КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Придумать, сочинить и записать пролог к Большой театрализованной эстрадной программе для сценариста значит сделать половину дела
В драматургии театрализованного эстрадного концерта пролог играет особенно важную роль. Он задает не только тематизм, проблематику, образность программы, но и ее стиль, жанр, меру условности, определяет способ существования артистов и меру привлечения элементов собственно театральной выразительности. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ ЭСТРАДНЫЙ КОНЦЕРТ Именно вступительный монолог конферансье эстрадной программы содержит в себе определенные признаки экспозиции, завязки, так называемого главного и предшествующего события. Только они не показаны, не сыграны, а переданы в тексте этого монолога, что для эстрады, с ее вечным дефицитом времени, вполне естественно. Еще раз повторим, что это, как говорят представители точных наук, для сборной эстрадной программы «необходимо и достаточно». Стр.201 ГЛАВА 13 ЗНАЧЕНИЕ ПРОЛОГА И ФИНАЛА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ЭСТРАДНОМ КОНЦЕРТЕ. - АТМОСФЕРА, ХАРАКТЕР КОНЦЕРТА И ИХ СВЯЗЬ С ЕГО ТЕМОЙ. - МЕСТО ДЕЙСТВИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ДРАМАТУРГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА. - ЭСТРАДНЫЙ ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ОРГАНИЗУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ». - ПОЗИТИВНАЯ ИДЕЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ПРОГРАММЫ. - ПРИЕМ «РОЛЕВАЯ ИГРА» И ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В ЭСТРАДНОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ. -ПРИЕМ АДАПТАЦИИ ДЛЯ ЭСТРАДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИЗВЕСТНОГО СЮЖЕТА ИЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Идя по пути театрализации эстрадного концерта и превращения его в полнометражную театрализованную концертную программу, мы сталкиваемся, прежде всего, с разумной необходимостью создания того или иного пролога вне зависимости от места проведения программы — на сцене дворца культуры, на арене дворца спорта или на поле стадиона. В предыдущей главе мы уже касались этого вопроса.
О предпрологе мы уже тоже поговорили выше, заметим только, что пролог и финал — вполне самостоятельные структурные единицы драматургии концерта. Может быть программа с прологом в начале и без эпилога. Может быть постановка, начинающаяся просто небольшим вступительным монологом, а в конце имеющая большой постановочный финал. Но все-таки лучше, правильнее, Стр.202 изящнее, когда и пролог, и финал гармонизированы друг с другом, дополняют друг друга по форме, стилю, затронутым темам и использованным краскам... Пролог к программе является ее структурообразующим элементом и как бы предполагает, что у нее будет и развернутый постановочный финал, завершающий и венчающий всю программу. К сожалению, в реалиях современной эстрады сам этот финал, гармонизированный с прологом, встречается все реже и реже. С ним много постановочных проблем, очень часто сценарист и режиссер-постановщик, как говорится, «от хлопот подальше» заканчивают эстрадное представление выступлением какого-нибудь достаточно популярного исполнителя, «звезды эстрады», или большим «метраж-ным номером» соответствующего по «проходимости на публике» коллектива. Хорошо ли это? Не очень. И тем не менее так бывает. А в то же время мы знаем случаи, когда эстрадная программа уже давно забыта, а, например, песенка из финала продолжает жить и звучать. Один из лучших примеров этого «Песенка о москвичах» из театрализованной предвоенной еще программы джаз-оркестра Л. Утесова со словами: «Затихает вокруг, стали синими дали, ярче светят кремлевских рубинов лучи...». Или песенка из того же ряда: «Так будьте здоровы, живите богато, а мы уезжаем до дому до хаты...». Песня «Пора домой», написанная композитором И. Корнелюком специально для финала одной из эстрадных программ Санкт-Петербургского театра «Буфф», стала популярной и давно живет самостоятельной жизнью, хотя саму эстрадную программу мало уже кто помнит.
Сам акт завершения большой, эмоционально насыщенной, красочной концертной программы, прощанья с ее участниками — волнующий элемент эстрадного представления. И его не стоит недооценивать... Так, например, в программе «Выставка достижений эстрадного искусства» в Лужниках финал проходил на таком эмоциональном шЭдъеме, что его по требованию публики приходилось каждый из 10 дней повторять трижды. Но вернемся к прологу. Самый простой и в то же время осмысленный способ его построения — это то, что в цирке называют «Парад Алле», а на эстраде используют полужаргонный термин «Шаривари». Суть его в том, что под музыку марша, а чаще под песенку Стр. 203 с нехитрыми словами, один за другим выходят для знакомства с публикой, с фрагментами своих номеров все участники представления. Как правило, пролог связан с названием, темой, драматургическим ходом самой программы. Таким драматургическим ходом очень часто является путешествие. Если мы, условно говоря, едем куда-то, плывем или летим, то это, так сказать, «проводы» в дальний путь. Не менее популярен и ситуативный ход драматургического построения. Например, если это встреча Нового года, Дня смеха или какая-то другая ситуация — соответственно ее элементы должны быть «заявлены» в прологе хотя бы эскизно. Пролог более четко, чем обычный вступительный фельетон (монолог) конферансье, должен давать движение всей программе. Неизбежный при всех обстоятельствах вступительный монолог может звучать в середине Пролога или в его конце. В качестве удачного примера, иллюстрирующего все вышесказанное, можно привести одну из театрализованных программ Москон-церта, проходившую в Лужниках и посвященную Дню Советской Армии. Еще раз отметим, что тогда армия была выше всякой критики. День Советской Армии был поистине всенародным праздником. Провожали новобранцев в армию тогда всегда с большой помпой -музыкой, концертами... А уж встречали — тем более. Вот на этих двух смысловых точках и была построена вся драматургическая конструкция программы. В первом отделении мы как бы провожали наших ребят служить Отечеству, напутствовали их, а после антракта, во втором отделении, уже встречали их.
Для ныне народного артиста России Ю. Григорьева, прекрасно владеющего искусством имитации самых различных звуков и голосов, был написан специальный номер «Монолог старшины». Этот добрый старый «вояка» в своей манере рассказывал «новобранцам», что их ожидает на учениях и парадах. Для пожилой актрисы Т. Станкевич (амплуа М. Мироновой) был создан «Монолог матери военного», которая говорила о том, что она внучка военного, дочка военного, жена военного, мать военного... В общем, такая «военкомать», которая все понимает и в жизни армии, и в жизни семьи... В другой большой театрализованной эстрадной программе «Выставка Достижений эстрадного искусства», уже упоминавшейся Стр. 204 выше, пролог начинался не со зрительной и звуковой «атаки» на публику, а очень камерно. Шипя, били старинные часы, «куковала кукушка», на площадке огромного зала Концертно-спортивного комплекса стояла на постаменте фигура крылатого Пегаса. «Служитель Выставки» — артист И. Окре-пилов «пылесосил» ее, обтирал мокрой тряпкой, а у него за спиной «двое рабочих» на глазах у всех на «раз-два» поднимали над сценой красный транспарант с надписью «Поднимем выше искусство советской эстрады!!!». Веревки вырывались у них из рук, транспарант падал вниз, переворачивался, и там оказывался уже другой лозунг «Снизим затраты на каждого зрителя!». Затем появлялись живые «экспонаты» всех залов Выставки, и начиналось ее открытие, этакий парад-алле, что было и логично, и красочно... Для режиссера-постановщика поставить его — значит решить две трети всех вопросов и даже более... Иногда попытки театрализации концерта начинаются уже прямо с афиши эстрадного представления, красочной, шутливой, напоминающей шарж, а порой даже ребус, с предложением самим догадаться, что означает, например, строчка «ИВАН ВАСИЛЬЕВ — белый негр настоящий». Или — как понимать название эстрадного представления «Веселая контрреволюция»? А ведь все это бывало на афишах... Пригласительные билеты на одну из программ, посвященную Дню Победы, были выполнены в форме «солдатских писем-треугольников». В эстрадном представлении, называвшемся «Как делать деньги», в фойе продавались «фальшивые деньги» — большие смешные красочные «купюры». Они предъявлялись потом «к оплате» на проводившемся в антракте аукционе... В очень популярной в свое время программе-розыгрыше по сценарию авторов С. Альтова, В. Николенко, В. Биллевича и Л. Якубовича «ШОУ-01» в Ленинграде, в фойе Театра эстрады (а потом и на других площадках), развертывалась целая «выставка абстрактного юмора»: с плакатами, экспонатами и даже разыгрываемыми сценками. Стр.205
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |