КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тематический эстрадный концерт
Прием «ролевой игры» не только позволяет обозначить интересный контраст в поведении, характерах, масках персонажей театрализованной программы. Он обязательно предполагает выстраивание драматургического конфликта — одного из самых фундаментальных принципов драматургии в целом. Поэтому часто для организации ряда эстрадных номеров в единую театрализованную программу достаточно заявленной в самом ее начале какой-то простой и всем понятной ситуации, которая в дальнейшем начнет разворачиваться в том или ином, а лучше всего — в совсем неожиданном направлении. Драматургический эстрадный прием «организующей ситуации» позволяет привести тематизм программы к позитивной идее, что является чрезвычайно важным. По верному замечанию Г. А. Товстоногова, нельзя поставить спектакль «против войны», можно — только «за мир». Этот фундаментальный постулат можно в полной мере отнести и к эстраде. Мысль о создании вышеописанной программы возникла, честно говоря, после гастролей в Ленинграде Венского «айс-ревю». Австрийцы положили в основу своего красочного спектакля одну * За это его в тот год «отодвинули» от Государственной премии. Стр.210 простую, но в то же время фантастическую мысль, придумали чисто умозрительную ситуацию, сводившуюся к следующему... На обратную сторону Луны прилетала русская ракета с космонавтами, американская ракета с астронавтами и венский летательный аппарат... в виде бутылки шампанского... И в это же время туда, на Луну, прибыли воинственные марсиане, до того чем-то там ужасающим вооруженные, что ни одно наше земное оружие им было не страшно. Назревал конфликт. И тогда с Земли было срочно вызвано самое сильное оружие — русский танцевальный коллектив, американский джаз и... Венское айс-ревю! Как говорится, «знай наших!» И «не наших» тоже! В результате злобные и воинственные марсиане были поражены и просто повержены искусством землян, они сказали: «Мы такого не видали никогда! Это — потрясающе, давайте с вами дружить!». Была использована вот такая простая и вполне современная и гуманистическая идея, допускающая различные трансформации, модификации и усовершенствования. Она, эта идея, и по сей день не исчерпала себя. В свое время народный артист России П. Рудаков и В. Нечаев в одной из своих программ использовали драматургический ход, лежащий как бы на границе приема создания той или иной ситуации и упоминавшийся выше и — «ролевой игры». С определенными оговорками этот прием можно отнести и к использованию простейшего сюжетного хода. В начале программы появлявшийся на сцене В. Нечаев сообщал, что программа чуть не сорвалась в результате того, что не явился присланный ему в помощь какой-то неизвестный молодой партнер, практикант какого-то Эстрадного техникума... Вслед за этим на сцене появлялся тогда достаточно стройный и относительно молодой П. Рудаков в образе этого студента, присланного «на практику». И все первое отделение шла эта игра — опытный и сердитый «мастер эстрады» В. Нечаев и неопытный и вечно Стр.211 попадающий впросак «подмастерье» П. Рудаков. Все было достаточно забавно, весело и понятно. Но в конце первого отделения Студент обращался к Мастеру со словами о том, что на второе отделение концерта к нему придет в гости девушка, касательно которой у него есть самые серьезные намерения. Поэтому он просит В. Нечаева уж как-то пощадить его самолюбие, что называется, «не тыкать его носом» в ошибки, на что «добрый» в эти минуты Мастер благосклонно соглашается. Тогда нагловатый Студент идет дальше и предлагает В. Нечаеву на второе отделение как бы поменяться ролями на сцене, сыграть для его девушки ситуацию, в которой П. Рудаков - строгий начальник, а Нечаев — нерадивый студент из вечерне-заочного театрального техникума. В. Нечаев, усмехаясь, соглашается и на это, после чего объявляется антракт, во время которого зрители могут сами пофантазировать на тему о том, к чему приведет затеянная артистами на сцене игра... Во втором отделении программы новый начальник В. Нечаева — П. Рудаков начинает «отыгрывать все» назад, вымещая на В. Нечаеве все обиды, полученные в первом отделении, используя те же фразы, те же упреки, то есть работая «Полный-вперед-назад»... В финале на эстраде появляется та, ради которой и был затеян весь этот маскарад. Она, конечно же, все поняла, обо всем догадалась, но так как на самом деле по жизни являлась не швеей-мотористкой, каковой представилась П. Рудакову, а журналисткой, то все в программе ей очень понравилось, о чем она непременно собиралась написать в своей газете. Вот такой стопроцентный «хэппи энд»! Эстрада хороша, в частности, именно тем, что вполне допускает веселые фантазии на внешне вполне серьезные темы. Интересно, что структурное построение известной поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» удивительно напоминает хорошую структуру сценария эстрадного представления. Вспомним, все начинается с песенки, с «зонга» гусляров, предваряющих дальнейшее развитие ситуации. Далее — красочная - Стр.212 постановочная сцена «Пир во дворце царя Иван-Васильевича», завязка сюжета, грустящий за столом, влюбленный в жену Купца опричник, по нашему — «спецназовец». Вслед за этим камерная сцена — дома у купца Калашникова, где его жена, молодая московская красавица, жалуется мужу-коммерсанту на приставания опричника... И снова гусляры-комментаторы, снова звучит зонг, дающий возможность перейти к дальнейшим перипетиям сюжета. А далее опять красочная массовая сцена — ярмарка у стен Кремля, встреча соперников, рукопашный бой, в котором побеждает добропорядочный купец-коммерсант... И грозный Царь, не дающий своих холуев в обиду и отправляющий купца Калашникова на казнь... Для сегодняшнего реального эстрадного представления этот финальный поворот сюжета не очень годится, но если перевести все в некоторую лубочную, веселую историю, то можно как-то и «выкрутиться», сделать так, что все живы и веселы, и представить, что все это сказка, и не более*. По сути речь идет о приеме адаптации известного литературного сюжета или произведения к специфическим законам эстрады. Вопрос лишь в чувстве меры, в деликатности эстрадного автора по отношению к классику. В этом уважении к таланту литератора-классика в большой мере проявляется и талант самого эстрадного драматурга, когда он использует прием адаптации. · · · · · · · · По мере рассмотрения ряда драматургических идей и приемов, которые становятся основой сценариев эстрадных программ, по мере усиления их театрализации мы почти вплотную подошли к сюжетному построению эстрадного представления. Еще шаг — и мы выйдем на поля полномасштабных мюзик-холльных представлений, ибо они тоже относятся к «драматургии малых форм». При этом не забудем, что к «драматургии малых форм» можно отнести также и «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, что в жанре фельетона работал * Пусть у нас от улара Купца Опричник не совсем погибает, а получает как бы вре-менный «нокаут», с тем чтобы дальше выступить в матче-реванше. Тем более что приставать к чужой жене нехорошо и зло должно быть как-то осуждено и наказано... «Улучшать классиков» сегодня не считается большим грехом — это обычное для шоу-бизнеса дело... Стр.213 и Ф. М. Достоевский, а, к примеру, рассказ А. П. Чехова «Хирургия» не так давно играли в концертах артисты санкт-петербургского АБДТ им. Г. А. Товстоногова А. Толубеев и С. Лосев... Все в нашем мире относительно, и, как известно, все виды искусства хороши, кроме скучного. 1 Последнее издание этой фундаментальной энциклопедии «Эстрада России. XX век» под редакцией доктора искусствоведения, профессора Е. Д. Уваровой вышло в 2004 году. ГЛАВА 14 МНОГОГРАННОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ». - ГЛАВНАЯ ТЕМА КОНЦЕРТА. - ЮБИЛЕЙНЫЙ, ПРАЗДНИЧНЫЙ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ; ИХ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ. - ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДРАМАТУРГА ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНЦЕРТОВ, СОЗДАВАЕМЫХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКАМ. - РАБОТА ЭСТРАДНОГО АВТОРА С ДОКУМЕНТАМИ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ К СОЗДАНИЮ СЦЕНАРИЯ ЮБИЛЕЙНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНЦЕРТА. - ЦЕРЕМОНИИ «ЗА СКОБКАМИ ТЕМЫ» В ТЕМАТИЧЕСКИХ И ЮБИЛЕЙНЫХ КОНЦЕРТАХ. Специалисты часто выделяют определенную группу концертных представлений именно под этой «шапкой», называя их тематическими, хотя понятно, что любой эстрадный концерт в той или иной степени является тематическим. Или, если позволительно ввести новый термин, — «многотематическим».
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |