Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чатал-Хююк




В 1961-1963 и 1965 гг. Джеймс Мелларт провел раскопки Чатал-Хююка, города VII тыс. до н.э., что в корне изменило представление о доисторической Анатолии и о доисторическом Старом Свете в це­лом13.

Чатал-Хююк - это два «жилых холма», стоящих неподалеку от реки на сухом плато (1000 м над уров­нем моря) равнины Конья (южная часть Централь­ной Турции). Тот, что покрупней, занимает пример­но 32 акра (16 га), из которых один акр был раско­пан. В нем археологи обнаружили тринадцать строительных горизонтов — остатки домов, святилищ, стенных росписей, рельефов, скульптур, предметов обменаи многое другое. Эти находки вызвали настоя­щее потрясение в научной среде и открыли глаза на уровень развития неолитической культуры VII тыс. до н.э. Культурная близость неолита Юго-Восточ­ной Европы и его анатолийского варианта застав­ляет нас с особым вниманием приглядеться к Ча-тял-Хютоку ^tomv удивительному кладезю ин(Ъор-

который проливает

свЙТ на многие стоглоны

неолитического образа жизни в том числе на хо зяйственноеустппйство обмен архитектупу на об становку жилищ и святилищ, на религию и искус-ство.

Равнина Конья - одна из плодороднейших час­тей Старого Света, богатая дикорастущими злака­ми и поддающимися приручению животными. Со­гласно уточненной хронологии, поселение возник­ло здесь примерно в 7250 г. до н.э. и просуществовало более тысячи лет, вплоть до 6150 г. до н.э. (или с 6500 по 5750 г. до н.э. по относительной хронологии:


именно эта датировка фигурирует в книгах и стать­ях Мелларта и других авторов, опубликованных до 1989 г.). Но Чатал-Хююк возник не на пустом месте. Под ним скрыты и другие напластования — двена­дцать строительных горизонтов культуры, еще не знавшей керамики. Нижние слои относятся кдоке-рамическому неолиту и поздней натуфийской куль­туре, а обнаруженные там материалы связаны с культурами Сирии и Палестины. На уровне доке­рамического неолита А были найдены модели свя­тилища статуэтки пряслица богато украшенные известняковые таблички и остатки полихромных стенных росписей. В ттоздненатуфийском (нижнем)

слое--- деревянные тяо\пич1£И с роегтисью тэйличтси

из глинистого сланца микролиты геометрической формы и другие находки14 Эти предшествующие Чатал Хююку напластования свидетельствуют о длитёльном развитии данной культуры поохплив- m^X-^UT»c^»4CKnJe^lrn в Гитыся"

VIII lblUWUH.JкV, ирсс ^^ь

на табличках и полихромная стенопись, "вйденные в этих слоях культовые предметы, модели святилищ и статуэтки будут потом встречаться на всем протя-

жении неолита.

Чатал-Хююк был упорядоченно устроенным по­селением, что свидетельствует об удивительно ста­бильном общественном порядке на протяжении многих столетий. Это - самый большой ранненео-литический город во всем Старом Свете: по неко­торым подсчетам, в нем одновременно могло жить до 7000 человек. (Как теперь считается, в знамени­том Иерихоне в долине Иордана могло быть не бо­лее 400-900 жителей15.)

Чатал-Хююк был тесно застроен, многие жили­ща возводились вплотную к уже существующим по­стройкам, открытые дворы встречались редко (рис. 1-3). Каркасы этих домов с плоскими кровля­ми были деревянными, стены - из необожженного кирпича. Дверей не было, люди проникали в свои жилища через отверстия в кровле. Отсутствие во внутренних помещениях следов или остатков пищи говорит о том что их обитатели тщательно следили за чистотой. Внутреннего убранства почти не было: приподнятые над полом глиняные платформы слу­жили сиденьями и лежанками Исходя из того что площадь жилища равнялась примерно 25 кв м атак-

Мелларт заключил ЧТо tjи в оjtнom wi раскопанных домов не могло жить бо-



Гимбутас М. Цивилизаця я Ве ли кой Богини


   

Рис. 1-3 (а) План и (Ь) схематическая реконструкция части города Чатал-Хююк с постройками из сырцового кирпича. Вход в них был с плоских кровель. VI уровень, середина VII тыс. до н.э. Святилища помечены знаком «X».

нераскопанная часть

лее восьми человек. Кухни зани- Рис. 1-3 мали примерно треть общего про­странства дома, а печи располага­лись в нижней части стены. В кла­довых стояли плетеные корзины для хранения зерна, инструментов и пр.

Жители города выращивали три вида пшеницы и один — яч­меня, а также выращивали или собирали целый ряд зеленных культур, корнеплодов и фруктов. Крупный рогатый скот был глав­ным источником мясной пищи и молока, кроме того, они держали коз и охотились на оленей и ди­ких свиней.

На протяжении всего сущест­
вования города постоянными
предметами торгового обмена
были обсидиан и кремень. Обси­
диан, вероятно, находили у вул­
кана Хасан-Даг и в других местах
Центральной Анатолии. Это вул­
каническое стекло шло не только
на изготовление режущих инстру­
ментов из него делали и зеркала
причем их умели отполировывать
без единой царапины. Кальцит и
алебастр (использовавшийся для
изготсичления украптений и стату­
эток) поступали скорей всего из
окрестностей Кайсери а белый
мрамор - из Западной Анатолии­
Холмы к западу от Коньи бога
тые минералами япко окран.ен
ннми о™гями ж* даваГ1и

7_Гне*птппыегпягки "; S™? А ITIJ nvn»

склонах Тавра. Раковины попада­ли в эти места с берегов Среди­земного моря, а горный хрусталь, сердолик, яшма, халцедон и дру­гие минералы, из которых изго-товлялись бусы и чье точное про-

 


Глава I. Возникновение и распростран ение земле делия



 


нахождение не всегда можно установить, наверное, поступали очень издалека. Можно предположить, что торговый обмен немало способствовал процве­танию Чатал-Хююка, где существовала специализа­ция производства: одни люди занимались обработ­кой обсидиана, другие - работой с металлами или ткачеством, обработкой дерева и т.д. Многие из здешних изделий отличает необычайно высокий уровень мастерства.

Вполне очевидно, что религиозные практики были тесно вплетены в повседневную жизнь людей. Святилища располагались рядом с жилищами, в строениях, схожих с жилыми домами. Из трехсот раскопанных комнат в восьмидесяти восьми были расписаны стены. Каждая фреска была длиной от 12 до 18 м (рисунки-реконструкции многих из них опубликованы Джеймсом Меллартом в первом томе его книги «Анатолийская Богиня» [1989]). Изобра­жения на восточных и северных стенах вдоль кото-рых располагались платформы отличались порази­тельной изобретательностью и разнообразием ри­сунка подчеркивавшегося глиняными рельефами и букраниями (бычьими головами или черепами)

Для стенописи использовались желтая и корич­невая охра (из окиси железа), ярко-синие и зеленые цвета (из медной руды), темно-красный и ярко-крас­ный (изокиси ртути и гематита), розовато-лиловый и фиолетовый (из марганца) и свинцово-серый (из га­ленита). Для придания блеска в краски добавляли слюдяную крошку. Мелларт отмечает, что эти стен­ные росписи имели обрядовое назначение и после того как они исполняли свою функцию их покры­вали слоем белой обмазки. Когда же снова возника-

ла НСО б ХОДИМОСТЬ НЭ ЭТУ ч ИСТУЮ п ОВСОХНОСТЬ нано-СИТЗСь н ОВЭ.Я DOCFI ись

Основной мотив этих стенописей и рельефов -рожающая женщина в позе лягушки — связан с Бо­гиней плодородия. Она ассоциируется с животным миром: рядом с ней можно видеть как грифа — во­площение смерти, так и бычью голову, символ обнов­ления жизненного цикла. Картину равномерно об­рамляет множество сопроводительных символов, по большей части — схематизированные изображения рогов треугольников ромбов или двойных треуголь­ников, «песочных часов» или бабочек. Эти символы удваиваются утраиваются умножаются накладыва­ются друг на друга ВЫ воГШчиВсИОТСЯ наизнанку, стают в виде позитива или негатива. Разнообразие их сочетаний практически не имеет гтпеделэ Кроме ТО FO встречаются полуреалистические изображения охо-ты на оленей женщин, несущих рыболовные сети,


гор, растений и водоемов с рыбой. (Мы вернемся к святилищам Чатал-Хююка в главе VII; образцы сте­нописи см. на цветных вклейках 38 и 39, святилищ с грифами - на рис. 7-26, бычьих голов и рогов - на рис. 7-51 и 7-52.)

Покойников обычно закапывали под платформа­ми, но перед этим они подвергались экскарнации (то есть скелет освобождали от мягких тканей и внут­ренних органов, для чего тела выставляли на пожи­ву птицам, возможно — на открытых башнях). Под полом святилищ и под украшенными росписью сте­нами находят захоронения женских скелетов, окра­шенных охрой. В самом большом из святилищ (Е VII, 4) было обнаружено богатое захоронение жен­щины вокруг головы которой лежали три нижних клыкастых челюсти дикого кабана. На самой круп­ной фреске этого святилища изображен город (воз­можно сам Чатал-Хююк) позади которого виден извергающий лаву вулкан. Размеры святилища и находившейся в нем стенописи а также необычный погребальный инвентарь заставляют жить чтоэто-захоронениеженщины ззнимавшей высокое положение в ооществе, возможно, главной

и девушки занимали важное положение ооществе-

чем речь пойдет главе IЛ. Ни одна из мужских мо­гил не обладала столь значительным символическим инвентарем.

Антропологическое исследование около 300 об­наруженных в Чатал-Хююке костяков еще не закон­чено. По предварительным отчетам, его население делилось на длинноголовых евроафриканцев (54,2%), длинноголовых протосредиземноморцев (16,9%) и круглоголовых (брахицефальных) альпий-цев (22,9%). У наиболее многочисленной группы прослеживается сходство с верхнепалеолитическим типом из Комб-Капелль (Южная Франция), который характеризуется как средиземноморский вариант кроманьонца Вслед за Меллартом следует подчерк­нуть что основная часть населения по-прежнему мало отличалась по типу от своих верхнепалео-литических предков




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.