КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Редакционный совет
РОССПЭН Москва Мария ГИМБУТАС Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным дисциплинам www.vusnet.ru\biblio
Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и статей, более 70 словарей. Любую книгу библиотеки вы можете свободно скачать и сохранить у себя на ПК.
Об учебном портале РГИУ. www.vusnet.ru Если вы хотите получить первое или второе высшее образование, мы рекомендуем поступить учиться в РГИУ. Вы получите хорошее образование, гос.диплом аккредитованного Московский вуза, сэкономите временя и деньги.
Обучение проходит в Интернете, где Вам доступны учебники, специально подготовленные для чтения на ПК и тесты. К каждому учебнику прилагаются: хрестоматия, библиография, Интернет-ресурсы, специальные статьи, словари. Инвалидам скидка - 20%.
В учебном Портале РГИУ имеется 100 общеобразовательных и профессиональных курсов. Они в вашем распоряжении. www.vusnet.ru
Если у Вас возникли вопросы, постараемся на них ответить. Если есть пожелания – непременно сообщите. Пожалуйста, пишите на: elena@vusnet.ru, anna@vusnet.ru Или звоните: (905) 7211213 (Елена).
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ И ГЕНДЕРНОЙ политики Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы УДК 902/904 ББК63.4 Г 48 серии «Г ендерная коллекция - зарубежная классика»: Бенедиктова Т.Д., Воронина O. A., Гениева Е. Ю., Дубин Б. В., Дробижева Л. Л/ ., Зверева Г. И., Казавчинская Т.Я., Кон И.С, Кочкина Е. В.,Ливергант А. Я., Петровская Е. В.,Посадская-Вандербек А. И., Садомская Н. Н., Самойло Е. Н., Сорокин А. К., Утешева Н. Т., Федорова Л. Н., Хасбулатова О. А., Чистяков Г. П., Юрьева Н. Ю., Ярыгина Т. В. Научный редактор О. О. Чугай Рецензент Е. В. Антонова Перевод с английского М. С. Неклюдовой This Russian edition was published by arrangement with the Estate ofMarijaGimbutas Гимбутас M. Г 48 Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 572 с. - (Серия «Тендерная коллекция - зарубежная классика»). ISBN 5-8243-0600-1 В данной книге автор исследует способы существования, социальные структуры и верования народов, населявших Европу с VII по III тыс. до н.э. (до прихода индоевропейцев), когда формировались стабильные земледельческие общины, значительно увеличилась численность населения, были созданы богатый художественный язык и сложная символическая система, связанная с различными проявлениями культа Великой Богини. Описываются матрилокальные сообщества культур, существовавшие с 6500 по 3500 г. до н.э., их размещение, хронология, искусство и архитектура, религия, письменность, социальный уклад. В заключительной главе рассказывается об упадке этих культур, о чужаках -носителях иного хозяйственного, социального и идеологического уклада, чей приход изменил мир древней Европы. Цель книги - привлечь внимание к важнейшим аспектам доисторической Европы, по сей день неизвестным или ранее не рассматривавшимся в общеевропейском масштабе. ББК63.4 ISBN 5-8243-0600-1 © 2006 by the Estate of Marija Gimbutas © «Российская политическая энциклопедия», перевод, 2006 © А.Б.Орешина, оформление серии, 2006 Предисловие Мария Гимбутас принадлежит к блистательной плеяде ученых-гуманитариев XX века, труды которых дали толчок для создания целого ряда работ по истории, этнографии, религиоведению и в гендерной области. Более двадцати монографий вышло из-под пера исследовательницы. Начав публиковать статьи, посвященные языческим культам в Литве она в дальнейшем расширяет ареал своих исследований на Восточную Европу и страны Балтии После выхода в середине пятидесятых годов книги «Доисторическая Восточная Европа» и вскоре другой оаботы «Древнейшие символы r напп.таом игкус- рГикГьттоы ^б^^ч^^о^оиог^, ейогопгаиода сталГзамечаге^ьнаГкнига?<бСи и Богини Древней ЕюопыГко^ега Мши Гимб^ас ппоГессоп ЛжтеЖмпбеп^^ГппепиДовмиТ^ге ЗгТмиТтЕ uZZT^lTJ Er«° • р -' Сйевернои I! Zlr^"T^lZT мноаголетнеи работы ста- ™™»™, r^ монографии. «Язык Богинь» и «Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы». Эта книга, пишет исследовательница, описывает способы существования, социальные структуры и верования народов, населявших Европу с седьмого по третье тысячелетие до нашей эры. Сенсационные археологические открытия середины двадцатого века в Европе кардинально изменили представления людей об истоках цивилизации. Список древнейших центров мировой культуры пополнился таким огромным ареалом, как Южная и Восточная Европа. Египет и Месопотамия уступили пальму первенства Малой Азии и Средиземноморью, а известное еще по раскопкам девятнадцатого века украинское село Три-полье вкупе с румынской деревушкой Кукутень стали центрами великой европейской цивилизации. В исторической науке существовали две точки зрения на поздний неолит и ранний бронзовый век. Гимбутас в своей последней книге ставит вопрос о существенном различии этих эпох. Именно при энеолите происходит смена матриархальной формации на патриархальную. В советской археологической науке многие исследователи как раз не усматривали суще- ственных различий в этих культурах, поскольку бронзовые изделия встречались и в слоях, относящихся к неолиту. Они склонялись к выводу о постепенном нарастании бронзовых изделий в культурах новокаменного века. Гимбутас пишет о коренном изменении ха-рактера культуры и упадке земледельческих сообществ которые угасали под натиском вторгшихся с востока кочевых племен. Бронзовые зеркала, браслеты и фибулы уступили место оружию В коштёктив-ных захоронениях земледельцев встречались предметы обихода статуэт^ ты*Гмогилахското^лческихм^ей были кони оружие и убитые слуга Земледельцы не знали колеса как средства передвижения, но использовали его как сакральный символ небесной богини. Металл и колесо - вот истинные признаки культуры кочевников-индоевропейцев. Не меньшей заслугой Гимбутас стало иное определение цивилизации. Она поставила вопрос о существенной коррекции этого понятия: «Слово "цивилизация" нуждается в объяснении. С точки зрения археологов и историков оно подразумевает наличие политической и религиозной иерархии, военного ис-кvcсTBa классов и высокого разделения тп\шя Тако-го рода структуры действительно характерны д.1 я пат-рилокальных сообществ Я не согтасна с тем что по-нятие"цив^ патриархальн^ Высокий уровень жизни города с большой численностью населения, священные письмена, изысканные предметы искусства, ремесла, торговля — все это объединяла собой религия Великой Богини с очень сложным пантеоном. Неоспоримое богатство религиозного символизма Центральной Анатолии и Древней Европы - результат непрерывного развития начавшегося в эпоху позднего палеолита. Книга Гимбутас — научное исследование которое будет востребовано отечественными историками археологами культурологами и внесет весомый вклад в совоемен-ные тендер HOCTbSokeн^ гу любомучитателю ^^юшемусТинпо^оГш:- высокого класса пособие очень Ольга Чугай * Что такое цивилизация? Цель этой книги — привлечь внимание к важнейшим аспектам доисторической Европы, по сей день неизвестным или ранее не рассматривавшимся в общеевропейском масштабе. Собранные в ней данные могут в корне переменить наше представление о прошлом, о потенциале настоящего и будущего. Наша общая историческая память должна быть сфокусирована по-новому. Необходимость эта тем более велика, что, как мы видим, путь «прогресса» ведет к уничтожению самих условий существования жизни на земле. Эта книга исследует способы существования, социальные структуры и верования народов, населявших Европу с VII по Ш тыс. до н.э.: применительно к этой эпохе я буду использовать термин «Древняя Европа», имея в виду европейский неолит до прихода индоевропейцев. В этот период формируются стабильные земледельческие общины, значительно увеличивается численность населения, наши предки создают богатый художественный язык и сложную символическую систему, связанную с различными проявлениями культа Великой Богини. Убедительные свидетельства существования быстро развивавшейся неолитической культуры с середины VII тыс. до н.э. присутствуют в Эгейском регионе, на Балканах, в Центральной и Восточной Европе. Вторая очаговая зона — центральная часть Средиземноморья. В западных прибрежных районах Средиземноморья окончательный переход от охоты и собирания продуктов питания к земледелию занял все VII тыс. до н.э., а в Западной Европе эта смена произошла лишь в начале VTbic. до н.э. Первая часть книги посвящена описанию сообществ культур, существовавших с 6500 по 3500 г. до н.э. (в случае Западной и Северной Европы - несколько долее 3500 г. до н.э.), их размещению и хронологии. Искусство и архитектура этих региональных групп отличались удивительным богатством стилей, изобретательностью и воображением. Далее речь пойдет о религии, письменности и социальных структурах. В заключительной главе рассказывается об упадке этих культур, о чужаках, носителях иного хозяйственного, социального и идеологического типа, чей приход изменил мир Древней Европы. За этими событиями — не только распад цивилизации Древней Европы, но и переход к патрилокальным и воинственным типам общества. Как свидетельствуют меж- дисциплинарные исследования в области археологии, лингвистики, мифологии и древнейшей истории, это изменение хронологически совпадаетс ин-доевропеизацией Европы. Слово «цивилизация» нуждается в объяснении. С точки зрения археологов и историков, оно подразумевает наличие политической и религиозной иерархии, военного искусства, классов и высокого уровня разделения труда. Такого рода структуры действительно характерны для патрилокальных сообществ, в том числе и для индоевропейского, в отличие от описываемых в этой книге матрилокальных культур. Цивилизация, существовавшая в Древней Европе между 6500 и 3500 гг. до н.э., а на Крите — вплоть до 1450 г. до н.э., знала долгий период ничем не потревоженного мира,благодаря чему был создан художе -ственный язык удивительной красоты и изящества — верный признак того что для нее было характерно более высокое качество жизни нежели для многих патрилокальных и классовых типов общества. Я не согласна с тем, что понятие «цивилизация» приложимо исключительно к патриархальным и воинственным сообществам. Генерирующие способности любой цивилизации определяются уровнем творческих и эстетических достижений, наличием нематериальных ценностей и свободы, делающей существование осмысленным и радостным, а еще — сбалансированным распределением отношений между полами. Европейский неолит не был периодом «доцивилизационным» (какего окрестил Колин Рен-фрю в своей книге «До цивилизации: радиоуглеродная революция и доисторическая Европа», 1973 г.). Напротив, это была цивилизация в самом лучшем и истинном смысле слова. В Vи вначале IV тыс. до н.э., на излете ее существования в Центральной и Восточной Европе, у древних европейцев были города, объединявшие значительную часть населения, святилища высотой в несколько этажей, священные письмена просторные жилища из четырех-пяти комнат профессиональные керамисты, ткачи, медники, зо-лотых дел мнетера и другие ремесленники, чья про-дукция отличалась сложностью и разнообразием Благодаря существованию сети торговых путей такие товары как обсидиан раковины мрамоо медь и соль, могли перемещаться на сотни километров Конечно, все это не возникло на пустом месте. Рядом, в анатолийском поселении Чатал-Хююк, много- Что такое цивилизация':
численные святилища были украшены поразительно богатыми и искусными стенными росписями еще за тысячу лет до того, как Европа достигла высокого уровня в архитектуре, фресках, скульптуре и керамике. А Чатал-Хююку предшествовал трехтысяче-летний эволюционный переход к земледелию и оседлым формам существования. Неоспоримое богатство религиозного символизма Центральной Анатолии и Древней Европы — результат непрерывного развития, начавшегося в эпоху позднего палеолита. Серьезное заблуждение считать, что неотъемлемой частью человеческого состояния является война. Действительно, начиная с бронзового века и до нынешнего времени жизнь людей нередко сопровождалась боевыми схватками и возведением укреплений. Однако это не так в случае палеолита и неолита. Среди пещерных рисунков эпохи палеолита нет изображений боевого оружия (то есть оружия, направленного против себе подобных), как нет и свидетельств его существования в эпоху древне-европейского неолита. Ни один из примерно 150 дошедших до нас рисунков из Чатал-Хююка не запечатлел конфликты, сражения, войны или пытки. Местоположения древнеевропейских поселений не слишком выгодны с точки зрения обороны: как правило, их выбор обусловлен соображениями удобства, наличием хорошей воды, плодородной земли и пастбищ для скота. Древняя Европа не знала ни труднодоступных укреплений на возвышенностях, ни кинжалов, копий или алебард. Неолитические поселения порой бывали окружены рвом и очень редко-деревянной или каменной изгородью. Земляные укрепления и другие оборонительные сооружения появились в эпоху позднего неолита и в медном веке, когда возникла необходимость защиты от набегов чужаков. В Центральной Европе эти изменения стали заметны лишь к концу V и в IVтыс. до н.э. Это исследование сфокусировано на религии, и этот выбор сам по себе значим. В книгах по европейскому неолиту нередко рассматриваются жилища, инструментарий, керамика, торговый обмен и проблемы окружающей среды, однако они не касаются «второстепенного» вопроса — религии. Такой подход трудно объясним, поскольку в рассматриваемую эпоху повседневная и религиозная жизнь были нераздельны. Упуская из виду сакральную Глиняная статуэтка (столбообразная) культуры хаманджия из могильника Чернаводэ, ок. 4800 г. до н. э. Гимбутас М. Циви.<ш за ция Великой Богини
составляющую жизни эпохи неолита, мы рискуем не понять культуру в целом. Но археологам не удастся до бесконечности прятаться за научный материализм, открещиваясь от многодисциплинарного подхода. Лишь при комплексном использовании археологических, мифологических, лингвистических и исторических данных мы сможем прийти к пониманию и материальных, и духовных реалий доисторических культур. Кроме того, социальная организация неолитического общества была неразрывным образом связана с религией: они взаимно друг друга отражали. Последние полвека археологию раздирают противоположные тенденции. Как утверждает Джеймс Мелларт: «Необходима сбалансированная амальгама лучших элементов обеих школ (то есть, с одной стороны, раскопок "мусора", с другой- святилищ), которая бы препятствовала сектантским раздорам между разными направлениями археологии, ориентированными на "искусство" или на "науку"»1. В силу определяющей роли материнства исконное божество наших палеолитических и неолитических предков было женским. Не известно ни одно изображение Бога-отца, которое можно было бы датировать доисторическим периодом. Палеолитические и неолитические символы и образы связаны с самозарождающейся Богиней и с ее основными функциями Дарительницы жизни и смерти, Источника плодородия. Это символическая система, представляющая циклическое, нелинейное, мифологическое время. Культ Богини - отражение общественного уклада, характерного для большей части древнего человечества, где первенствующее положение принадлежало матери и родственным связям по материнской линии. Это не обязательно «матриархат», если истолковывать его в ложном смысле как женское «правление», зеркальную реплику патриархата. Мат-рилокальная традиция была мвойстве,на ртоним земледельческим сообществам Европы, Анатолии, Ближнего Востока и Крита минойского периода. В отличие от культур патриархальных, стремившихся к господству, культуры этого типа были в первую очередь направлены на развитие знаний, способствовавших поддержанию человеческой жизни. Древнеевропейская структура общества была прямо противоположна сменившей ее индоевропейской. Как свидетельствуют археологические, исторические, лингвистические и религиозные данные, ядром древнеевропейского общества была теократическая храмовая община, управляемая главной жрицей, ее братом или дядей и женским советом, имевшим функции руководящего органа. Однако, несмотря на то, что в рамках религиозного бытия статус женщины был сакрализирован, судя по раскопкам захоронений V и большей части IV тыс. до н.э., в отношениях между полами не было ни диспропорции, ни подчинения одного пола ADvrOMv Напротив они предполагают взаимоуважение И женский и мужской погребальный инвентарь символически связан с сакральным ЦИКЛОМ смерти и возрождения, и в тоже время он ОТ-озжает личные достижения в искусствах ремесла.х торговле и других сферах деятельности. Древнссвропейское общество не знало централизованной организации индоевропейского типа, во главе которой стоял вождь. Однако неверно было бы утверждать, что на всем протяжении неолита и медного века оно представляло собой не более чем конгломерат мелких разрозненных сообществ. РРнненео-литическое общество Древней Европы действительно складывалось из небольших земледельческих общин, но в V тыс. до н.э. в него уже входили значительные по размеру и сложные объединения. Цен-тральноевропейские и восточноевропейские поселения много больше самых внушительных протоурба-нистических теллей Ближнего Востока. Когда примерно в 4000—3500 гг. до н.э. позднекукутенская культура достигла урбанистического эт а па развития, в ее городах окруженных средними и мелкими посе-лениями, могло жить до десяти тысяч человек*.
* В настоящем исследовании используется датирование по радиоуглероду, выверенное по счету древесных колец (так называемые калиброванные даты). Хронологические данные, связанные с культурными сообществами VII—III тыс. до н.э., представлены в приложении («до н.э.» обозначает точные даты, «до н.э.» - относительные, а «до н.в.» - количество лет, предшествующих нашему времени). ГЛАВА I ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ * Конец последнего ледникового периода принес потепление климата на всем земном шаре, способствовавшее как изобилию дикой растительности и процветанию животного мира, так и росту численности населения. Примерно между 9000 и 6500 гг. до н.э. происходит постепенный переход от охоты и собирательства к оседлости, одомашниванию животных и окультуриванию растений. Более мягкие климатические условия, сложившиеся примерно в VIII тыс. до н.э. во время бореального периода и приведшие к значительному повышению уровня моря кардинально повлияли на пищевые ресурсы людей и животных. В прибрежных областях и вokdvt внуттленних озер образовались болотистые и торфяные местности, идеаль-ные места обитания для рыбы, моллюсков ракообраз-ных и водяных птиц. Наличие подобных пищевых источников и расгшостранение лиственных — дубовых — лесов обусловили переход человека к более оседлому образу жизни В Средиземноморье начинается выращивание овощей и фруктов. Приручение различных животных и окультуривание растений происходили далеко не одновременно и зачастую в разных географических точках. Так, в Центральной Европе домашняя собака обособилась от волка уже в мадленскую эпоху позднего палеолита1. Овца стала домашним животным еще до 7000 г. до н.э. на горных склонах Загроса (Иран, Ирак) и Тавра (Турция), где ранее охотились на ее диких предков. Крупный рогатый скот и свиньи были одомашнены в Анатолии между 7500 и 6500 гг. до н.э.; этот процесс продолжался в разных частях Европы с 6500 по 5500 гг. до н.э.2. Домашняя лошадь не появится ни на Ближнем Востоке, ни в Центральной и Восточной Европе вплоть до конца VтblC. до н.э. Первобытное земледельческое хозяйство основывалось на освоении трех зерновых культур: пшеницы-однозернянки или полбы (Triticum monococcum), пшеницы-двузернянки или эммера (Triticum dicoc-cum) и двурядного ячменя (Hordeum vulgare ssp. distichum). Эти злаки были окультурены в VIII и VII тыс. до н.э. на территориях между Юго-Восточной Европой и Афганистаном. По сей день пшеница, как полба, так и эммер, произрастает в диком виде между Грецией и Афганистаном, адикий ячмень можно встретить между Эгейским морем и Балхом (Северный Афганистан)3. Переход к оседлой жизни также происходил постепенно. Предшественниками оседлых землепашцев были полуоседлые собиратели, жившие за несколько тысячелетий до того, как началось развитие земледелия: их можно рассматривать как промежуточное звено между поздним палеолитом и неолитом. Таковы натуфийцы, которые населяли восточное побережье Средиземного моря в 10 000 - 8000 гг. до н.э. и обитали не только в пещерах, но и на открытых пространствах. С антропологической точки зрения, натуфийцы не отличались от современного человека, они походили на нынешний средиземноморский тип4; их жизнь зависела от урожаев дикой пшеницы и ячменя. В местах их поселений археологи находят ступки и камни для растирания зерна и семян, равно как кремневые зубчатые вкладыши для серпов. Встречаются тут и костяные орудия: шилья, иглы, лопатки, жатвенные ножи, рыболовные крючки и гарпуны - набор, который на протяжении тысячелетий будет представлять типичный неолитической инструментарий. О продолжении позднепалеолитических традиций говорят натуфийские костяные изображения животных, а наличие раковин денталиум (Dentaiium) с берегов Средиземного и Красного морей, из которых изготовлялись бусы, — о существовании морского сообщения с отдаленными регионами. Натуфийцы охотились на газелей, оленей и свиней; у них были прирученные собаки но более никакой другой домашней живности., К 8000 г. до н.э. в Восточном Средиземноморье происходит окончательное окультуривание злаков, и здесь, как и в Анатолии, натуфийская культура сменяется докерамическим неолитом (культурой, знакомой с производством продуктов питания, но еще не знавшей глиняной посуды). К 7000-6500 гг. до н.э. Ближний Восток и Юго-Восточная Европа обладали полноценной земледельческой системой; обитатели их поселений могли прокормить себя благодаря разнообразию и многочисленности злаков, овощей (гороха и чечевицы), а также поголовью овец, коз, свиней и крупного рогатого скота. В этот период возникает искусство керамики. А поскольку глиняные изделия не поддаются полному разрушению, то именно они — наиболее часто встречающиеся остатки неолитической культуры, о каком бы из ее периодов ни шла речь. * Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини
Распространение земледелия в Европе
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |