КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Богиня как могила и утроба
См Я см Рис.7-119 Изображение Богини в обличий совы, выгравированное на камне, стоящем справа от камеры в западном коридоре гробницы Наут, Ирландия. В верхней части различимы круглив глаза совы вся оставшаяся поверхность покрыта орнаментом с мотивами лабиринта и водной стихии В центре выделена вульва Ок 3500 г до н э ' высота 48 1 см Рис. 7-120 Изображения глаз Богини-совы на трапециевидной сланцевой пластине, на коровь костях из коридорных гробниц Португалии и Испании, на сосудах из коридорных гробниц Северной Европы. Их поверхность покрыта рядами зигзагов, треугольников, дуг, штриховым и сетчатым узором. (1) Кинта-Фариньейра; (2) Лос-Милья-рес, Южная Испания; (3-6) Альмисарак, Испания; (7) Кинделёсе, Кирке-Хил-линге; (8) Хильдехёй, Дания. Ок. 3000 г. до н.э. Глава VII. Религия Богини
Рис. 7-118 ^^'iPi Рис. 7-119 Рис. 7-120 ▼.▼.▼▼▼ ▼.▼.▼▼ ■▼▼..▼.▼▼▼▼▼▼▼▼ ▼ ▼▼▼▼▼.▼-▼■У ▼ ▼▼▼▼▼-▼^ Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини I
себя в единичности, двойственности и тройственности, Она - все вместе взятое. Если свернувшаяся змея символизирует источник жизненных сил, то в тройной спирали заключено максимальное могущество. Внешняя линия третьего, нижнего завитка выходит за пределы тройной спирали, поворачивает в другую сторону и образует фигуру из нескольких дуг с треугольником посередине. Пространство между свернувшимися змеями заполнено ромбами, а по левую сторону тройного клубка ромбы окружены концентрическими дугами. Камень насыпи № 52 имеет два регистра, отделенные друг от друга вертикальной полосой (рис. 7-123). Слева доминируют свернувшиеся змеи, из которых складывается глазковый мотив. Несколько клубков сходятся в центре, намечая клюв и надбровные дуги. Справа к ним примыкает свернувшаяся змея меньшего размера, над ней — два чашевидных знака и концентрические дуги. Пространство снизу заполнено треугольниками, ромбами и зигзагами. В правом регистре имеется три картуша, в каждом из которых по три круглые чашевидные впадины, перемежающиеся треугольниками или «песочными часами». К картушам примыкают концентрические дуги с треугольником посередине. Можно предположить, что дуги с тре-
Рис. 7-121 угольниками обозначают увеличение жизнеродной вульвы Богини. Подчеркнутое использование тройных отпечатков можно истолковать как символ тройственности источника жизни: скорей всего, существует смысловая связь между тремя чашевидными знаками и тройным змеиным клубком левого регистра. Символические изображения, которыми покрыта внутренняя сторона плиты свода восточного алькова Нью-Грейнджа, состоят из круглых совиных глаз, тройных (или более) клювов и учетверенного мотива надбровных дуг. В совокупности они образуют рисунок в виде розетки с прямоугольником посередине, крупные змеиные клубки и узор из концентрических овалов с двумя взаимообращенными полукругами посередине. Большой змеиный клубок в центре связан с утроенным мотивом глаз и клюва. К этим основным символическим изображениям примыкает полоса зигзагов; между ними рассыпаны знаки «V» шевроны ромбы зигзаги и dhcvhkh из-вивающихсязмей (рис 7-124). Как можно видеть, основной целью этих символов было обозначить присутствие Богини-совы и Богини-змеи. К этому выводу нас подводит подчеркнутое выделение мотива совиных глаз, сочетающегося с мотивом свернувшейся змеи, причем оба образа являются
Рис. 7-121 Большой камень треугольной формы у входа в камеру гробницы. Вильдесхау-зен, район Ольденбурга, Шлезвиг-Гольштейн; высота ок. 1,3 м.
[.№ш VII. Религия Богини Рис. 7-122
_) Рис. 7-122 Поразительно виртуозный символический орнамент, вырезанный на камнях при входе в гробницу Нью-Грейндж. Тройные и двойные свернувшиеся змеи перемежаются с ромбами и обрамлены шевронами (справа) и ромбами (слева). Два наибольших змеиных клубка образуют «глазковый» мотив, а их внешнее шес-тислойное продолжение окружает треугольник (внизу в центре). Ок. 3200 г. до н. э. Рис. 7-123 Рис. 7-123 Символический орнамент на камне керба № 52, Нью-Грейндж, вертикально поделенном на две части. Слева: крупный «глазковый» мотив, образованный двумя двойными свернувшимися змеями; к нему примыкают змеиный клубок поменьше и многослойная дуга; нижняя часть покрыта узором из треугольников, ромбов и зигзагов. Справа: три картуша с тремя чашевидными знаками в каждом; треугольники (вульвы) или чашевидные знаки внутри концентрических кругов. Ок. 3200 г. до н.э. Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бо г ини
могучими символами регенерации. Более отдаленные связи соединяют эти символы с чашевидными знаками, треугольниками или ромбами и тройками. Наут В Науте на некоторых камнях насыпи вырезаны изображения змей или лунных циклов. Согласно Бреннану, мотив извивающейся змеи мог использоваться для времяисчисления: их изображения нередко имеют 14—17 изгибов, что соответствует периоду прибывания луны. Не исключено, что изображенная на камне керба № 5 (Наут, участок 1)59 свернувшаяся змея, по бокам которой находятся С-образные дуги, представляет лунный цикл от новолуния к полнолунию и к убыванию луны (рис. 7-125). Не вызывает сомнений, что свернувшаяся змея - поливалентный символ, способный одновременно обозначать полно-луние, источник энергии спираль вечности во вре-меннбй плоскости, а также саму Богиню. Часто повторяющийся в Нью-Грейндже мотив змеи с нередко сопутствующими ему рядами ромбов или зигзагов в Науте можно видеть на камнях западного алькова, в главной камере, на четырех ортоста-тах и на нескольких камнях керба. Как уже отмеча- лось, угловые мотивы являются не просто декоративным узором, но развитием темы живородного треугольника Богини. Состоящие из двух треугольниш «песочные часы» представляют саму Богиню; а если, как на ортостате № 48 (восточная часть Наута, сбок) от центральной камеры), они оказываются заключены в картуш, то это еще более оттеняет их значимосп (рис. 7-126).
Мотивы, украшающие свод и перемычки над ор-тостатами, всегда имеют «угловой» характер - ромбы в обрамлении отдельных зигзагов или несколькю рядов зигзагов (рис. 7-127). Эта закономерной! встречается во всех значительных гробницах, такю как Нью-Грейндж, Наут и Форнокс. Резьба на узко! наружной стороне камней предполагает, что на ню следовало смотреть с острия. Эти узоры наносил» заранее, а затем укладывали камни на предназначенное им место. Хотя они вполне декоративны, однакс и в них есть элементы регенерационной символики Мотивы повторяются в абстрактно-геометрическое порядке, напоминая медленное пение, литанию ил» зримую ворожбу. Окружности, точка в окружности, солнце и чашевидные знаки нередко обнаруживаются на утопленных в землю поверхностях или на нижней част!
Рис. 7 -124
Рис. 7-124 Группа взаимосвязанны) символов на внутренне стороне плиты свода и: восточного алькова Ныа Грейнджа: учетвереннъй «глазковый» мотив, тройной мотив глаза и дуги большие змеиные клубю и концентрический ом; с двумя противопостаВ' ленными полукружиям в центре, перемежаю щиеся знаками «V», шев ронами, кругами, ромба ми и извивающими^ змеями. Частичная ре конструкция. Г.ша VII. Религия Бог ини
ортостатов. Эти резные узоры не предназначались для людских взоров, но были средством ритуального контактирования с божественным, заклинания скрытых в камне жизнеродных сил Богини. Это - символы сердцевины, источника и средоточия, где зачинается и откуда бьет жизнь, расходясь концентрическими кругами и дугами. Если бы было возможно подсчитать все чашевидные знаки (искусственные и естественные) круги (концентрические и незамкнутые) и все проявления мотива «точки в круге» то стало бы очевидно что эти символы ЯВЛЯЮТСя наиболее многочислен -НЫМИ а пОТОМУ сЭ.мыМИ важными,
Гавринис Традиция заклинания жизнеродных сил Богини путем вырезания символических рисунков лучше всего представлена в Гавринисе, одном из богатейших мегалитических памятников Бретани, славящемся совершенством своих рельефов (рис. 7-128, 7-129). Хронологически он совпадает с поздненеолитическим периодом коридорных гробниц и датируется приблизительно концом IV тыс. до н.э.; его перестали использовать ок. 2500 г. до н.э..0 Гавринис со всех сторон окружен водой, первоисточником жизни; он стоит на южной оконечности небольшого островка в заливе Морбиан (когда-то это был полvoctdoв северной сто-роной примыкавший к континенту) Он ориентирован на восход во время зимнего солнцестояния, то-гдэ как основное направление его кооидора указывает на мэксималь-ную точку потьема луны Во внутренней части святилища резной узор полностью покрывает поверхность 23 ортостатов, что создает впечатление символического единства. Широкое использование мотива волнистых и концентрических дуг напоминает о присутствии вокруг водного элемента. Среди символов доминиру- Рис.7-125 Свернувшаяся змея, обрамленная круглыми дугами с черточкой в центре: не исключено, что это — изображение лунного цикла. Северо-восточная часть Нау-та (ИЕ 6), 3500-3200 гг. до н. э. Рис. 7-126 В центре этого ортостата — изображения трех взятых в рамки «песочных часов» (особый знак Богини, состоящий из двух соединенных вершинами треугольников). Над ними - ряды зигзагов и ромбов. Восточная часть Наута, ортостат № 48.
Рис.7-126
Гимбутас М. Цивилизаци я Великой Богини Рис. 7-127.1
Рис. 7-127 (1) Планы святилища-гробницы Форнокс I; значком «х» отмечено местоположение декорированных ортостатов, ступенчатого свода и перемычек между нишами, 3500-3000 гг. до н.э. (2) Деталь перемычки при входе с орнаментом в виде зигзагов. Глава V II. Религия я огини Г яш ет изображение круга с точкой или вертикальной линией посередине, обозначающее вульву. Вокруг них -многочисленные волнистые линии и змеевидные дуги, составленные в вертикальные колонны (рис. 7-129). Эти жизненные столпы как будто говорят о том, сколь неисчерпаема жизнеродная сила Богини, вздымающаяся и текущая, подобно волнам. Эта вздымающаяся жизненная сила также проявляется в виде завивающихся линий, которые, возможно, следует интерпретировать как изображения змей. На внешней каменной плите в Гавринисе вырезано несколько быков и топор, что усиливает символику лона — воспроизводства рис. 7-130). Мегалитическое искусство являет собой символическое утверждение и прославление чередования циклов жизни и смерти на космическом уровне. Гробница уподоблена телу Богини, ориентирована на солнечный и лунный восход, украшена образами регенерации: это изящная метафора неизбежности вселенских циклов. Вселенная и есть тело Богини, внутри которого происходят смерть и озрождение. Свет который во время зимнего солнцестояния про-никает в мегалитические гробницы и освещает их внутренние покои, имеет и метафорическое значение. Это первое шевеление плода: утроба смерти об-новой жизнью. Как мы видим, очертания и символика мегалитических гробниц безусловно связаны с грозной Богиней смерти и возрождения. Ее символические обозначения варьируются от оголенных костей до яйца и матки, от столбообразно условных изображений, грифов-падальшиков, кабанов и собак до возрождающих глаз и змеиных клубков. Некоторые мегалитические гробницы по сей день считаются «пещерами» Богини. Так, коридорная гробница в Нокмери (графство Тайрон', Ирландия) и сейчас зовется «Пещерой Аннайи». Действительно ли это Ее имя? Для ТОГО, чтобы найти ответ, следует обратиться к фольклору и к историческим источникам. В народных сказках Она является в виде старой ведьмы или великанши а именуют ее Ана Аннайа Ahv и Ahkv Из древних литературных источников известно что бретонская Ahkv или Маро и есть Смерть А ирландская Морриган идентифицируется с Аной которая считается хранительницей мертвых и матерью богов Можно предположить что эти имена - наследие строителей мегалитических гробниц Богиня смерти и возрождения — Богиня зимы и мрака. В фольклоре всех стран Европы она является в виде ведьмы на костяных ногах, белой или снежной Рис. 7-128 Рис. 7-128 Ортостаты с выгравированным орнаментом из святи-лшла-гробницы Гавринис. Основной повторяющийся мотив - знак вульвы, окруженный концентрическими дугами, волнистыми линиями и змеевидными формами. Поздний неолит, Бретань. IV тыс. до н.э.
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини
Рис.7-129 Рис. 7-130 Рис. 7-129 Концентрические дуги расходятся от центрального вульво-подобного отверстия, в их верхних частях — омфаличе-ские выступы. Орнамент, выгравированный на ортостате из Гавриниса. Начало IV тыс. до н.э. женщины. Пора ее власти и мощи приходится на зиму, в особенности на конец декабря — начало января. В Скандинавии этот период называется «рождеством» («jol», а по-английски - «yule»), что не имеет ни малейшего отношения к Рождеству Христову. Как можно предположить, в доисторическую эпоху именно в этот период происходила большая часть ритуалов, необходимых для пробуждения природы и умиротворения Богини зимы. Ранней весной испуганная ведьма-Зима оборачивается прекрасной обнаженной девушкой. Она появляется у ручьев, потоков, озер и рек, расчесывая золотые волосы или качаясь на ветвях ивы. А ее сексуальная привлекательность говорит о том что зима перешла в период регенерации Этот мотив до сих пор существует в европейском фольклоре а его символический ряд имеет близкие параллели в характерных для погребальных памятников ЭПОХИ неолита обозззх смеПТИ и DCГЕНСОЭЦИИ Рис. 7-130 Гигантский топор и быки с огромными рогами, выгравированные на покровной плите камеры в Гавринисе.
Глава VIII Священные знаки-письмена
Вотивные приношения -дары божеству во исполнение обета, воли или пожелания — культовые предметы с сакральными знаками, которые обычно находят группами или рядами, являются характерной чертой неолита и медного века, особенно в Восточной и Центральной Европе. Сам факт изобретения письменных знаков более восьми тысяч лет назад представляется настолько немыслимым, что до сих пор эта возможность никем всерьез не рассматривалась, а имеющимся свидетельствам уделялось мало внимания. В мои намеренья не входит детальный анализ этих знаков или их «чтение», предпринятое некоторыми любителями, которые пытались опереться на индоевропейские языки. Древнеевро-пейские письмена не принадлежат к группе индо-европейских языков так же как критская иеро-глифика, линейное письмо А или кипро-минойская письменность котсшые поэтому и не удается рас-шифровать. Остается лишь надеяться, что когда-нибудь будет найден сше один Розеттский KtlMCнь с ГШ-раллельным текстом на одном из индоевпопейских языков - в принципе ничего невероятного тут нет Пока же просто приглядимся к этому удивительному достижению Древней Европы. Честь изобретения письменности традиционно приписывается шумерам, однако в Центральной и Восточной Европе письменные знаки появились за две тысячи лет до всех известных нам примеров. В отличие от шумерского, древнеевропейское письмо не имело хозяйственного, юридического или административного назначения. Его развитие было обусловлено длительным использованием графических символов, существовавших в рамках все более усложнявшегося культа Великой Богини. Поскольку письмена встречаются лишь на культовых предметах, их, по всей видимости, следует интерпретировать как свя-щенные иероглифы.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |