Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Столпы ислама 3 страница




2. Обязательно придерживаться всего достойного и отказываться от всего дурного.

3. Благонравие позволит рабу Аллаха при-близиться к посланнику Аллаха, , в День воскресения.

4. Признаком благонравия является проявление уважения по отношению к мусульманам и хорошее отношение к ним.

5. Человека, обладающего достойными нравственными качествами, будут любить и Аллах, и люди.

г) Вопросы

1. Что такое благонравие?

2. Приведите три из числа указаний ислама относительно благонравия.

3. Что вам известно о видном сподвижнике по имени ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими?

 


43-й хадис

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ЛЮБВИ К ПОСЛАННИКУ

АЛЛАХА, .

عنْ أنس t أن رسول الله r قال: ] لا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحبَّ إِلَيْهِ مِنْ والدِه وَوَلدِهِ والنَّاسِ أَجْمَعِيْن [.

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Не уверует [119] никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще».[120]

а) Передатчик этого хадиса

Сведения о нем приводятся в хадисе № 2.

б) Общий смысл этого хадиса

Этот хадис указывает на обязательность любви к посланнику Аллаха, , к числу признаков которой относятся оказание помощи его сунне[121] и защита шариата. Аль-Куртуби сказал: «Каждый, кто истинно верует в пророка, , ощущает подобную любовь, однако такие люди отличаются друг от друга, поскольку удел одних в том, что касается этого, больше, чем удел других. Тем не менее, вспоминая о пророке, , многие из них желают увидеть его, так как отдают этому предпочтение перед своей женой, детьми, имуществом и родителями».

в) Указания

1. Обязательность любви к посланнику Аллаха, , которого следует любить больше, чем любого иного человека.

2. Признаком любви к посланнику Аллаха, , является повиновение ему, выполнение его велений и призывание благословений на него при каждом упоминании о нем.

3. Обязательность следования примеру посланника Аллаха, .

4. Не является истинно верующим тот, кто любит кого-либо из людей больше, чем посланника Аллаха, .

5. Аллах десять раз благословит того, кто один раз призовет благословение на пророка, .

г) Вопросы

1. Какое суждение следует вынести о любви к посланнику Аллаха, ?

2. Что означает любовь к пророку, ?

3. Что следует говорить, когда человек услышит упоминание о пророке, ?

4. Дополните следующее предложение:

- Пророк, , сказал: «Не уверует никто из вас.....»

 


44-й хадис

ПРИЗНАК ЛИЦЕМЕРА

عنْ أبي هريرة t أن رسول الله r قال: ] آيةُ المُنَافِقِ ثلاثٌ: إِذَا حَدَّث كَذَبَ، وإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ، وإِذَا أؤْتُمِنَ خَانَ [

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, , сказал: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжет, когда обещает, то нарушает (свое обещание), а когда ему доверяются, он предает [122]».[123]

а) Передатчик этого хадиса

Сведения о нем приводятся в хадисе № 3.

б) Общий смысл этого хадиса

Этот хадис предостерегает мусульманина об опасности совершения вышеупомянутых поступков, поскольку это может привести его к истинному лицемерию. Кроме того, он служит предостережением об опасности таких нравственных качеств, которые могут превратить человека в настоящего лицемера.

в) Указания

1. Признаком величия ислама является то, что эта религия ведет войну с дурными обычаями и достойными порицания нравственными качествами наподобие лживости, обыкновения нарушать обещания, вероломства и т. д.

2. Предостережение о недопустимости лицемерия, которое пред Аллахом Всевышним является более греховным, чем неверие.

3. Следует избавляться от любых качеств, присущих лицемерам.

4. Ни Аллах, ни люди не будут любить того, кому присущи качества лицемеров.

5. К числу качеств верующего относится то, что, рассказывая о чем-либо, он не лжет; когда обе-щает, не нарушает своих обещаний, а когда ему доверяются, он не предает.

г) Вопросы

1. Укажите на два качества, которые присущи лицемерам.

2. Приведите три из числа указаний этого хадиса.

3. Что является большим грехом - лицемерие или неверие?

 

45-й хадис

ИСЛАМУ СВОЙСТВЕННЫ ПРОЩЕНИЕ

И СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ

عنْ عائشة رضي الله عنها قالت: ما خُيّر رسولُ الله r بين أمرين قَطُّ إلاّ أخذ أَيْسَرَها ما لم يكن إثماً، فإن كان إثماً كان أبعد الناس منه، وما انتقمَ رسول اللهِ r لنفسِهِ في شيء قَطُّ إلاّ أن تُنْتَهَكَ حُرْمةُ اللهِ فَيَنْتَقِمُ للهِ بها.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха, , на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если только не являлось оно греховным, если же было в этом что-то греховное, то он держался от (такого дела) дальше любого из людей. Кроме того, посланник Аллаха, , никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещенное Аллахом, он мстил за Аллаха [124]».[125]

а) Передатчик этого хадиса

Сведения о нем приводятся в хадисе № 26.

б) Общий смысл этого хадиса

Этот хадис служит указанием на легкость и снисходительность ислама и указывает на то, что, когда посланнику Аллаха, , предлагали на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более легкое, если оно не являлось греховным. Пророк, , никому не мстил за себя лично. Так, например, в одном из хадисов сообщается, что он простил бедуина, который повысил на него голос, а в другом говорится о том, как снисходительно он отнесся к другому бедуину, потянувшему его за накидку так сильно, что на плече пророка, , остались следы. Все это указывает на желательность прощения во всех случаях, за исключением тех, которые имеют отношение к правам Аллаха Всевышнего.[126]

в) Указания

1. Ислам призывает к облегчению и снисхождению, если в этом нет ничего греховного.

2. Прощение и проявление снисходительности являются причиной согласия и братских отношений между мусульманами.

3. Необходимо следовать примеру пророка, , который прощал людей и проявлял по отношению к ним снисходительность и терпение.

4. Мусульманин, который прощает людей и про-являет снисходительность по отношению к нм, получит великую награду Всемогущего и Великого Аллаха.

5. Прощать и проявлять снисходительность следует в тех случаях, когда дело касается личных прав человека, но не прав Аллаха Всевышнего.

6. Обыкновение прощать и проявлять снисходительность не является признаком слабости, а указывает на желание человека заслужить награду Аллаха.

7. Замалчивание того, что достойно порицания, не имеет отношения к прощению и снисходительности.

г) Вопросы

1. Что тебе известно о сподвижнице по имени ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах?

2. Дополните:

- Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха, , на выбор одно из двух дел...»

3. Поставьте знак + или – после следующих предложений:

* Замалчивание того, что достойно порицания, не имеет отношения к прощению и снисходительности.

* Обыкновение прощать и проявлять снисходительность считается признаком слабости.

* Прощать и проявлять снисходительность следует в тех случаях, когда дело касается личных прав человека.

46-й хадис

ИСЛАМ ЗАПРЕЩАЕТ ПОРЫВАТЬ ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ

عنْ أبي أيوب الأنصاري t أن رسول الله r قال: ] لاَ يَحِلُّ لِمُسْلِمٍ أنْ يَهْجُرَ أَخَاهُ فَوْقَ ثَلاثِ لَيَالٍ ، يَلْتَقِيَانِ فَيُعْرِضُ هَذَا ُويُعْرِضُ هَذَا، وَخَيْرُهُمَا الّذِي يَبْدأُ بِالسَّلامِ [

Передают со слов Абу Аййуба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не разрешается человеку прекращать общаться со своим братом (по вере) на срок, превышающий три дня, (в течение которых) они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым приветствует другого».[127]

а) Передатчик этого хадиса

Передатчиком этого хадиса является видный сподвижник Халид бин Зайд Абу Аййуб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах. Он был участником “второй ‘Акабы”[128], а также принимал участие вместе с посланником Аллаха, , в битве при Бадре и всех прочих сражениях. Абу Аййуб был одним из тех, кто записывал ниспосылавшиеся пророку, , откровения. После смерти пророка, , Абу Аййуб продолжал участвовать в военных походах. Он умер во время сражений за Константинополь в 51 г. х.

 

б) Общий смысл этого хадиса

Из содержания этого хадиса ясно, что покидать мусульманина на срок свыше трех дней запрещается, но подразумевается, что отказаться от общения с ним на три дня можно. Объясняется это тем, что людям присущи гневливость и прочие дурные черты характера, а прекращение отношений с братом по вере на три дня допускается для того, чтобы человек успокоился и никому не причинил вреда. В течение первого дня его гнев уляжется, в течение второго он пересмотрит свои действия, а на третий день извинится. Если же покинуть человека более чем на три дня, это будет нарушением прав братства в исламе.

в) Указания

1. Ислам призывает к согласию и сплоченности между мусульманами.

2. Предостережение об опасности разногласий, которые приводят к прекращению общения с мусульманином.

3. Предостережение о недопустимости покидать своего брата в исламе более чем на три дня.

4. В случае возникновения ссоры между друзьями примирять их друг с другом обязательно.

5. Если твой брат в исламе прекратил общаться с тобой, поприветствуй его первым, что будет лучше для тебя пред Аллахом Всевышним.

6. Если ты поприветствуешь того, кто перестал общаться с тобой, а он отвернется от тебя, на тебе не будет греха.

г) Вопросы

1. Дополните следующее предложение: «Мусульманину не разрешается прекращать общаться со своим братом.....»

2. Какое суждение следует вынести о прекращении общения мусульманина с его братом в исламе?

3. Кто из двоих людей, прекративших общаться друг с другом, занимает пред Аллахом более достойное положение?

 


47-й хадис

ДОСТОИНСТВО ИЗУЧЕНИЯ КОРАНА И ОБУЧЕНИЯ ЕМУ ЛЮДЕЙ

عنْ عثمان بن عفّان t قال: قال رسول الله r: ] خَيْرُكُمْ مَنْ تَعلَّمَ القُرْآنَ وَعَلَّمَهُ [.

Передают со слов ‘Усмана бин ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и учит ему (других)».[129]

а) Передатчик этого хадиса

Передатчиком этого хадиса является видный сподвижник и третий праведный халиф ‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах. Он относился к числу первых мусульман и был одним из тех десяти человек, которым при жизни был обещан рай[130]. Сначала он совершил переселение в Эфиопию, а затем переселился из Мекки в Медину, где и был убит в 35 г. х.

б) Общий смысл этого хадиса

Этот хадис указывает на превосходство того, кто изучает Коран и учит ему других. Лучшими такие люди именуются в том смысле, что после приобретения знания каждый из них начал передавать его другим, поскольку, в отличие от того, кто только обладает знанием, знающий и обучающий не только получает пользу сам, но и приносит ее людям. Более того, обучение людей относится к числу наиболее достойных дел.

в) Указания

1. Изучение священного Корана является достойнейшим и лучшим средством приближения к Аллаху Всевышнему.

2. Необходимо стараться изучать священный Коран в школе, дома и в специальных кружках по изучению Корана при мечетях.

3. Заучивание Корана в детстве приводит к лучшим результатам, чем заучивание в зрелости.

4. За каждую букву Корана, которую прочтет мусульманин, ему будет записано совершение десяти благих дел.

5. Читая Коран, лучше всего соблюдать все необходимые правила его чтения.

6. Читая Коран, следует обращаться к Аллаху с мольбами о защите от шайтана.

7. Необходимо хранить Коран в чистоте и в целости.

8. Приступать к чтению Корана необходимо после совершения омовения (вуду).

г) Вопросы

1. Кто является лучшим из людей?

2. Поставьте знак + или – после следующих предложений:

* Заучивать Коран в зрелости лучше, чем в дет-стве.

* Чтение Корана без соблюдения всех необходимых правил предпочтительнее чтения по всем правилам.

* Мусульманин может читать Коран, не совершив омовения.

3. Какая награда ждет человека за чтение Корана?

 


48-й хадис

ВЛИЯНИЕ ДРУЗЕЙ НА ЧЕЛОВЕКА

عنْ أبي موسى الأشعري t قال: قال رسول الله r: ] إنّما مَثَلُ الجَلِيسِ الصَّالِحِ والجَلِيسِ السُوء كَحَامِلِ المِسْكِ وَنَافِخِ الكِيرِ، فَحَامِلُ المِسْكِ إِمّا أَنْ يُحْذِيَكَ، و إِمّا أَنْ تَبْتَاعَ مِنْهُ وإمّا أَنْ تجَِد مِنْهُ رِيحاً طَيِّبَةً، وَنَافِخُ الكِيرِ إِمّا أَنْ يُحْرِقَ ثِيَابَكَ، وإِمّا أَنْ تَجِدَ مِنْهُ رِيحَاً خَبِيثَةً [

Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Поистине, праведный товарищ и дурной (товарищ) подобны продавцу мускуса и (человеку,) раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он либо подарит тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние».[131]

а) Передатчик этого хадиса

Сведения о нем приводятся в хадисе № 7.

б) Общий смысл этого хадиса

В этом хадисе указывается на необходимость поддерживать общение с праведными и благонравными людьми, что поможет человеку обрести счастье, поскольку обычно люди берут пример со своих товарищей. Общение с плохими друзьями, напротив, делает человека злосчастным, и посланник Аллаха, , привел два ясных примера, подтверждающих эти мысли.

в) Указания

1. Ислам направляет мусульман к общению с праведными людьми.

2. Человек поддается как хорошему, так и дурному влиянию своих товарищей.

3. Необходимо стремиться поддерживать общение с хорошими людьми.

4. Среди прочего, полезность общения с праведными людьми состоит в том, что они помогают человеку в благом и предостерегают его от дурного.

5. Мусульманину следует остерегаться общения с людьми, совершающими дурные поступки, например, с теми, кто не совершает молитв, курит и т. д.

г) Вопросы

1. Дополните следующие предложения:

* Праведный товарищ подобен....

* Дурной товарищ подобен....

2. Какую пользу приносит общение с праведными людьми?

3. Приведите два из числа указаний этого хадиса.

 


49-й хадис

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЧТЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОДИТЕЛЯМ

عنْ أبي هريرة t قال: جاء رجل إلى رسول الله r فقال: يا رسول الله، من أحقّ الناس بحسن صحابتي؟ قال: ] أُمُّكَ [ ، قالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: ] أُمُّكَ [ ، ، قالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قال: ] أُمُّكَ [ ، قالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قال: ] أبُوكَ [

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Как-то раз) один человек пришел к по-сланнику Аллаха, , и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать». (Этот человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек снова) спросил: «А кто потом?» - (и тогда) он сказал (ему): «Твой отец».[132]

а) Передатчик этого хадиса

Сведения о нем приводятся в хадисе № 5.

б) Общий смысл этого хадиса

Этот хадис указывает на то, что стараться угождать матери следует больше, чем отцу. Имеется в виду, что к ней следует относиться в три раза почтительней, поскольку она претерпела много трудностей, когда носила, рожала и выкармливала своего ребенка. На это указывают слова Всевышнего:

â$uZøŠ¢¹urur z`»|¡SM}$# Ïm÷ƒy‰Ï9ºuqÎ/ $·Z»|¡ômÎ) (çm÷Fn=uHxq ¼çm•Bé& $\döä. çm÷Gyè|Êurur $\döä.á

«И Мы заповедали человеку оказывать родителям его благодеяния. Мать носила его в муках и родила его в муках...» [133], а также другие Его слова:

â$uZøŠ¢¹urur z`»|¡SM}$# Ïm÷ƒy‰Ï9ºuqÎ/ çm÷Fn=uHxq ¼çm•Bé& $·Z÷dur 4’n?tã 9`÷dur á

«И Мы дали человеку заповедь относительно его родителей. Мать носила его, теряя силы...»[134]

Кади ‘Ийад сказал: «Большинство улемов считает, что мать занимает более высокое положение, чем отец, особенно в старости».

в) Указания

1. Обязательность почитания родителей и повиновения им.

2. Неповиновение родителям и нанесение им обид словом и делом может привести человека в ад.

3. Повиновение родителям послужит причиной того, что человек войдет в рай.

4. Даже если родители являются неверными, повиноваться им обязательно, пока они не велят совершить что-нибудь греховное.

г) Вопросы

1. Кто из людей в наибольшей степени достоин хорошего отношения?

2. Приведите три из числа указаний этого хадиса.

3. Поставьте знак + или – после следующих предложений:

* Неповиновение родителям и нанесение им обид словом и делом послужит причиной того, что человек войдет в рай.

* Признаком почтительности к родителям является обращение к Аллаху с мольбами за них при их жизни и после их смерти.

* Признаком почтительности к родителям является отказ от проявления уважения по отношению к их друзьям.

4. Дополните:

- Один человек пришел к посланнику Аллаха, , и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин...»

 


50-й хадис

ОТКАЗ ОТ ПРИЧИНЕНИЯ МУСУЛЬМАНАМ ВРЕДА СЛОВОМ И ДЕЛОМ

عنْ أبي موسى الأشعري t قال: قَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ أَيُّ الْإِسْلَامِ أَفْضَلُ ؟ قَالَ: ] مَنْ سَلِمَ الْمُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ [

Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды люди) спросили: «О посланник Аллаха, чей ислам является наилучшим?» Он ответил: «(Ислам) того, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками».[135]

а) Передатчик этого хадиса

Сведения о нем приводятся в хадисе № 7.

б) Общий смысл этого хадиса

В этом хадисе указывается на достоинство умения следить за своим языком, поскольку нет никаких сомнений в том, что мусульманин ни при каких обстоятельствах не должен наносить обид своему брату в исламе. Здесь язык упоминается ввиду того, что он является выразителем тайных помыслов человека.

В этом хадисе указывается также на достоинство умения не давать воли рукам, поскольку большинство действий совершается ими. Упоминание о руке является тонким указанием на присвоение того, что по праву принадлежит другому человеку.

в) Указания

1. Не следует попирать права других людей да-же в малом.

2. Не следует оскорблять никого из людей.

3. Говорить о людях то, что не понравилось бы им, значит наносить им обиду.

4. Не следует передавать людям такие слова, которые могут привести к вражде и разобщению друзей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.