КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сосуществование скотоводов курганной культуры и земледельцев кукутенской культуры
Цс. 10-9 Появление могил военной элиты, обычай сати и культ лошади После освоения днепровских порогов и земель Северного Приазовья носители курганной культуру направились в Центральную Европу (см. рис. 10 Об этом красноречиво свидетельствуют курааны (круглые насыпи, под которыми находят могилькш
Рис. 10-9 Скипетры с лошадиными головами из полудрагоценных камней (1,2) появляются в Восточной и Центральной Европе в богатых мужских захоронениях под курганами после середины Уtmc. до н.э. (1) Кэсимча, Добруджа, Восточная Румыния; длина 16 см; (2) Суворово, Молдавия; длина 17 см; (3) план суворовского кургана с двойным, мужским и женским захоронением (возможно, что здесь имел место обычай сати) и двумя дополнительными могилами того же времени. Диаметр кургана 13 м. hm X. Конец Древней Е в ропы: в торжение с сотоводов и и южнорусских с тепей и и ре ображение Европы т
ямы) Молдавии, Южной Румынии и Восточной Венгрии. Древнейшие из молдавских курганов совпадают по времени с кукутенской культурой А2-АЗ (ок. 4400—4300 гг. до н. э.). Однако, в отличие от современных им древнеевропейских могильников, в которых было приблизительно одинаковое количество мужских и женских могил, это — почти исключительно MvxcKHe захоронения. Если в Древней Европе практиковались простые ямные захоронения, то гробницы курганной культуры покрывали каменной или земляной насыпью: их предназначали для воинской элиты, которая забирала с собой в могилу любимое боевое оружие - копье, лук и стрелы, кремне-вый кинжал или длинный нож. Раскопки захоронений сделали очевидными два аспекта индоевропейской идеологии, чьи первые прошения в Восточной и Центральной Европе были зафиксированы в Молдавии (Суворово) и на Нижнем Дунае (Кэсимча). В обоих случаях можно видеть характерный для курганной культуры культ лошади как божественного животного и обычай сати - принесение в жертву жены или сожительницы (рис. 10-9). В Суворово вождь погребен в глубокой прямоугольной яме, выстланной камнями, куда также были помещены кипетр с орфировым' ав ршием в виде конской головы — символ власти умершего — и ряд предметов, которые могли ему понадобиться в загробной жизни (рис. 10-9.2 и 3). Рядом с ним - останки кшпеины возможно его вдовы которая в момент по-гребения была предана смерти и положена возле сво-его господина. Остатки одежды, покрытой тонкими ПЕОламутровыми пластинами и ожерелье из раковин що указывают на ее относительно высокое положе-кие однако единственный предмет которым она на-тетена - кремневый скребок Эта двойная могила жоыта большим курганом вокруг него из вертикально поставленных камней выложен круг диамет-ппм в П м Обычай сати зафиксирован также в rnnfi-Тшахсреднестоговского И комплекса того же пеоио-а на Нижнем Zenoe в Яме и Алексанлоии В Кэсшче(Румы^
«ой головы 5 кремневымитпошмГЕ топопш 5Галечниками о^ и 3 ZS1 СтЗ по Найденные в Суворово и Кэсимче скипетры с на-вершиями в виде конских голов имеют аналоги в Молдавии, Южной Румынии, Трансильвании, Болгарии и Македонии22. Эти жезлы с резными изображениями конских голов очень похожи на те, что находят на Волге, в северокавказских степях и в Севе-Вро-Восточном Дагестане. Важной частью индоевропейских религиозных ритуалов было жертвоприношение коня, особенно истуальное для индуистских (ашвамедха), римских (October Equus) и кельтских традиций. Археологические подтверждения такого рода жертвоприношений есть в Херсоне (Украина), где рядом с гробницей курганной культуры найдена яма, в которой лежал конский череп23. К северу от дельты Дуная, неподалеку от Одессы, в могильнике курганной культуры обнаружен ритуальный очаг, а в центральной могиле -парные черепа лошадей и быков24. В 1986 г. вямети-сапольгарской культуры (Северо-Восточная Венгрия) конца Утыс. до н. э. был найден отсеченный от туловища конский череп: это самое раннее свидетельство существования подобной практики в Центральной Европе25.
Кукутенская цивилизация выстояла перед первой волной носителей курганной культуры. Ее керамическая традиция продолжала существовать без особых изменений, хотя в поселениях кукутенской культуры присутствуют элементы курганной культуры (от 1% до 10% всей керамики кукутенской А и АВ культуры), что указывает на наличие какого-то сообщения между этими группами. Так появляются изделия с примесью толченых раковин (некоторые исследователи именуют это явление кукутенской С культурой), которые имеют практически те же формы, что и керамика среднестоговской II (курганной I) культуры Нижнего Днепра. Петрографический анализ показал что все изделия кукутенской и курганной (среднестоговской II) культуры имеют близкий минералогический состав Это говорит о том что они использовали схожие типы глины однако их технологии значительно отличались ло\т от ло\та: кеонми-ка кукутенской культуры хорошо обожжена полностью окислена и лишена примесей; керамика курганной культуры слабо обожжена имеет примеси из толченых раковин, органических остатков и расте- ний26. Ко времени кукутенской В культуры (начало IV тыс. до н. э.) местное население перебралось в те места, которые было легче оборонять в силу их естественного расположения. В нескольких случаях у поселения, по другую сторону от реки, был сооружен дополнительный защитный вал. Поселки и города продолжали увеличиваться в размерах: в Уманской области поселения кукутенской культуры, идентифицированные с помощью воздушной съемки и магнитометра, включают в себя города более 2 км в длину, организованные в виде десятка или более концентрических кругов, рассеченных радиальными улицами (рис. 3-63-3-65)27. Плотность поселений кукутенской культуры показывает, что первая, сравнительно малочисленная волна курганной культуры не произвела ощутимых сдвигов; при этом не заметно, чтобы эти народы жившие бок о бок около 800 лет, как-то смешивались, по крайней мере до середины IV тыс. до н. э. I Гимбутас М. Цивили зация Великой Б ыт
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |