Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дипломатия объединенного Королевства Италии




Как части нового абсолютистского государственно-бюрократического аппарата

Процесс унификации дипломатической службы

В течение веков дипломатические институты региональных государственных образований Италии развивались и совер­шенствовались. Огромное влияние на государственное уст­ройство и дипломатическую службу оказали идеи и юридичес­кая практика эпохи Просвещения. Процесс унификации дип­ломатической службы как части нового абсолютистского госу­дарственно-бюрократического аппарата шел медленно и про­тиворечиво.

За годы, прошедшие между Американской и Французской революциями, идеи свободы и равенства, учение о народном суверенитете и правах человека стали частью интеллектуаль­ного багажа молодых людей, стремившихся сделать карьеру на дипломатическом поприще.

Наполеоновские завоевания и последовавшие вслед за этим административно-правовые реформы повлекли за собой существенную перестройку внешнеполитического аппарата. Впервые стали проводиться публичные конкурсы на занятие должностей в государственном аппарате.

Первый конкурс, организованный в Милане в 1796 г., предлагал конкурсантам написать сочинение на якобы под­сказанную самим Бонапартом тему «Какая из существующих форм свободного правления может лучше всего обеспечить счастье Италии?».

В результате на дипломатической службе появилось много новых людей из среды прогрессивно настроенных аристокра­тов, буржуа, представителей свободных профессий. Большин­ство из них было привержено идее ломки традиционного пар­тикуляризма и объединения Италии.

Поскольку объединение Италии, в 1871 г. завершившееся переносом столицы в Рим, было осуществлено посредством последовательных присоединений территорий других итальян­ских государств к Сардинскому королевству, дипломатические институты Королевства Италии во многом строились на осно­ве пьемонтских законов. В то же время итоги Рисорджименто несли на себе отпечаток централизованной системы наполео­новского типа, которая, в свою очередь, была результатом компромисса между некоторыми юридическими завоеваниями французской революции и административными традициями прежней абсолютной монархии. На строительстве новых госу­дарственных институтов сказалось и влияние германской кон­цепции правового государства.

Внешнеполитическое ведомство в значительной мере вос­производило «французскую модель». Это предполагало нали­чие трех видов дипломатической службы: в министерстве, в зарубежных представительствах и консульствах. Для поступа­ющих на дипломатическую службу предусматривался доста­точно высокий имущественный ценз. Кроме того, претендент должен был преодолеть весьма сложный конкурсный экзаме­национный барьер. От него требовалось знание государствен­ного и международного права, права гражданского, уголовно­го и торгового, а также политической экономии, истории древнего мира, средних веков и нового времени, географии и иностранных языков.

По новому уставу структура министерства иностранных дел предполагала наличие политического управления, управ­ления торгового и управления по частным делам и решению спорных вопросов, более строго регулировалась пересылка и правила хранения корреспонденции посольств. Предусматри­валось также введение должности военного атташе, назначе­ние которого согласовывалось с Военным министерством или Министерством морского флота.

При достаточно частой смене правительств и, следователь­но, министров иностранных дел, административную преемст­венность деятельности Министерства олицетворял его генеральный секретарь, не поддающийся влиянию конъюнктур­ных колебаний политики1. Его кандидатура подлежала ут­верждению самим королем, и он подчинялся непосредственно лишь министру. С течением времени началась постепенная политизация фигуры генсека. На эту должность все чаще стали назначаться не карьерные дипломаты, а политики: депу­таты, сенаторы, лидеры политических фракций. В связи с этим они сменялись так же часто, как и министры иностран­ных дел.

Процесс превращения конституционной монархии в мо­нархию парламентского типа делал необходимым осуществле­ние гораздо более тесной связи парламента с Министерством. Для этого был учрежден специальный пост заместителя мини­стра (sottosegretario), призванного поддерживать эти связи.

Возраставшее значение прессы и общественного мнения нашло отражение в создании отдела по делам печати. В 1917 г. был учрежден пост заместителя министра по делам пе­чати и пропаганды.

В начале XX в. итальянское Министерство иностранных дел отражало настроения правящих кругов, характеризовав­шиеся растущим национализмом и неуверенностью в проч­ности политических и социальных основ общества. Повыси­лись требования к претендентам на дипломатическую карьеру. Они должны были отслужить в армии, обладать прекрасным здоровьем, а главное, отличаться «примерным поведением и гражданским сознанием». Обязательным был диплом о выс­шем образовании. Особо котировались выпускники юриди­ческого факультета Туринского университета.

Вместе с тем, промышленное развитие Италии и рост внешнеэкономических связей повышали значимость эконо­мического фактора в дипломатии. На этом фоне возрос пре­стиж выпускников флорентийского Института политических наук и венецианской Коммерческой школы.

Продвижение по службе предполагало последовательное присвоение восьми дипломатических рангов, причем рангу ат­таше предшествовала занимавшая несколько лет бесплатная работа в качестве «волонтера». При такой системе рассчиты­вать на получение ранга посла можно было лишь к 60-и го­дам.

1 В середине XIX в. большой резонанс приобрела публикация труда А.Токвилля «Старый порядок и революция», в котором проблема адми­нистративной преемственности в государственной системе занимала Центральное место.

Постепенно менялась и региональная принадлежность чи­новников Министерства. При образовании Королевства Ита­лии они в основном представляли пьемонтскую бюрократию. Затем начался процесс так называемой «меридионализации», то есть постоянного увеличения присутствия выходцев с ита­льянского Юга. Бывшие подданные Савойской династии вы­нуждены были потесниться и уступить некоторые «места под солнцем» бывшим подданным Бурбонов. Это усилило убеж­денность в приоритете «средиземноморского» направления политики Италии и в особой роли ее «цивилизаторской мис­сии» в Африке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.