Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скотоводы курганной культуры Южной России и их распространение по Восточной Украине Одомашнивание лошади




T-

 


ГлаваХ

Конец древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы

*


 


Падение Древней Европы совпадает по времени с индоевропеизацией данной части света: это был сложный процесс трансформации, результа­том которого явился культурный сдвиг, аналогичный тому, что произошел при завоевании американского континента. Судя по археологическим данным и сравнительным исследованиям индоевропейских языков и мифологии, речь идет о столкновении двух идеологий, двух общественных и экономических ук­ладов, дополнительно усугубленном жестокими сло­мами. Прото- и древнеиндоевропейцы, которых я называю носителями «курганной» культуры, при­шли - вcdнcc гшискакали поскольку это были всад-ники -с Востока из южнорусских степей Их пер­вое соприкосновение с пограничными территория­ми Древней Европы (Нижнеднепровским регионом и западной частью Черноморского побережья) про­изошло где-то в середине У тыс дон э Так начался приток в Восточную и Центральную Европу новых н родов и влияний которому суждено было про­длиться два тысячелетия.

Это столкновение культур вызвало коренную трансформацию Древней Европы: ее доисторическое и историческое существование стали похожи на слои­стый торт, где перемешаны неиндоевропейские и индоееропейские элементы. Однако нельзя игнори­ровать тот факт, что на протяжении длительного вре­мени лингвистическое и мифологическое влияние неиндоевропейского субстрата оставалось чрезвы­чайно сильным. Для понимания этой сложной ситуа­ции нам необходимо посмотреть на нее с точки зре­ния общественной и символической организации культур.

' В этой главе речь пойдет о курганной культуре Волжско-Уральского и Северопонтийского регионов иоее связях с Древней Европой —отом, как она спер­ва влияла на древнеевропейскую цивилизацию, за­тем все глубже в нее проникала и, наконец, ее разру­шила. Лингвистические данные заставляют предпо­ложить, что родина индоевропейцев находилась между ареалами нескольких языковых семей — фин­но-угорской, семитской и кавказской. Однако обсу­ждение этого вопроса выходит за рамки настоящей работы, и, по моему убеждению, его не решить на основании имеющихся археологических материалов. Данные по волжско-уральскому междуречью и закас­пийским территориям до VII тыс. до н. э. пока слиш-


ком скудны, чтобы давать этнографическое истолко­вание. Более основательные материалы появляются приблизительно к 5000 г. до н. э., поэтому мы можем говорить о носителях курганной культуры лишь око­ло 4500 г. до н. э., когда они покоряют степные земли к северу от Черного моря.

Русское слово «курган» (в свою очередь заимст­вованное из тюркского) означает то же, что англий­ские термины «barrow» или «tumulus» - могильный холм; термин «курганная культура» был предложен мной в 1956 г. в качестве общего названия культуры полукочевых скотоводов, оставлявших после себя округлые могильные насыпи1.

Приблизительно до 4500-4300 гг. до н. э. в погре­бальном инвентаре европейцев нет боевого оружия, только охотничья снасть, а у поселений нет укрепле­ний. Поэтому мирные земледельцы оказались легкой добычей для воинственных всадников курганной культуры. Захватчики были вооружены метательным и режущим оружием: длинными кинжалами, копья­ми, алебардами, луками и стрелами.

Традиции курганной культуры резко отличались от тех, что были свойственны древнеевропейской ци­вилизации, которая в основном имела мирный, осед­лый, матриальный, матрилинейный характер и была основана на равенстве полов. Напротив, носители курганной культуры отличались воинственностью и патриархальностью, у них имелись четкая иерархия и комплекс погребальных обычаев, куда входили ям-ные захоронения, над которыми возводили каменные или деревянные постройки типа шалаша или доми­ка, сверху покрывавшиеся низкой каменной или зем­ляной насыпью. Это был в основном скотоводческий уклад с элементами земледелия и с временными се­зонными стоянками, где жилищами служили полу­землянки.

Появление курганной культуры на территории Древней Европы шло волнами: волна I - ок. 4400-4300 гг.дон. э., волна II —ок.3500 г. дон. э.и III —по­сле 3000 г. до н. э. Эта хронология отражает развитие не какой-то одной группы, но целого ряда степных народов с общими, несмотря на значительную простран­ственную и временную удаленность, культурными тра­дициями. Носители курганной I культуры пришли из волжских степей; находившиеся на более высоком уров­не культурного развития носители курганной II куль­туры — из северопонтийских земель, лежащих между



Гимбутас M. Цивилиза ция Великой Бо г ини


Рис. 10-1





Нижним Днестром и Кавказскими горами; носители курганной III культуры - снова из волжских степей.

В российской археологии курганная I культура именуется «раннеямной», курганная II культура — «михайловка I» или «майкопской», а курганная III культура — «позднеямной» (подразумеваются, конеч­но, могильные ямы под курганами).

Добыча пропитания и передвижение носителей курганной культуры были непосредственно связаны с одомашненной лошадью, что опять-таки представ­ляет резкий контраст с жизнью не знавших лошадей древнеевропейских земледельцев. Скотоводческое хозяйство, постоянно прибавляющиеся стада круп­ных животных, верховая езда и необходимость муж­ской силы при обращении со скотом — все это, как можно предположить, способствовало переходу от матриальной к патриальной, военизированной ор­ганизации общества,- в Южной России и в более от­даленных областях он произошел не позднее 5000 г. до н. э. (точную дату начала этого процесса устано­вить чрезвычайно трудно, однако ее следует отнести к периоду до 4000 г до н э когда как гшедполагает-ся в Сахаразии произошел поворот к патриализму и насилию, вызванный превращением степи в пусты-НЮ" см.: Demeo 1991).


 


 


 



 


 


 


 

Резкие климатические изменения, последовавшие за последним ледниковым периодом, привели к вы­миранию крупных пород лошадей эпохи плейстоце­на. Выжившие породы среднего размера принадле­жали к одному виду (Equus feras Boddaert) с двумя подвидами - тарпан (Equus feras gmelini Antonius) и таки (лошадь Пржевальского). Одомашнен был тар­пан, небольшое, но крепко сбитое животное с уко­роченной головой, хвостом и гривой. Небольшие та­буны диких тарпанов встречались в Восточной Ев­ропе вплоть до конца XIX в., пока не были сведены на нет бесконтрольной охотой.

Насколько можно предположить, одомашнивание лошади имело место приблизительно в 5000 г. до н. э. или ранее, где-то между Восточной Украиной и Се­верным Казахстаном, в лесостепных районах или на лесистых речных берегах. Неудивительно, что самые древние свидетельства существования одомашнен­ной лошади обнаружены в лесостепи Средней Вол­ги, где с конца VII тыс. до н. э. уже присутствовал неолитический уклад в форме разведения скота и мелкого земледелия.

Древнейшие артефакты, связанные с культом ло­шади, и указания на жертвоприношения лошадей


 

 
 
 

Рис. 10-1 Древнейшие скульптуры, свя­занные с культами лошади и быка. Вырезанные из кости ста­туэтки (1,3) лошади, двуглавой лошади и (2, 4) быков из съез-жевского могильника на реке Самара, притоке Средней Вол­ги, Куйбышевская область. Под­вески в виде сдвоенных бычьих голов были найдены в могиле ребенка под площадкой для жертвоприношения лошадей. Самарская культура, ранний волжский энеолит, ок. 5000 г. -начало V тыс. до н. э.; длина ло­шади 11 см, длина бычьих го­лов — 12 см.


Глав а X. Коней Древней Европы: вторжени е скотово дов из южнорус ских степей и преображ ение Европы __________________________________________ 389


(прибблиительно Утыс. до н. э.) были найдены на Средней Волге. Так, в могильнике села Съезжее на берегу реки Самары (Куйбышевская область) обна­ружены вырезанные из кости плоские фигурки ло­шадей (рис. 10-1). В них проделаны отверстия, а это значит, что их могли носить в качестве подвесок, при­давая им некое символическое значение. Над погре­бениями на жертвенных очагах были найдены лоша­диные черепа и крупные кости2. Этот могильник древнее хвалынской культуры Нижней Волги, кото­рая,согласно радиоуглеродным датировкам, относит­ся к первой половине Vтыс. до н. э. (см. ниже раз­дел, посвященный хвалынскому периоду).

Кости домашней лошади были найдены и иссле­дованы в Дереивском могильнике (Нижнеднепров­ский бассейн, 70 км от Кременчуга)3 из группы сред-нестоговской II культуры, которая пришла в днеп­ровские степи ок. 4500 г. до н. э. или чуть ранее (Средний Стог I - поселение днепро-донецкой культуры). Обнаруженные здесь 15 фрагментов ниж­них челюстей лошади принадлежат молодым жереб­цам или жеребятам, что говорит о развитом уровне домеесикации.

В середине Утыс. до н. э. в лесостепной и степ­ной зоне между Нижним Днепром и Северным Ка­захстаном паслись большие табуны лошадей. Иссле­дование костей животных в Репине на берегу Дона показало, что 40% от костей всех домашних живот­ных принадлежат лошадям4. Огромное количество лошадиных костей (более ста тысяч) было найдено также возле Петропавловска (Северный Казахстан), на месте стоянки, близкой курганной I (раннеямной) культуре. Там кости лошадей составляли 90% от ос­танков всех домашних животных5.

Одной из побудительных причин одомашнивания лошади могло быть употребление в пишу ее мяса и молока, до сих пор принятое у степных народов. Но иле большую роль играли ее ездовые качества, кото­рые, как можно предположить, учитывались уже на начальной стадии одомашнивания. Стада крупного рогатого скота, овец и коз можно пасти и без лоша­ди, но большие конские табуны — только верхом. Псалии из оленьего рога, возможно — часть уздечки, были обнаружены в поселениях среднестоговской культуры середины V тыс. до н. э. (из них 6 штук — в Дереивке). Парные псалии были в захоронениях или по соседству с ритуальной ямой, где также находи­лись череп, нижняя челюсть и кости ног жеребца, а черепа и передние части двух собак.

На первоначальной стадии доместикации ситуа­ция, вероятно, напоминала ту, что существовала в Сибири несколько веков назад. Пришедшие в XVIII в. русские колонисты обнаружили между Каспийским морем и Алтаем скотоводов, которые мало занима­лись земледелием, но держали табуны лошадей и ста­да крупного рогатого скота, овец и коз. Их пасли на лошадях, имевших важное значение для жизни этих


сообществ. Для верховой езды держали меринов, та­буны под предводительством жеребцов оставались полудикими, кобылиц же доили и держали стрено­женными около жилищ6.

Жвачные животные были основным тягловым скотом волжского неолита, о чем свидетельствуют фигурки, судя по всему, изображающие запряженных волов (рис. 10-1.2 и 4), меж тем как быстроногая ло­шадь превратилась в транспортное средство. Это со­кратило время, затрачиваемое на перемещения, в пять или более раз, уничтожив прежние территори­альные границы, а также оказало огромное влияние на освоение степных ресурсов и на все прочие аспек­ты жизни этих народов. Верховая езда позволяла пре­одолевать большие расстояния, благоприятствовала набегам, угону скота или коней, накоплению богатств увеличению торговых возможностей, а также на­силию и развитию боевых навыков. Как только степь была полностью покорена верховая лошадь стала способом миграции за ее пределы.

Материальные остатки первой половины Утыс. до н. э. показывают, что на огромной территории к востоку от Дона, между Средней Волгой, Кавказом и Уралом, существовала единообразная культура. В ме­стах, отстоящих друг от друга на тысячи километров, находят практически одинаковые украшения, инст­рументы и оружие, что говорит о беспрецедентно быстром обмене между племенными группами. Пер­вые наезды в днепровские степи этих кочевых наро­дов происходили еще до середины Vтыс. до н. э. Чуть позже конные воины курганной I культуры появи­лись в самом сердце Европы.

Верховая езда изменила ход европейской предыс­тории. Вооруженный конный воин представлял смер­тельную угрозу для мирного и безоружного земле­дельца. С середины Утыс. до н. э. и на протяжении тысячелетий быстроногие лошади несли с собой сму­ты. Если мы взглянем на европейскую историю и вспомним кровавые набеги, которые устраивали ски­фы, сарматы, гунны, авары, римляне, славяне и ви­кинги, не говоря уж об управлявших конными колес­ницами кельтах и героях Гомера или о крестоносцах, то мы увидим, что быстроногие лошади способство­вали тому, что все существование оказалось подчи­нено насилию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.