Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Абстрактные знаки - символы, от которых произошли письмена




Ни

Внутренний анализ

Внутренний анализ надписей из 29 поселений культуры винча представлен в диссертации Ш.М.М.Уинна «Знаки культуры винча» (1973), позже опубликован­ной под названием «Предписьмен-ность Юго-Восточной Европы: знаковая система культуры винча» (1981)2. Каталог Уинна включает 210 опознаваемых знаков, в том числе простые и модифицирован­ные символы, линии, точки и кри­вые. Как считает автор, все они со­стоят из 5 базовых элементов, куда входят: 1) прямая линия; 2) две прямых линии, пересекающиеся в центре; 3) две линии, соединенные с одного конца; 4) точка; 5) кривая. Уинн не задавался целью прово­дить одзличие между сиМВОЛАМИ и письменами. Его классификация представляет гипотетический про­цесс развития графики от простых форм к более сложным.

В этом корпусе из 210 знаков культуры винча около трети — сим­волы, использовавшиеся по всей Европе. Обычно они стоят отдель­но и не вписаны в ряды знаков: исключение составляют символы «V», «М», «X» (или «+»), а также 2-4 вертикальные черточки или точ­ки, которые входят в состав пись­ма Всего насчитывается около 30 базовых знаков (рис. 8-1), ос­тальные образовывались путем до­бавления к ним одной, двух или трех линий или благодаря комби­нированию двух базовых знаков — удвоению, инверсии, противопо­ложению (рис. 8-2).

Базовые знаки в корне отлича­ются друг от друга; обособились они чрезвычайно рано. Я не счи­таю, к примеру, что «V» ведет про­исхождение от диагонали, по­скольку этот знак был в ходу с верхнего палеолита. Также не по­хоже, чтобы знак «М» возник из удвоения перевернутого знака «V», поскольку с самого начала он имел вид зигзага. Как и египетский иероглиф воды, ^^^, ти, «М» в качестве идеограммы воды мог об­рести фонетический эквивалент


 

VAMA//W

ХтУ

П D<0> А

 

 

Рис. 8-1 Основные знаки древнеевропейского «письма», 5300-4300 гг. до н.э.

 


Sma VIII. Священные знаки-пись мена



Рис. 8-2

V


X


^Tv7^ f> z\ ^ ^ ^»/ $ Ф

xxi ^4 tX X X) -Х- ix i их!'# х Х> К


^i^^+'+jfrJ-


м


/^ /v\ W >\ лдл, v^ д^ /у\ ^ч рА /-Л /^


((:(С С- H С I 3 СС-ДОС»)

г + + Н Т YS*1 I-


п


пя«пnmн


 

Рис. 8-2

Базовые знаки (слева) и их производные (справа), образованные с помощью добавления одной или двух черточек, точ­ки, изогнутой линии или при удвоении или перевертывании базовых знаков.



Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Богж


 


***

Рис. 8-3


Рис. 8-3

Мадонна из Раста, Западная Румыния, со знаками на спине и по бокам. На спине ясно раз­личима полоса с «письменны­ми» знаками; есть они и на так ребенка. Культура винча. Нача­ло Vтыс. до н.э.; высота 12см.

Рис. 8-4 Терракотовая статуэтка из кур­гана в Тангыру, бассейн Нижне­го Дуная, Румыния, с полоаами знаков спереди и сзади (см. ри­сунки под изображением стату­этки). Культурная группа боян, фаза Па. Конец VI тыс. до н.э.; высота 9 см.


 



 

Рис. 8-4

^N<] v5)»^


-Чч<И)Г^


Рис. 8-5 Глиняная статуэтка с вырезан­ными на маске знаками. Вин­ча; высота 5 см.

Рис. 8-6 Полосы знаков вокруг ножек антропоморфного сосуда куль туры тиса. Кёкеньдомб, Сегвар, Юго-Восточная Венгрия. Ок. 5300-5000 гг. до н.э.

 

 

Рис. 8-7

Горизонтальные и вертикальные ряды знаков на миниатюрны) сосудах, м.б. вотивного характе­ра. (1) Винча, средний периш культуры винча; (2) Сегвар-Тюз-кёвеш, Сентеш, Венгрия, куль­тура тиса; (3) Дая-Романа (Дал-лендорф), район Альба, Запад­ная Румыния. Высота (1)5 см: (2) 8 см; (3) ширина 6,4 см.


а а Ш, Священные е наки-п и сьмена




Рис. 8-5

Рис. 8-6

 



 

Рис. 8-7

 


 


 
 

 


 



Пш бутас М. Цивили з аця я Великой Богш


 


Рис. 8-8


Рис. 8-8 Глиняная модель святилища из Градешницы с символическим орнаментом на фасаде, стенах и кровле. На фронтальных колон­нах тто обеим сторонам от вхо­да — вертикальные полосы «письменных» знаков. Культура винча. Начало Утыс. до н.э.; выссутэ 14 5 см

Рис. 8-9 Глиняный фаллос со знаками на пьедестале. Культура старчево-криш, Окна-Сибиулуй, район Сибиу, Центральная Румыния. Ок. 5500 г. до н. э.; высота 10 см.


Рис. 8-11


 



Рис. 8-9

Рис. 8-10


^

У"\


Рис. 8-10 Пряслице с «надписью» из зна­ков (ниже — она же в разверну­том виде). Фафос, поселение культуры винча в Косовска-Митровице, Южная Югосла­вия. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.; длина 8,2 см.

Рис. 8-11 Овальная терракотовая пласти­на (символ священного кара­вая?) с вырезанным в центре меандром, вокруг которого рас­полагаются «письменные» зна­ки. Вид сверху и сбоку. Ранний период культуры винча. Ок. 5200-5000гг. до н.э., Баница, Белград; длина 15 см.

Рис. 8-12 Мелкий сосуд из Градешницы, Враца (поселения культуры винча в Северо-Западной Бол­гарии), с обеих сторон покры­тый «письменными» знаками.

(1) Внешняя сторона: знаки ок­ружают символическую фигуру;

(2) внутренняя сторона: четыре полосы знаков. Начало Утыс. до н.э.; длина 12,5 см.

 

У4*


Рис. 8-12



bam VIII, Св ященные знаки-письмена

еще в глубокой древности. В классической слоговой азбуке Кипра знак /\/\ обозначает слог mi. Ана­логичные знаки существовали в VI тыс. до н.э. По­скольку некоторые знаки оставались неизменными стаких давних времен, как эпоха верхнего палеоли­та, их фонетический эквивалент также мог не менять­ся.

Возникшие после середины VI тыс. до н.э. знач­ки-символы, модифицированные благодаря добав­лению прямых и кривых черточек, а также точек. Сгруппированные или выстроенные в ряд символы в сочетании с линейными знаками встречаются на статуэтках, антропоморфных сосудах, пряслицах и грузиках, моделях святилищ, сосудах для возлияния, емкостях для приношений и других культовых пред­метах. Скажем, знак «V» встречается в следующих комбинациях: с добавлением черточки или линии сбоку, наискосок или сверху; в связке с переверну­тым знаком «V»; с одной, двумя или тремя линиями внутри; с двумя или тремя паралельными линиями, повторяющими его контур; в сочетании со знаком «М»; с удлинением в виде кривой Чаще всего встре-чаются сочетания одной или двух линий со знаками «V» «X» (или «+») и «М» Некоторые надписи пред­ставляют собой настоящие лабиринты из повторяю­щихся знаков «V» или «V» и «М» или же «V» и «У» По всей видимости их значение напрямую связано со смыслом повторяющегося символа

Надписи образовывают горизонтальные или вер­тикальные ряды, крути или отдельные, не имеющие особого порядка группы. У статуэток полосы знаков могут быть спереди и сзади, наискосок пересекать грудь или располагаться ниже живота (рис. 8-3, 8-4). Порой надписи также фигурируют на их масках (рис. 8-5) и опоясывают ноги (рис. 8-6). На сосудах поло­сы надписей появляются у основания или у края, на блюдах — у основания или на нем, рядом с централь­ной частью или в виде вставок (рис. 8-7). В виде вста­вок их также можно видеть на моделях святилищ — с обеих сторон и над входом (рис. 8-8) — или на под­ставке для фаллоса (рис. 8-9). На пряслицах они ок­ружают отверстие в середине (рис. 8-10), а на вылеп­ленных из глины миниатюрных караваях ими покры­та вся поверхность (рис. 8-11). Временами надписи могут располагаться четырьмя горизонтальными ря­дами, как на мелком сосуде из Градешницы, раннего поселения культуры винча (рис. 8-12).

Насколько можно судить, эти группы знаков за­ключали в себе некие послания. А предметы, на ко­торых они встречаются, - статуэтки, пряслица, гру­зики, подвески, сосуды для возлияний, миниатюр­ная посуда и модели святилищ, — по-видимому, имели вотивный характер. В таком случае надписи могли содержать формулы посвящения или имя или один из эпитетов, относящихся к Богине. Похожие группы знаков повторяются на статуэтках и на моде­лях святилищ (ср. рис. 8-3 и 8-8). Не исключено, что


надписи вокруг отверстия в пряслицах обусловлены тем, что Богиня — «пряха, выпрядающая нить жиз­ни», определяющая ее качество и продолжитель­ность, или же тем, что она - Богиня ремесел.

Снабженные надписями статуэтки, пряслица, гру­зики, горшки и даже таблички в более поздние эпохи выступали в качестве вотивных приношений миной-ским, древнегреческим, этрусским, венетским и рим­ским богиням. Среди вотивных даров венетской Ре­тин, этой родственной Артемиде Родительнице VI-IV вв. до н.э., надписями снабжены грузики и свинцовые алфавитные таблички. В дар греческой Афине приносили пряслица с надписями. Если древ-неевропейские знаки действительно являются иеро­глифами, то традиция украшать вотивные дары над­писями зародилась за пять тысяч лет до Ретии, Арте­миды или Афины.

Были ли эти надписи изначально только графи­ческими, состоящими из линий и их различных ком­бинаций, или же они - результат эволюции уже су­ществовавших и наделенных религиозной значимо­стью знаков? Последнее, как мне кажется, ближе к истине, поэтому показательно будет обратиться к символическим обозначениям, имевшим хождение до появления письма.

Самостоятельные абстрактные - не пиктографи­ческие - обозначения, такие как «V», «X» и «Y», воз­никли в эпоху верхнего палеолита. Их вырезали на камнях, на костях, на оленьих рогах, и в таком виде многие из них просуществовали весь мезолит вплоть до раннего неолита. В Древней Европе и в Анатолии их можно регулярно видеть на керамических издели­ях: они бывают удвоены, утроены, умножены, пере­вернуты, противопоставлены, соположены с меанд­рами и параллельными линиями.

Существование некоторых знаков идет от верхне­палеолитических культур граветт и мадлен вплоть до неолита, медного века и даже раннего европейского и анатолийского бронзового века, что в общей слож­ности составляет около 15 тысяч лет. Превосходным примером тому является знак«V», который происхо­дит от обозначения вульвы или лобкового тре­угольника, одного из древнейших символов во всем доисторическом искусстве. Если сравнить надписи на верхнепалеолитических статуэтках из Мезина (рис. 8-13) и те, что есть на статуэтках культуры винча V тыс. до н.э. (рис. 8-14), то нельзя не отметить их удиви­тельное внешнее сходство. Поскольку их контекст всегда гомологичен, это говорит об их центральной роли в символической системе, связанной с некото­рыми проявлениями Богини.

Так, если взять знак «V», то он может быть выре­зан на статуэтке один раз или повторен несколько раз.



Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Богиш


 




Рис.8-13


Рис. 8-13 Верхнепалеолитические стату­этки из слоновой кости в виде антропоморфных водоплаваю­щих птиц. На них вырезаны знаки «V», шевроны (множест­венные знаки «V» и «X») и двой­ные линии. Мезин, бассейн Верхней Десны, Украина. Ок. 17000-14000 гг. до н.э.; высота (1)30 см, (2) 7,2 см.

 


Рис.8-14


Рис. 8-14 Статуэтки культуры винча со знаками «X», «V» и меандрами. (1) Статуэтка в маске и с крыльями из Турдаша, Клуж, Западна! Румыния, ок. 5200 г. до н.э. (2) Дискообразная статуэтка с клювом (Богиня-птица) и обрубками вместо рук (или крыльев). Ва плоская поверхность покрыта символами. Большой знак «X» делит ее на 4 части: в верхней, пониже шеи, - шеврон, в осталь ныхтрех - концы меандров. Плечи украшены параллельными линиями. Винча. Ок. 5000 г. до н.э.. высота (1) 9 см,,2) 12 см,

 


Ima VIII. Священные знаки- письмена



 


Рис. 8-15


 

Рис. 8-17

Рис. 8-15 Корпус этой статуэтки поделен на четыре секции, в каждой — узор из множественных переплетающихся шевронов различных пропорций и ориентации. Го-молава, средний период культуры винча. Начало Утыс. до н.э.; высота 8,5 см.



n^iiiyiNV'Mr

Рис. 8-16

Зооморфный сосуд для приношений с карту­шем, в который заключены шевроны, единич­ные знаки «V» и ромбы (составленные из двух знаков «V»), Тройные шевроны также повто­ряются на шее каждого животного (стилизо­ванных баранов). Культура винча, Приштина, Южная Югославия. Ок. 5300-5000 гг. до н. э.; высота 6,7 см.

Рис. 8-17 Разбитый на секции символический узор из меандров, спи­ралей и сетчатого рисунка покрывает поверхность сосуда из ВэлэстрыП, Юго-Западная Румыния. Ок. 5200-5000 гг. юн. э. Нарезной орнамент с белой инкрустацией, серый фон; высота 55 см.



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо т


 


Часто он бывает утроен или умножен до бесконечно­сти, образуя многослойный шеврон. Варьируются и размеры знаков «V» и шевронов. На некоторых ста­туэтках, как и на сосудах, знак «X», простые и соеди­ненные друг с другом шевроны появляются в виде отдельных вставок (рис. 8-15). Одинарными и мно­жественными знаками «V» и шевронами бывают ук­рашены изображения Богини-птицы - как детали­зированные, так и схематические, — и связанные с ее культом предметы: орнитоморфные сосуды и ста­туэтки баранов, миниатюрные столы или вместили­ща для приношений (рис. 8-16). Знак «V» или шев­рон обычно соседствует с несколькими (двумя, тре­мя четырьмя или более) параллельными линиями Меандры также бывают одинарными или множест­венными кроме того они фигурируют на вставках которые перемежаются другими вставками с изобра-жениями спиралей или змей (рис. 8-17).

Изучая многообразие встречающихся на статуэт­ках символов, можно сделать несколько наблюдений. К примеру, знаки, окружающие изображения Боги­ни-птицы («V» и шевроны в сочетании с «X»), слу­жат ее идентификации, меж тем как знак «V» в соче­тании с меандрами, зигзагами или параллельными линиями подчеркивает ее тесную связь с водной сфе­рой, источником жизни, и напоминает о ее функции дарительницы влаги и живительных вод.

Не исключено, что удвоение и умножение знаков имело заклинательный или магический смысл. Но в любом случае существование комбинаций из двух знаков — к примеру, «V» и ни, которые образуют знак ~<£У^ — свидетельствует о выстраивании более слож­ного значения, что является необходимым условием развития любого формализованного письма. Такое соположение выходит за рамки простых магических повторов, становясь абстракцией, приспособленной для выражения тончайших различий. Именно поэто­му я полагаю, что древнеевропейская знаковая сис­тема стала письмом благодаря широкому использо­ванию древнейших символов. А некоторые из этих символов могли иметь фонетическое выражение за­долго до VI тыс. до н.э.

О том, что абстрактные знаки — это нечто боль­шее, нежели обычные орнаментальные узоры, крас­норечивей всего говорят выемчатые или резные мо­тивы на глиняных печатях, штампы на сосудах, ри­сованные или резные символы на статуэтках, а также знаки, образующие полосы и круги и появляющие­ся на прямоугольных полях керамических изделий. Начиная с VII—VI тыс. до н.э. печати с ручками и с изображением общепринятых знаков использова­лись для маркировки керамики и, возможно, дру­гих культовых предметов из менее стойких материа­лов. Оставляемый этими каменными или глиняны­ми печатями рисунок состоял из следующих знаков: единичных и множественных шевронов, знаков «X» со знаком «V» между перекрестий, зигзагов, знаков


«М» и «N», вихреобразных росчерков, обычных заполненных крестов, концентрических кругов квадратов, треугольников с точкой, параллельны: двойных и тройных линий, трех линий, соедини ных горизонтальной перемычкой, кистей, четыр(и более линий, иногда соединенных перемычко (рис. 8-18). Кроме того, на них встречаются меащ ры, свернувшиеся змеи, одинарные и двойные cm ради, сетчатый и шахматный рисунок, а также pi сунок змеиной кожи (точечные полосы с рисунко из соединенных друг с другом ромбов). Когда око; 5000 г. до н.э. появились цилиндрические печати, г них по-прежнему вырезали только отдельные ст волы (рис. 8-19). Однако на цилиндрических печ; тях середины Vтыс. до н.э. из Ситагроя (Макеж ния) помимо отдельных символов можно виде группы знаков «V», Б-образных спиралей и ти] (рис. 8-20).

Самые ранние печати с ручками, на которых вь резано более одного знака, датируются первой no.ii виной VI тыс. до н.э. и принадлежат культурам ста] чево (кёрёш) и караново (рис. 8-21). К сходными; блюдениям приводит изучение печатей из Хаджила] (Центральная Анатолия): комбинирование знак(представляет собой начальную фазу развития пис: ма. В Древней Европе его настоящий взрыв при» дится на конец VI тыс. до н.э. Иными словами, KJiai сификация здесь такова: ок. 6000-5300 гг. до н.э. ранний период; ок. 5300-4000 гг. до н.э. - пери< высшего подъема. Заметим, что последний не слел; ет считать «предписьменностью», поскольку это бш полноценное письмо особого рода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.