КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дипломатия объединенного Королевства Италии
Как части нового абсолютистского государственно-бюрократического аппарата Процесс унификации дипломатической службы В течение веков дипломатические институты региональных государственных образований Италии развивались и совершенствовались. Огромное влияние на государственное устройство и дипломатическую службу оказали идеи и юридическая практика эпохи Просвещения. Процесс унификации дипломатической службы как части нового абсолютистского государственно-бюрократического аппарата шел медленно и противоречиво. За годы, прошедшие между Американской и Французской революциями, идеи свободы и равенства, учение о народном суверенитете и правах человека стали частью интеллектуального багажа молодых людей, стремившихся сделать карьеру на дипломатическом поприще. Наполеоновские завоевания и последовавшие вслед за этим административно-правовые реформы повлекли за собой существенную перестройку внешнеполитического аппарата. Впервые стали проводиться публичные конкурсы на занятие должностей в государственном аппарате. Первый конкурс, организованный в Милане в 1796 г., предлагал конкурсантам написать сочинение на якобы подсказанную самим Бонапартом тему «Какая из существующих форм свободного правления может лучше всего обеспечить счастье Италии?». В результате на дипломатической службе появилось много новых людей из среды прогрессивно настроенных аристократов, буржуа, представителей свободных профессий. Большинство из них было привержено идее ломки традиционного партикуляризма и объединения Италии. Поскольку объединение Италии, в 1871 г. завершившееся переносом столицы в Рим, было осуществлено посредством последовательных присоединений территорий других итальянских государств к Сардинскому королевству, дипломатические институты Королевства Италии во многом строились на основе пьемонтских законов. В то же время итоги Рисорджименто несли на себе отпечаток централизованной системы наполеоновского типа, которая, в свою очередь, была результатом компромисса между некоторыми юридическими завоеваниями французской революции и административными традициями прежней абсолютной монархии. На строительстве новых государственных институтов сказалось и влияние германской концепции правового государства.
Внешнеполитическое ведомство в значительной мере воспроизводило «французскую модель». Это предполагало наличие трех видов дипломатической службы: в министерстве, в зарубежных представительствах и консульствах. Для поступающих на дипломатическую службу предусматривался достаточно высокий имущественный ценз. Кроме того, претендент должен был преодолеть весьма сложный конкурсный экзаменационный барьер. От него требовалось знание государственного и международного права, права гражданского, уголовного и торгового, а также политической экономии, истории древнего мира, средних веков и нового времени, географии и иностранных языков. По новому уставу структура министерства иностранных дел предполагала наличие политического управления, управления торгового и управления по частным делам и решению спорных вопросов, более строго регулировалась пересылка и правила хранения корреспонденции посольств. Предусматривалось также введение должности военного атташе, назначение которого согласовывалось с Военным министерством или Министерством морского флота. При достаточно частой смене правительств и, следовательно, министров иностранных дел, административную преемственность деятельности Министерства олицетворял его генеральный секретарь, не поддающийся влиянию конъюнктурных колебаний политики1. Его кандидатура подлежала утверждению самим королем, и он подчинялся непосредственно лишь министру. С течением времени началась постепенная политизация фигуры генсека. На эту должность все чаще стали назначаться не карьерные дипломаты, а политики: депутаты, сенаторы, лидеры политических фракций. В связи с этим они сменялись так же часто, как и министры иностранных дел.
Процесс превращения конституционной монархии в монархию парламентского типа делал необходимым осуществление гораздо более тесной связи парламента с Министерством. Для этого был учрежден специальный пост заместителя министра (sottosegretario), призванного поддерживать эти связи. Возраставшее значение прессы и общественного мнения нашло отражение в создании отдела по делам печати. В 1917 г. был учрежден пост заместителя министра по делам печати и пропаганды. В начале XX в. итальянское Министерство иностранных дел отражало настроения правящих кругов, характеризовавшиеся растущим национализмом и неуверенностью в прочности политических и социальных основ общества. Повысились требования к претендентам на дипломатическую карьеру. Они должны были отслужить в армии, обладать прекрасным здоровьем, а главное, отличаться «примерным поведением и гражданским сознанием». Обязательным был диплом о высшем образовании. Особо котировались выпускники юридического факультета Туринского университета. Вместе с тем, промышленное развитие Италии и рост внешнеэкономических связей повышали значимость экономического фактора в дипломатии. На этом фоне возрос престиж выпускников флорентийского Института политических наук и венецианской Коммерческой школы. Продвижение по службе предполагало последовательное присвоение восьми дипломатических рангов, причем рангу атташе предшествовала занимавшая несколько лет бесплатная работа в качестве «волонтера». При такой системе рассчитывать на получение ранга посла можно было лишь к 60-и годам. 1 В середине XIX в. большой резонанс приобрела публикация труда А.Токвилля «Старый порядок и революция», в котором проблема административной преемственности в государственной системе занимала Центральное место.
Постепенно менялась и региональная принадлежность чиновников Министерства. При образовании Королевства Италии они в основном представляли пьемонтскую бюрократию. Затем начался процесс так называемой «меридионализации», то есть постоянного увеличения присутствия выходцев с итальянского Юга. Бывшие подданные Савойской династии вынуждены были потесниться и уступить некоторые «места под солнцем» бывшим подданным Бурбонов. Это усилило убежденность в приоритете «средиземноморского» направления политики Италии и в особой роли ее «цивилизаторской миссии» в Африке.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |