КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материалы захоронений 1 страница
Еь- GC T n X М. Ф h t *
" ^
Т 15! сэ 1X1 v\ К < VI
X X I >'< Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Боги т
пришлось на эпоху неолита и было вызвано широким хождением разнообразных символических знаков, частично очень древних и, возможно, обладавших фонетическими эквивалентами. Около 6000-5300 гг. до н.э. появились первые комплексные сочетания символов и дополнявших их линейных знаков. Как можно предположить, иероглифические линейные знаки вошли в древнеевропейское письмо в качестве фонетических эквивалентов, из которых можно было вывести другие фонетические эквиваленты, будь то слоги или слова. Последнее достигалось путем модификации первоначальных знаков к которым добавляли прямые или кривые линии и точки удваивали их переворачивали сли- вали вместе, что в итоге и привело к созданию слож- j ного алфавита, который, без учета вариаций, состоял приблизительно из 30 основных знаков и более | 100 модифицированных. Судя по всему, с конца VI тыс. до н.э. отдельные символы и составные знаки образовали морфемо- i графический (логосиллабический) алфавит, исполь- 1 зовавшийся культурными группами винча, тиса, ка- j раново и многими другими по всей Древней Европе. I Исчезновение этого письма в конце Утыс. до н.э. совпадает с началом индоевропеизации Центральной i Европы. Его ответвления еще на протяжении нескольких тысячелетий продолжали существовать щ Крите и на Кипре. Глава IX Структура общества * «
Древнейшие из мировых цивилизаций -китайская, тибетская, египетская, ближневосточная и европейская — были, насколько можно судить, матриархальными «цивилизациями Великой Богини». Поскольку развитие земледелия являлось заслугой женщин, неолит предоставил оптимальные условия для сохранения унаследованной от палеолита мат-рилинейной и эндогамной системы. Именно в раннеземледельческий период влияние женщин на хозяйство, искусства, ремесла и социальные функции общества было особенно высоко. По-прежнему продолжали существовать материнские кланы и связанные с ними принципы коллективизма.
Во всей Древней Европе нет признаков присутствия где-либо патриархального института вождей индоевропейского типа. Не найдено ни царских гробниц, ни жилищ-мегаронов на укрепленных возвышенностях. Погребальные обряды и расположение поселений соответствуют матрилинейным структурам, а распределение погребального инвентаря говорит об экономическом эгалитаризме. Первоначальные исследования общественных структур древнего мира, к которым относятся работы Й.-Я.Бахофена (1815-1887) и Р.Бриффо (1873— 1948), были построены на изучении древних исторических записей, археологии, мифов, а также этнографических параллелей1. Эти ученые пришли к выводу, что древнеевропейское общество было матрилинейным (наследование шло по женской линии) и матриархальным. В XX в. нет исследования более широкого междисциплинарного охвата, нежели.Доисторическая Эгея: исследования древнегреческого общества» (1949) Дж.Томсона2. Современные работы, как правило, сосредоточены на изучении того или иного географического региона, в основном Западной3 или Центральной Европы4. Серьезным и в какой-то мере непреодолимым препятствием на пути изучения древних сообществ является подсознательная уверенность в том, что на самом деле они были похожи на наше общество. Еще в 1859 г. Бахофен предупреждал, что «ученый должен обладать способностью отказаться от представлений своего времени и перенестись в самую сердцевину совершенно иного мира мысли»5, однако сложней всего бывает признать само существование «иного мира». Другая сложность связана с термином «матриархат», который в антропологической литературе XX в. часто используется в качестве зеркальной реплики патриархата или андрократии для обозначения иерархической структуры, в которой власть насильственно захвачена не мужчинами, а женщинами. Однако все это бесконечно далеко от истинной Древней Европы Ни в ней ни во всем древнем мире не найти системы женской,автократии которая подразумевала бы соответствующую меру подавления мужчин Напротив мы видим общественное устройство в котором оба пола были в более или менее равном жении: этот тип общества можно было бы линией (tffivlanvH Этот термин приняплежит Р^йслер (первый слог заимствован из словаТ,Упе»/«жeнщи на» часть второго - из «andros»/«MV^HHa» а соединяющая их буква «л» - из «Ive п»/«разрешать» или «^/«освобождать») Гилания полоазумеваетоавно
*
Гимбутас М. Цивилиза ция В ыш кой Бо ат
Материалы поселений В этом разделе использованы данные из Юго-Восточной и Центральной Европы, поскольку именно там получены более полные материалы по структуре поселений и жилищ, нежели в прочих частях Европы. Культура сескло (ок. 6500-5500 гг. до н.э.): центрообразующие телли и связанные со святилищами группы домов
Нам до сих пор очень мало известно о политической и экономической структуре древнейшего неолита. Предполагается, что каждое сельское сообщество осуществляло контроль над собственными производительными ресурсами, земледелием, разведением скота и другими способами обеспечения достаточного пропитания. Однако не следует считать, что древнейшие пахари Юго-Восточной Европы были примитивными земледельцами. Нет, они занимались не только производством продуктов пропитания но и торговлей строительством домов и святилищ, резьбой по камню, кости и дереву а с середины VI Iтыс. до н.э. — изготовлением керамики. Но что самое важное они были способны воплощать свои религиозные пред-ставленияв скульптуре и в рисунках используя при этом сложную систему символов. Мы также не должны забы-
вать что они непрерывно СОППИкаса-лись с жителями Эгейского и Среди-земноморского побережья которые были мореплавателями и что не так С 6500 по 6000 г. до н.э. есть свидетельства существования центрообра-зующих теллей, которые, возможно, играли роль местных религиозных центров. Они были обитаемы на протяжении столетий, порой - тысячелетий, при этом от них постоянно откалывалась часть обитателей, которые образовывали новые поселения в радиусе 5—20 км. Есть авторы, которые склонны видеть в некоторых чертах классической культуры сескло, существовавшей в Фессалии в начале VI тыс. до н.э., признаки иерархичности7. Так, Сескло, постоянное поселение-телль на холме возле ущелья (см. рис. 2-4, 2-5), было обозначено как «акрополь», а поселение по ту сторону ущелья — как «го- род». По подсчетам Д.Теохариса, город покрывал поверхность в 20—25 акров и имел около 3000 жителей. В 1973 г. он писал: «Теперь мы почти уверены, что самая высокая часть поселения — на самом деле акрополь маленького средненеолитического городка»8. Как мне представляется, термин «акрополь» здесь может ввести в заблуждение. Кроме того, археологи (Цунтас в начале XX в. и Теохарис в 1970-е гг.) говорят о «мегаронах», располагавшихся в центре поселка, в котором было раскопано около 30 домов. А ведь отсутствие заметных построек в центральной части, — которое может быть свидетельством отсутствия иерархии, — отмечалось всеми учеными, проводившими раскопки поселений культуры сескло. Как мне кажется, мегароны культуры сескло — совсем не те центральные постройки раннего бронзового века которые служили жи-лищами вождей. Что же касается каменной стены, возведенной вокруг телля Сескло, то в ней, очевид-
Ima IX. Структура общес тва
ным образом, была необходимость из-за крутизны холма. Эти дома с двумя комнатами (одна чуть побольше, другая чуть поменьше), которые работавшие в Сескло археологи сочли мегаронами, на самом деле были святилищами: это подтверждают мои собственные раскопки в Ахиллейоне (см. рис. 7-46), поселении приблизительно 6000-5800 гг. до н.э., т.е. того же периода, что и «мегароны» Сескло. Подобного рода святилища обнаруживаются и в малых, и в больших поселениях и своей архитектурой почти не отличаются от обычных жилищ, за исключением того, что в них, как правило, две комнаты (собственно святилище и мастерская). В Сескло самое большое число керамических находок было сделано в двухкомнатном святи-лище в том числе обнаружены удивительно красивые кувшины (рис. 9-1). В святилище как тиковом (комната слева) было каменное возвышение (алтарь) и следы стоявших посередине двух деревянных колонн.
Святилища располагались в непосредственной близости от жилищ. В ранненеолитическом поселении Неа-Никомедия (Македония, ок. 6300-6100 гг. до н.э.) большое святилище шириной около 12 м было окружено шестью домами шириной около 8 м, распоооженными в 2—5 м друг от друга (рис. 9-2)9. Внутри него были найдены скульптуры Богини-птицы, аски (сосуды, очертания которых напоминают птиц), сосуд с изображением лика богини на горлышке, чрезмерно большие, не бывавшие в употреблении топоры (символы Богини) из зеленого камня и другие сакральные предметы. Обычай возводить церкви рядом с жилыми домами, архитектурно их ничем не выделяя, по сей день жив в деревнях и в небольших городках Эгейских островов. Семья или несколько связанных родственными узами семей, живущих в 4—6 домах, имеют свою маленькую церковь, забота о которой лежит на женщинах. Православные священники —для них редкие гости, и служат они лишь по особо торжественным случаям. Эту традицию я сама имела возможность наблюдать в последние десятилетия на островах Скирос, Парос, Наксос, Китнос, Мелос, Миконос и других. Взаимосвязь между более крупными поселениями-теллям и и окрестными поселками, как и между обычными домами и святилищами, не всегда достаточно выявлена, поскольку поселения редко бывают раскопаны полностью. Однако можно утверждать, что здесь есть достаточно прочная и повторяющаяся на протяжении тысячелетий закономерность: отсутствие акрополей, мощных укреплений и особых центральных построек. Что касается святилищ, то они обязательно включены в повседневную жизнь поселения.
Рис. 9-1 Похожее на жилой дом двухкомнатное святилище изСескло, Фессалия. Справа мастерская с чердаком для сушки керамики; слева-культовое помещение с глиняным алтарем, покрытым плоскими камнями. В середине комнаты найдены следы двух колонн. Средний неолит, Сескло. Ок. UX - LVII в bb. до н.э.; ширина 7 м.
Рис. 9-2 Ранненеолитическое поселение Неа-Никомедия, Македония: план жилых домов и святилища (большое строение в центре). Ок. 6300-6100 гг. до н.э.
Гимбутас М. Цив ш изаця я Великой Богини
Восточная и Центральная Европа (5500-3500 гг. до н.э.): крупные телли — религиозные центры; группы домов со святилищами; большие дома матрилинейных родов В 5300-4300 гг. до н.э. в культурах винча, бутмир, тиса и караново зафиксировано наличие постоянных центральных поселений, чье существование нередко измерялось столетиями. Они занимали территорию в 2—5 га, а в культуре тиса — вплоть до 1 1 га (самое крупное поселение - Сегвар-Тюзкёвеш в Юго-Восточной Венгрии). В радиусе 25-30 га от поселений-теллей археологи находят однослойные поселения, куда, как можно предположить, выплескивался излишек населения. Крупные поселения-телли — такие же религиозные центры, как миной-ские дворцы-храмы, чем, возможно, и объясняется их долговечность. При их раскопках было обнаружено большое количество церемониальной утвари: так, телль Винча скрывал в себе не менее 2 тысяч статуэток зооморфных и орнитомоосЪных СОсУДОв столов и вместилищ для приношений а также других предметов В огромных теллях культуры тиса таких как Сегвар-Тюзкёвеш и Кёкеньдомб, были найдены большие антропомопгпные сосулы скульп-туры и алтари Святилища как правило имели две комнаты или два этажа их стены с обеих сторон были покрыты символическими D И С V н К Э М И а С внешней их порой укр'литпи еще и йукпянии кото-рые также могли быть на шоонтоне Внутреннее убранство включало плоские чаши алтари керносы (блюдГдля приношений)^^oroo,bie прямоугольные Дома с 2-5 комнатами стояли группами. В культуре винча близкое соседство объединяло два - три дома, в культуре тиса — от четырех до шести домов, причем в самых больших группах их могло быть десять и более. В культурах тиса и караново среди них обязательно было святилище (см. рис. 3-24, 3-50). Не исключено, что в сгруппированных вместе домах жили родственники. Как уже было сказано в главе Ш, приблизительно в 4800-3500 гг. до н.э. поселения кукутенской культуры, которые на ранней фазе ее развития состояли из двух десятков жилищ, во время классической фазы превратились в крупные деревни или небольшие города с парой сотен жилищ (см. рис. 3-62), а в первой половине IVтыс. до н.э., что соответствует поздней фазе, доросли до больших городов с территорией в 250-400 га (см. рис. 3-63, 3-64). Самые обширные города с населением до 10 тысяч человек располагались примерно в 10—15 км друг от друга и к этому моменту очевидным образом играли роль районных центров. Их окружали города и деревни ощутимо меньших размеров (см. рис. 6-65). Это единственная часть Европы, где поселения достигали таких размеров: сверхплодородные почвы Ук- раины и Молдавии гарантировали постоянный прирост населения. Многие поселения кукутенской культуры клас-1 сического периода, часть которых была полностью раскопана, состояли из 100-200 домов. В отличие от позднекукутенских городов, где постройки расш-лагались концентрическими кругами, они не имели отчетливой планировки. Дома разных размеров-большие, средние и малые - образовывали отдельные скопления или неправильные ряды. Как можно предположить, в них жили большие семьи родственников, имевшие общих предков-родоначальников. Рассмотрим большой поселок Трушешти, расположенный на севере Молдавии в долине реки Прут (рис. 9-3): в 1950-х гг. он был полностью раскопан Петреску-Дымбовицей. Число его обитателей могло достигать 900 человек. Было раскопано почти сто домов, большая часть которых относится к фазе А2 кукутенской культуры (ок. 4400-4300 гг. до н.э.) и' лишь пять — к фазе В (начало IV тыс. до н.э.). Судя по вскрытым основаниям домов, они стояли группами или рядами по 5—8 штук и были разных размеров — крупные (12—20 м в длину), средние (8-12 м) и небольшие (5-8 м). Крупные постройки никак не отделялись от остальных, четкого различия между ними и строениями средних размеров не существовало, как не было в поселении и выделяющихся центральных построек. Святилища можно опознать по наличию алтарей, больших заалтарных изображений, алтарных стенок (рис. 9-4), а в одном случае — по крупной скульптуре Богини с поднятыми руками, которая была изготовлена из пласта глины и, скорей всего, крепилась к стене святилища (рис. 9-5). Кроме того, в святилищах были обнаружены огромные разукрашенные сосуды, часть из них — с рельефами в виде богинь и с другими примечательными антропоморфными изображениями (см. рис. 9-3: постройки, отмеченные черным цветом). В Трушешти, Хэбэшешти и других поселениях классического периода кукутенской культуры не заметно строений, которые бы указывали на иерархическое положение того или иного «великого мужа». Как можно предположить, крупные постройки были обиталищем основных семейств, а более мелкие —дополнительными помещениями для разрастающихся семей или мужскими домами, что соответствует схеме разрастания самих поселений. Когда на позднем этапе развития кукутенской культуры деревни и города стали строить концентрическими кругами, то разного рода дома по-прежнему располагались смешанными группами. Одно из поселений такого рода - Коломийщина (бассейн Среднего Днепра неподалеку от Киева) - в 1 934-1939 гг. полностью раскопано Т.Пассек (рис. 9-6). Благодаря давности раскопок и наличию выполнен-
Рис. 9-3 Упрощенный план поселений кукутенской культуры в Тру-шешти, долина реки Прут, Северная Молдавия. 4400-4300 гг. 10 н.э.
о и Рис. 9-4 Деталь алтаря (керамика) или уменьшенная копия фасада святилища с круглым входом и двумя антропоморфными фигурами на крыше. Трушешти, СевеероВосточная Румыния (дом № 24), кукутенская культура А2. Ок. 4400-4300 гг. до н.э.; ок. 150 см. Рис. 9-4 Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини
Рис. 9-5 Рис. 9-5 Деталь алтаря в виде Богини с воздетыми руками. Трушешти, Северо-Восточная Румыния (дом №27). 4400-4300 гг. до н.э.; размер 73 на 70 см. Рис. 9-6 (а) План и (Ь) реконструкция организованого концентрическими кругами поселения Коломийщина. Дома в нем были маленькие (до 8 м в длину), средние (до 15 м в длину) и большие (до 20-22 м в длину). Начало IVтыс. до н.э.
ной художником предположительной реконструкции Коломийщина неоднократно фигурировала в общих трудах о доисторической Европе в качестве примера поселения эпохи неолита. К сожалению, его внутренняя организация была неверно истолкована, поскольку опиралась на рисунок художника, а не на археологический отчет. Так, к примеру, один исследователь объясняет структуру поселка следующим образом: «Два больших дома в центре - чертог предводителя; небольшие дома, образующие внутреннее кольцо, — жилища его свиты, а внешнее кольцо домов - жилье свободных земледельцев»11. Эта интерпретация была недавно воспроизведена в книге, посвященной развитию европейского общества". Однако, согласно Т.Пассек, поселение состояло из внешнего кольца домов (31 строение) и внутреннего (8 строений). Центральная часть не была застроена — это пространство могло использоваться для проведения обрядов и пиршеств или для содержания скота. Дома отличались друг от друга размерами: десять крупных (16—23 м в длину), тринадцать средних (10—15 м в длину) и пять маленьких однокомнатных (4-8 м в длину). Первые считаются основными родовыми жилищами; их пол состоял из нескольких слоев глиняных кирпичей на. деревянном настиле и в разных комнатах мог быть поднят на разную высоту Обычно в них три—четы-ре комнаты в каждой были печи (см рис 3-66) Все указывает на то Тто люди здесь жили на протяже-нии нескольких поколений чего нельзя сказать о небольших домах. Жилища среднего размера являются копией более крупных, с той разницей, что они проще и полы в них имеют меньшее количество слоев. Что касается небольших домов, то у них однослойный пол и одна печь. Согласно Пассек, небольшие дома внутреннего круга — свидетельства разрастания поселения, когда ветви материнского рода отделялись и обзаводились новыми жилищами. Она считает, что поселение начиналось с внешнего кольца, а затем появилось внутреннее, т.е. что распро-странение шло во внутреннюю часть круга. Что касается двух больших домов внутреннего круга, то там не обнаружено ничего из ряда вон выходящего одна кухонная утварь; нет ни малейшего основания считать, что это были жилища вождей. В них могло жить 20-30 человек, членов одной большой семьи, а общее число обитателей К.оломийЩИНЫ могло со-стЭ-ВлЯТЬ около 500 человек12. Центральноевропейская культура линейно-ленточной керамики: большие длинные дома матрилинейных родов Теперь обратимся к культуре линейно-ленточной керамики Центральной Европы, где были раскопаны целые селения и изучены закономерности их расположения. Здешние деревни отличаются существенно меньшими размерами: на одно земледельческое хозяйство приходилось 2-6 домов. Индивидуальные Глава IX. Структура общества Рис. 9-6
<■■ Гимбутас М. Цивилизаця и Великой Богини
жилища в среднем использовались около 30 лет13. Анализ конструкции домов показал, что они, как это было характерно и для поселений кукутенской культуры, различались своими размерами (крупные, средние и маленькие) и назначением. В целом ряде поселений был обнаружен один или несколько длинных домов (Биланы в окрестностях Праги, Оль-шаница на юге Польши и Альденхофен-Плато неподалеку от Кельна). Их отличает не только большая длина, но и основательность конструкции: для опор вырыты большие и глубокие ямы, стены северо-западной части сложены из расколотых бревен, в то время как прочие постройки были мазанками (рис. 9-7). Судя по всему, северо-западная часть длинных домов считалась наиболее важной, средняя использовалась для жизни и для работы а передняя — в качестве зернохранилища и кладовой. Изучение сделанных в длинных домах находок показало что они в особенности расписная керами-ка здесь много богаче чем в других домах Поэтому было выдвинуто предположение что они играли роль своеобразных «клубов» в которых собирались окрестные обитатели15, или,что это были жилища местных «шишек» - вождей или жрецов11. Культура линейно-ленточной керамики пришла в Центральную Европу из Балкано-Дунайского региона, следовательно, можно ожидать, что у нее будут близкие общественные структуры и постройки со схожими функциями. Действительно, за исключением того, что для культуры линейно-ленточной керамики совершенно не характерны большие скопления населения, система организации поселений имеет много общего с культурным комплексом стар-чево-винча и с только что описанными поселками кукутенской культуры. Ничто не подтверждает наличия здесь домов вождей или других местных «шишек» как не было их и на всей прочей территории Древней Европы эпохи неолита. Изучение захоронений о которых речь чуть ниже говорит о том что некоторые люди преуспевали в торговле или в ремеслах, но не занимали позицию вождей. Что касается длинных домов, то они могли служить жилищем родовому клану который регулировал религиозную общественную и хозяйственную жизнь всего поселения или нескольких близлежащих домов. Весьма любопытные результаты были получены ван де Вельде при изучении глиняной утвари из индивидуальных домов культуры линейно-ленточной керамики. Поскольку известно, что ее изготовлением занимались женщины, можно ожидать, что каждая большая семья в такой родовой системе будет производить однообразные изделия. Так и есть: раскопки индивидуальных домов показали, что набор изготавливаемых изделий оставался постоянным на протяжении приблизительно тридцатилетнего периода обитания, что и является аргументом в пользу превалирования матрилинейных родов17. Аналогич-
Рис. 9-7 Длинный дом культуры линейно-ленточной керамики. Северо-западный конец выстроен более основательно, чем все остальные части. Бохум-Гиль-роп, Западная Германия. Конец VI тыс. до н.э.; длина 28 м.
г-:н;е ь- а- м. ное исследование было проведено П.Филлипс на юге Франции в долине Вердон18. В данном случае факт существования производивших керамику семей или родов удалось продемонстрировать путем анализа глиняных изделий и последовательности напластований. Полученные результаты косвенно указывают на то, что это были эндогамные и матри-локальные обиталища. Кроме того, во многих других местах Древней Европы, которые, судя по их стратиграфии, были заселены на протяжении нескольких сотен или тысяч лет, можно наблюдать поразительную устойчивость керамических традиций. Особенно отчетливо это заметно по большим те/тлям культурных групп сескло, караново и бутмир (см. рис. 2-9). Заключение Судя по материалам раскопок поселений Юго-Восточной и Центральной Европы, отдельным домам - более обширным и лучше выстроенным, нежели все прочие, — придавалось особое значение: понашему мнению, это были жилища матрилиней-ных родов. Не исключено, что они также могли служить местами собраний и проведения совета обитателей окрестных домов, всего поселения или даже нескольких поселений или районов. Большие семьи жили в домах больших и средних размеров, находясь между собой в отношениях безусловного равенства. А небольшие дома принадлежали либо ответвлениям этих семей, либо взрослым мужчинам или ремесленникам. Дома разных размеров образовывали отдельные группы или ряды, — возможно что это были жилища родственников. В состав подобных групп входили святилища, которые отличались от других построек стенной росписью иретььФами а также очень выразительной обоя-довой керамикой.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |