КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восседающая на троне Богиня природы и общества
Всех могущественных богинь обычно именуют «Владычицами», «Госпожами» или «Царицами». Начиная с эпохи раннего неолита голову Богини-змеи украшала корона, символ всемогущества и все-веденья, до сих пор присутствующий в фольклоре XX в. Другие неолитические богини, в особенности Богиня-птица, носили пышные прически, обвязывали голову тюрбаном или лентами. Богиню-птицу украшало ожерелье, порой — корона (см. рис. 7-14), меж тем как ее прислужницы и свита имели более скромное облачение. В Богине воплощена бескрайняя мощь природы и диктуемые ею законы растительной, животной и человеческой жизни. Согласно греческой и всем европейским мифологиям, Богиня была законодательницей, залогом высоких моральных устоев ее последователей. Она осуждалаложь, отречение отданного слова и отсутствие должного уважения к священным предметам и людям. Ее невозможно было обмануть. В балтийских мифологиях Мать-земля карала людей, поглощая их или отказываясь их принять после смерти. В баскских областях Богиня служила залогом исполнения законов, освящая установленный обычай. В качестве законодательницы она стояла во главе общины и следила за исполнением данных ей заветов61. В археологических материалах и мифах Богиня предстает в окружении совета или свиты. Можно заметить, что в святилищах и в моделях святилищ с большим количеством статуэток одна, как правило, выделена как наиболее важная: на ней вырезаны или нарисованы знаки отличия и символы Богини, в то время как прочие статуэтки меньше по размеру и не столь тщательно отделаны (см. рис. 7-9). Так, в Подури (Северо-Восточная Румыния) в сосуде приблизительно 4800-4600 гг. до н.э. была найдена 21 статуэтка, — по всей вероятности, приготовленные для того, чтобы быть поставленными на алтарь. У них нет рук, змеевидные головы, а бедра опоясаны змеями: по всей видимости, это — Богиня-змея и ее служительницы. Лишь у одной из статуэток рука поднята клицу, что может означать обладание властью. Остальные 20 статуэток отличаются друг от друга размерами — среди них есть крупные средние и мелкие что вероятно отражает возраст женщин или их положение внутри совета. Эта. закономерность характерна для всего неолита медного века и минойско-го бронзового века: не исключено что в землях под-чиненных той или иной богине, действительно существовал и постоянные советы или конклавы Гимбутас М. Цивили зации Великой Бог ат
жриц. В минойском искусстве, в греческой и римской практике, а также в европейском фольклоре у Богини есть жрицы. Баскская Богиня-падалыцица появляется не одна, но в окружении других падаль-щиц, а балтийская Рагана вороной летает в стае менее могущественных Раган. В сказках гигантская белая Богиня-змея с короной на голове является в окружении сотен змей. Традиция изображения Богини вместе с группой жриц подразумевает, что в повседневной жизни царица или глава рода также имела круг советниц. Так, к тронной зале Кносского дворца на Крите примыкает комната меньших размеров, где вдоль стен стоял ряд низких скамеек, на которых могло разместиться 9 человек. Учитывая сакральный характер этого числа, не исключено, что именно здесь заседал и принимал решения женский совет. Подобная традиция сохранилась в исторических Афинах, где связанные с земледелием должности исполняли женщины, а высшее должностное лицо женского пола, «царица-архонт», располагало советом матрон62. Еще в начале XX в. в пещерах и гротах обитали баскские жрицы («serora») и их помощницы, к которым люди обращались за предсказаниями Их статус был много выше статуса католических священ-ников. Типологическая связь этих жриц и их приспешниц с.Богиней и ее свитой представляется вполне очевидной63. Древние исторические документы говорят о существовании конгрегации девственниц или кудесниц, чьи заклинания, пение и пляски обладали огромной силой. Недавно ученые нашли две галльские надписи, представляющие для нас чрезвычайный интерес. В одной из них говорится о могуществе женских заклинаний, «brixtia anderon»; в другой - о местной конгрегации кудесниц64. Группы из девяти муз или жриц хорошо известны на примере Древней Греции: девять муз обитали на Парнасе, на Геликоне, на Олимпе — все это воплощения Богини, которым поклонялись жители этих гор65. В I в. н.э. Помпо-ний Мела говорил о конгрегации из девяти девственниц, живших на острове Сена неподалеку от берегов Бретани, которым он приписывает разнообразные магические способности — пением вызывать морское волнение, придавать различные виды животным, исцелять неизлечимые недуги и предсказывать будущее. В начале I в. н.э. Страбон, цитируя Посидония, говорил о конгрегации жриц с острова натерритории Самнитии которые подобно греческим менадам, предавались экстатическому покло-нению божеству, напоминавшему Диониса. Смерт-ным мужчинам запрещено было вступЭТЬ на этот остров66 Сообщество жриц или кудесниц также фигурирует в средневековой литературе: вспомним де- вять глостерских ведьм в уэльском сказании о Передуре и три раза по девять женщин, которые приветствуют путешественника в Иммрам Брайн67. До сих пор существуют поверья о том, что феи, танцуя кругами или вокруг каменных кругов, тем самым создают неимоверную энергию. Для мужчин эти танцы запретны, и если кто-то из них случайно попадет в круг, то его постигнет немедленная смерть. Нет сомнения, что эти остатки исторических представлений о силах жриц и фей являются пережитками доисторической традиции. Наследие матриальных культур, запретные для мужчин женские ритуалы сохранились не только в танцах фей, но и в основных обрядах, связанных с рождением и земледелием, которые в контексте патриархальных сообществ дошли до исторически); эпох, а некоторые — вплоть до нашего времени. Тому есть множество примеров. Достаточно упомянуть один из самых характерных ритуалов Древней Греции - Фесмофории, празднования вчестьДеметры, богини земного плодородия, известные по эпигра-фике и по описанию Аристофана («Женщины на празднике Фесмофории»). Каждый год в административных подразделениях («deеies») женщины выбирали из своего числа тех кто будет возглавлять церемонии и руководить Фесмофориями Избранные председательствовали на устраиваемых в установленные традицией дни собраниях и наблюдали за исполнением всех обычаев. Женщины-граждане образовывали совет и большинством голосов принимали решения Голосование происходило без мужчин: празднование Фесмофории не допускало мужского присутствия**. Итак, рассматривая отражение древнеевропей-ского общества в религии и мифах, можно сказать следующее: как доисторические, так и исторические данные указывают на существование матрилинейной структуры. Богиня и ее совет, руководящий жизнью общины, - переосмысление положения почитаемой старейшины, великой главы рода, окруженной женским советом. Но хотя эти женские конгрегации или сообщества были наделены большой властью, похоже, что функционировали они как коллективные, а не как автократические органы. Судя по мифологиям и сохранившимся обозначениям родства, среди мужчин первую роль играл не консорт, а брат царицы (или жрицы, наместницы Богини). Неолитическая царица-жрица направляла земледельческую и религиозную жизнь. Не исключено, что на ее брата были возложены обязанности руководить (но без доминирующего контроля) общественными работами, организацией ремесел и торговлей.
Ьт IX. Структура общес тва
Остатки древнеевропейасих матрилинейных структур в бронзовом веке и в историческую эру Сильным аргументом в пользу существования в Древней Европе матрилинейных отношений является тот факт, что наследование по женской линии сохррнилось в неиндоевропейских сообществах Европы и Малой Азии и в историческую эпоху: среди них - минойцы, этруски, пеласги, лидийцы, ликийцы, карийцы (Западная Турция), баски (Северная Испания и Юго-Западная Франция), пикты, населявшие Британию до прихода кельтов. Влияние этих обычаев заметно и в сообществах, говорящих на индоевропейских языках, — у кельтов, тевтонов, славян и балтов, которые впитали маттрцентрическую и матрилинейную традицию вместе с богатым субстратом древнеевропейского населения. В последние столетия остаточные матрилиней-ные обычаи зафиксированы на периферии Западной и Северной Европы, а также на Эгейских островах. На Лесбосе, Лемносе, Наксосе и Косе наследование недвижимого имущества по материнской линии оставалось в силе до конца XVIII столетия. Об этом свидетельствует запись английского путешественника Джона Хокинса: «На многих островах старшая дочь наследует часть родительского дома вместе со всей ее обстановкой и одну треть имущества матери, а это, в большинстве случаев, — основные средства к существованию; остальным дочерям, по мере того как они выходят замуж, также полагается часть дома и такая же доля оставшегося имущества. Вышесказанное относится к островам Ми-тилена (Лесбос) Лемнос Скопело Скирос Сира Зея-Ипсера Миконос Парос Наксия Китнос' Санторин и Кос где я лично собирал информацию или получал ее через посредников*69. Нет сомнения, что существовавшая здесь в XVII в., а на некоторых островах— вплоть до XX столетия матрилинейная система возникла не в эти времена, а сохранилась с доисторической эпо- т. Она обнаруживается там, где процесс индоевро-пеизации оказался слабым, а древнеевропейский субстрат — напротив, сильным, как в Греции и в Этрурии. В местах, где сохранилась матрилинейная система, уже в историческую эпоху зафиксированы следы существования неиндоевропейских языков. Еще в IV в. до н.э. в некоторых частях Крита и на Эгейских островах по-прежнему говорили на негреческом языке. Теперь обратимся к минойской культуре Крита, потом перейдем к западной части Малой Азии и Эгейским островам, после этого коснемся этрусков иримлян, а затем пересечем Средиземное море и закончим наш обзор Западной и Северной Европой.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |