КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические сведения о предках славян: их расселение, обычаи, соседи
ВВЕДЕНИЕ Древний период нашей истории – возникновение, расцвет и упадок Киевского государства в исторической науке освещен на основе богатых письменных источников и археологических данных. Эта тема всегда актyaльна и вызывает интерес у читателей: Киевская Русь - общая колыбель трех славянских народов (русского, украинского, белорусского) в IX в. приняла православие: это отдалило ее от Западной Европы или помогло сохранить самобытность? Существовало в древней Руси два типа государственного устройства: Киевская Русь и Новгородская республика. Какой из двух вариантов предпочтительнее? Почему? Существуют различные мнения по этим вопросам. Особенно повышается интерес к истории Киевской Руси в связи со становлением нового единого союза славянских народов и двух тысячелетием возникновения христианства. Цели данного учебно-методического пособия: познакомить студентов с историей Киевского государства, показать значение принятия православия для развития восточнославянской цивилизации. Для их достижения необходимо обратить внимание на изучение следующих аспектов истории Киевского государства. - В чем объективные предпосылки создания Киевского государства? - С чем традиционно связывается возникновение государства у восточных славян? - Какую роль в истории государства играли великие киевские князья? Чем они мотивировали свою деятельность? - Почему государственной религией восточных славян стало православие? - В чем различие 2 типов правления (Киевского и Новгородского)? Существовало ли преимущество одного из них? - В чем объективные причины упадка Киевской Руси? Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и курсантов всех специальностей.
Глава I. Становление Киевского государства в IX-XI вв. Проблема происхождения славян является очень сложной, здесь много спорных вопросов, которые исследуют историки, лингвисты, археологи и этнографы. Основными письменными источниками, позволяющими сопоставить известные факты и события далекого прошлого, являются древние греческие и латинские исторические хроники [8;13;15]. Только в XI-ХII вв. появляются древнерусские летописи, в которых имеются некоторые сведения о предках славян, переданные устно в течение столетий. В более поздний период, когда христианские и библейские положения прочно заняли место в умах людей весьма просвещенных, в том числе и историков, проблема первоначального расселения славян выглядит следующим образом. В первой главе «Русской летописи» известный русский историк С.М. Соловьев [15, c.32] сообщает читателю, что «После потопа три сына Ноевы Сим, Хам, Афет разделили землю: восток достался Симу, южная страна Хаму, север и запад - Афету; от племени Афетова пошел народ славянский. Спустя много времени славяне сели по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская... Когда волохи напали на славян подунайских, поселились сзади них и стали их притеснять, то славяне опять начали двигаться к северу: так одни пришли и сели на Висле... Другие славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, иные древлянами, потому что стали жить в лесах, а некоторые стали между Припятью и Двиною и назвались дреговичами; полочане прозвались от речки именем Полоты, которая впадает в Двину. Те, которые поселились около озера Ильменя, прозвались своим именем, славянами; они построили себе город, назвали его Новгородом. Так разошелся славянский народ». Итак, мы видим, как в рассказе историка соединились два источника - Библия (для объяснения событий незапамятной давности) и сведения русской летописи о древних поселениях славян по Дунаю.* Археологические раскопки свидетельствуют об относящихся к середине I-го тысячелетия до н.э. древних поселениях от Англии до Приуралья. В лесной полосе появились укрепленные родовые поселки, носившие у славян название «тверди» или «грады»; запустевший град назывался городищем. Такие городища просуществовали в Восточной Европе около тысячи лет, примерно до V-VI вв. н.э., а некоторые и дольше. По всей вероятности, о предках славян говорит древнегреческий историк Геродот, описывая земледельческие племена Среднего Поднепровья в V в. до н.э. Он называет их «скотолотами» или «борисфенитами» (днепровцами), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя ------------------------ • Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе и только в первых веках н.э. освоили бассейн Дуная и Балканского полуострова.
те совершенно не знали земледелия. Античные авторы I- VI вв. н.э. называют славян венедами, антами и собственно славянами, говоря о них как о «великом народе», «бесчисленных племенах». На римской географической карте IV века н.э. венеды показаны в междуречье Дуная и Днестра. Римские императоры, особенно Троян (98-117 гг. н.э.), стремились покорить славян, но безуспешно. Римской империи, захватившей галльские, британские, часть германских племен, не удалось распространить свою власть на славян. Предполагаемая максимальная территория предков славян на западе доходила до Лабы (Эльбы), на севере - до Балтийского моря (Венедского залива), на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная далее на восток в направлении Харькова. На этих обширных землях обитали, очевидно, несколько сотен славянских земледельческих племен. По своему языку славяне относятся к обширной семье так называемых индоевропейских народов, населяющих Европу и часть Азии до Индии включительно. Индоевропейские языки родственны между собой и образуют несколько языковых групп: славянскую, германскую, кельтскую, романскую, иранскую, индийскую и другие. Во всех этих языках имеются сходные слова, которые восходят к общему корню, но постепенно эти языки стали обособляться друг от друга. В ходе исторического развития славяне расселились в разных направлениях, ассимилировав многие соседние племена. В лесостепной полосе, по свидетельству римского историка Тацита (I в. н.э.), происходило смешение славян с сарматами". В русском языке сохранилось несколько скифо-сарматских слов («хорошо», «топор», «собака») наряду с о6щеславянскими «добро», «секира», «пес». В русском народном искусстве прослеживаются связи со скифским искусством. Но взгляд на скифов как на прямых предков следует считать ошибочным: остатки скифских племен слились впоследствии со славянами [8, с.27]. На протяжении нескольких столетий славянские племена испытали натиск многих азиатских и германских племен. Так, во II - III вв. до н.э. в Приазовье пришли с южного побережья Балтийского моря германские племена готов, которые оставались здесь до IV в. до н.э. Их оттеснили переселенцы из Азии - многочисленные орды гуннов, занявшие затем пространство между Волгой и Дунаем. В середине V в. н.э. они под предводительством Аттилы опустошили многие европейские страны. Царство гуннов распалось после смерти Атиллы. В VI в. на эту же территорию южных степных областей ворвалось другое монгольское племя аваров («обры» в русской летописи). Они дошли до живших в Прикарпатском крае славян (племен дулебов) и, как свидетельствует русская летопись, «примучища» их [13]. Интересные сведения о дулебах ------------------ *Сарматы - объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, языги и др.). В IV - \/I вв. до н.э. жили на территории от р. Тобол до Волги. В III в. до н.э. вытеснили из Причерноморья скифов. В IV в.н.э. разгромлены гуннами.
сообщает историограф VI в. Прокопий Кессарийский. Он пишет, что они «не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве...», что имеют своих вождей, имена которых Добрит, Мезамир, сын Иларичев, брат Калагаста. Примечательны имена вождей - корни этих слов затем составят многие другие слова (добр-, хвал-, мир-) в русском языке. Из этого же и других источников мы узнаем, что жили славяне в ту пору родовым строем. Во главе родов стояли старейшины. Обычными были кровная месть, умыкание невест, почитание предков, поклонение силам природы. Все эти традиции, характерные для языческого периода славян, существовали в дохристианской Руси и даже вошли в некоторые христианские обычаи и старинные верования [18]. Нашествие аваров заставило славян покинуть старые области и искать более надежные места для своего обитания. Они двинулись на север и северо-восток. В VII - VIII вв. славяне расселились на территории современной Великой Русской равнины, главным образом по линии Днестр - Волхов: уличи, тиверцы, дулебы, волыняне, поляне, древляне, дреговичи, северяне, радимичи, вятичи, кривичи (полоцкие, смоленские, псковские), славяне ильменские (новгородские), также бужане (Галиция) и белые хорваты (Карпаты). Соседями славян на новых местах их обитания были издавна жившие там многочисленные народы. На севере славяне ильменские и кривичи соприкасались с финскими племенами (называют их около 18), среди которых - собственно финны, эсты (или чудь), весь, мордва, пермяки и другие. На северо-западе славяне соседствовали с литовскими племенами. В частности, это собственно литовцы, латыши, пруссы (балтийцы). На западе жили поляки, родственные восточным славянам. До нас не дошло ни одного свидетельства воинственного столкновения славян с местным населением [4]. Расселение славян, их этническое, хозяйственное и политическое развитие шло в тесном взаимодействии с другими народами этого региона. Не случайно историки называют район Новгородского Приильменья «котлом», в котором сплавились славяне, балты, угро-финны и скандинавы [9. c.18-20]. Интересным было восточное и юго-восточное окружение славян. В результате вторжения из Азии в VI - VII вв. новой волны кочевников, среди которых были хазары, на территории от Днепра до Нижнего Поволжья и Северного Кавказа, образовалось государство Хазарский каганат. (тюркское раннефеодальное объединение). Каганат объединил различные народы и религии. Под покровительством хазар славяне (хотя и платили им «по белке с дома») вели оживленную торговлю с Арабским Востоком и, главное, получили возможность развиваться относительно спокойно, не тратя силы на отражение бесконечных набегов кочевников. Из древнего эпоса в пушкинские строфы легла известная фраза: «Как вновь собирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам...». Но именно тогда славяне (уже называвшиеся русами) поняли, что лучше регулярная регламентированная
дань и покой, нежели беспокойные соседи, в один день уничтожавшие нажитое годами. И русичи сделали выбор - каганат стал заслоном от степи. В связи с этим Л.Н.Гумилев стремился дать более объективную оценку роли каганата в развитии Рycи, нежели историки XVIII-ХIХ вв., склонные лишь ругать хазар и других кочевников. Историк Л.Н. Гумилев по-новому трактует историческую роль всех когда-либо существовавших народов. И то, что некоторые этносы столкнулись во времени и пространстве, очень различались по своим укладам и психологии, подтверждает индивидуальность исторического пути этих народов и, в то же время, их право на существование [3, 18].
1.2. Возникновение единого древнерусского государства IX-XI вв. Историческое и политическое содержание термина «Русь» К IX в. восточные славяне образовали племенные союзы: полян, древлян, дреговичей, ильменских словен и др. Важную роль в племенных союзах славян играли города - укрепленные центры наиболее крупных племенных союзов: Киев, Новгород, Смоленск и др. В городах собирались вече- демократические органы управления, там же находились резиденции племенных князей - вождей племенного войска, приобретавшие все больший политический вес по мере развития хозяйства и торговли, накопления богатств родовой знатью и имущественного расслоения населения. Основным занятием восточных славян было подсечно-огневое земледелие. Они валили лес, сжигали его и обрабатывали гари, пока земля сохраняла плодородие, а затем переходили на новое место, тем более, что население было редким, и свободных, незанятых земель было много. Важную роль в хозяйстве играли также охота, рыболовство и бортничество - собирание меда и воска диких пчел. Однако главным стержнем всей жизни восточных славян стал великий водный путь «из варяг в греки»*. Издревле торговля мехами и воском - предметами потребления арабов и православных христиан Византии, использовавших воск на свечи, была одним из занятий восточных славян. Из-за этого внешняя торговля развилась раньше, чем внутренняя еще в эпоху господства натурального хозяйства. Одним из товаров, продаваемых иностранцам, были рабы - в основном пленники, захваченные во время межплеменных войн. Феодальная зависимость у славян лишь начинала складываться. Подавляющее большинство крестьян было свободным. В хозяйствах родовой знати лишь отчасти использовался труд рабов-холопов. По уровню своего развития общество восточных славян в IX-ХII вв. являлось раннеклассовым. Социальному расслоению мешал избыток свободных земель, оторванность от центров цивилизации. Поэтому, создание древнерусского государства связывается не с внутренним развитием общества, а с необходимостью объединения в ---------------------------------- *Торговый путь «Из варяг в греки» - связывал Северную Европу (Скандинавский п-ов) с Византией. Проходил по территории расселения восточных славян по озеру Ильмень на ладьях, затем суда волоком перетаскивали до Волги, по Волге плыли до излучины Днепра, волоком перетаскивали суда в Днепр, по Днепру и Черному морю плыли в Византию. союзы племен для борьбы против внешней угрозы. Нападения соседних степных кочевых племен: хазар, печенегов, половцев было обыденным делом. Другой причиной образования древнерусского государства было увеличение значения в IХ-ХП вв. европейского торгового пути «из варяг в греки», по которому славяне вели торговлю с византийцами, получая от них металл, ткани, соль, предметы роскоши. Сбор дани с племен в виде мехов, меда, воска, рабов становился для князей настолько выгодным, что порождал стремление объединить в одних руках всю территорию вокруг торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена. Главную роль в процессе объединения восточнославянских земель играли племена полян и ильменских словен с центрами в Киеве и Новгороде. Эти города стояли на южном и северном узловых пунктах пути «из варяг в греки» и давали возможность контролировать всю торговлю. Однако положение Киева было предпочтительнее, так как он давал выход на Византию, а Новгород - лишь на страны Северной Европы, в IX в. отстававшие от нее в развитии. Объединение восточнославянских земель в единое государство традиционно связывают с деятельностью варяжского князя Рюрика. В 862 г. новгородцы призвали его в период обострения межобщинных столкновений. Варяги (в Западной Европе их называли «норманнами») - скандинавские воины - на своих судах опустошали в то время все морские побережья Европы, служили многим королям и императорам, создавали свои государства, вели торговлю. В городах восточных славян они жили уже давно. Но влияние варягов на процесс становления древнерусского государства не стоит преувеличивать. Предпосылки государственности уже были налицо. Варяги сыграли роль военной силы, которая помогла завершить процесс объединения разрозненных племен в единое целое. Древняя летопись, составителем которой считается служитель Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор («Повесть временных лет») гласит, что новгородцы сами пригласили варяжских соседей из племени «русь» к себе на правление. Причина - нежелание отдавать главенство какой-либо из соперничавших славянских сторон. Жребий выпал на конунга Рюрика и его дружинников. Рюрик сел в Новгороде (862 или 874 г.), а его родственники Дир и Аскольд - в Киеве. После смерти Рюрика с его сыном Игорем в Киев прибывает дружинник Олег. Как свидетельствует «Повесть...» Олег обманным путем захватил власть. Дир и Аскольд погибают. Олег надолго связал свою жизнь с Киевом (882-912 гг.). После его смерти Киевом начал править сын Рюрика Игорь (912-946 ГГ.) - основоположник киевской династии Рюриковичей. Летописью Нестора, как главным источником по истории древней Руси, пользовались все российские историки - В.Н.Татищев, М.М. Щербатов, H.М. Ключевский. Для них летописный факт призвания варягов стал основанием считать варягов причастными к созданию основ древнерусской государственности, во всяком случае - киевской династии. Вместе с этим российские историки признавали наличие и внутренних условий для установления великокняжеской власти над русскими землями.
Но наряду с этим существовала норманнская теория происхождения русского государства. Основателями норманнской теории стали приглaшенные Петром I в 1721 г. немецкие историки Байер и Миллер. Немцы сумели аргументировано доказать финское происхождение термина «русь», что означает «грести». Слово пришло, якобы, от воинов-гребцов. В дальнейшем они сделал в вывод об избранности скандинавов и неспособности славян самостоятельно заниматься политической деятельностью в тот исторический период. Позднее, при императрице Елизавете Петровне, М.В. Ломоносову было предписано самолично заняться созданием Российской истории. Михайло Васильевич стал основателем долгоживущей анти-норманнской теории происхождения древнерусского государства. В частности, им сделана попытка отстоять славянское происхождение Рюрика, найти объяснение термина «русь» в славянской топонимике (река Рось - приток Днепра). Все усилия великого ученого были направлены на создание патриотической истории Отечества. В дальнейшем чаша весов с двумя выше указанными мнениями о роли варягов на Руси колебалась. Резкий перелом наступил в 1930-е годы. В советской историографии утвердилась анти-норманнская теория. Норманистам был дан беспощадный бой. Одновременно на долгие годы были забыты работы великих русских историков Карамзина, Соловьева, Ключевского. Анти-норманнская теория (основоположник М.В. Ломоносов) стала официальной в изучении истории в школах и вузах. Ее защитником являлся академик Б.А. Рыбаков, с точки зрения которого Кий, Аскольд, Дир и Игорь - представители одной династии, а происхождение термина «русь» все от той же речки Рось или от племен «роксоланов» или «рухс-аланов» (светлых аланов), но не от скандинавов (8) с.47-52), Сейчас очевидно, что именитые ученые мужи еще со времен Байера и Ломоносова, отождествляли в пылу спора происхождение государства с природой его названия. В связи с этим будет полезно, во-первых, познакомиться с историческим прецедентом, когда один народ носил и носит имя другого народа, во-вторых, выяснить, какой могла быть роль варягов в истории первого русского государства. Так, Болгария и Венгрия носят названия кочевых азиатских племен, пришедших в VII в. н.э. на Балканы и Дунай. Смешавшись с местным населением, они положили начало своей европейской истории. По имени балтийского племени пруссов долгое время называлось немецкое государство. Пример скромнее: западная провинция Франции – Нормандия носит свое название благодаря норманнским завоевателям еще со средних веков. Таким образом, если допустить неславянское происхождение термина «Русь» (что до сих пор установить невозможно), то мы не будем одиноки в этом смысле.
Параллельно с вышеуказанными теориями существует мнение ряда современных российских исследователей об этническом родстве варягов с остальными славянами. Согласно этой концепции, варяги жили вокруг озера Ильмень, Они тоже славяне, но занимались вывариванием соли из морской воды (Белого моря). Отсюда - «Варяжское море» (озеро Ильмень), «варить», «варежка» и т.д. Более подробно с этой точкой зрения можно ознакомиться в статье В. Аникеева [17]. Археологические раскопки в Новгороде, Ярославле, Пскове, Киеве и некоторых других славянских городах убедительно свидетельствуют о присутствие здесь в IХ-ХП вв. варягов. Это захоронения в ладьях, оставшиеся металлические фрагменты одежды погребенных, их оружие. В Приазовье в VIII-IX вв. даже существовал так называемый (по Вернадскому) славянско- варяжский каганат (с центром в Тмутаракани) - хозяйственно-политическое объединение, существовавшее за счет активной торговли, мореплавания. Каганат пал позднее под ударами печенегов и других кочевников. Имеются многочисленные византийские источники, свидетельствующие о совместных походах варягов и славян на Византию с до киевского периода вплоть до Владимира Святославовича, внука Игоря. Владимир стал, как свидетельствуют некоторые источники, последним киевским князем, пользовавшимся в походах силами варяжских воинов. В 980 г. после возвращения из Константинополя он сумел хитрым дипломатическим путем избавиться от них. Очевидно, став волею судьбы в начале рода киевских князей, варяги в дальнейшем не пытались спорить за чей-либо княжеский стол, а довольствовались выполнением военных обязанностей, требуя платы за это. Сколько-нибудь ощутимых варяжских следов в культурной, хозяйственной жизни Российского государства не осталось. По всей вероятности, объединение восточнославянских земель в древнерусское государство было подготовлено внутренними, социально-экономическими процессами, у многих племен имелись военные вожди «великие» и «светлые» князья. Но произошло объединение в результате похода князя Олега на Киев в 882 г. при активном участии его варяжской дpyжины. Легкость в утверждении власти Олега в Поднепровье доказывала, что к этому времени созрели внутренние условия для объединения. Функционировало древнерусское государство по славянской традиции. Еще в то время, когда князья сидели по племенам, они собирали дань и продавали ее купцам. Это называлось «полюдьем"'. Эта система сбора дани сохранилась и в Киевской Руси. На основе обычного права был создан свод законов «Русская правда». Помимо варяжской дружины большую роль в войнах киевских князей играло традиционное народное ополчение, тысяцкая организация, делившая племя или город на «призывные участки» разных размеров, поставлявшие соответственно десятки, сотни и тысячи бойцов. Во главе их стоял тысяцкий, избиравшийся городским вече.
В качестве пережитка в начальный период существования Киевской Руси сохранялись местные племенные княжения. Племенные князья признавали высшую власть киевского князя, пользовались его военной помощью, собирали для него дань. Киевские правители стремились укрепить свою власть и при возможности ликвидировать такие местные княжения, но борьба была долгой и растянулась почти на весь Х век. Однако наряду с племенными традициями и органами управления в Киевской Руси действовали также новые лица и учреждения. Племенныe князья постепенно теряли свою власть. В подчиненных городах киевские князья сажали своих наместников-посадников, которые были либо их дружинниками, либо родственниками. Княжеская дружина играла все большую роль в жизни страны. Дружинники составляли окружение князя, который совещался с ними по вопросам войны и мира, организации походов, сбора дани, суда, управления. Вместе с ними он принимал постановления, законы, судил людей. Княжеская дружина делилась на три разряда: - старшая дружина - богатые и влиятельные бояре, имевшие свои земли, дворы, хоромы, челядь (рабов), своих дружинников; - младшие дружинники (детские, отроки) - жившие при дворе князя, в мирное время выступавшие в роли мелких управляющих управителей, слуг, а в военное - в роли воинов. - третью группу составляли вои, набираемые из сельского и городского люда. Так постепенно совершенствовалась внутренняя политическая жизнь Киевского княжества.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |