Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сосуществование скотоводов курганной культуры и земледельцев кукутенской культуры




Цс. 10-9

Появление могил военной элиты, обычай сати и культ лошади

После освоения днепровских порогов и земель Северного Приазовья носители курганной культуру направились в Центральную Европу (см. рис. 10 Об этом красноречиво свидетельствуют курааны (круглые насыпи, под которыми находят могилькш





 


 


Рис. 10-9 Скипетры с лошадиными головами из полудрагоценных камней (1,2) появляются в Восточной и Центральной Европе в богатых мужских захоронениях под курганами после середины Уtmc. до н.э. (1) Кэсимча, Добруджа, Восточная Румыния; длина 16 см; (2) Суворово, Молдавия; длина 17 см; (3) план суворовского кургана с двойным, мужским и женским захоронением (возможно, что здесь имел место обычай сати) и двумя дополнительными мо­гилами того же времени. Диаметр кургана 13 м.


hm X. Конец Древней Е в ропы: в торжение с сотоводов и и южнорусских с тепей и и ре ображение Европы


т


 


ямы) Молдавии, Южной Румынии и Восточной Венг­рии. Древнейшие из молдавских курганов совпада­ют по времени с кукутенской культурой А2-АЗ (ок. 4400—4300 гг. до н. э.). Однако, в отличие от совре­менных им древнеевропейских могильников, в кото­рых было приблизительно одинаковое количество мужских и женских могил, это — почти исключитель­но MvxcKHe захоронения. Если в Древней Европе практиковались простые ямные захоронения, то гробницы курганной культуры покрывали каменной или земляной насыпью: их предназначали для воин­ской элиты, которая забирала с собой в могилу лю­бимое боевое оружие - копье, лук и стрелы, кремне-вый кинжал или длинный нож.

Раскопки захоронений сделали очевидными два аспекта индоевропейской идеологии, чьи первые про­шения в Восточной и Центральной Европе были зафиксированы в Молдавии (Суворово) и на Нижнем Дунае (Кэсимча). В обоих случаях можно видеть ха­рактерный для курганной культуры культ лошади как божественного животного и обычай сати - принесе­ние в жертву жены или сожительницы (рис. 10-9). В Суворово вождь погребен в глубокой прямоуголь­ной яме, выстланной камнями, куда также были по­мещены кипетр с орфировым' ав ршием в виде конской головы — символ власти умершего — и ряд предметов, которые могли ему понадобиться в загроб­ной жизни (рис. 10-9.2 и 3). Рядом с ним - останки кшпеины возможно его вдовы которая в момент по-гребения была предана смерти и положена возле сво-его господина. Остатки одежды, покрытой тонкими ПЕОламутровыми пластинами и ожерелье из раковин що указывают на ее относительно высокое положе-кие однако единственный предмет которым она на-тетена - кремневый скребок Эта двойная могила жоыта большим курганом вокруг него из верти­кально поставленных камней выложен круг диамет-ппм в П м Обычай сати зафиксирован также в rnnfi-Тшахсреднестоговского И комплекса того же пеоио-а на Нижнем Zenoe в Яме и Алексанлоии В Кэсшче(Румы^

«ой головы 5 кремневымитпошмГЕ топопш 5Галечниками о^ и 3 ZS1 СтЗ по

Найденные в Суворово и Кэсимче скипетры с на-вершиями в виде конских голов имеют аналоги в Молдавии, Южной Румынии, Трансильвании, Бол­гарии и Македонии22. Эти жезлы с резными изобра­жениями конских голов очень похожи на те, что на­ходят на Волге, в северокавказских степях и в Севе-Вро-Восточном Дагестане. Важной частью индоевропейских религиозных ритуалов было жертвоприношение коня, особенно истуальное для индуистских (ашвамедха), римских (October Equus) и кельтских традиций. Археологиче­ские подтверждения такого рода жертвоприношений


есть в Херсоне (Украина), где рядом с гробницей кур­ганной культуры найдена яма, в которой лежал кон­ский череп23. К северу от дельты Дуная, неподалеку от Одессы, в могильнике курганной культуры обна­ружен ритуальный очаг, а в центральной могиле -парные черепа лошадей и быков24. В 1986 г. вямети-сапольгарской культуры (Северо-Восточная Венгрия) конца Утыс. до н. э. был найден отсеченный от ту­ловища конский череп: это самое раннее свидетель­ство существования подобной практики в Централь­ной Европе25.

Кукутенская цивилизация выстояла перед первой волной носителей курганной культуры. Ее керами­ческая традиция продолжала существовать без осо­бых изменений, хотя в поселениях кукутенской куль­туры присутствуют элементы курганной культуры (от 1% до 10% всей керамики кукутенской А и АВ куль­туры), что указывает на наличие какого-то сообще­ния между этими группами. Так появляются изделия с примесью толченых раковин (некоторые исследо­ватели именуют это явление кукутенской С культу­рой), которые имеют практически те же формы, что и керамика среднестоговской II (курганной I) куль­туры Нижнего Днепра. Петрографический анализ показал что все изделия кукутенской и курганной (среднестоговской II) культуры имеют близкий ми­нералогический состав Это говорит о том что они использовали схожие типы глины однако их техно­логии значительно отличались ло\т от ло\та: кеонми-ка кукутенской культуры хорошо обожжена полно­стью окислена и лишена примесей; керамика курган­ной культуры слабо обожжена имеет примеси из толченых раковин, органических остатков и расте-

ний26.

Ко времени кукутенской В культуры (начало IV тыс. до н. э.) местное население перебралось в те места, которые было легче оборонять в силу их есте­ственного расположения. В нескольких случаях у по­селения, по другую сторону от реки, был сооружен дополнительный защитный вал. Поселки и города продолжали увеличиваться в размерах: в Уманской области поселения кукутенской культуры, иденти­фицированные с помощью воздушной съемки и маг­нитометра, включают в себя города более 2 км в дли­ну, организованные в виде десятка или более кон­центрических кругов, рассеченных радиальными улицами (рис. 3-63-3-65)27. Плотность поселений ку­кутенской культуры показывает, что первая, сравни­тельно малочисленная волна курганной культуры не произвела ощутимых сдвигов; при этом не заметно, чтобы эти народы жившие бок о бок около 800 лет, как-то смешивались, по крайней мере до середины IV тыс. до н. э.



I

Гимбутас М. Цивили зация Великой Б ыт


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.