Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы захоронений 1 страница




Еь-

GC

T n X

М.

Ф

h

t


*

Р*
ри

" ^

 

пе Ю
Bl £
по *
пи >!
та У<
те X
mi *£.
то CD
ти IX
У\
 

Т

15!

сэ 1X1 v\

К

< VI


 

+
(Qi
га Q.
it
ri &
го Я
га XC
wa и
we X
wi  

X


X

I >'<



Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Боги т


 


пришлось на эпоху неолита и было вызвано широ­ким хождением разнообразных символических зна­ков, частично очень древних и, возможно, обладав­ших фонетическими эквивалентами. Около 6000-5300 гг. до н.э. появились первые комплексные сочетания символов и дополнявших их линейных знаков. Как можно предположить, иероглифические линейные знаки вошли в древнеевропейское пись­мо в качестве фонетических эквивалентов, из кото­рых можно было вывести другие фонетические эк­виваленты, будь то слоги или слова. Последнее до­стигалось путем модификации первоначальных знаков к которым добавляли прямые или кривые линии и точки удваивали их переворачивали сли-


вали вместе, что в итоге и привело к созданию слож- j ного алфавита, который, без учета вариаций, состо­ял приблизительно из 30 основных знаков и более | 100 модифицированных.

Судя по всему, с конца VI тыс. до н.э. отдельные символы и составные знаки образовали морфемо- i графический (логосиллабический) алфавит, исполь- 1 зовавшийся культурными группами винча, тиса, ка- j раново и многими другими по всей Древней Европе. I Исчезновение этого письма в конце Утыс. до н.э. совпадает с началом индоевропеизации Центральной i Европы. Его ответвления еще на протяжении не­скольких тысячелетий продолжали существовать щ Крите и на Кипре.


Глава IX

Структура общества

*

«


 


 


 


 


Древнейшие из мировых цивилизаций -китайская, тибетская, египетская, ближневосточная и европейская — были, насколько можно судить, мат­риархальными «цивилизациями Великой Богини». Поскольку развитие земледелия являлось заслугой женщин, неолит предоставил оптимальные условия для сохранения унаследованной от палеолита мат-рилинейной и эндогамной системы. Именно в ран­неземледельческий период влияние женщин на хо­зяйство, искусства, ремесла и социальные функции общества было особенно высоко. По-прежнему про­должали существовать материнские кланы и связан­ные с ними принципы коллективизма.

Во всей Древней Европе нет признаков присутст­вия где-либо патриархального института вождей ин­доевропейского типа. Не найдено ни царских гроб­ниц, ни жилищ-мегаронов на укрепленных возвы­шенностях. Погребальные обряды и расположение поселений соответствуют матрилинейным структу­рам, а распределение погребального инвентаря гово­рит об экономическом эгалитаризме.

Первоначальные исследования общественных структур древнего мира, к которым относятся рабо­ты Й.-Я.Бахофена (1815-1887) и Р.Бриффо (1873— 1948), были построены на изучении древних истори­ческих записей, археологии, мифов, а также этно­графических параллелей1. Эти ученые пришли к выводу, что древнеевропейское общество было мат­рилинейным (наследование шло по женской линии) и матриархальным. В XX в. нет исследования более широкого междисциплинарного охвата, нежели.Доисторическая Эгея: исследования древнегрече­ского общества» (1949) Дж.Томсона2. Современные работы, как правило, сосредоточены на изучении того


или иного географического региона, в основном За­падной3 или Центральной Европы4.

Серьезным и в какой-то мере непреодолимым пре­пятствием на пути изучения древних сообществ яв­ляется подсознательная уверенность в том, что на са­мом деле они были похожи на наше общество. Еще в 1859 г. Бахофен предупреждал, что «ученый должен обладать способностью отказаться от представлений своего времени и перенестись в самую сердцевину совершенно иного мира мысли»5, однако сложней всего бывает признать само существование «иного мира». Другая сложность связана с термином «мат­риархат», который в антропологической литературе XX в. часто используется в качестве зеркальной реп­лики патриархата или андрократии для обозначения иерархической структуры, в которой власть насиль­ственно захвачена не мужчинами, а женщинами. Од­нако все это бесконечно далеко от истинной Древней Европы Ни в ней ни во всем древнем мире не найти системы женской,автократии которая подразумева­ла бы соответствующую меру подавления мужчин Напротив мы видим общественное устройство в ко­тором оба пола были в более или менее равном жении: этот тип общества можно было бы линией (tffivlanvH Этот термин приняплежит Р^йслер (первый слог заимствован из словаТ,Упе»/«жeнщи на» часть второго - из «andros»/«MV^HHa» а соеди­няющая их буква «л» - из «Ive п»/«разрешать» или «^/«освобождать») Гилания полоазумеваетоавно


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


*


 


 


 


 


 



Гимбутас М. Цивилиза ция В ыш кой Бо ат


 


Материалы поселений

В этом разделе использованы данные из Юго-Восточной и Центральной Европы, поскольку имен­но там получены более полные материалы по струк­туре поселений и жилищ, нежели в прочих частях Европы.

Культура сескло (ок. 6500-5500 гг. до н.э.): центрообразующие телли и связанные со святилищами группы домов

Рис. 9-1

Нам до сих пор очень мало известно о политиче­ской и экономической структуре древнейшего не­олита. Предполагается, что каждое сельское сооб­щество осуществляло контроль над собственными производительными ресурсами, земледелием, раз­ведением скота и другими способами обеспечения достаточного пропитания. Однако не следует счи­тать, что древнейшие пахари Юго-Восточной Евро­пы были примитивными земледельца­ми. Нет, они занимались не только производством продуктов пропита­ния но и торговлей строительством домов и святилищ, резьбой по камню, кости и дереву а с середины VI Iтыс. до н.э. — изготовлением керамики. Но что самое важное они были способ­ны воплощать свои религиозные пред-ставленияв скульптуре и в рисунках используя при этом сложную систему символов. Мы также не должны забы-

вать что они непрерывно СОППИкаса-лись с жителями Эгейского и Среди-земноморского побережья которые были мореплавателями и что не так

С 6500 по 6000 г. до н.э. есть свиде­тельства существования центрообра-зующих теллей, которые, возможно, играли роль местных религиозных центров. Они были обитаемы на про­тяжении столетий, порой - тысячеле­тий, при этом от них постоянно отка­лывалась часть обитателей, которые образовывали новые поселения в ра­диусе 5—20 км.

Есть авторы, которые склонны ви­деть в некоторых чертах классической культуры сескло, существовавшей в Фессалии в начале VI тыс. до н.э., при­знаки иерархичности7. Так, Сескло, постоянное поселение-телль на холме возле ущелья (см. рис. 2-4, 2-5), было обозначено как «акрополь», а поселе­ние по ту сторону ущелья — как «го-


род». По подсчетам Д.Теохариса, город покрывал поверхность в 20—25 акров и имел около 3000 жите­лей. В 1973 г. он писал: «Теперь мы почти уверены, что самая высокая часть поселения — на самом деле акрополь маленького средненеолитического город­ка»8.

 

Как мне представляется, термин «акрополь» здесь может ввести в заблуждение. Кроме того, ар­хеологи (Цунтас в начале XX в. и Теохарис в 1970-е гг.) говорят о «мегаронах», располагавшихся в центре поселка, в котором было раскопано около 30 домов. А ведь отсутствие заметных построек в центральной части, — которое может быть свиде­тельством отсутствия иерархии, — отмечалось все­ми учеными, проводившими раскопки поселений культуры сескло. Как мне кажется, мегароны куль­туры сескло — совсем не те центральные построй­ки раннего бронзового века которые служили жи-лищами вождей. Что же касается каменной стены, возведенной вокруг телля Сескло, то в ней, очевид-

 


Ima IX. Структура общес тва



 


 


ным образом, была необходимость из-за крутизны холма.

Эти дома с двумя комнатами (одна чуть побольше, другая чуть поменьше), которые работавшие в Сескло археологи сочли мегаронами, на самом деле были святилищами: это подтверждают мои собственные раскопки в Ахиллейоне (см. рис. 7-46), поселении приблизительно 6000-5800 гг. до н.э., т.е. того же пе­риода, что и «мегароны» Сескло. Подобного рода свя­тилища обнаруживаются и в малых, и в больших по­селениях и своей архитектурой почти не отличаются от обычных жилищ, за исключением того, что в них, как правило, две комнаты (собственно святилище и мастерская). В Сескло самое большое число керами­ческих находок было сделано в двухкомнатном святи-лище в том числе обнаружены удивительно красивые кувшины (рис. 9-1). В святилище как тиковом (ком­ната слева) было каменное возвышение (алтарь) и сле­ды стоявших посередине двух деревянных колонн.

Святилища располагались в непосредственной близости от жилищ. В ранненеолитическом поселе­нии Неа-Никомедия (Македония, ок. 6300-6100 гг. до н.э.) большое святилище шириной около 12 м было окружено шестью домами шириной около 8 м, распоооженными в 2—5 м друг от друга (рис. 9-2)9. Внутри него были найдены скульптуры Богини-пти­цы, аски (сосуды, очертания которых напоминают


птиц), сосуд с изображением лика богини на гор­лышке, чрезмерно большие, не бывавшие в употреб­лении топоры (символы Богини) из зеленого камня и другие сакральные предметы.

Обычай возводить церкви рядом с жилыми до­мами, архитектурно их ничем не выделяя, по сей день жив в деревнях и в небольших городках Эгей­ских островов. Семья или несколько связанных род­ственными узами семей, живущих в 4—6 домах, име­ют свою маленькую церковь, забота о которой ле­жит на женщинах. Православные священники —для них редкие гости, и служат они лишь по особо тор­жественным случаям. Эту традицию я сама имела возможность наблюдать в последние десятилетия на островах Скирос, Парос, Наксос, Китнос, Мелос, Миконос и других.

Взаимосвязь между более крупными поселения­ми-теллям и и окрестными поселками, как и между обычными домами и святилищами, не всегда доста­точно выявлена, поскольку поселения редко бывают раскопаны полностью. Однако можно утверждать, что здесь есть достаточно прочная и повторяющаяся на протяжении тысячелетий закономерность: отсут­ствие акрополей, мощных укреплений и особых цен­тральных построек. Что касается святилищ, то они обязательно включены в повседневную жизнь по­селения.



Рис. 9-2

   

Рис. 9-1 Похожее на жилой дом двухкомнатное святилище изСескло, Фессалия. Спра­ва мастерская с чердаком для сушки керамики; сле­ва-культовое помещение с глиняным алтарем, покры­тым плоскими камнями. В середине комнаты найде­ны следы двух колонн. Средний неолит, Сескло. Ок. UX - LVII в bb. до н.э.; ширина 7 м.

 

Рис. 9-2

Ранненеолитическое посе­ление Неа-Никомедия, Ма­кедония: план жилых домов и святилища (большое строение в центре). Ок. 6300-6100 гг. до н.э.


 



Гимбутас М. Цив ш изаця я Великой Богини


 


Восточная и Центральная Европа (5500-3500 гг. до н.э.): крупные телли — религиозные центры; группы домов со святилищами; большие дома матрилинейных родов

В 5300-4300 гг. до н.э. в культурах винча, бутмир, тиса и караново зафиксировано наличие постоян­ных центральных поселений, чье существование нередко измерялось столетиями. Они занимали тер­риторию в 2—5 га, а в культуре тиса — вплоть до 1 1 га (самое крупное поселение - Сегвар-Тюзкёвеш в Юго-Восточной Венгрии). В радиусе 25-30 га от поселений-теллей археологи находят однослойные поселения, куда, как можно предположить, выпле­скивался излишек населения. Крупные поселения-телли — такие же религиозные центры, как миной-ские дворцы-храмы, чем, возможно, и объясняется их долговечность. При их раскопках было обнару­жено большое количество церемониальной утвари: так, телль Винча скрывал в себе не менее 2 тысяч статуэток зооморфных и орнитомоосЪных СОсУДОв столов и вместилищ для приношений а также дру­гих предметов В огромных теллях культуры тиса таких как Сегвар-Тюзкёвеш и Кёкеньдомб, были найдены большие антропомопгпные сосулы скульп-туры и алтари Святилища как правило имели две комнаты или два этажа их стены с обеих сторон были покрыты символическими D И С V н К Э М И а С внешней их порой укр'литпи еще и йукпянии кото-рые также могли быть на шоонтоне Внутреннее уб­ранство включало плоские чаши алтари керносы

(блюдГдля приношений)^^oroo,bie прямоугольные
сосудыГпечи фомные прнмоуюльные

Дома с 2-5 комнатами стояли группами. В куль­туре винча близкое соседство объединяло два - три дома, в культуре тиса — от четырех до шести домов, причем в самых больших группах их могло быть де­сять и более. В культурах тиса и караново среди них обязательно было святилище (см. рис. 3-24, 3-50). Не исключено, что в сгруппированных вместе до­мах жили родственники.

Как уже было сказано в главе Ш, приблизитель­но в 4800-3500 гг. до н.э. поселения кукутенской культуры, которые на ранней фазе ее развития со­стояли из двух десятков жилищ, во время классиче­ской фазы превратились в крупные деревни или не­большие города с парой сотен жилищ (см. рис. 3-62), а в первой половине IVтыс. до н.э., что соответст­вует поздней фазе, доросли до больших городов с территорией в 250-400 га (см. рис. 3-63, 3-64). Са­мые обширные города с населением до 10 тысяч че­ловек располагались примерно в 10—15 км друг от друга и к этому моменту очевидным образом играли роль районных центров. Их окружали города и де­ревни ощутимо меньших размеров (см. рис. 6-65). Это единственная часть Европы, где поселения дос­тигали таких размеров: сверхплодородные почвы Ук-


раины и Молдавии гарантировали постоянный при­рост населения.

Многие поселения кукутенской культуры клас-1 сического периода, часть которых была полностью раскопана, состояли из 100-200 домов. В отличие от позднекукутенских городов, где постройки расш-лагались концентрическими кругами, они не имели отчетливой планировки. Дома разных размеров-большие, средние и малые - образовывали отдель­ные скопления или неправильные ряды. Как мож­но предположить, в них жили большие семьи род­ственников, имевшие общих предков-родоначаль­ников.

Рассмотрим большой поселок Трушешти, распо­ложенный на севере Молдавии в долине реки Прут (рис. 9-3): в 1950-х гг. он был полностью раскопан Петреску-Дымбовицей. Число его обитателей мог­ло достигать 900 человек. Было раскопано почти сто домов, большая часть которых относится к фазе А2 кукутенской культуры (ок. 4400-4300 гг. до н.э.) и' лишь пять — к фазе В (начало IV тыс. до н.э.). Судя по вскрытым основаниям домов, они стояли груп­пами или рядами по 5—8 штук и были разных раз­меров — крупные (12—20 м в длину), средние (8-12 м) и небольшие (5-8 м). Крупные постройки ни­как не отделялись от остальных, четкого различия между ними и строениями средних размеров не су­ществовало, как не было в поселении и выделяю­щихся центральных построек.

Святилища можно опознать по наличию алтарей, больших заалтарных изображений, алтарных стенок (рис. 9-4), а в одном случае — по крупной скульпту­ре Богини с поднятыми руками, которая была изго­товлена из пласта глины и, скорей всего, крепилась к стене святилища (рис. 9-5). Кроме того, в святи­лищах были обнаружены огромные разукрашенные сосуды, часть из них — с рельефами в виде богинь и с другими примечательными антропоморфными изображениями (см. рис. 9-3: постройки, отмечен­ные черным цветом).

В Трушешти, Хэбэшешти и других поселениях классического периода кукутенской культуры не заметно строений, которые бы указывали на иерар­хическое положение того или иного «великого мужа». Как можно предположить, крупные построй­ки были обиталищем основных семейств, а более мелкие —дополнительными помещениями для раз­растающихся семей или мужскими домами, что со­ответствует схеме разрастания самих поселений.

Когда на позднем этапе развития кукутенской культуры деревни и города стали строить концен­трическими кругами, то разного рода дома по-преж­нему располагались смешанными группами. Одно из поселений такого рода - Коломийщина (бассейн Среднего Днепра неподалеку от Киева) - в 1 934-1939 гг. полностью раскопано Т.Пассек (рис. 9-6). Благодаря давности раскопок и наличию выполнен-



 


 


Рис. 9-3 Упрощенный план поселений кукутенской культуры в Тру-шешти, долина реки Прут, Се­верная Молдавия. 4400-4300 гг. 10 н.э.


 


 


 



 

о

и


Рис. 9-4 Деталь алтаря (керамика) или уменьшенная копия фасада святилища с круглым входом и двумя антропоморфными фи­гурами на крыше. Трушешти, СевеероВосточная Румыния (дом № 24), кукутенская куль­тура А2. Ок. 4400-4300 гг. до н.э.; ок. 150 см.


Рис. 9-4




Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини


 



Рис. 9-5


Рис. 9-5 Деталь алтаря в виде Богини с воздетыми руками. Трушешти, Северо-Восточная Румыния (дом №27). 4400-4300 гг. до н.э.; размер 73 на 70 см.

Рис. 9-6 (а) План и (Ь) реконструкция организованого концентриче­скими кругами поселения Ко­ломийщина. Дома в нем были маленькие (до 8 м в длину), средние (до 15 м в длину) и большие (до 20-22 м в длину). Начало IVтыс. до н.э.


 


ной художником предположительной реконструк­ции Коломийщина неоднократно фигурировала в общих трудах о доисторической Европе в качестве примера поселения эпохи неолита. К сожалению, его внутренняя организация была неверно истолко­вана, поскольку опиралась на рисунок художника, а не на археологический отчет. Так, к примеру, один исследователь объясняет структуру поселка следую­щим образом: «Два больших дома в центре - чертог предводителя; небольшие дома, образующие внут­реннее кольцо, — жилища его свиты, а внешнее кольцо домов - жилье свободных земледельцев»11. Эта интерпретация была недавно воспроизведена в книге, посвященной развитию европейского обще­ства". Однако, согласно Т.Пассек, поселение со­стояло из внешнего кольца домов (31 строение) и внутреннего (8 строений). Центральная часть не была застроена — это пространство могло исполь­зоваться для проведения обрядов и пиршеств или для содержания скота. Дома отличались друг от друга размерами: десять крупных (16—23 м в длину), три­надцать средних (10—15 м в длину) и пять малень­ких однокомнатных (4-8 м в длину). Первые счита­ются основными родовыми жилищами; их пол со­стоял из нескольких слоев глиняных кирпичей на. деревянном настиле и в разных комнатах мог быть поднят на разную высоту Обычно в них три—четы-ре комнаты в каждой были печи (см рис 3-66) Все указывает на то Тто люди здесь жили на протяже-нии нескольких поколений чего нельзя сказать о


небольших домах. Жилища среднего размера явля­ются копией более крупных, с той разницей, что они проще и полы в них имеют меньшее количество сло­ев. Что касается небольших домов, то у них одно­слойный пол и одна печь. Согласно Пассек, неболь­шие дома внутреннего круга — свидетельства разрас­тания поселения, когда ветви материнского рода отделялись и обзаводились новыми жилищами. Она считает, что поселение начиналось с внешнего коль­ца, а затем появилось внутреннее, т.е. что распро-странение шло во внутреннюю часть круга. Что ка­сается двух больших домов внутреннего круга, то там не обнаружено ничего из ряда вон выходящего одна кухонная утварь; нет ни малейшего основания считать, что это были жилища вождей. В них могло жить 20-30 человек, членов одной большой семьи, а общее число обитателей К.оломийЩИНЫ могло со-стЭ-ВлЯТЬ около 500 человек12.

Центральноевропейская культура линейно-ленточной керамики: большие длинные дома матрилинейных родов

Теперь обратимся к культуре линейно-ленточной керамики Центральной Европы, где были раскопа­ны целые селения и изучены закономерности их рас­положения. Здешние деревни отличаются существен­но меньшими размерами: на одно земледельческое хозяйство приходилось 2-6 домов. Индивидуальные


Глава IX. Структура общества



Рис. 9-6



 


 



<^ФШу.: '/• Л.4:^С^

 


<■■



Гимбутас М. Цивилизаця и Великой Богини


 




Рис. 9-7

А **

 

*>%

■Ъ Щ

»<£>
О©

жилища в среднем использовались около 30 лет13. Анализ конструкции домов показал, что они, как это было характерно и для поселений кукутенской куль­туры, различались своими размерами (крупные, средние и маленькие) и назначением. В целом ряде поселений был обнаружен один или несколько длинных домов (Биланы в окрестностях Праги, Оль-шаница на юге Польши и Альденхофен-Плато не­подалеку от Кельна). Их отличает не только боль­шая длина, но и основательность конструкции: для опор вырыты большие и глубокие ямы, стены севе­ро-западной части сложены из расколотых бревен, в то время как прочие постройки были мазанками (рис. 9-7). Судя по всему, северо-западная часть длинных домов считалась наиболее важной, сред­няя использовалась для жизни и для работы а пе­редняя — в качестве зернохранилища и кладовой. Изучение сделанных в длинных домах находок по­казало что они в особенности расписная керами-ка здесь много богаче чем в других домах Поэтому было выдвинуто предположение что они играли роль своеобразных «клубов» в которых собирались окрестные обитатели15, или,что это были жилища местных «шишек» - вождей или жрецов11.

Культура линейно-ленточной керамики пришла в Центральную Европу из Балкано-Дунайского ре­гиона, следовательно, можно ожидать, что у нее бу­дут близкие общественные структуры и постройки со схожими функциями. Действительно, за исклю­чением того, что для культуры линейно-ленточной керамики совершенно не характерны большие ско­пления населения, система организации поселений имеет много общего с культурным комплексом стар-чево-винча и с только что описанными поселками кукутенской культуры. Ничто не подтверждает на­личия здесь домов вождей или других местных «ши­шек» как не было их и на всей прочей территории Древней Европы эпохи неолита. Изучение захоро­нений о которых речь чуть ниже говорит о том что некоторые люди преуспевали в торговле или в ре­меслах, но не занимали позицию вождей. Что каса­ется длинных домов, то они могли служить жили­щем родовому клану который регулировал религи­озную общественную и хозяйственную жизнь всего поселения или нескольких близлежащих домов.

Весьма любопытные результаты были получены ван де Вельде при изучении глиняной утвари из ин­дивидуальных домов культуры линейно-ленточной керамики. Поскольку известно, что ее изготовлени­ем занимались женщины, можно ожидать, что каж­дая большая семья в такой родовой системе будет производить однообразные изделия. Так и есть: рас­копки индивидуальных домов показали, что набор изготавливаемых изделий оставался постоянным на протяжении приблизительно тридцатилетнего пе­риода обитания, что и является аргументом в поль­зу превалирования матрилинейных родов17. Аналогич-


 


 

      ф
■w ш « и
  ч   9*
  /    
      •►■>
т ф ф  
VS

 

•.   Ш *
°Q,•— - УР '  
    5м -J

Рис. 9-7 Длинный дом культуры линей­но-ленточной керамики. Севе­ро-западный конец выстроен более основательно, чем все остальные части. Бохум-Гиль-роп, Западная Германия. Ко­нец VI тыс. до н.э.; длина 28 м.


Гша IX. Структура общес тва

г-:н;е ь- а- м.


ное исследование было проведено П.Филлипс на юге Франции в долине Вердон18. В данном случае факт существования производивших керамику се­мей или родов удалось продемонстрировать путем анализа глиняных изделий и последовательности напластований. Полученные результаты косвенно указывают на то, что это были эндогамные и матри-локальные обиталища. Кроме того, во многих дру­гих местах Древней Европы, которые, судя по их стратиграфии, были заселены на протяжении не­скольких сотен или тысяч лет, можно наблюдать поразительную устойчивость керамических тради­ций. Особенно отчетливо это заметно по большим те/тлям культурных групп сескло, караново и бутмир (см. рис. 2-9).

Заключение

Судя по материалам раскопок поселений Юго-Восточной и Центральной Европы, отдельным до­мам - более обширным и лучше выстроенным, не­жели все прочие, — придавалось особое значение: понашему мнению, это были жилища матрилиней-ных родов. Не исключено, что они также могли служить местами собраний и проведения совета обитателей окрестных домов, всего поселения или даже нескольких поселений или районов. Большие семьи жили в домах больших и средних размеров, находясь между собой в отношениях безусловного равенства. А небольшие дома принадлежали либо ответвлениям этих семей, либо взрослым мужчи­нам или ремесленникам. Дома разных размеров образовывали отдельные группы или ряды, — воз­можно что это были жилища родственников. В со­став подобных групп входили святилища, которые отличались от других построек стенной росписью иретььФами а также очень выразительной обоя-довой керамикой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.