КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чатал-Хююк
В 1961-1963 и 1965 гг. Джеймс Мелларт провел раскопки Чатал-Хююка, города VII тыс. до н.э., что в корне изменило представление о доисторической Анатолии и о доисторическом Старом Свете в целом13. Чатал-Хююк - это два «жилых холма», стоящих неподалеку от реки на сухом плато (1000 м над уровнем моря) равнины Конья (южная часть Центральной Турции). Тот, что покрупней, занимает примерно 32 акра (16 га), из которых один акр был раскопан. В нем археологи обнаружили тринадцать строительных горизонтов — остатки домов, святилищ, стенных росписей, рельефов, скульптур, предметов обменаи многое другое. Эти находки вызвали настоящее потрясение в научной среде и открыли глаза на уровень развития неолитической культуры VII тыс. до н.э. Культурная близость неолита Юго-Восточной Европы и его анатолийского варианта заставляет нас с особым вниманием приглядеться к Ча-тял-Хютоку ^tomv удивительному кладезю ин(Ъор- который проливает свЙТ на многие стоглоны неолитического образа жизни в том числе на хо зяйственноеустппйство обмен архитектупу на об становку жилищ и святилищ, на религию и искус-ство. Равнина Конья - одна из плодороднейших частей Старого Света, богатая дикорастущими злаками и поддающимися приручению животными. Согласно уточненной хронологии, поселение возникло здесь примерно в 7250 г. до н.э. и просуществовало более тысячи лет, вплоть до 6150 г. до н.э. (или с 6500 по 5750 г. до н.э. по относительной хронологии: именно эта датировка фигурирует в книгах и статьях Мелларта и других авторов, опубликованных до 1989 г.). Но Чатал-Хююк возник не на пустом месте. Под ним скрыты и другие напластования — двенадцать строительных горизонтов культуры, еще не знавшей керамики. Нижние слои относятся кдоке-рамическому неолиту и поздней натуфийской культуре, а обнаруженные там материалы связаны с культурами Сирии и Палестины. На уровне докерамического неолита А были найдены модели святилища статуэтки пряслица богато украшенные известняковые таблички и остатки полихромных стенных росписей. В ттоздненатуфийском (нижнем) слое--- деревянные тяо\пич1£И с роегтисью тэйличтси из глинистого сланца микролиты геометрической формы и другие находки14 Эти предшествующие Чатал Хююку напластования свидетельствуют о длитёльном развитии данной культуры поохплив- m^X-^UT»c^»4CKnJe^lrn в Гитыся" VIII lblUWUH.JкV, ирсс ^^ь на табличках и полихромная стенопись, "вйденные в этих слоях культовые предметы, модели святилищ и статуэтки будут потом встречаться на всем протя- жении неолита. Чатал-Хююк был упорядоченно устроенным поселением, что свидетельствует об удивительно стабильном общественном порядке на протяжении многих столетий. Это - самый большой ранненео-литический город во всем Старом Свете: по некоторым подсчетам, в нем одновременно могло жить до 7000 человек. (Как теперь считается, в знаменитом Иерихоне в долине Иордана могло быть не более 400-900 жителей15.) Чатал-Хююк был тесно застроен, многие жилища возводились вплотную к уже существующим постройкам, открытые дворы встречались редко (рис. 1-3). Каркасы этих домов с плоскими кровлями были деревянными, стены - из необожженного кирпича. Дверей не было, люди проникали в свои жилища через отверстия в кровле. Отсутствие во внутренних помещениях следов или остатков пищи говорит о том что их обитатели тщательно следили за чистотой. Внутреннего убранства почти не было: приподнятые над полом глиняные платформы служили сиденьями и лежанками Исходя из того что площадь жилища равнялась примерно 25 кв м атак- Мелларт заключил ЧТо tjи в оjtнom wi раскопанных домов не могло жить бо- Гимбутас М. Цивилизаця я Ве ли кой Богини
лее восьми человек. Кухни зани- Рис. 1-3 мали примерно треть общего пространства дома, а печи располагались в нижней части стены. В кладовых стояли плетеные корзины для хранения зерна, инструментов и пр. Жители города выращивали три вида пшеницы и один — ячменя, а также выращивали или собирали целый ряд зеленных культур, корнеплодов и фруктов. Крупный рогатый скот был главным источником мясной пищи и молока, кроме того, они держали коз и охотились на оленей и диких свиней. На протяжении всего сущест 7_Гне*птппыегпягки "; S™? А ITIJ nvn» склонах Тавра. Раковины попадали в эти места с берегов Средиземного моря, а горный хрусталь, сердолик, яшма, халцедон и другие минералы, из которых изго-товлялись бусы и чье точное про-
Глава I. Возникновение и распростран ение земле делия
нахождение не всегда можно установить, наверное, поступали очень издалека. Можно предположить, что торговый обмен немало способствовал процветанию Чатал-Хююка, где существовала специализация производства: одни люди занимались обработкой обсидиана, другие - работой с металлами или ткачеством, обработкой дерева и т.д. Многие из здешних изделий отличает необычайно высокий уровень мастерства. Вполне очевидно, что религиозные практики были тесно вплетены в повседневную жизнь людей. Святилища располагались рядом с жилищами, в строениях, схожих с жилыми домами. Из трехсот раскопанных комнат в восьмидесяти восьми были расписаны стены. Каждая фреска была длиной от 12 до 18 м (рисунки-реконструкции многих из них опубликованы Джеймсом Меллартом в первом томе его книги «Анатолийская Богиня» [1989]). Изображения на восточных и северных стенах вдоль кото-рых располагались платформы отличались поразительной изобретательностью и разнообразием рисунка подчеркивавшегося глиняными рельефами и букраниями (бычьими головами или черепами) Для стенописи использовались желтая и коричневая охра (из окиси железа), ярко-синие и зеленые цвета (из медной руды), темно-красный и ярко-красный (изокиси ртути и гематита), розовато-лиловый и фиолетовый (из марганца) и свинцово-серый (из галенита). Для придания блеска в краски добавляли слюдяную крошку. Мелларт отмечает, что эти стенные росписи имели обрядовое назначение и после того как они исполняли свою функцию их покрывали слоем белой обмазки. Когда же снова возника- ла НСО б ХОДИМОСТЬ НЭ ЭТУ ч ИСТУЮ п ОВСОХНОСТЬ нано-СИТЗСь н ОВЭ.Я DOCFI ись Основной мотив этих стенописей и рельефов -рожающая женщина в позе лягушки — связан с Богиней плодородия. Она ассоциируется с животным миром: рядом с ней можно видеть как грифа — воплощение смерти, так и бычью голову, символ обновления жизненного цикла. Картину равномерно обрамляет множество сопроводительных символов, по большей части — схематизированные изображения рогов треугольников ромбов или двойных треугольников, «песочных часов» или бабочек. Эти символы удваиваются утраиваются умножаются накладываются друг на друга ВЫ воГШчиВсИОТСЯ наизнанку, стают в виде позитива или негатива. Разнообразие их сочетаний практически не имеет гтпеделэ Кроме ТО FO встречаются полуреалистические изображения охо-ты на оленей женщин, несущих рыболовные сети, гор, растений и водоемов с рыбой. (Мы вернемся к святилищам Чатал-Хююка в главе VII; образцы стенописи см. на цветных вклейках 38 и 39, святилищ с грифами - на рис. 7-26, бычьих голов и рогов - на рис. 7-51 и 7-52.) Покойников обычно закапывали под платформами, но перед этим они подвергались экскарнации (то есть скелет освобождали от мягких тканей и внутренних органов, для чего тела выставляли на поживу птицам, возможно — на открытых башнях). Под полом святилищ и под украшенными росписью стенами находят захоронения женских скелетов, окрашенных охрой. В самом большом из святилищ (Е VII, 4) было обнаружено богатое захоронение женщины вокруг головы которой лежали три нижних клыкастых челюсти дикого кабана. На самой крупной фреске этого святилища изображен город (возможно сам Чатал-Хююк) позади которого виден извергающий лаву вулкан. Размеры святилища и находившейся в нем стенописи а также необычный погребальный инвентарь заставляют жить чтоэто-захоронениеженщины ззнимавшей высокое положение в ооществе, возможно, главной и девушки занимали важное положение ооществе- чем речь пойдет главе IЛ. Ни одна из мужских могил не обладала столь значительным символическим инвентарем. Антропологическое исследование около 300 обнаруженных в Чатал-Хююке костяков еще не закончено. По предварительным отчетам, его население делилось на длинноголовых евроафриканцев (54,2%), длинноголовых протосредиземноморцев (16,9%) и круглоголовых (брахицефальных) альпий-цев (22,9%). У наиболее многочисленной группы прослеживается сходство с верхнепалеолитическим типом из Комб-Капелль (Южная Франция), который характеризуется как средиземноморский вариант кроманьонца Вслед за Меллартом следует подчеркнуть что основная часть населения по-прежнему мало отличалась по типу от своих верхнепалео-литических предков
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |