КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Скотоводы курганной культуры Южной России и их распространение по Восточной Украине Одомашнивание лошади
T-
ГлаваХ Конец древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы *
Падение Древней Европы совпадает по времени с индоевропеизацией данной части света: это был сложный процесс трансформации, результатом которого явился культурный сдвиг, аналогичный тому, что произошел при завоевании американского континента. Судя по археологическим данным и сравнительным исследованиям индоевропейских языков и мифологии, речь идет о столкновении двух идеологий, двух общественных и экономических укладов, дополнительно усугубленном жестокими сломами. Прото- и древнеиндоевропейцы, которых я называю носителями «курганной» культуры, пришли - вcdнcc гшискакали поскольку это были всад-ники -с Востока из южнорусских степей Их первое соприкосновение с пограничными территориями Древней Европы (Нижнеднепровским регионом и западной частью Черноморского побережья) произошло где-то в середине У тыс дон э Так начался приток в Восточную и Центральную Европу новых н родов и влияний которому суждено было продлиться два тысячелетия. Это столкновение культур вызвало коренную трансформацию Древней Европы: ее доисторическое и историческое существование стали похожи на слоистый торт, где перемешаны неиндоевропейские и индоееропейские элементы. Однако нельзя игнорировать тот факт, что на протяжении длительного времени лингвистическое и мифологическое влияние неиндоевропейского субстрата оставалось чрезвычайно сильным. Для понимания этой сложной ситуации нам необходимо посмотреть на нее с точки зрения общественной и символической организации культур. ' В этой главе речь пойдет о курганной культуре Волжско-Уральского и Северопонтийского регионов иоее связях с Древней Европой —отом, как она сперва влияла на древнеевропейскую цивилизацию, затем все глубже в нее проникала и, наконец, ее разрушила. Лингвистические данные заставляют предположить, что родина индоевропейцев находилась между ареалами нескольких языковых семей — финно-угорской, семитской и кавказской. Однако обсуждение этого вопроса выходит за рамки настоящей работы, и, по моему убеждению, его не решить на основании имеющихся археологических материалов. Данные по волжско-уральскому междуречью и закаспийским территориям до VII тыс. до н. э. пока слиш- ком скудны, чтобы давать этнографическое истолкование. Более основательные материалы появляются приблизительно к 5000 г. до н. э., поэтому мы можем говорить о носителях курганной культуры лишь около 4500 г. до н. э., когда они покоряют степные земли к северу от Черного моря. Русское слово «курган» (в свою очередь заимствованное из тюркского) означает то же, что английские термины «barrow» или «tumulus» - могильный холм; термин «курганная культура» был предложен мной в 1956 г. в качестве общего названия культуры полукочевых скотоводов, оставлявших после себя округлые могильные насыпи1. Приблизительно до 4500-4300 гг. до н. э. в погребальном инвентаре европейцев нет боевого оружия, только охотничья снасть, а у поселений нет укреплений. Поэтому мирные земледельцы оказались легкой добычей для воинственных всадников курганной культуры. Захватчики были вооружены метательным и режущим оружием: длинными кинжалами, копьями, алебардами, луками и стрелами. Традиции курганной культуры резко отличались от тех, что были свойственны древнеевропейской цивилизации, которая в основном имела мирный, оседлый, матриальный, матрилинейный характер и была основана на равенстве полов. Напротив, носители курганной культуры отличались воинственностью и патриархальностью, у них имелись четкая иерархия и комплекс погребальных обычаев, куда входили ям-ные захоронения, над которыми возводили каменные или деревянные постройки типа шалаша или домика, сверху покрывавшиеся низкой каменной или земляной насыпью. Это был в основном скотоводческий уклад с элементами земледелия и с временными сезонными стоянками, где жилищами служили полуземлянки. Появление курганной культуры на территории Древней Европы шло волнами: волна I - ок. 4400-4300 гг.дон. э., волна II —ок.3500 г. дон. э.и III —после 3000 г. до н. э. Эта хронология отражает развитие не какой-то одной группы, но целого ряда степных народов с общими, несмотря на значительную пространственную и временную удаленность, культурными традициями. Носители курганной I культуры пришли из волжских степей; находившиеся на более высоком уровне культурного развития носители курганной II культуры — из северопонтийских земель, лежащих между Гимбутас M. Цивилиза ция Великой Бо г ини Рис. 10-1 Нижним Днестром и Кавказскими горами; носители курганной III культуры - снова из волжских степей. В российской археологии курганная I культура именуется «раннеямной», курганная II культура — «михайловка I» или «майкопской», а курганная III культура — «позднеямной» (подразумеваются, конечно, могильные ямы под курганами). Добыча пропитания и передвижение носителей курганной культуры были непосредственно связаны с одомашненной лошадью, что опять-таки представляет резкий контраст с жизнью не знавших лошадей древнеевропейских земледельцев. Скотоводческое хозяйство, постоянно прибавляющиеся стада крупных животных, верховая езда и необходимость мужской силы при обращении со скотом — все это, как можно предположить, способствовало переходу от матриальной к патриальной, военизированной организации общества,- в Южной России и в более отдаленных областях он произошел не позднее 5000 г. до н. э. (точную дату начала этого процесса установить чрезвычайно трудно, однако ее следует отнести к периоду до 4000 г до н э когда как гшедполагает-ся в Сахаразии произошел поворот к патриализму и насилию, вызванный превращением степи в пусты-НЮ" см.: Demeo 1991).
Резкие климатические изменения, последовавшие за последним ледниковым периодом, привели к вымиранию крупных пород лошадей эпохи плейстоцена. Выжившие породы среднего размера принадлежали к одному виду (Equus feras Boddaert) с двумя подвидами - тарпан (Equus feras gmelini Antonius) и таки (лошадь Пржевальского). Одомашнен был тарпан, небольшое, но крепко сбитое животное с укороченной головой, хвостом и гривой. Небольшие табуны диких тарпанов встречались в Восточной Европе вплоть до конца XIX в., пока не были сведены на нет бесконтрольной охотой. Насколько можно предположить, одомашнивание лошади имело место приблизительно в 5000 г. до н. э. или ранее, где-то между Восточной Украиной и Северным Казахстаном, в лесостепных районах или на лесистых речных берегах. Неудивительно, что самые древние свидетельства существования одомашненной лошади обнаружены в лесостепи Средней Волги, где с конца VII тыс. до н. э. уже присутствовал неолитический уклад в форме разведения скота и мелкого земледелия. Древнейшие артефакты, связанные с культом лошади, и указания на жертвоприношения лошадей
Рис. 10-1 Древнейшие скульптуры, связанные с культами лошади и быка. Вырезанные из кости статуэтки (1,3) лошади, двуглавой лошади и (2, 4) быков из съез-жевского могильника на реке Самара, притоке Средней Волги, Куйбышевская область. Подвески в виде сдвоенных бычьих голов были найдены в могиле ребенка под площадкой для жертвоприношения лошадей. Самарская культура, ранний волжский энеолит, ок. 5000 г. -начало V тыс. до н. э.; длина лошади 11 см, длина бычьих голов — 12 см. Глав а X. Коней Древней Европы: вторжени е скотово дов из южнорус ских степей и преображ ение Европы __________________________________________ 389 (прибблиительно Утыс. до н. э.) были найдены на Средней Волге. Так, в могильнике села Съезжее на берегу реки Самары (Куйбышевская область) обнаружены вырезанные из кости плоские фигурки лошадей (рис. 10-1). В них проделаны отверстия, а это значит, что их могли носить в качестве подвесок, придавая им некое символическое значение. Над погребениями на жертвенных очагах были найдены лошадиные черепа и крупные кости2. Этот могильник древнее хвалынской культуры Нижней Волги, которая,согласно радиоуглеродным датировкам, относится к первой половине Vтыс. до н. э. (см. ниже раздел, посвященный хвалынскому периоду). Кости домашней лошади были найдены и исследованы в Дереивском могильнике (Нижнеднепровский бассейн, 70 км от Кременчуга)3 из группы сред-нестоговской II культуры, которая пришла в днепровские степи ок. 4500 г. до н. э. или чуть ранее (Средний Стог I - поселение днепро-донецкой культуры). Обнаруженные здесь 15 фрагментов нижних челюстей лошади принадлежат молодым жеребцам или жеребятам, что говорит о развитом уровне домеесикации. В середине Утыс. до н. э. в лесостепной и степной зоне между Нижним Днепром и Северным Казахстаном паслись большие табуны лошадей. Исследование костей животных в Репине на берегу Дона показало, что 40% от костей всех домашних животных принадлежат лошадям4. Огромное количество лошадиных костей (более ста тысяч) было найдено также возле Петропавловска (Северный Казахстан), на месте стоянки, близкой курганной I (раннеямной) культуре. Там кости лошадей составляли 90% от останков всех домашних животных5. Одной из побудительных причин одомашнивания лошади могло быть употребление в пишу ее мяса и молока, до сих пор принятое у степных народов. Но иле большую роль играли ее ездовые качества, которые, как можно предположить, учитывались уже на начальной стадии одомашнивания. Стада крупного рогатого скота, овец и коз можно пасти и без лошади, но большие конские табуны — только верхом. Псалии из оленьего рога, возможно — часть уздечки, были обнаружены в поселениях среднестоговской культуры середины V тыс. до н. э. (из них 6 штук — в Дереивке). Парные псалии были в захоронениях или по соседству с ритуальной ямой, где также находились череп, нижняя челюсть и кости ног жеребца, а черепа и передние части двух собак. На первоначальной стадии доместикации ситуация, вероятно, напоминала ту, что существовала в Сибири несколько веков назад. Пришедшие в XVIII в. русские колонисты обнаружили между Каспийским морем и Алтаем скотоводов, которые мало занимались земледелием, но держали табуны лошадей и стада крупного рогатого скота, овец и коз. Их пасли на лошадях, имевших важное значение для жизни этих сообществ. Для верховой езды держали меринов, табуны под предводительством жеребцов оставались полудикими, кобылиц же доили и держали стреноженными около жилищ6. Жвачные животные были основным тягловым скотом волжского неолита, о чем свидетельствуют фигурки, судя по всему, изображающие запряженных волов (рис. 10-1.2 и 4), меж тем как быстроногая лошадь превратилась в транспортное средство. Это сократило время, затрачиваемое на перемещения, в пять или более раз, уничтожив прежние территориальные границы, а также оказало огромное влияние на освоение степных ресурсов и на все прочие аспекты жизни этих народов. Верховая езда позволяла преодолевать большие расстояния, благоприятствовала набегам, угону скота или коней, накоплению богатств увеличению торговых возможностей, а также насилию и развитию боевых навыков. Как только степь была полностью покорена верховая лошадь стала способом миграции за ее пределы. Материальные остатки первой половины Утыс. до н. э. показывают, что на огромной территории к востоку от Дона, между Средней Волгой, Кавказом и Уралом, существовала единообразная культура. В местах, отстоящих друг от друга на тысячи километров, находят практически одинаковые украшения, инструменты и оружие, что говорит о беспрецедентно быстром обмене между племенными группами. Первые наезды в днепровские степи этих кочевых народов происходили еще до середины Vтыс. до н. э. Чуть позже конные воины курганной I культуры появились в самом сердце Европы. Верховая езда изменила ход европейской предыстории. Вооруженный конный воин представлял смертельную угрозу для мирного и безоружного земледельца. С середины Утыс. до н. э. и на протяжении тысячелетий быстроногие лошади несли с собой смуты. Если мы взглянем на европейскую историю и вспомним кровавые набеги, которые устраивали скифы, сарматы, гунны, авары, римляне, славяне и викинги, не говоря уж об управлявших конными колесницами кельтах и героях Гомера или о крестоносцах, то мы увидим, что быстроногие лошади способствовали тому, что все существование оказалось подчинено насилию.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |