Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь психоанализа и образования471




Но я уверена, что вы поражены односторонностью моих взглядов. Самое время посмотреть на вопрос с другой стороны. Воспитание представится нам в совершенно ином свете, если вместо невротической подавленности взять во внимание дру­гие аспекты, например, детские правонарушения, как это сде­лал Август Айхорн в своей книге «Своенравная молодость» (1925). ~

Обделенные вниманием или трудные дети, утверждает Ай­хорн, отказываются занимать свое место в обществе. Их ин­стинкты не тормозятся в должной мере; они не могут направить свою сексуальную энергию на другие цели, более ценимые об­ществом. Каждому, кому доводилось иметь дело с этими деть­ми, приходилось сожалеть о том, что воспитание в свое время не расставило внешние преграды, которые позднее сформиро­вали бы внутренние стандарты.

Рассмотрим случай. Поведение этой восьмилетней девочки дома и в школе было одинаково невыносимым. Из каждого интерната она неизменно возвращалась к родителям через не­сколько дней. Она притворялась глупой и делала это так уме­ло, что в нескольких местах ее признали умственно отсталой. В классе она ложилась на скамью и начинала мастурбировать, отвечая на любые попытки ее остановить вспышками гнева. Дома с ней обращались как с нездоровым ребенком, потому что это был единственный способ обращения с ней, который мог­ли представить себе родители. Обследование психоаналитика выявило две вещи. Внешние условия были особенно неблаго­приятны для развития какой-либо эмоциональной связи между ребенком и окружающим миром. Никто не предложил ей лю­бовь, которая в некотором смысле компенсировала бы ей удов­летворение, получаемое от собственного тела; никто не делал ей строгих выговоров, сдерживающее влияние которых, как ожидали родители, достигнет своей цели. Девочка взрастила в себе настолько ярко выраженные мазохистскпе тенденции, что каждое наказание становилось просто еще одним стимулом для сексуальных ощущений и действий. Сравните этот случай от­сутствия должного внимания со стороны родителей с описан­ными выше случаями подавления инстинктов. Ребенок также не стал свободным и уверенным в себе человеком, а превратился


472 Раздел VII. Психоанализ, воспитание, образование

в запуганное существо, чье моральное развитие остановилось одновременно с умственным.

В своей книге «СвЪенравная молодость» Айхорн упомина­ет другой серьезный случай неправильного развития — случай мальчика, мать которого позволяла ему удовлетворять все свои сексуальные потребности начиная с шести лет, а после дости­жения им половой зрелости постоянно вступала с ним в интим­ные отношения. Таким образом, он в действительности пере­жил все то, о чем другие дети только мечтают. Но этот мальчик, ни в чем не знавший ограничений, конечно, не мог превратить­ся в уверенного в себе человека, стать полноценной сильной личностью.

В его развитии произошла «концентрация нервных процес­сов». Реализация его детских желаний избавила его от необхо­димости прохождения всего нелегкого пути взросления. Ему не нужно было становиться взрослым, чтобы получить права на разрешенные мужчине удовольствия. Но за такое избавление он поплатился нарушением всего своего дальнейшего развития.

Однако вам может показаться, что проблема вовсе не так сложна, как я ее изобразила. Невротическая подавленность и нарушения поведения могут являться просто крайними случая­ми, демонстрирующими, с одной стороны, неблагоприятные последствия чрезмерного вмешательства, с другой — вред, на­несенный отсутствием запретов. Задача воспитания, основан­ного на аналитическом понимании, состоит в том, чтобы найти золотую середину между этими двумя крайностями, иначе го­воря, найти для каждой стадии развития ребенка правильное соотношение между ограничением инстинктов и их удовлетво­рением.

Возможно, подробное описание этого нового, аналитическо­го типа воспитания должно было составить содержание моих лекции. Но для этого еще слишком рано. Пока существует толь­ко небольшая группа взрослых — учителей и родителей, про­анализировавших самих себя и ищущих возможности приме­нения в педагогической практике того понимания, которое пси­хоанализ внес в их жизнь. Может быть, известное нам и уже сделанное еще недостаточно для повсеместного применения психоаналитических принципов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.