КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Столпы ислама 2 страница
3. Чистым должно быть все то, что носит и чем пользуется человек. 4. Появление перед людьми в красивой одежде не является проявлением высокомерия, но указывает на милость Аллаха и является выражением благодарности за эту милость. 5. Необходимо стараться поддерживать чистоту в доме, школе и на улице. 6. Делать надписи на учебном столе и стенах некрасиво. 7. Желательно купаться хотя бы один раз в неделю. г) Вопросы 1. Что вы знаете о сподвижнике по имени ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах? 2. Перечислите три указания ислама относительно чистоты. 3. Следует ли следить за чистотой только одежды и обуви? 4. Что такое высокомерие? Почему Аллах Всевышний запретил проявлять высокомерие?
35-й хадис МНОЖЕСТВО ПУТЕЙ БЛАГА В ИСЛАМЕ عنْ أبي هريرة t قال: قال رسول الله r: ] كُلُّ سُلاَمَى مِنْ النَّاس عَلَيْه صَدَقةٌ كُلَّ يَوْمٍ تَطْلُعُ فِيهِ الشَمْسُ ؛ تعْدلُ بَيْنَ اثْنَيْنِ صَدَقةٌ ، وَتُعِينَ الرَّجلَ في دابّتِهِ فَتَحْمِلُهُ عَلَيْها أوْ تَرْفَعُ لَهُ عَلَيْها مَتَاعَهُ صَدَقةٌ ، وَالكلمةُ الطيّبةُ صَدَقةٌ ، وبِكُلِّ خُطْوةٍ تَمْشِيها إِلى الصَّلاةِ صَدَقةٌ ، وتُميطُ الأَذى عَن الطَريقِ صَدَقةٌ [ Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Каждый сустав из (суставов, имеющихся в телах) людей, должен давать садаку каждый день, в который восходит солнце: (если) ты справедливо рассудишь двоих, (это будет) садакой, и (если) ты подсадишь человека на его верховое животное, или погрузишь на (животное) его поклажу, (это будет) садакой, и доброе слово - садака, и делая каждый шаг на пути к молитве [100], (ты даешь) садаку, и убирая с пути то, что причиняет людям вред, (ты тоже даешь) садаку».[101] а) Передатчик этого хадиса Сведения о нем приводятся в хадисе № 5. б) Общий смысл этого хадиса Этот хадис указывает на то, что понятие садаки не ограничивается одной только добровольной материальной помощью, которую обеспеченные люди оказывают бедным. На самом деле садаку в большинстве случаев может легко давать каждый, поскольку любое благое слово или дело человека записывается ему как садака. в) Указания 1. Милостью Аллаха по отношению к Его рабам является то, что Он облегчил совершение добрых дел. 2. Обязательно воздавать Аллаху Всевышнему благодарность за то, что Он наделил людей чувствами и различными частями тела, а также за оказание всех прочих благодеяний. 3. Одним из видов выражения благодарности Аллаху Всевышнему является оказание другим людям помощи в совершении благих дел. 4. Примирение друг с другом братьев и товарищей является обязанностью человека. 5. Одним из похвальных качеств является умение говорить людям благие слова. 6. Посещение мечети является способом приобретения благих дел и устранения дурных. 7. Следует стараться устранять все, что мешает людям в школе и на улицах. 8. Нельзя бросать мусор на улице, поскольку это противоречит установлениям ислама. 9. Согласно этическим нормам ислама мусор нужно складывать в предназначенном для этого месте. г) Вопросы 1. Какое суждение следует вынести о примирении друг с другом братьев и товарищей? 2. Перечислите пути блага, о которых говорится в этом хадисе. 3. Что можно сказать о необходимости поддержания чистоты с учетом содержания этого хадиса. 36-й хадис ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСТАВЛЕНИЯ НЕПОГАШЕННОГО ОГНЯ ВО ВРЕМЯ СНА عنْ أبي موسى الأشعري t قال: احترق بيت بالمدينة على أهله من الليل، فلما حُدَّث رسول الله r بشأنهم، قال: ] إنّ هذهِ النّارَ إنما عدوٌّ لكمْ فإذا نِمْتمْ فَأَطْفِئُوها [. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды) ночью в Медине загорелся дом, где находились жившие в нем люди, и когда пророку, , сообщили об этом, он сказал: «Поистине, этот огонь - враг вам, и поэтому, когда будете ложиться спать, гасите его, (чтобы уберечь) себя».[102] а) Передатчик этого хадиса Сведения о нем приводятся в хадисе № 7. б) Общий смысл этого хадиса В этом хадисе содержится наставление пророка, , относительно необходимости мер предосторожности и устранения всего, что может привести к причинению вреда мусульманам. К примеру, перед сном необходимо гасить огонь, ни в коем случае не пренебрегая подобными мерами предосторожности, которые следует предпринимать не только перед сном. Речь идет о недопустимости невнимательности, что же касается сна, то в это время человек не может контролировать себя. По этой причине пророк, , и упомянул об огне, но дело не ограничивается необходимостью гасить светильники и лампы, на что указывается в целом ряде других хадисов. Данный хадис также можно понимать как указание на необходимость гасить огонь и в других местах. Огонь светильника или фитиля может уничтожить имущество человека, и поэтому необходимо убедиться, что он ничем не угрожает людям. в) Указания 1. Предостережение относительно неосторожного обращения и игр с огнем. 2. Игры со спичками и зажигалками могут стать причиной пожара. 3. Не следует пользоваться газовой плитой без ведома взрослых. 4. Необходимо гасить огонь, если необходимости в нем больше нет. 5. Не следует закрывать двери комнаты, если в ней горит огонь или имеется горящий очаг. 6. Необходимо стараться оборудовать огнетушителями дом, школу и автомашину. г) Вопросы 1. Дополните: - Когда посланнику Аллаха, , рассказали о том, что в Медине загорелся дом, где находились жившие в нем люди, он сказал:....... 2. Что вы знаете о сподвижнике по имени Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах? 3. Приведите три из указаний ислама, которые служат предостережением относительно огня.
37-й хадис ЗАПРЕЩЕНИЕ ПОДВЕРГАТЬ МУЧЕНИЯМ ЖИВОТНЫХ عنْ عبدالله بن عمر رضي الله عنهما، أن رسول الله r قال: ] عُذّبت امْرأةٌ فِي هِِرّةٍ حَبَسَتْها حتى مَاتَتْ فَدَخَلَتْ فِيِها النَّارَ. لاَ هِي أَطْعَمَتْها وَسَقَتْها إِذْ هِيَ حَبَستْها، ولاَ هِيَ تَرَكَتْهَا تأْكُلُ مِن خَشَاشِ الأَرْضِ [ Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «(Одна) женщина была подвергнута мучениям за кошку, которую она держала взаперти, пока та не сдохла, за что (эта женщина) оказалась в огне, ибо, держа (эту кошку) взаперти, она не кормила и не поила ее и не позволяла ей поедать живность, ползающую по земле [103]».[104] а) Передатчик этого хадиса Сведения о нем приводятся в хадисе № 6. б) Общий смысл этого хадиса Этот хадис указывает на необходимость отказа от причинения каких бы то ни было страданий любым видам животных и птиц, будь то птицы, которых держат ради их красоты, голуби, кролики и тому подобные живые существа, за исключением тех, кого можно убивать на территории харамов[105], равно как и в любых иных местах. К числу таких животных и птиц относятся те, которых пророк, , называл “фасик”[106], а также ящерицы определенного вида. В этом хадисе указывается также на то, что запретно держать животных и птиц взаперти, не кормя их. Женщина, о которой упоминается в этом хадисе, была ввергнута в огонь из-за кошки, к которой приравниваются все остальные животные и птицы. На основании содержания этого хадиса некоторые улемы делали вывод о том, что хозяева животных обязаны расходовать свои средства на их содержание. Сообщается, что (однажды) Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, проходил мимо юношей-курайшитов, которые сделали своей мишенью птицу и принялись стрелять в нее из луков, отдавая ее хозяину каждую не попадавшую в цель стрелу. Увидев Ибн ‘Умара, они разбежались, а Ибн ‘Умар воскликнул: «Кто занимался этим? Да проклянет Аллах занимавшихся этим! Поистине, посланник Аллаха, , проклинал (людей), делавших мишенями для себя то, в чем есть дух!»[107] в) Указания 1. Предостережение относительно того, что недопустимо подвергать мучениям любых животных и птиц, будь то птицы, которых держат ради их красоты, голуби, кролики, куры, кошки, собаки и т. д. Исключение составляют те животные и птицы, на дозволенность истребления которых в любом месте имеются соответствующие указания шариата. К их числу относятся ящерицы определенного вида, а также те животные и птицы, которых пророк, , именовал “фасик” и которых можно убивать в любом месте. 2. Запретно держать животных и птиц взаперти, не кормя их. 3. Не следует настойчиво просить родителей о покупке животного или птицы из опасений совершить грех в случае упущений, связанных с кормлением животных. 4. Проявление милосердия по отношению к животным и птицам послужит причиной того, что человек войдет в рай, поскольку в одном из хадисов сообщается о том, что Аллах простил человека, который напоил страдавшую от жажды собаку.
г) Вопросы 1. Что вам известно о сподвижнике по имени ‘Абдуллах бин ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими? 2. Почему Аллах Всевышний подверг мучениям женщину из-за кошки? 3. Как следует обращаться с домашними животными и птицами?
38-й хадис ВЕРА И ПРЯМОТА [108] عنْ سُفيان بن عبدالله t قال: قلتُ: يا رسولَ اللهِ r قُلْ لِي فِي الإِسْلاَمِ قَوْلاًً لاَ أَسأَلُ عَنْهُ أَحَداًً غَيْرَكَ، قَالَ: ] قُلْ آمَنْتُ بِاللهِ فاسْتَقِمْ [ Сообщается, что Суфйан бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды) я попросил: «О посланник Аллаха, скажи мне нечто такое, чего я стал бы придерживаться», (на что пророк, ,) сказал: «Скажи: “Господь мой - Аллах”, а потом придерживайся прямоты».[109] а) Передатчик этого хадиса Передатчиком этого хадиса является видный сподвижник Суфйан бин ‘Абдуллах ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах. Во время правления ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, он являлся наместником Таифа. б) Общий смысл этого хадиса Этот хадис, который содержит в себе немногочисленные, но емкие по смыслу слова пророка, , служит указанием на необходимость постоянного повиновения Аллаху Всевышнему, а также на то, что в основе прямоты лежит вера в Аллаха. Пророк, , которому свыше было даровано вкладывать много смысла в немногочисленные слова, всего лишь в двух фразах выразил для того, кто задал ему вопрос, всю суть ислама, веры и повиновения Аллаху. Слова пророка, , лишены даже малейших примесей неестественности и вычурности, поскольку они берут начало из чистого источника. На это указывает легкость этих, как и всех прочих слов, с которыми пророк, , делавший их доступными для понимания каждого человека. в) Указания 1. Следует спрашивать знающих людей обо всем, что тебе непонятно. 2. В основе ислама лежит вера в Аллаха Всевышнего. 3. Сподвижники, да будет доволен им Аллах, стремились приобретать знание об установлениях ислама и поступать в соответствии с этими установлениями. 4. Каждый мусульман должен обладать верой и придерживаться прямоты. г) Вопросы 1. Что вам известно о видном сподвижнике по имени Суфйан бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах? 2. Приведите два из числа указаний этого хадиса. 3. Что является основой ислама?
39-й хадис НЕВЕРИЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ СОВЕРШАЕТ МОЛИТВ عنْ جابر بن عبدا لله رضي الله عنهما قال: سمعت رسول الله r يقول: ] إنَّ بَيْن الرَّجُلِ وَبَيْنَ الشِّرْكِ والكُفْرِ تَرْكُ الصَّلاَةِ [ Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, от многобожия и неверия человека отделяет отказ от молитвы»[110].[111] а) Передатчик этого хадиса Передатчиком этого хадиса является видный сподвижник Джабир бин ‘Абдуллах бин ‘Амр бин Харам аль-Ансари ас-Сулами. Он принадлежал к числу ансаров и был одним из наиболее известных сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Джабир бин ‘Абдуллах участвовал в битвах при Бадре и Хунайне[112]. Кроме того, он принимал участие в девятнадцати военных походах вместе с пророком, . Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, передал много хадисов. Он умер в Медине в 70 г. х. б) Общий смысл этого хадиса Этот хадис служит указанием на то, что отказ от совершения молитв является проявлением неверия и заблуждением и ставит человека вне рамок ислама. Известно великое множество хадисов, указывающих на обязательность совершения общих молитв и совершения их в мечетях, которые позволил возвести Аллах, позволивший также поминать Его там. Каждый мусульманин обязан выполнять это веление, не допускать в этом никакого небрежения и направлять к этому своих детей, членов своей семьи и своих единоверцев, поскольку тот, кто не молится, не имеет удела в исламе. в) Указания 1. Молитва является столпом и основой ислама. 2. Совершение молитв относится к числу важнейших признаков, отличающих мусульманина от неверного. 3. Важнейшим практическим столпом ислама является молитва, важнее которой дела нет. 4. Молитва является наилучшим средством при-ближения к Аллах Всевышнему. 5. Молитва приносит много пользы в мире этом, а в мире вечном человек получит за нее ве-ликую награду. г) Вопросы 1. Какое место в исламе занимает молитва? 2. Какое суждение следует вынести о человеке, который не совершает молитв? 3. Дополните следующее предложение: - Одним из важнейших признаков, отличающих мусульманина от неверного....
40-й хадис СТЫДЛИВОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧОМ К ЛЮБОМУ БЛАГУ عنْ عمران بن حصين رضي الله عنهما قال: قال رسول الله r: ] الحياءُ لاَ يأْتِي إلاَّ بِخيْرٍ [ Передают со слов ‘Имрана бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Стыдливость не приносит ничего, кроме блага».[113] а) Передатчик этого хадиса Передатчиком этого хадиса является видный сподвижник ‘Имран бин Хусайн аль-Хуза‘и аль-Ка‘би, да будет доволен им Аллах. Он принял ислам в год похода на Хайбар и относился к числу факихов. ‘Имран бин Хусайн жил в Басре, где и умер в 52 г. х. б) Общий смысл этого хадиса В этом хадисе воздается хвала стыдливости и указывается на то, что стыдливость происходит от веры. Однако здесь воздается хвала стыдливости, полезной с точки зрения шариата, а не такой стыдливости, проявление которой не позволяет выполнять некоторые обязанности, например, побуждать людей к одобряемому или удерживать от порицаемого. В подобных случаях проявление стыдливости не одобряется шариатом. Такая стыдливость является слабостью и именуется стыдливостью лишь в силу ее внешнего сходства со стыдливостью, которая одобряется шариатом. Слова пророка, , можно понимать и так: человек, которому присуща стыдливость, скорее всего придет к благу. Эти слова могут означать также, что если человек обладает таким нравственным качеством, как стыдливость, значит, в нем есть благо, и этому не противоречит то, что в некоторых случаях он может допускать упущения. в) Указания 1. Стыдливость человека происходит от веры. 2. Стыдливость является ключом к любому благу. 3. Стыдливость является одним из качеств пророков, мир им. 4. Привычка ругаться и повышать голос не име-ет ничего общего со стыдливостью. 5. Отказ от выполнения такой обязанности, как побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого шариатом, не имеет никакого отношения к стыдливости, которая поощряется шариатом. г) Вопросы 1. Приведите два из числа указаний ислама, которые содержатся в этом хадисе. 2. Дополните следующие предложения: *........ является ключом к любому…….. * Признаком........ является обыкновение уважительно разговаривать с родителями, учителями и товарищами.
41-й хадис ДОСТОИНСТВО ПОМИНАНИЯ АЛЛАХА И ТЕХ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ ПОМИНАНИЕМ عنْ أبي موسى الأشعري t عن النبي r قال: ] مَثلُ الَّذي يَذْكُرُ ربَّه وَالّذِي لا يَذْكُرُهُ مَثَلُ الحَيِّ والمَيِّتِ [ Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Поминающий своего Господа и не поминающий своего Господа подобны живому и мертвому».[114] а) Передатчик этого хадиса Сведения о нем приводятся в хадисе № 7. б) Общий смысл этого хадиса Здесь под поминанием Аллаха подразумевается произнесение тех слов, повторять которые мусульманам желательно как можно чаще, на что имеются соответствующие указания в Коране и сунне. Они именуются “праведными делами, (плоды которых) вечны”[115], и к числу их относятся такие слова, как “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”, “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”. Под поминанием Аллаха подразумевается также неуклонное совершение того, что вменяется в обязанность или рекомендуется шариатом, например, чтение Корана и хадисов, приобретение знания, совершение добровольных молитв и обращения к Аллаху с мольбами. Понятие поминания охватывает собой все вышеупомянутые действия. Несмотря на то что в большинстве случаев речь идет о произнесении определенных слов, человек, который искренне поминает Аллаха, следуя указаниям пророка, , непременно получит за это награду.
в) Указания 1. Поминать Аллаха языку легко, но награда за это на Весах в День воскресения будет тяжела. 2. Посланник Аллаха, , поминал Аллаха всегда, используя для этого разные виды поминания. Так, например, он поминал Аллаха при входе в мечеть и при выходе из нее; при входе в отхожее место и при выходе оттуда; когда ложился спать и когда вставал ото сна. 3. Наилучшим поминанием является произнесение слов “Ля иляха илля-Ллах”. 4. Поминание Аллаха защищает человека от шайтанов из числа джиннов и людей и вселяет в его сердце спокойствие. 5. Поминанием является чтение Корана и призывание благословений на посланника Аллаха, . 6. Человек, который не поминает Аллаха, подо-бен покойнику. г) Вопросы 1. Приведите пример того, какую пользу приносит поминание Аллаха. 2. Приведите три из числа указаний ислама относительно поминания. 3. Поставьте знак + или – после каждого из следующих предложений: * Поминание тяжко для языка, а награда за него на Весах окажется легкой. * Поминание Аллаха защищает человека от шайтанов из числа джиннов и людей. * Человек, который не поминает Аллаха, подобен живому.
42-й хадис ПОБУЖДЕНИЕ К БЛАГОНРАВИЮ عنْ عبدالله بن عمرو بن العاص رضي الله عنهما، قال: لم يكن رسول الله r فاحشاً ولا مُتَفَحِّشاً، وكان يقول: ] إنَّ مِنْ خِيَارِكُمْ أَحْسَنَكُمْ أَخْلاَقاً [ Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: - Пророк, , не говорил ничего непристойного, не передавал дурных слов (людей) [116] и часто повторял: «Поистине, к наилучшим из вас принадлежат люди, обладающие наилучшими нравственными качествами».[117] а) Передатчик этого хадиса Сведения о нем приводятся в хадисе № 25. б) Общий смысл этого хадиса Этот хадис служит указанием на то, что пророк, , обладал прекрасным нравом, не говорил ничего дурного сам и не передавал дурных слов других людей. Слово “фухш” (непристойность) используется для обозначения всего, превышающего допустимые пределы настолько, что это считается безобразным, и может касаться слов, поступков или качеств, однако чаще всего применяется к словам. Посланник Аллаха, , сказал: ] إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ فَاحِشٍ مُتَفَحِّشٍ[ «Поистине, Аллах не любит каждого произносящего непристойные слова или передающего их».[118] Мусульманин должен брать пример с посланника Аллаха, , и проявлять благонравие, отдавая предпочтение всему достойному и отстраняясь от всего дурного. в) Указания 1. Величие шариата проявляется в том, что он призывает мусульман к благонравию, примером чего может служить отказа от нанесения обид людям, обыкновение встречать их с улыбкой и совершение одобряемого шариатом.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |