Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие драматургической композиции




Фабула

Сюжет

Сюжет

Существует много определений этих двух понятий, еще более споров по этому поводу. Волькенштейн считает, что сюжет драмы это важнейшие обстоятельства и наиболее значительные события - этапы драматической борьбы. Томашевский фабулой называет совокупность событий связанных между собой, о которых сообщается в произведении. Иногда под фабулой понимается склад событий в их естественном, хронологическом и причинном порядке. Сюжет в данном случае - те же события, в том порядке, в котором они идут в художественном произведении. Сюжет и фабула могут не совпадать. На наш взгляд лучше употреблять термины композиция и диспозиция, так будет точнее. Диспозиция - естественный склад событий. Композиция - их последовательность в художественном произведении.

Довольно интересное определение сюжету дает Бентли Э: «если драма - это искусство, изображающее чрезвычайные ситуации, то сюжет - это средство, с помощью которого драматург вовлекает нас в эти ситуации и (если он того хочет) выводит из них обратно». Барбой напротив считает, что фабула не имеет столь уж большого значения. По его мнению, современный театр избавился от давления фабулы, но тем не менее, сохранил присущие ей принципы - принципы объединения всех элементов, различных по своей природе в одно, художественное целое произведение. Он называет этот принцип структурой и на основании его выводит «структурный анализ». Мы не будем останавливаться на нем, т.к. он характерен более режиссуре, чем собственно драматургии и не углубляясь в тернии терминологических споров, постараемся коротко рассмотреть данные понятия.

Если уподобить пьесу зданию, то его несущей конструкцией, каркасом будет фабула; сюжет - это те кирпичи, которые ее заполняют. Термин сюжет происходит от французского sujet (тема, предмет). Под ним подразумевают развертывание действия, развитие характеров, взаимоотношений, поступков во всей их полноте. Иногда под сюжетом подразумевается внутреннее смысловое сцепление образов художественного произведения. Нам это кажется ошибочным или не до конца верным. Естественно, что сюжет связан с темой произведения, и по существу является ее главным выразителем. Вместе с фабулой сюжет является единым конструктивным элементом произведения, но если фабула является как бы основным смыслово-событийным ядром пьесы, то формой существования его становиться сюжет. Поэтому наиболее точным определением сюжета нам кажется следующее: «Сюжет - это способ существования фабулы в художественном произведении». Об этом же писал Шкловский и отмечал, что «мало придумать сюжетную схему, нужно сообразить сотни возможностей осуществления этого сюжета и из этой сотни выбрать одну».

Состоит сюжет из цепи событий (событийного ряда), единицей сюжета является событие. Событие же возникает как реальное столкновение противоборствующих сил, поэтому в основе сюжета лежит конфликт. Об истоках, форме и типах конфликта мы уже писали, отметим лишь, что конфликтное проявление может быть совершенно различным и определяется оно видовой и родовой природой пьесы. Исходя из этого, мы можем говорить о различиях в форме и способах развития сюжета в зависимости от жанра.

При построении и развертывании сюжета важно правильно организовать последовательность событий, так как сами по себе события лишены драматичности. Они обретают драматичность, только будучи увидены во взаимосвязи, в определенной последовательности. Тогда они становятся непосредственным развертыванием на сцене основного смысла через поведение, поступки, действия и т.д. персонажей пьесы. Здесь мы затрагиваем одну из сложных проблем теории драмы - связи действующих лиц между собой. Эта связь не может носить некий явный или символический характер. Тогда как же ее осуществить? Нам кажется, что она как раз и реализуется посредством сюжета ли точнее сказать «сюжетной схемы». Решение этой, труднейшей технологической задачи, позволяет решить ряд проблем и прежде всего, выразить тему. «Для того чтобы верно передать со сцены смысл и дух эпохи - писал Алперс - нужно прежде всего уловить и закрепить в драматической ткани характер человеческих отношений и связей, присущих данному времени, данному обществу».

Не все события могут проистекать на сцене, о них могут узнавать через сообщение (наррация). Соотношение событий происходящих на и за сценой весьма важно, так как в целом определяет основную действенную конструкцию драмы. Весьма показательна в этом отношении «Чайка» Чехова.

 

События происходящие

на сцене:за сценой:

Представление пьесы Треплева

Неудача

Знакомство Нины с Тригориным

Нина влюбляется в Тригорина >Треплев сжигает пьесу

Убийство чайки

Попытка самоубийства Треплева

Треплев вызывает Тригорина на дуэль

Нина дарит медальон Тригорину

Тригорин назначает Нине свидание в Москве

Нина убегает из дома

Между третьим и Роман Заречной с Тригориным в Москве

четвертым действиями У Нины рождается и умирает ребенок

Тригорин бросает Нину

Заречная становиться актрисой

Треплев пытается встретиться с Ниной

Треплев становиться известным писателем

Маша выходит замуж за Медведенко

Все приезжают в усадьбу Сорина

Самоубийство Треплева

 

Выбор событий, которые будут представлены на сцене, а какие за сценой определяются жанром, стилем и композицией пьесы. Сахновский-Панкеев указывает, что фабульное построение не обязательно должно совпадать с этапами композиции. «Композиция - самостоятельный элемент структуры произведения, тесно связанный с фабулой, но не адекватный ей»

 

Фабула (от лат. fabula - повествование, история, речь, рассказ). Применительно к драматургии мы можем сказать, что под ней понимается цепь основных событий составляющих смысловое ядро пьесы. Естественно, что эти события являются основанием для сюжета, но не всегда сюжет и фабула могут совпадать. Так, например в пьесе «Чайка» Чехова фабула в большинстве своем находиться вне рамок действия.

Говоря о складе событий, Аристотель разграничивает фабулу (mythos) и ее словесное выражение (т.е. сюжет). «Содержание [драм…] … поэт при сочинении должен представлять [сперва] в общем виде, а уж потом наполнять вставками и распространять». Сущность драмы, по Аристотелю, подражание действием действию. Действие же состоит из «склада событий» - это самая важная часть из всех частей трагедии. Потому, что цель трагедии изобразить некое действие. «Стало быть, начало и как бы душа трагедии - именно сказание». Отметим ряд требований, которые предъявляет к сказаниям Аристотель.

Склад событий должен иметь:

 

целостность;

определенный объем;

структуру (начало, середину, конец);

композицию (порядок в соотношение частей);

единство (сосредоточенность вокруг одного действия);

подчинение части целому;

условность в изображении;

оригинальность сказания;

вызывать сострадание и страх;

 

Виды сказаний:

простые

сложные

сплетенные

 

Части сказаний:

перелом (peripeteia) - перемена делаемого в свою противоположность;

узнавание (anagnorisis) - перемена от незнания к знанию;

страсть (pathos) - действие, причиняющее гибель или боль;

 

В 1948 г. Брехт писал в «Малом органоне для театра», что «важнейшим моментом в театре является фабула, охватывающая все внешне проявляющиеся события, содержащая те факты и мгновенные порывы, которые должны доставлять удовольствие зрителям». Фабула, по его мнению, является «сердцевиной всякого спектакля». К.С. Станиславский считал, что есть пьесы в которых фабула пьесы является «главным активом спектакля». Убийство, подмена, ошибочный приход, дуэль и т.д. эти факты говорят сами за себя. Но есть пьесы где «сама фабула (событийная цепь) и ее факты не представляют значения. Они не могут создать ведущей линии спектакля, за которой с замиранием следит зритель. В таких пьесах не сами факты, а отношение к ним действующих лиц становится главным центром, сущностью, за которой с биением сердца следит зритель». Иногда эти отношения к «незаметным фактам» и составляет сюжет пьесы. Не всегда это отношение действующих лиц к фабуле является конструктивным. История театра знает достаточно спектаклей, суть которых не в воссоздании фабулы пьесы (истории героя, его счастья или несчастья), а в театрально-изысканном изображении отношений артист - фабула. В подобном представлении актеры, критически относясь или даже парадируя фабулу, разрушали ее (например Гамлет с гитарой).

Пави, говоря о фабуле, выделяет следующие ее содержательные стороны:

фабула как материал, т.е. сюжет;

фабула как «склад событий»;

фабула как структура повествования;

фабула как точка зрения на историю:

 

здесь говорится о воссоздание фабулы

о ее прерывистости

о точке зрения создателя фабулы

об определении основной расстановке сил,

о поиске противоречий

Так же Пави рассматривает значения и трудности понятия фабулы. По его мнению, они связанны с:

двусмысленностью фабулы, т.е. в интерференции нарративного и дискурсивного;

сводимости фабулы к резюме, к повествованию, к изотопии;

 

Нам совершенно непонятна позиция, при которой сюжет становиться неким атрибутом, непременной основой для изображения «подлинно психологических» характеров. Сюжет, как склад событий, является основным выражение поэтики пьесы. Так же неуместно стремление поставить сюжетную историю на первый план и предложить смотреть только ее. Это уже близко к кинематографу. Если пьеса имеет успех, то чему приписать его? Интересному сюжету или «подлинникам живых людей», мастерки исполненных актерами. Лессинг, например, считал, что главным образом удачная фабула составляет отличительное достоинство поэта. «Изображение нравов, душевного настроения и выразительность удается десятерым против одного, безукоризненно строящего превосходную фабулу». Это не праздный вопрос, он особенно актуален при постановке классических пьес, сюжет которых заранее известен. В этом случае приходиться наблюдать не за тем, что происходит, а как это происходит.

Стоит отметить случаи использования готовой фабулы (когда на основе одной сюжетной истории создаются различные произведения искусств). Например, Шекспир очень часто заимствовал фабулы из различных источников и писал на их основе оригинальные сюжеты. Одна и та же фабула у многих произведений созданных на основе Библейских преданий. Многократно использовалась в качестве фабулы история Дон Жуана, Фауста. Эти примеры показывают нам, как на одной и той же основе создается принципиально новое художественное произведение, в котором использованная фабула обретает новый смысл и значение. Поэтому можно сказать, что фабула выполняет организующую функцию, она объединяет элементы сюжета в смысловое целое, тем самым, давая зрителю ключ к восприятию. Образно говоря - событийный ряд связан с темой, фабула с идеей.

В некоторых современных произведениях искусства наблюдается стремление поместить фабулу на второй план, при этом она утрачивает свою организующую функцию. Развитие сюжета при этом строится на переживании некоторых эмоциональных состояний. Наверное, этот принцип более характерен поэзии, живописи, музыке, театр же более консервативен. Тем не менее, можно наблюдать, как он со временем все дальше и дальше уходит от главенства фабулы. Она становиться все более удаленной от смысловых структур. Но остается принцип, который она всегда выполняла - объединение различных по своей природе частей в единое целое. Этот принцип можно называть по-разному: решением, трактовкой и т.д., суть от этого не меняется.

 

Композиция ( лат. сompositio - составление, соединение) - это понятие является актуальным для всех видов искусств. Под ней понимают - значимое соотношение частей художественного произведения. Драматургическая композиция может быть определена как способ, с помощью которого упорядочивается драматическое произведение (в частности текст), как организация действия в пространстве и во времени. Определений может быть много, но в них мы встречаем два различных по своей сути подхода. Один рассматривает соотношение частей литературного текста (дискурс персонажей), другой - непосредственно склад событий, действий персонажей (дискурс постановки). В теоретическом плане подобное разделение имеет смысл, но в практике сценической деятельности вряд ли возможно его осуществить.

Основы композиции были заложены в «Поэтике» Аристотеля. В ней он называет части трагедии, которыми следует пользоваться как образующими (eide) и части составляющие (kata to poson), на которые трагедия разделяется по объему (пролог, эписодий, эксод, хоровая часть, а в ней парод и стасим). Здесь мы также обнаруживаем те же два подхода к проблеме композиции. На это же указывал Сахновский-Панкеев, говоря о том, что одновременно возможно «изучение композиции пьесы по формальным признакам различия частей (подразделений) и анализ построения, исходящий из особенностей драматического действия». Нам же представляется, что эти два подхода на самом деле являются этапами в анализе драматической композиции. Композиция в драме одновременно зависит от принципа построения действия, а он от типа конфликта и его природы. Кроме того, композиция пьесы зависит от принципа распределения и организации литературного текста между персонажами, и отношения фабулы к сюжету.

Насколько необходимы и насущны вопросы композиции в изучении и анализе драматического произведения? Вряд ли можно преувеличить их роль. В 1933 г. Б. Алперс указывал на то, что «вопросы композиции на ближайшее время будут одними из центральных производственных вопросов драматургической практики». Это убеждение не потеряло своей остроты и в наше время. Недостаточное внимание к проблемам композиции приводит к тому, что режиссеры часто вынуждены менять композицию пьесы, что в общем, нарушает замысел автора, хотя во многом и проясняет смысл.

Основными элементами в построении композиции является повтор, который создает определенные ритмические ряды и нарушение этого повтора - контраст. Эти принципы всегда имеют смысловое значение, а в некоторых случаях - семантическое. Виды драматических композиций мы рассмотрим позднее, но отметим, что любая композиция основываясь на какой-то модели (в роли которой выступает замысел) первоначально оформляется как некий «план», призванный максимально выразить замысел автора и основную идею произведения. Композиция на данном этапе подчинена задаче раскрытия, развития и разрешения основного конфликта. Поэтому если рассматривать конфликт как столкновение характеров то, «композиция - это реализация конфликтов в драматическом действии, которое в свою очередь реализуется в языке». Таким образом, мы снимаем противоречия в проблеме понимания драматургической композиции. В вопросах Поэтики композиция - это закон построения уровней смысла в художественном произведении. Композиция позволяет восприятию идти от части к целому и наоборот, от одного уровня смысла к другому, от первичных значений и смыслов к некоему обобщению, обобщенному содержанию. Режиссер в своей работе добавляет дополнительные структурные принципы, обусловленные технологией воплощения пьесы на сцене: живописная композиция, архитектурная, организация зал - сцена, открытость или закрытость постановки и мн. др. К ним можно добавить и композицию парадоксальную, смысл которой состоит в том, чтобы перевернуть перспективу драматической структуры.

Рассматривая общие принципы, необходимо рассмотреть части композиции, и здесь мы вновь обратимся к Аристотелю. Он первый в теории выделил части трагедии, которые составляют ее композицию. Во всякой трагедии, пишет Аристотель, должно быть шесть частей:

сказание (mythos);

характеры (ethe);

речь (lexis);

мысль (dianoia);

зрелище (opsis);

музыкальная часть (melos);

Первые четыре части относятся непосредственно к драматургии, две последние непосредственно к представлению. Самой важной из всех частей Аристотель считает склад событий (сказание), т.к. целью подражания является изображение какого-нибудь действия, а не качества. По его мнению, характеры придают людям именно качества. «Счастливым или несчастливыми… бывают только [только] в результате действия… [в трагедии] не для того ведется действие, чтобы подражать характерам, а, [наоборот], характера затрагиваются [лишь] через посредство действия; таким образом, цель трагедии составляют события. Обозначая склад событий как самую важную часть трагедии, Аристотель рассматривает принципы организации событий в единое целое, как основы построения композиции.

Каким же должен быть склад событий? Первое условие - действие должно иметь «известный объем», т.е. быть законченным, целым, имеющим начало, середину и конец. Склад событий, как и всякая вещь, состоящая из частей, не только должен «иметь эти части в порядке», но и объем должен быть не случайным. Это - закон единства и цельности и он выражает отношение части к целому. Следующим принципом Аристотель выделил положение, по которому композиция должна выражать действие сосредоточенное не вокруг одного лица, но действия. «Потому, что с одним лицом может происходить бесконечное множество событий, их которых иные никакого единства не имеют». Подражание театральное состоит в подражании единому и целому действию, которое вовлекает в свою зону всех персонажей. Поэтому и склад событий есть выражение этого общего действия. События же должны быть сложены так, «чтобы с перестановкой или изъятием одной из частей менялось бы и расстраивалось целое, ибо то присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть часть целого». Здесь следует отметить, что это есть закон «исключения события», который необходимо применять в анализе пьесы при выделении событий и отделения их от фактов. Если исключаемое меняет сюжет всей пьесы - это событие; если нет - это факт, который затрагивает действие персонажа или нескольких персонажей, но не сюжета всей пьесы.

Говоря о сюжете, мы должны понимать под ним «сказание», по определению Аристотеля, которое несомненно влияет на общую композицию пьесы. Сказания бывают простые и сложные (сплетенные). Сложные отличаются от простых - указывает Аристотель - наличием перелома (перемены судьбы), основанного на узнавании (более подробно об этих понятиях см. «Поэтику»). Выше названные части Аристотель называет образующими, т.к. эти принципы организуют и упорядочивают склад событий в некую определенную последовательность.

Вторая категория частей трагедии называется Аристотелем - составляющими, т.е. те, на которые трагедия делится по объему: пролог, эписодий, эксод, хоровая часть.

Пролог - вступительный монолог, иногда целая сцена, содержащая изложение завязки сюжета или исходной ситуации.

Эписодий - непосредственное развитие действия, диалогические сцены.

Эксод - финальная песня, сопровождающая торжественный уход хора.

Хоровая часть - в нее входит стасим (песнь хора без актеров), число и объем стасимов неодинаков, но после третьего действие движется к развязке; коммос - совместная вокальная партия солиста и хора.

Таковы части трагедии, которые составляют ее композицию. В каждой из этих частей находятся различное количество событий, но между ними есть определенная разница. Далее необходимо рассмотреть каждую из этих частей, а затем виды композиций, которые они образуют.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.