Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западная и Северная Европа




На протяжении тысячелетий в Западной Европе продолжали существовать островки древнеевропей-ских традиций: баски в Западных Пиренеях Север­ной Испании и Юго-Западной Франции, иберийцы в Юго-Восточной и Восточной Испании, пикты в высокогорной Шотландии. Кельты, тевтоны и балты также унаследовали многие черты древнеевропей-ской организации общества.

Баскский язык - уцелевший обломок древне-европейских языков, имеющий не только долатин-ское, но и доиндоевропейское происхождение. Это единссвенный туземный язык, сохранившийся после набегов и разнообразных культурных экспансий по­следних трех тысячелетий86. Баски продемонстриро­вали удивительную способность воспринимать по­стороннее влияние, не утрачивая при этом собствен­ной культурной идентичности. Нет сомнения, что они составляют исключение из всех законов политиче­ской и культурной истории Европы87. Баски - един­ственные до сих пор существующие древние евро­пейцы, а их корни уходят в гораздо более древние времена. Сторонники верхнепалеолитического про­исхождения басков указывают на их близость к кро­манььнскому расовому типу и на устойчивость их ифолооических традиций88. Вплоть до начала XX в.

сь использовался лунный календарь действовал матрилинейный порядок наследования а земледель­ческие работы осуществлялись женщинами89. Высо-ншобщественный статус баскских женщин был уста-новлен законом, а их деятельность в качестве наслед-

НИИ СУЛСй и тDCтейCKMX посредниц в ЛСШимскую

среддевековую и современную эпоху широко обсуж-иется исследователями уже на протяжении столе­тия"1 В кодексах баскских областей Франции пред­ставлена система законов о наследстве основанная нз полном пэвноппяви и полон Исключения

и з это -■ГО ППЯВИГТЯ обнЯП\/ЖРН кЧГ ТОГТКК П ОПРЛМ КГ)ОМ1£*Ч ного

—кого сословия Лабуоа и с большим количе отш оговорок в некотоот уобан^итоюнн^ло

1гаетпред^

нунеВаликовЗ^йм^шЗские ГшиТыбТ.Ти™ нелнииямнОпекуншами и ггТавамГполов91 Как

Гринято чтобы мужья дав^Гприданое своим же


нам; дочери у них назначаются наследницами, а се­стры женят братьев. В этом есть что-то от господства женщин...»92.

Пикты - еще одна группа древнеевропейцев, жившая в окружении индоевропеоязычных народов, у которой, однако, удержались матрилинейные за­коны, культ Великой Богини и связанная с ней сим­волика. Наследование имущества происходило ис­ключительно по материнской линии; при наличии нескольких детей родовое имение переходило по­томству дочери. Эта матрилинейная система родст­ва сохранялась у пиктов вплоть до 842 г. н.э. Выходя замуж, дочери не покидали родового имения: в вы­сокогорной Шотландии этот обычай еще существо­вал в начале XX в.93

Благодаря археологическим находкам в Южной Франции и в Рейнских областях стали известны бо­гатейшие гробницы кельтских царевен гальштат-ского и латенского периодов (VII—IV вв. до н.э.). Эти погребальные обычаи уходят корнями в более древ­ние местные традиции, и то же самое можно ска­зать о сохранившихся на всех кельтских территори­ях культе Великой Богини и матрилинейной систе­ме наследования. Кроме того, древние писатели оставили нам достаточно свидетельств высокого ста­туса галльских женщин. Историк I в. до н.э. Диодор Сицилийский писал, что они «не только не уступа­ют ростом своим мужьям, но и соперничают с ними силой»94. Мы также знаем, что в I в. н.э. у британ­цев была могущественная правительница. Один из наиболее запоминающихся портретов, сделанных римским историком Дионом Кассием, принадлежит овдовевшей царице Боудикке, которая подняла вос­стание против римлян захвативших ее владения-«Она была огромного роста и вид ее внушал ужас ' Копна ярко-рыжих волос спускалась ей до колен: на ней было большое ожерелье из крученого золота и многоцветная TVниKB а сверху — ЗЗСТСГНУТЯЯ ГГОЯЖ-кой накидка»95 Более поздние британские и ирланд­ские материалы свидетельствуют о том что несмот­ря на индоевропейскую патриархальную,систему законов, галльские женшины благородного проис-

хо ЖГТ ен ИЯ п О Л ТчЧОПЯ ГТИОЬ \^ТС а е 1-ТИг?М и и MP П и пра RO

на Этичную собственность Как можно заключить из легендарного расскячя nfi оснпяянии Марселя они могли сами вбирать себе мужей96.

Судя по традиционным преданиям Ирландии, здесь в основном были приняты матрилокальные браки, в которых первенство принадлежало жене или возлюбленной. В кельтской литературе Брита­нии и Ирландии, как и в древнегреческих сказани­ях, герой оставляет дом и отправляется к другим племенам, ища себе невесту побогаче, на которой он мог бы жениться и вместе с ней управлять ее вла­дениями. Древние законы Ирландии и Уэльса отво­дили важную роль брату матери, который представ­лял материнский род97. Нет сомнения, что у кель-



Гимбутас М. 11шшшмция Великой Б <>,


 


тоязычных народов матрилинейный порядок насле­дования существовал с самых незапамятных времен. Хорошо известно, что очаги древнеевропейской матрилинейной структуры существовали также в Германии и Скандинавии. Как писал в I в. до н.э. Тацит («О происхождении германцев и местополо­жении Германии»): «К сыновьям сестер они отно­сятся не иначе, чем к своим собственным». По мне­нию исследователей, германская матрилинейная организация общества была унаследована ими от древнеевропейского населения и просуществовала вплоть до исторической эры98. Так, о хавках извест­но, что вплоть до I в. н.э. они представляли собой свободное земледельческое сообщество со сбалан­сированной социальной структурой, в которой оба пола имели равные имущественные права На про-тяжении тысячелетий родство по материнской ли-нии считалось гораздо более важным чем по отцов-ской В Тюрингии как и в Бургундии закон гласил что если мужчина умрет бездетным наследство должно перейти к его сестре или матери Есть мно­го подтверждений тому что в царских домах богат­ство и титулы наследовались по женской линии. У -

саК"СОВ пПРТРН 71еНТЫ на пПССТОГТ уза кCl нивал и свои

притязания лишь заключив брак с королевой В «Матвеях» БриААо пеоечисляет различные германские племе^и^

ряд ОК" на Г" Tf Р дован Я В o МНОГИУ с TTV"4 а CTY 11 а ПГ*Т1Ю на -

н?полоГ^г7йс^Гпегиона люлей часто назвали по ™1Гмятепи нГупо^^мен^Гне™

Культура балтоязычных народов - пруссов, литов­цев и в восточной части Балтийского побережья ла­тышей — представляет собой настоящую смесь древ­неевропейского и индоевропейского общественных укладов и религий. Индоевропейская патриархальная


система оказалась здесь разбавленной древне европейскими матрилинейными, матрилокальными и матрицентричными элементами. Древнепрусское слово «апе» («бабушка») стоит сравнить с древне-ирландским «anu», «ana» — «старая ведьма» и «хра­нительница мертвых». Важная роль братьев материи жены, так же как следы эндогамии и пробных бра­ков, отчетливо прослеживаются в латвийском и ли­товском фольклоре100. У балтов, так же как и у бас­ков, сохранился матрицентричный пантеон богинь Матрицентричные элементы изобилуют и в славян­ской культуре; в славянском фольклоре и народном искусстве можно, как в балтийской и баскской куль­турах, найти немало богинь101.

Итак, письменные источники, начиная с Геродо­та (V в. до н.э.) и вплоть до Страбона (I в. н.э.), упо­минают: 1) о матрилинейной структуре, наследова­нии по женской линии, наследовании престола по женской линии (власть переходит от матери к доче­ри); 2) об эндогамии, матрилокальных и групповых браках, сочетавшихся с общинной формой собствен­ности; 3) о метронимии (нарекании по матери, а не по отцу); 4) о влиятельном положении брата царицы и отсутствии царя-супруга (есть только принц-кон­сорт); 5) о высоком статусе женщины, особенное минойском и в этрусском обществах.

Заключение

Таким образом, по рассмотрении имеющихся археологических, исторических, лингвистических и религиозных данных нам представляется, что орга­низующим элементом древнеевропейского сообще­ства была теократическая храмовая община и чтов рамках религиозной жизни статус женщины был очень высок. Перед нами эндогамное общество, воз­главляемое глубоко почитаемой старейшиной - Ве­ликой Матерью рода, ее братом или дядей, а также советом женщин; его структура была матрилинейной. поскольку наследование влияния и имущества шло по женской линии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.