Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь психоанализа и образования473




Тем не менее было бы несправедливым заключить, что пси­хоанализу нечего предложить вам, кроме надежд на будущее, и что для занимающихся практической работой учителей нет необходимости в изучении психоанализа. Ответ на вопрос, мо­жет ли психоанализ чем-то помочь воспитанию, уже найден.

Надо сказать, что психоанализ уже добился трех вещей для этого. Во-первых, он научился критиковать существующие ме­тоды воспитания. Во-вторых, являясь научной дисциплиной, изучающей инстинктивные импульсы, бессознательное и ли­бидо, психоанализ углубляет знания воспитателя о сложных взаимоотношениях ребенка и взрослых. И наконец, будучи ме­тодом терапии, детский психоанализ стремится исправить по­вреждения, нанесенные психике ребенка в процессе воспитания.

Приведенный ниже пример служит иллюстрацией ко вто­рому пункту, объясняет отношения между ребенком и взрос­лым посредством выявления бессознательной подоплеки со­знательного поведения.

Одна очень хорошая учительница начала свою карьеру в во­семнадцать лет, когда по семейным обстоятельствам была вы­нуждена покинуть свой дом и стать гувернанткой в семье, в ко­торой воспитывались три мальчика. Воспитание среднего бра­та представляло собой серьезную проблему. Он отставал в учебе и казался очень робким, замкнутым и скучным; в семье он играл второстепенную роль, так как родители неизменно предпочитали ему двух его одаренных и более примечательных братьев. Гувернантка направила все свои усилия на воспитание среднего брата и в сравнительно небольшой срок добилась бле­стящих результатов.

Мальчик был от нее в восторге, привязался к ней больше, чем к кому-либо, стал искренним и дружелюбным в общении. Возрос его интерес к учебе, и за год он прошел курс обучения, рассчитанный на два года. Больше он не отставал от своих бра­тьев. Теперь родители могли гордиться своим ребенком, кото­рым раньше пренебрегали; они стали больше заботиться о нем, и его отношение к ним и к братьям становилось все лучше, пока наконец он не превратился в равноправного члена семьи.

Но тут возникло неожиданное затруднение. У гувернантки, кому, собственно, мальчик и был обязан своими успехами, стали


474 Раздел VII. Психоанализ, воспитание, образование

возникать такие проблемы в общении с ним, что она разлюби­ла его. В конце концов ей пришлось покинуть дом, в котором так высоко ценились се качества, из-за того самого ребенка, которого вначале она особенно выделяла из других.

Психоанализ, которому она подверглась примерно через пят­надцать лет, выявил истинные причины происшедшего. В своей собственной семье она ощущала себя нелюбимым ребенком, то есть находилась приблизительно в том же положении, в кото­ром она застала мальчика в начале своей работы с ним. Бла­годаря этому сходству судеб она видела себя в этом мальчике, отождествляла себя с ним. Щедро расточаемые ею любовь и забота проистекали из того, что она говорила себе: «Так долж­ны были обращаться со мной, чтобы из меня что-нибудь вы­шло». Успех, последовавший за ее опытом, нарушил это отож­дествление. Он превратил ее подопечного в человека, жизнь которого больше не могла ассоциироваться с ее жизнью. Враж­дебные чувства к нему возникли из зависти; она не могла не завидовать тему успеху, который так и не был достигнут ею самой.

Возможно, вы скажете: хорошо, что гувернантка не под­верглась психоанализу в период своей работы с этим учени­ком, в этом случае она бы не достигла успеха в его воспита­нии. По, на мои взгляд, этот успех обошелся слишком доро­го. Он был достигнут ценой неудач в работе с теми детьми, страдания которых не напомнили воспитателям об их соб­ственном детстве и потому не вызвали сочувствия. Я пола­гаю, что мы справедливы в том, что требуем от учителей и воспитателей перед началом своей педагогической деятельно­сти разобраться в собственных проблемах и научиться избе­гать конфликтов. В противном случае, дети будут служить просто более пли менее подходящим материалом для реше­ния собственных проблем воспитателя и проявления его бес­сознательного.

Но даже когда мы судим о детях, нам нужна помощь психо­аналитика, чтобы понять причины их видимого поведения;

Примером послужат следующие записи, продиктованные маль­чиком в качество висдення в книгу, которую он собирался на­писать. Это г фрагмент он паззал следующим образом:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.