КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Абстрактные знаки - символы, от которых произошли письмена
Ни Внутренний анализ Внутренний анализ надписей из 29 поселений культуры винча представлен в диссертации Ш.М.М.Уинна «Знаки культуры винча» (1973), позже опубликованной под названием «Предписьмен-ность Юго-Восточной Европы: знаковая система культуры винча» (1981)2. Каталог Уинна включает 210 опознаваемых знаков, в том числе простые и модифицированные символы, линии, точки и кривые. Как считает автор, все они состоят из 5 базовых элементов, куда входят: 1) прямая линия; 2) две прямых линии, пересекающиеся в центре; 3) две линии, соединенные с одного конца; 4) точка; 5) кривая. Уинн не задавался целью проводить одзличие между сиМВОЛАМИ и письменами. Его классификация представляет гипотетический процесс развития графики от простых форм к более сложным. В этом корпусе из 210 знаков культуры винча около трети — символы, использовавшиеся по всей Европе. Обычно они стоят отдельно и не вписаны в ряды знаков: исключение составляют символы «V», «М», «X» (или «+»), а также 2-4 вертикальные черточки или точки, которые входят в состав письма Всего насчитывается около 30 базовых знаков (рис. 8-1), остальные образовывались путем добавления к ним одной, двух или трех линий или благодаря комбинированию двух базовых знаков — удвоению, инверсии, противоположению (рис. 8-2). Базовые знаки в корне отличаются друг от друга; обособились они чрезвычайно рано. Я не считаю, к примеру, что «V» ведет происхождение от диагонали, поскольку этот знак был в ходу с верхнего палеолита. Также не похоже, чтобы знак «М» возник из удвоения перевернутого знака «V», поскольку с самого начала он имел вид зигзага. Как и египетский иероглиф воды, ^^^, ти, «М» в качестве идеограммы воды мог обрести фонетический эквивалент
VAMA//W ХтУ П D<0> А
Рис. 8-1 Основные знаки древнеевропейского «письма», 5300-4300 гг. до н.э.
Sma VIII. Священные знаки-пись мена Рис. 8-2 V X ^Tv7^ f> z\ ^ ^ ^»/ $ Ф xxi ^4 tX X X) -Х- ix i их!'# х Х> К ^i^^+'+jfrJ- м /^ /v\ W >\ лдл, v^ д^ /у\ ^ч рА /-Л /^ ((:(С С- H С I 3 СС-ДОС») г + + Н Т YS*1 I- п пя«пnmн
Рис. 8-2 Базовые знаки (слева) и их производные (справа), образованные с помощью добавления одной или двух черточек, точки, изогнутой линии или при удвоении или перевертывании базовых знаков. Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Богж
Рис. 8-3 Рис. 8-3 Мадонна из Раста, Западная Румыния, со знаками на спине и по бокам. На спине ясно различима полоса с «письменными» знаками; есть они и на так ребенка. Культура винча. Начало Vтыс. до н.э.; высота 12см. Рис. 8-4 Терракотовая статуэтка из кургана в Тангыру, бассейн Нижнего Дуная, Румыния, с полоаами знаков спереди и сзади (см. рисунки под изображением статуэтки). Культурная группа боян, фаза Па. Конец VI тыс. до н.э.; высота 9 см.
Рис. 8-4 ^N<] v5)»^ -Чч<И)Г^ Рис. 8-5 Глиняная статуэтка с вырезанными на маске знаками. Винча; высота 5 см. Рис. 8-6 Полосы знаков вокруг ножек антропоморфного сосуда куль туры тиса. Кёкеньдомб, Сегвар, Юго-Восточная Венгрия. Ок. 5300-5000 гг. до н.э.
Рис. 8-7 Горизонтальные и вертикальные ряды знаков на миниатюрны) сосудах, м.б. вотивного характера. (1) Винча, средний периш культуры винча; (2) Сегвар-Тюз-кёвеш, Сентеш, Венгрия, культура тиса; (3) Дая-Романа (Дал-лендорф), район Альба, Западная Румыния. Высота (1)5 см: (2) 8 см; (3) ширина 6,4 см. !т а а Ш, Священные е наки-п и сьмена
Пш бутас М. Цивили з аця я Великой Богш
Рис. 8-8 Рис. 8-8 Глиняная модель святилища из Градешницы с символическим орнаментом на фасаде, стенах и кровле. На фронтальных колоннах тто обеим сторонам от входа — вертикальные полосы «письменных» знаков. Культура винча. Начало Утыс. до н.э.; выссутэ 14 5 см Рис. 8-9 Глиняный фаллос со знаками на пьедестале. Культура старчево-криш, Окна-Сибиулуй, район Сибиу, Центральная Румыния. Ок. 5500 г. до н. э.; высота 10 см. Рис. 8-11
Рис. 8-10 ^ У"\ Рис. 8-10 Пряслице с «надписью» из знаков (ниже — она же в развернутом виде). Фафос, поселение культуры винча в Косовска-Митровице, Южная Югославия. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.; длина 8,2 см. Рис. 8-11 Овальная терракотовая пластина (символ священного каравая?) с вырезанным в центре меандром, вокруг которого располагаются «письменные» знаки. Вид сверху и сбоку. Ранний период культуры винча. Ок. 5200-5000гг. до н.э., Баница, Белград; длина 15 см. Рис. 8-12 Мелкий сосуд из Градешницы, Враца (поселения культуры винча в Северо-Западной Болгарии), с обеих сторон покрытый «письменными» знаками. (1) Внешняя сторона: знаки окружают символическую фигуру; (2) внутренняя сторона: четыре полосы знаков. Начало Утыс. до н.э.; длина 12,5 см.
У4* Рис. 8-12 bam VIII, Св ященные знаки-письмена еще в глубокой древности. В классической слоговой азбуке Кипра знак /\/\ обозначает слог mi. Аналогичные знаки существовали в VI тыс. до н.э. Поскольку некоторые знаки оставались неизменными стаких давних времен, как эпоха верхнего палеолита, их фонетический эквивалент также мог не меняться. Возникшие после середины VI тыс. до н.э. значки-символы, модифицированные благодаря добавлению прямых и кривых черточек, а также точек. Сгруппированные или выстроенные в ряд символы в сочетании с линейными знаками встречаются на статуэтках, антропоморфных сосудах, пряслицах и грузиках, моделях святилищ, сосудах для возлияния, емкостях для приношений и других культовых предметах. Скажем, знак «V» встречается в следующих комбинациях: с добавлением черточки или линии сбоку, наискосок или сверху; в связке с перевернутым знаком «V»; с одной, двумя или тремя линиями внутри; с двумя или тремя паралельными линиями, повторяющими его контур; в сочетании со знаком «М»; с удлинением в виде кривой Чаще всего встре-чаются сочетания одной или двух линий со знаками «V» «X» (или «+») и «М» Некоторые надписи представляют собой настоящие лабиринты из повторяющихся знаков «V» или «V» и «М» или же «V» и «У» По всей видимости их значение напрямую связано со смыслом повторяющегося символа Надписи образовывают горизонтальные или вертикальные ряды, крути или отдельные, не имеющие особого порядка группы. У статуэток полосы знаков могут быть спереди и сзади, наискосок пересекать грудь или располагаться ниже живота (рис. 8-3, 8-4). Порой надписи также фигурируют на их масках (рис. 8-5) и опоясывают ноги (рис. 8-6). На сосудах полосы надписей появляются у основания или у края, на блюдах — у основания или на нем, рядом с центральной частью или в виде вставок (рис. 8-7). В виде вставок их также можно видеть на моделях святилищ — с обеих сторон и над входом (рис. 8-8) — или на подставке для фаллоса (рис. 8-9). На пряслицах они окружают отверстие в середине (рис. 8-10), а на вылепленных из глины миниатюрных караваях ими покрыта вся поверхность (рис. 8-11). Временами надписи могут располагаться четырьмя горизонтальными рядами, как на мелком сосуде из Градешницы, раннего поселения культуры винча (рис. 8-12). Насколько можно судить, эти группы знаков заключали в себе некие послания. А предметы, на которых они встречаются, - статуэтки, пряслица, грузики, подвески, сосуды для возлияний, миниатюрная посуда и модели святилищ, — по-видимому, имели вотивный характер. В таком случае надписи могли содержать формулы посвящения или имя или один из эпитетов, относящихся к Богине. Похожие группы знаков повторяются на статуэтках и на моделях святилищ (ср. рис. 8-3 и 8-8). Не исключено, что надписи вокруг отверстия в пряслицах обусловлены тем, что Богиня — «пряха, выпрядающая нить жизни», определяющая ее качество и продолжительность, или же тем, что она - Богиня ремесел. Снабженные надписями статуэтки, пряслица, грузики, горшки и даже таблички в более поздние эпохи выступали в качестве вотивных приношений миной-ским, древнегреческим, этрусским, венетским и римским богиням. Среди вотивных даров венетской Ретин, этой родственной Артемиде Родительнице VI-IV вв. до н.э., надписями снабжены грузики и свинцовые алфавитные таблички. В дар греческой Афине приносили пряслица с надписями. Если древ-неевропейские знаки действительно являются иероглифами, то традиция украшать вотивные дары надписями зародилась за пять тысяч лет до Ретии, Артемиды или Афины. Были ли эти надписи изначально только графическими, состоящими из линий и их различных комбинаций, или же они - результат эволюции уже существовавших и наделенных религиозной значимостью знаков? Последнее, как мне кажется, ближе к истине, поэтому показательно будет обратиться к символическим обозначениям, имевшим хождение до появления письма. Самостоятельные абстрактные - не пиктографические - обозначения, такие как «V», «X» и «Y», возникли в эпоху верхнего палеолита. Их вырезали на камнях, на костях, на оленьих рогах, и в таком виде многие из них просуществовали весь мезолит вплоть до раннего неолита. В Древней Европе и в Анатолии их можно регулярно видеть на керамических изделиях: они бывают удвоены, утроены, умножены, перевернуты, противопоставлены, соположены с меандрами и параллельными линиями. Существование некоторых знаков идет от верхнепалеолитических культур граветт и мадлен вплоть до неолита, медного века и даже раннего европейского и анатолийского бронзового века, что в общей сложности составляет около 15 тысяч лет. Превосходным примером тому является знак«V», который происходит от обозначения вульвы или лобкового треугольника, одного из древнейших символов во всем доисторическом искусстве. Если сравнить надписи на верхнепалеолитических статуэтках из Мезина (рис. 8-13) и те, что есть на статуэтках культуры винча V тыс. до н.э. (рис. 8-14), то нельзя не отметить их удивительное внешнее сходство. Поскольку их контекст всегда гомологичен, это говорит об их центральной роли в символической системе, связанной с некоторыми проявлениями Богини. Так, если взять знак «V», то он может быть вырезан на статуэтке один раз или повторен несколько раз. Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Богиш
Рис.8-13 Рис. 8-13 Верхнепалеолитические статуэтки из слоновой кости в виде антропоморфных водоплавающих птиц. На них вырезаны знаки «V», шевроны (множественные знаки «V» и «X») и двойные линии. Мезин, бассейн Верхней Десны, Украина. Ок. 17000-14000 гг. до н.э.; высота (1)30 см, (2) 7,2 см.
Рис.8-14 Рис. 8-14 Статуэтки культуры винча со знаками «X», «V» и меандрами. (1) Статуэтка в маске и с крыльями из Турдаша, Клуж, Западна! Румыния, ок. 5200 г. до н.э. (2) Дискообразная статуэтка с клювом (Богиня-птица) и обрубками вместо рук (или крыльев). Ва плоская поверхность покрыта символами. Большой знак «X» делит ее на 4 части: в верхней, пониже шеи, - шеврон, в осталь ныхтрех - концы меандров. Плечи украшены параллельными линиями. Винча. Ок. 5000 г. до н.э.. высота (1) 9 см,,2) 12 см,
Ima VIII. Священные знаки- письмена
Рис. 8-15
Рис. 8-15 Корпус этой статуэтки поделен на четыре секции, в каждой — узор из множественных переплетающихся шевронов различных пропорций и ориентации. Го-молава, средний период культуры винча. Начало Утыс. до н.э.; высота 8,5 см.
Рис. 8-16 Зооморфный сосуд для приношений с картушем, в который заключены шевроны, единичные знаки «V» и ромбы (составленные из двух знаков «V»), Тройные шевроны также повторяются на шее каждого животного (стилизованных баранов). Культура винча, Приштина, Южная Югославия. Ок. 5300-5000 гг. до н. э.; высота 6,7 см. Рис. 8-17 Разбитый на секции символический узор из меандров, спиралей и сетчатого рисунка покрывает поверхность сосуда из ВэлэстрыП, Юго-Западная Румыния. Ок. 5200-5000 гг. юн. э. Нарезной орнамент с белой инкрустацией, серый фон; высота 55 см. Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо т
Часто он бывает утроен или умножен до бесконечности, образуя многослойный шеврон. Варьируются и размеры знаков «V» и шевронов. На некоторых статуэтках, как и на сосудах, знак «X», простые и соединенные друг с другом шевроны появляются в виде отдельных вставок (рис. 8-15). Одинарными и множественными знаками «V» и шевронами бывают украшены изображения Богини-птицы - как детализированные, так и схематические, — и связанные с ее культом предметы: орнитоморфные сосуды и статуэтки баранов, миниатюрные столы или вместилища для приношений (рис. 8-16). Знак «V» или шеврон обычно соседствует с несколькими (двумя, тремя четырьмя или более) параллельными линиями Меандры также бывают одинарными или множественными кроме того они фигурируют на вставках которые перемежаются другими вставками с изобра-жениями спиралей или змей (рис. 8-17). Изучая многообразие встречающихся на статуэтках символов, можно сделать несколько наблюдений. К примеру, знаки, окружающие изображения Богини-птицы («V» и шевроны в сочетании с «X»), служат ее идентификации, меж тем как знак «V» в сочетании с меандрами, зигзагами или параллельными линиями подчеркивает ее тесную связь с водной сферой, источником жизни, и напоминает о ее функции дарительницы влаги и живительных вод. Не исключено, что удвоение и умножение знаков имело заклинательный или магический смысл. Но в любом случае существование комбинаций из двух знаков — к примеру, «V» и ни, которые образуют знак ~<£У^ — свидетельствует о выстраивании более сложного значения, что является необходимым условием развития любого формализованного письма. Такое соположение выходит за рамки простых магических повторов, становясь абстракцией, приспособленной для выражения тончайших различий. Именно поэтому я полагаю, что древнеевропейская знаковая система стала письмом благодаря широкому использованию древнейших символов. А некоторые из этих символов могли иметь фонетическое выражение задолго до VI тыс. до н.э. О том, что абстрактные знаки — это нечто большее, нежели обычные орнаментальные узоры, красноречивей всего говорят выемчатые или резные мотивы на глиняных печатях, штампы на сосудах, рисованные или резные символы на статуэтках, а также знаки, образующие полосы и круги и появляющиеся на прямоугольных полях керамических изделий. Начиная с VII—VI тыс. до н.э. печати с ручками и с изображением общепринятых знаков использовались для маркировки керамики и, возможно, других культовых предметов из менее стойких материалов. Оставляемый этими каменными или глиняными печатями рисунок состоял из следующих знаков: единичных и множественных шевронов, знаков «X» со знаком «V» между перекрестий, зигзагов, знаков «М» и «N», вихреобразных росчерков, обычных заполненных крестов, концентрических кругов квадратов, треугольников с точкой, параллельны: двойных и тройных линий, трех линий, соедини ных горизонтальной перемычкой, кистей, четыр(и более линий, иногда соединенных перемычко (рис. 8-18). Кроме того, на них встречаются меащ ры, свернувшиеся змеи, одинарные и двойные cm ради, сетчатый и шахматный рисунок, а также pi сунок змеиной кожи (точечные полосы с рисунко из соединенных друг с другом ромбов). Когда око; 5000 г. до н.э. появились цилиндрические печати, г них по-прежнему вырезали только отдельные ст волы (рис. 8-19). Однако на цилиндрических печ; тях середины Vтыс. до н.э. из Ситагроя (Макеж ния) помимо отдельных символов можно виде группы знаков «V», Б-образных спиралей и ти] (рис. 8-20). Самые ранние печати с ручками, на которых вь резано более одного знака, датируются первой no.ii виной VI тыс. до н.э. и принадлежат культурам ста] чево (кёрёш) и караново (рис. 8-21). К сходными; блюдениям приводит изучение печатей из Хаджила] (Центральная Анатолия): комбинирование знак(представляет собой начальную фазу развития пис: ма. В Древней Европе его настоящий взрыв при» дится на конец VI тыс. до н.э. Иными словами, KJiai сификация здесь такова: ок. 6000-5300 гг. до н.э. ранний период; ок. 5300-4000 гг. до н.э. - пери< высшего подъема. Заметим, что последний не слел; ет считать «предписьменностью», поскольку это бш полноценное письмо особого рода.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |