантомиме, скетче, куплете, пародии — поднимались самые злободневные политические темы: конституция, расправа над студентами, продажность депутатов, и т. д. Широко распространенные в молодой Советской России полит -обозрения, появившиеся по инициативе Л. Д. Троцкого, возникли не на пустом месте, а подхватили уже существующую традицию. Естественно, изменились темы, стала другой политическая направленность, но форма политобозрения в России родилась гораздо раньше2. Родина обозрений — Франция, где они появились в драматических театрах в 30-х годах XIX века. Но сам принцип обозрения -очень древний, можно сказать, классический. В литературе он, в частности, определяется термином «роман-путешествие». Так что к обозрениям можно отнести и древние религиозные «Жития святых», с их передвижениями по дорогам, проложенным «по земле, в небесах и на море». Сюда же относятся «Одиссея», «Дон-Кихот», «Приключения Ходжи Насреддина», «Кому на Руси жить хорошо?», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «12 стульев» и еще многие другие классические произведения. Стр.225
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |