КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Минойский Крит
На острове Крит древнеевропейская культура просуществовала на несколько тысячелетий дольше, нежели на материке, достигнув поразительного расцвета в первой половине II тыс. до н.э. Сэр Леонард Вулли говорил, что минойская культура — это «очарование волшебного мира» и «самое полное приятие благодати жизни, когда-либо достигнутое в нашем мире»™. Минойские общины в целом отличались небольшим размером, хотя к концу III тыс. до н.э. население Кносса приближалось к 18 О00 человек. Управление страной было теократическим (т.е. подчиненным Великой Богине). После середины II тыс. до н.э. минойская культура начала приходить в упадок — не из-за внутренних конфликтов, но в результате природного катаклизма и набегов на остров патриархальных микенцев, говоривших на индоевропейском языке. Раннеминойские (III тыс. до н.э.) погребения на Крите имеют много общего с западноевропейскими захоронениями культуры мегалитов. Здесь также практиковались общинные захоронения в круглых гробницах, называемых «толосами», и, судя по тому, что перед их тщательно отделанными входами оставлялось особое церемониальное пространство, здесь, как и внутри гробниц, также могли происходить погребальные обряды и пиршества. Исследование К.Брэнигана показало, что это были усыпальницы больших семей, количество живых членов которых приблизительно равнялось двадцати. Большая (расширенная) семья была важной единицей этого общества, поэтому во многих местах можно видеть сразу две—три выстроенные рядом гробницы. Поскольку возведены они в один и тот же период, похоже, что это — усыпальницы такого же количества больших семей. Гробницы были связаны с поселениями и отстояли от них на 10—15 м. Отмечено, что среди этих гробниц всегда есть одна, отличающаяся большим архитектурным совершенством: ЭТО ГОВО-рит о том что одна из больших семей претенловала на первенство в общине те о существовании зачатков социальной иерархии71.. Хотя эта культура и называется минойской, ее расцвет в начале II тыс. до н.э. не имеет никакого отношения к царю Миносу, чье легендарное правление как раз совпало с порой ее упадка. Не цари воздвигли знаменитые дворцы, которые были не административными центрами единовластного правления, но дворцами-храмами, местами проведения сложных религиозных ритуалов, обусловленных существованием теократической системы. В отличие от пришедшей ей на смену микенской культуры, вдохновительницами минойской были женщины. Начиная с момента открытия минойской культуры в начале XX в., исследователи обратили внимание Гимбутас М. Цивили зация Ве ш кой Богини
на необычайную уверенность и независимость ее женщин. К великому удивлению научного мира, на фресках были представлены прекрасные женщины в изящных одеяниях, нередко с обнаженной грудью. На них можно видеть, как, наравне с мужчинами, женщины принимают участие в празднествах, ездят на колесницах, управляемых возничими-женщинами, и в качестве атлетов участвуют в ритуальных состязаниях с быком. На фресках с острова Тира (60 км к северу от Крита) женщины председательствуют на большом морском празднестве, с балкона наблюдая за шествием юношей, несущих жертвенное животное (рис. 9-16). Существует большое количество примечательных женских изображений, на которых они являются в виде жриц или богинь, и не подлежит сомнению, что в религиозной сфере вплоть до микенской эпохи женщины продолжали занимать центральное положение. Почетное место в тронном зале Кносского двооиа скорее всего предназначалось вер-ховной представительнице Богини. Сам трон был уKD3IHCH изобрз.жени£М Kovra. и полумесяца. а по его бокам на стене были изображены грифоны.'Судя по оЪреске с остова Тира (см рис 7-8) грифоны слу-жили стражами Богини. В минойском искусстве есть изображения мужчин, но те никогда не бывают представлены жрецами или царями, и лишь в нескольких случаях можно счесть, что это - изображения богов. Как правило, мужские персонажи фресок заняты каким-нибудь делом: это чашеносцы, пажи, музыканты, жнецы, ремесленники и корабельщики. На представляющей морское празднество миниатюрной фреске с острова Тира среди находящихся на корабле людей можно различить несколько категорий: простые гребцы, капитан, его помощники и сидящие в кабине важные мужи в длинных плащах (рис. 9-17). На этой миниатюрной фреске также есть изображение сельского люда в одежде из меха или кожи и молодых людей, которые, обнаженные или в набедренной повязке, принимают участие в ритуале Похоже что мужские длинные одеяния указывали на преклонный возраст и на общественный статус. Уважаемые женщины и взрослые жрицы на о. Тира, как и на Крите, всегда носили длинные юбки с оборками. Браки на Крите были матрилокальными: этот обычай долго сохранялся уже в историческую эру Матрилокальный брак описывал Страбон (I в. до н.э.); о его существовании также свидетельствуют законы, запечатленные на стенах храма в Гортине. Благодаря им мы знаем, что женщина при замужестве сохраняла полную власть над своим имуществом и могла требовать развода. Кроме того, важную роль играл брат матери, на котором лежала ответственность за воспитание ее детей.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |