КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Но в тематическом концерте какая-то одна тема выделяется как главная, основная, ведущая
То же самое можно сказать о выделении в особые группы концертов юбилейных и праздничных. Практически каждый юбилейный концерт можно рассматривать как концерт праздничный по той простой причине, что любой юбилей — непременно еще и праздник*. Более того, он одновременно подходит и под рубрику тематический и уж наверняка — под рубрику сборный или дивертисментный. * Тематизм юбилейного концерта иногда бывает связан не только с праздничным весельем, но и с официальной торжественностью, а порой даже — и с трагическим содержанием юбилейной даты. В этом случае лучше всего подходит образное определение из известной песни Д. Тухманова: «Это праздник со слезами на глазах». Стр.215 И тем не менее в каждом из этих случаев есть некоторые немаловажные нюансы. Не зря американцы любят говорить о том, что «дьявол прячется в деталях...». Так что некоторая нечеткость границ рассматриваемых полей нас, как и ранее, не должна пугать. В искусствознании это встречается довольно часто. Самый характерный пример создания сценария для тематического концерта — это предложение отметить специальной концертной программой один из наших многочисленных профессиональных праздников: День энергетика, машиностроителя, театра, или, например, недавно утвержденный День российской адвокатуры. Некоторые из них, такие, например, как День театра или День кино, относительно легко могут быть отлиты в какие-то эстрадные формы. А некоторые требуют для своей трансформации в тематический праздничный эстрадный концерт определенных усилий, как со стороны драматурга, так и со стороны режиссера-постановщика, работающих в паре. В честь Дня российской адвокатуры, например, был написан специальный сценарий, который сами члены Адвокатской палаты Санкт-Петербурга добросовестно разыграли на сцене Петербургского мюзик-холла. На этой же сцене в свое время был показан тематический концерт, посвященный Международному дню пожилых людей. Так как в этот день одновременно проходило несколько концертов на разных площадках, с разными сценариями, но с той же темой, то этот, под крышей мюзик-холла, имел еще одну отличительную особенность — он был посвящен женщинам несколько более чем среднего возраста и поэтически назывался «Сударыня-осень»... Для этого концерта была написана и исполнена новая песня, в которой отражалась взятая тема. Было создано и реализовано забавное «детское поздравление» от лица школьников младших классов в адрес своих любимых бабушек, звучал специальный конферанс... Учитывая особенности социально-политических пристрастий данного зала, в детских стихах, в частности, были такие строчки: Милые бабушки, дедушки, тети, Не пойте «Мы жертвою пали в борьбе». Мы вырастем скоро, и вы в нас найдете Опору в своей прекрасной судьбе! Стр. 216 Как правило, большинство таких профессиональных праздников «привязано» к тем или иным реальным историческим событиям. День космонавтики — к полету Ю. Гагарина, День защитника Отечества — к Дню рождения Советской Армии 23 февраля и т. п. Бывают счастливые для эстрадного драматурга совпадения, которые позволяют ему на этих совпадениях выстроить драматургический ход представления. А бывают и забавные казусы. Например, День смеха, 1 апреля, одновременно известен как реальный день рождения великого русского писателя-сатирика Н. В. Гоголя. И это замечательно. Но в справочниках можно прочесть и о том. что 1 апреля дополнительно еще и День рождения американского доллара... Уже одно это будит и будоражит фантазию... Для разработки сценариев тематических концертов эстрадному драматургу и режиссеру необходимо изучать соответствующие исторические документы, иногда переосмысливать те или иные факты, связанные с данной темой, внимательно относиться к возникающим ассоциациям... Несколько лет назад в ГКЗ «Россия» отмечалось 250-летие создания в стране Гохрана — учреждения, в котором хранятся исторические и государственные реликвии и раритеты, от шапки Мономаха до огромного брильянта «Орлов». Был поднят именной Указ Петра Велл-кого о создании Хранилища Драгоценностей. В нем, в частности, были слова о том, что самих хранителей этих ценностей надо внимательно и часто контролировать, ибо пускать некоторых из них к драгоценностям «...все равно, что пускать козла в огород». Так написано у Петра Великого. Он знал свой народ, свое окружение. Но знал ли он, что через 250 лет настанут дни, когда все газеты будут пестреть сообщениями о поимке современного жулика-грабителя Гохрана, гражданина с фамилией КОЗЛЕНОК?! Конечно же не знал, но факт остается фактом. Это реальный случай, и, конечно же, он был отражен в специально написанном к этой программе монологе «Можно ли пускать „Козленка" в огород...» Внимательное отношение эстрадного драматурга к документальным материалам, датам, совпадениям, ассоциациям является первым шагом к поиску интересного, не заштампованного сценарного решения тематического концерта. Стр.217 В одном из специально написанных к Дню энергетика сценариев, отвечая реалиям нашего времени, на несколько минут в середине программы в порядке шутки «вырубался», а потом радостно зажигался свет. В концерт был приглашен народный артист России Г. Орлов, у которого в репертуаре оказался замечательно смешной музыкальный монолог, юмористическая песенка О. Левицкого, с подходящим к случаю припевом: А Фунтиковы жарят в темноте, И по своей наивной простоте, Год просят жилконтору, Пришлите нам монтера, Котлеты трудно жарить в темноте! По смыслу песенки, эта понятная всем тяжба продолжается у бедных Фунтиковых уже никак не менее 20 лет... Создание сценариев таких тематических концертов — дело достаточно трудоемкое, но очень интересное и творческое. У многих подобных праздников есть некий свой обязательный ритуал, свой «джентльменский набор» персонажей и тем. Как День города в Петербурге невозможен без выхода с теми или иными словами основателя города Петра Первого, как Новый год невозможен у нас без Деда Мороза — так День рыбака трудно представить себе без выхода Нептуна с русалками, чертями и полагающихся ему по статусу Виночерпия и Брадобрея. Несколько лет назад сотрудники Министерства коммунального хозяйства отыскали в анналах нашей истории указ царя Алексея Михайловича об учреждении в городах России специальной должности... дворника! г Предложение москвичей было поддержано и в Петербурге. День выхода царского указа был назван «Всероссийским днем дворника», и в БКЗ был показан специально созданный большой тематический концерт с новым гимном «российских дворников», с переписанным на новый лад «Монологом Пимена», со смешными куплетами на волнующие горожан темы. С той недалекой поры вот уже второе десятилетье этот неплохой праздник отмечается в БКЗ «Октябрьский»... При создании специального сценария для Тематического концерта к Дню ракетных войск и артиллерии выяснилось, что одним из преподавателей, много лет учивших артиллеристов химии, был Стр.218 Д. И. Менделеев, в эти же годы занимавшийся проблемами русской водки. Разработка этой темы, понятно, сама просится в руки. Но это не все. Среди педагогов Артиллерийского училища оказался профессор, который в свое время изобрел... кирзовый сапог, точнее, материал, «кирзу» для солдатского сапога, поступившего на обмундирование русской армии. Того самого, который «дошел до Берлина», и т. д. и т. п. Написанная трогательно-патриотическая «Поэма о сапоге» на том тематическом концерте имела большой успех... Еще один пример, как документальный материал — на этот раз помещенный в прессе, стал толчком к созданию тематической эстрадной программы. Некоторые газеты опубликовали статьи по поводу истории русской водки. И несколько лет назад в петербургском Театре эстрады была придумана тематическая концертная программа, посвященная... 500-летию Русской водки. На афишу в качестве названия была вынесена строка из популярной песни, служившая как бы посвящением: «Тебе, любимая и легендарная!». Эта тема, к сожалению, достаточно популярная в нашей стране, была разработана в специальном конферансе, ряде монологов и миниатюр. В концерте звучали соответствующие музыкальные произведения, оперные арии и песни, от «Налей, налей бокалы полней!» до «Правая, левая, где сторона, улица-улица ты, брат, пьяна!». Следует обратить внимание на то, что регулярно возникает необходимость создания тематических концертных программ, совсем не обязательно имеющих веселый и развлекательный характер. Это, например, тематические концертные программы, связанные с Великой Отечественной войной, с памятью о других драматических, а порой и трагических днях, которых немало в нашей истории. Иногда, можно сказать, с «самых верхов» приходит заказ на создание той или иной тематической концертной программы, посвященной одной из социально значимых тем. Например, в Москве, в огромном зале Спортивно-концертного комплекса «Олимпийский» была создана тематическая концертная программа под девизом «Женщины мира — против наркотиков!». Отлить Стр.219 эту тему в те или иные пригодные для исполнения на большой эстраде формы было делом совсем не простым, но в итоге все получилось. В том же «Олимпийском» в свое время по инициативе Г. Боровика была реализована тематическая концертная программа, посвященная, как было официально объявлено, «трехлетию нового политического мышления», родоначальником которого в мире тогда считался М. С. Горбачев. Символом программы была избрана известная в мире не менее, чем «Голубь мира» Пабло Пикассо, скульптура, изображавшая большой, величиной с «Медного всадника», поставленный на пьедестал револьвер... с завязанным узлом дулом. Это был символ прекращения гонки вооружений и наступления всеобщего мира. · · · · · · Тема «Миру — мир», конечно же, неисчерпаема и хорошо поддается соответствующей разработке для нужд тематической концертной программы.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |