КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вместе с христианством на Русь пришли новые политические понятия и отношения
Огромную роль сыграло христианство в развитии единой древнерусской культуры. Церковь принесла на Русь письменность, основанную на славянском алфавите, составленном братьями-просветителями Кириллом и Мефодием. Богослужебные книги были переведены с греческого и латыни на славянский языки. Благодаря связи с родным языком церковные положения стали всем понятны, а христианство превратилось в национальную религию. Принесенная из Византии и Болгарии славянская письменность послужила основой для развития русской письменности и для выработки древнерусского литературного языка. Владимиром Святым и Ярославом Мудрым были основаны первые книжные школы для обучения грамоте детей состоятельных родителей. Основанные на Руси монастыри, прежде всего, Киеве - Киево-Печерский, стали подлинными центрами создания исторических и литературных шедевров русского нapoда. Благодаря влиянию византийской архитектуры развилось русской храмовое зодчество; уникальным явлением стала русская церковная иконопись. Огромная роль в строительстве храмов, монастырей, часовен принадлежит великим русским князьям: Владимиру, Ярославу Мудрому, Владимиру Мономаху, Юрию Долгорукому, Андрею Боголюбскому.
На киевского князя пришлое духовенство перенесло византийское понятие о государстве. Князь поставлен богом не только для внешней
защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка. В католической церкви в средневековье власть верховного первосвященника Папы Римского ставилась выше всего. В православном мире и в России до Петра 1 нормальным порядком отношения между духовной и светской властью считался союз и сотрудничество двух властей при сохранении каждой из них самостоятельности в своей особой области. На Руси издревле высшее духовенство мирило князей - во времена бесконечных в XlI-ХШ вв. междоусобиц.
3. Проникая в душу и быт русского общества, христианство с его учением о любви и милосердии произвело глубокую нравственную перемену в людях. До нас дошли сообщения главным образом о русских князьях, так как они были на виду и о деятельности их знали все. Владимир Святой в зрелом и преклонном возрасте не мог преступить многих заповедей веры, даже в случаях, когда требовалось наказание. Идеальными христианскими князьями представлялись простым людям Ярослав Мудрый, оставивший свою древнюю «Правду» и Владимир Мономах, составивший «Поучение», имевшее глубоко нравственный характер. Русская церковь выступала против кровной мести, жестоких форм рабства, против убийства беззащитных людей. Примечательно, что на Руси практически не знали процветавшей в Западной Европе инквизиции, когда жгли заживо людей по подозрению в «колдовстве» и за попытки научно объяснить природные явления и устройство Вселенной. Большое внимание в своей духовной деятельности церковь уделяла семейным отношениям: их сохранению и правильному воспитанию детей. У Пушкарева С.Г. есть интересная информация, чему в своих беседах и выступлениях учил новгородцев местный священник Жидята [4, с.33-34]. Нельзя не отметить, что русская православная церковь в первые века своего существования очень тесно в организационном отношении была связана с центром восточного христианства - Византией. Так, из 20 митрополитов до монгольского периода только двое были русскими, остальные - из греческих епископов. В дальнейшем в Киево-Печерском монастыре была образована первая школа русских епископов, что позволило постепенно русской церкви стать более самостоятельной, а затем, когда сформировалась национальная система подготовки служителей православной церкви, стать независимой в организационном отношении. Однако следует помнить, что для древней Руси было характерно двоеверие, одновременное существование и христианства, и язычества. Двоеверие сильно влияло на церковную практику. Обычным было переплетение языческого и христианского ритуалов, заметное и сейчас. Византийские церковные власти не боролись с этой традицией: древняя Русь была лишь 72-й в списке 112 епархий православной церкви. К тому же это была отдаленная окраина мира, где трудно было бороться с языческими
предрассудками. За двоеверие или обращение за медицинской помощью к чародею полагалось всего шесть недель покаяния, выражавшегося в чтении определенных молитв. Поэтому основная часть общества жила в условиях смешения христианской и языческой культур. Многие мужчины брали себе жен по языческому обряду, имели по две и три. Только в XVI-XVII вв. в борьбу с двоеверием включилось государство, преследовавшее колдунов, бродячих актеров и музыкантов. Таким образом, на огромном пространстве среднерусской равнины в результате объединения восточнославянских племен в IX в. возникло древнерусское государство. Особенностями его образования были необходимость защиты восточных славян от набегов степных кочевых племен и охрана великого торгового пути «из варяг в греки». Организующую роль в образовании и функционировании государства сыграли киевские князья Рюриковичи. Но ускорило консолидацию отдельных племен в единый древнерусский народ христианство. Его принятие стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации: вместо разнообразных местных культов появилась единая церковная организация, единая древнерусская культура, единое мировоззрение.
Глава II. Политическое развитие Киевской Руси в ХI-ХП в.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |