Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Богиня как могила и утроба




См

Я см


Рис.7-119 Изображение Богини в обли­чий совы, выгравированное на камне, стоящем справа от каме­ры в западном коридоре гроб­ницы Наут, Ирландия. В верх­ней части различимы круглив глаза совы вся оставшаяся по­верхность покрыта орнаментом с мотивами лабиринта и водной стихии В центре выделена вульва Ок 3500 г до н э ' вы­сота 48 1 см

Рис. 7-120 Изображения глаз Богини-совы на трапециевидной слан­цевой пластине, на коровь костях из коридорных гробниц Португалии и Испании, на со­судах из коридорных гробниц Северной Европы. Их поверх­ность покрыта рядами зигзагов, треугольников, дуг, штриховым и сетчатым узором. (1) Кинта-Фариньейра; (2) Лос-Милья-рес, Южная Испания; (3-6) Альмисарак, Испания; (7) Кинделёсе, Кирке-Хил-линге; (8) Хильдехёй, Дания. Ок. 3000 г. до н.э.


Глава VII. Религия Богини



 




Рис. 7-118


^^'iPi


Рис. 7-119


Рис. 7-120

▼.▼.▼▼▼ ▼.▼.▼▼

■▼▼..▼.▼▼▼▼▼▼▼▼

▼ ▼▼▼▼▼.▼-▼■У

▼ ▼▼▼▼▼-▼^



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини


I


 


себя в единичности, двойственности и тройствен­ности, Она - все вместе взятое. Если свернувшаяся змея символизирует источник жизненных сил, то в тройной спирали заключено максимальное могуще­ство. Внешняя линия третьего, нижнего завитка вы­ходит за пределы тройной спирали, поворачивает в другую сторону и образует фигуру из нескольких дуг с треугольником посередине. Пространство между свернувшимися змеями заполнено ромбами, а по ле­вую сторону тройного клубка ромбы окружены кон­центрическими дугами.

Камень насыпи № 52 имеет два регистра, отделен­ные друг от друга вертикальной полосой (рис. 7-123). Слева доминируют свернувшиеся змеи, из которых складывается глазковый мотив. Несколько клубков сходятся в центре, намечая клюв и надбровные дуги. Справа к ним примыкает свернувшаяся змея меньшего размера, над ней — два чашевидных знака и концен­трические дуги. Пространство снизу заполнено тре­угольниками, ромбами и зигзагами. В правом регист­ре имеется три картуша, в каждом из которых по три круглые чашевидные впадины, перемежающиеся тре­угольниками или «песочными часами». К картушам примыкают концентрические дуги с треугольником посередине. Можно предположить, что дуги с тре-

Рис. 7-121


угольниками обозначают увеличение жизнеродной вульвы Богини. Подчеркнутое использование тройных отпечатков можно истолковать как символ тройствен­ности источника жизни: скорей всего, существует смы­словая связь между тремя чашевидными знаками и тройным змеиным клубком левого регистра.

Символические изображения, которыми покры­та внутренняя сторона плиты свода восточного аль­кова Нью-Грейнджа, состоят из круглых совиных глаз, тройных (или более) клювов и учетверенного мотива надбровных дуг. В совокупности они образу­ют рисунок в виде розетки с прямоугольником посе­редине, крупные змеиные клубки и узор из кон­центрических овалов с двумя взаимообращенными полукругами посередине. Большой змеиный клубок в центре связан с утроенным мотивом глаз и клюва. К этим основным символическим изображениям примыкает полоса зигзагов; между ними рассыпаны знаки «V» шевроны ромбы зигзаги и dhcvhkh из-вивающихсязмей (рис 7-124).

Как можно видеть, основной целью этих символов было обозначить присутствие Богини-совы и Богини-змеи. К этому выводу нас подводит подчеркнутое вы­деление мотива совиных глаз, сочетающегося с моти­вом свернувшейся змеи, причем оба образа являются

 

Рис. 7-121 Большой камень треуголь­ной формы у входа в каме­ру гробницы. Вильдесхау-зен, район Ольденбурга, Шлезвиг-Гольштейн; вы­сота ок. 1,3 м.


[.№ш VII. Религия Богини



Рис. 7-122



 


 


 


 


_)


Рис. 7-122 Поразительно виртуозный символический орнамент, вырезанный на камнях при входе в гробницу Нью-Грейндж. Тройные и двойные свернувшиеся змеи перемежаются с ромбами и обрамлены шевронами (спра­ва) и ромбами (слева). Два наибольших змеиных клубка образуют «глазковый» мотив, а их внешнее шес-тислойное продолжение окружает треугольник (внизу в центре). Ок. 3200 г. до н. э.

Рис. 7-123

Рис. 7-123 Символический орнамент на камне керба № 52, Нью-Грейндж, вертикально поделенном на две части. Сле­ва: крупный «глазковый» мотив, образованный двумя двойными свернувшимися змеями; к нему примыка­ют змеиный клубок поменьше и многослойная дуга; нижняя часть покрыта узором из треугольников, ром­бов и зигзагов. Справа: три картуша с тремя чашевидными знаками в каждом; треугольники (вульвы) или чашевидные знаки внутри концентрических кругов. Ок. 3200 г. до н.э.



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо г ини


 


могучими символами регенерации. Более отдаленные связи соединяют эти символы с чашевидными знака­ми, треугольниками или ромбами и тройками.

Наут

В Науте на некоторых камнях насыпи вырезаны изображения змей или лунных циклов. Согласно Бреннану, мотив извивающейся змеи мог использо­ваться для времяисчисления: их изображения неред­ко имеют 14—17 изгибов, что соответствует периоду прибывания луны. Не исключено, что изображенная на камне керба № 5 (Наут, участок 1)59 свернувшаяся змея, по бокам которой находятся С-образные дуги, представляет лунный цикл от новолуния к полнолу­нию и к убыванию луны (рис. 7-125). Не вызывает сомнений, что свернувшаяся змея - поливалентный символ, способный одновременно обозначать полно-луние, источник энергии спираль вечности во вре-меннбй плоскости, а также саму Богиню.

Часто повторяющийся в Нью-Грейндже мотив змеи с нередко сопутствующими ему рядами ромбов или зигзагов в Науте можно видеть на камнях запад­ного алькова, в главной камере, на четырех ортоста-тах и на нескольких камнях керба. Как уже отмеча-


лось, угловые мотивы являются не просто декоратив­ным узором, но развитием темы живородного тре­угольника Богини. Состоящие из двух треугольниш «песочные часы» представляют саму Богиню; а если, как на ортостате № 48 (восточная часть Наута, сбок) от центральной камеры), они оказываются заключе­ны в картуш, то это еще более оттеняет их значимосп (рис. 7-126).

Мотивы, украшающие свод и перемычки над ор-тостатами, всегда имеют «угловой» характер - ром­бы в обрамлении отдельных зигзагов или несколькю рядов зигзагов (рис. 7-127). Эта закономерной! встречается во всех значительных гробницах, такю как Нью-Грейндж, Наут и Форнокс. Резьба на узко! наружной стороне камней предполагает, что на ню следовало смотреть с острия. Эти узоры наносил» заранее, а затем укладывали камни на предназначен­ное им место. Хотя они вполне декоративны, однакс и в них есть элементы регенерационной символики Мотивы повторяются в абстрактно-геометрическое порядке, напоминая медленное пение, литанию ил» зримую ворожбу.

Окружности, точка в окружности, солнце и ча­шевидные знаки нередко обнаруживаются на утоп­ленных в землю поверхностях или на нижней част!


 

Рис. 7 -124



 

 

 

Рис. 7-124 Группа взаимосвязанны) символов на внутренне стороне плиты свода и: восточного алькова Ныа Грейнджа: учетвереннъй «глазковый» мотив, трой­ной мотив глаза и дуги большие змеиные клубю и концентрический ом; с двумя противопостаВ' ленными полукружиям в центре, перемежаю щиеся знаками «V», шев ронами, кругами, ромба ми и извивающими^ змеями. Частичная ре конструкция.


Г.ша VII. Религия Бог ини



 



Рис.7-125

ортостатов. Эти резные узоры не предназначались для людских взоров, но были средством риту­ального контактирования с боже­ственным, заклинания скрытых в камне жизнеродных сил Богини. Это - символы сердцевины, ис­точника и средоточия, где зачина­ется и откуда бьет жизнь, расхо­дясь концентрическими кругами и дугами. Если бы было возможно подсчитать все чашевидные зна­ки (искусственные и естествен­ные) круги (концентрические и незамкнутые) и все проявления мотива «точки в круге» то стало бы очевидно что эти символы ЯВ­ЛЯЮТСя наиболее многочислен -НЫМИ а пОТОМУ сЭ.мыМИ важны­ми,

Гавринис

Традиция заклинания жизне­родных сил Богини путем выреза­ния символических рисунков луч­ше всего представлена в Гавринисе, одном из богатейших мегалити­ческих памятников Бретани, сла­вящемся совершенством своих рельефов (рис. 7-128, 7-129). Хронологически он совпадает с поздненеолитическим периодом коридорных гробниц и датируется приблизительно концом IV тыс. до н.э.; его перестали использовать ок. 2500 г. до н.э..0 Гавринис со всех сторон окружен водой, первоис­точником жизни; он стоит на юж­ной оконечности небольшого ост­ровка в заливе Морбиан (когда-то это был полvoctdoв северной сто-роной примыкавший к континен­ту) Он ориентирован на восход во время зимнего солнцестояния, то-гдэ как основное направление его кооидора указывает на мэксималь-ную точку потьема луны

Во внутренней части святили­ща резной узор полностью покры­вает поверхность 23 ортостатов, что создает впечатление символи­ческого единства. Широкое ис­пользование мотива волнистых и концентрических дуг напоминает о присутствии вокруг водного эле­мента. Среди символов доминиру-


Рис.7-125 Свернувшаяся змея, обрамлен­ная круглыми дугами с черточ­кой в центре: не исключено, что это — изображение лунного цик­ла. Северо-восточная часть Нау-та (ИЕ 6), 3500-3200 гг. до н. э.

Рис. 7-126 В центре этого ортостата — изо­бражения трех взятых в рамки «песочных часов» (особый знак Богини, состоящий из двух со­единенных вершинами тре­угольников). Над ними - ряды зигзагов и ромбов. Восточная часть Наута, ортостат № 48.


 

Рис.7-126


 


 



 

mm

Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Богини


Рис. 7-127.1



25 фт

 



Рис. 7-127.2

Рис. 7-127

(1) Планы святилища-гробницы Форнокс I; значком «х» отмечено местоположение декорированных ортостатов, сту­пенчатого свода и перемычек между нишами, 3500-3000 гг. до н.э.

(2) Деталь перемычки при входе с орнаментом в виде зигзагов.


Глава V II. Религия я огини

Г яш

ет изображение круга с точкой или вертикальной ли­нией посередине, обозначающее вульву. Вокруг них -многочисленные волнистые линии и змеевидные дуги, составленные в вертикальные колонны (рис. 7-129). Эти жизненные столпы как будто говорят о том, сколь неисчерпаема жизнеродная сила Богини, взды­мающаяся и текущая, подобно волнам. Эта вздымаю­щаяся жизненная сила также проявляется в виде за­вивающихся линий, которые, возможно, следует ин­терпретировать как изображения змей. На внешней каменной плите в Гавринисе вырезано несколько быков и топор, что усиливает символику лона — вос­производства рис. 7-130).

Мегалитическое искусство являет собой символи­ческое утверждение и прославление чередования циклов жизни и смерти на космическом уровне. Гроб­ница уподоблена телу Богини, ориентирована на сол­нечный и лунный восход, украшена образами реге­нерации: это изящная метафора неизбежности все­ленских циклов. Вселенная и есть тело Богини, внутри которого происходят смерть и озрождение. Свет который во время зимнего солнцестояния про-никает в мегалитические гробницы и освещает их внутренние покои, имеет и метафорическое значе­ние. Это первое шевеление плода: утроба смерти об-новой жизнью.


Как мы видим, очертания и символика мегалити­ческих гробниц безусловно связаны с грозной Боги­ней смерти и возрождения. Ее символические обо­значения варьируются от оголенных костей до яйца и матки, от столбообразно условных изображений, грифов-падальшиков, кабанов и собак до возрождаю­щих глаз и змеиных клубков. Некоторые мегалити­ческие гробницы по сей день считаются «пещерами» Богини. Так, коридорная гробница в Нокмери (граф­ство Тайрон', Ирландия) и сейчас зовется «Пещерой Аннайи». Действительно ли это Ее имя? Для ТОГО, чтобы найти ответ, следует обратиться к фольклору и к историческим источникам. В народных сказках Она является в виде старой ведьмы или великанши а име­нуют ее Ана Аннайа Ahv и Ahkv Из древних лите­ратурных источников известно что бретонская Ahkv или Маро и есть Смерть А ирландская Морриган идентифицируется с Аной которая считается храни­тельницей мертвых и матерью богов Можно пред­положить что эти имена - наследие строителей ме­галитических гробниц

Богиня смерти и возрождения — Богиня зимы и мрака. В фольклоре всех стран Европы она является в виде ведьмы на костяных ногах, белой или снежной


Рис. 7-128



Рис. 7-128 Ортостаты с выгравирован­ным орнаментом из святи-лшла-гробницы Гавринис. Основной повторяющийся мотив - знак вульвы, окру­женный концентрическими дугами, волнистыми линия­ми и змеевидными форма­ми. Поздний неолит, Бре­тань. IV тыс. до н.э.


 



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини


 



Рис.7-129

Рис. 7-130


Рис. 7-129 Концентрические дуги расхо­дятся от центрального вульво-подобного отверстия, в их верхних частях — омфаличе-ские выступы. Орнамент, вы­гравированный на ортостате из Гавриниса. Начало IV тыс. до н.э.


женщины. Пора ее власти и мощи приходится на зиму, в особенности на конец декабря — начало января. В Скандинавии этот период назы­вается «рождеством» («jol», а по-английски - «yule»), что не имеет ни малейшего отношения к Рожде­ству Христову. Как можно предпо­ложить, в доисторическую эпоху именно в этот период происходила большая часть ритуалов, необходи­мых для пробуждения природы и умиротворения Богини зимы. Ран­ней весной испуганная ведьма-Зима оборачивается прекрасной обнаженной девушкой. Она появ­ляется у ручьев, потоков, озер и рек, расчесывая золотые волосы или качаясь на ветвях ивы. А ее сексу­альная привлекательность говорит о том что зима перешла в период регенерации Этот мотив до сих пор существует в европейском фольк­лоре а его символический ряд име­ет близкие параллели в характер­ных для погребальных памятников ЭПОХИ неолита обозззх смеПТИ и DC­ГЕНСОЭЦИИ


Рис. 7-130 Гигантский топор и быки с огромными рогами, выгравированные на покровной плите камеры в Гавринисе.


 

Глава VIII

Священные знаки-письмена


 

 


 


Вотивные приношения -дары божеству

во исполнение обета, воли или пожелания — культо­вые предметы с сакральными знаками, которые обычно находят группами или рядами, являются ха­рактерной чертой неолита и медного века, особенно в Восточной и Центральной Европе. Сам факт изо­бретения письменных знаков более восьми тысяч лет назад представляется настолько немыслимым, что до сих пор эта возможность никем всерьез не рассмат­ривалась, а имеющимся свидетельствам уделялось мало внимания. В мои намеренья не входит деталь­ный анализ этих знаков или их «чтение», предпри­нятое некоторыми любителями, которые пытались опереться на индоевропейские языки. Древнеевро-пейские письмена не принадлежат к группе индо-европейских языков так же как критская иеро-глифика, линейное письмо А или кипро-минойская письменность котсшые поэтому и не удается рас-шифровать. Остается лишь надеяться, что когда-ни­будь будет найден сше один Розеттский KtlMCнь с ГШ-раллельным текстом на одном из индоевпопейских языков - в принципе ничего невероятного тут нет Пока же просто приглядимся к этому удивительному достижению Древней Европы.

Честь изобретения письменности традиционно приписывается шумерам, однако в Центральной и Восточной Европе письменные знаки появились за две тысячи лет до всех известных нам примеров. В от­личие от шумерского, древнеевропейское письмо не имело хозяйственного, юридического или админи­стративного назначения. Его развитие было обуслов­лено длительным использованием графических сим­волов, существовавших в рамках все более усложняв­шегося культа Великой Богини. Поскольку письмена встречаются лишь на культовых предметах, их, по всей видимости, следует интерпретировать как свя-щенные иероглифы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.