КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Столпы ислама 5 страница
13-й хадис: Обязательность возвращения доверенного........................... 40 14-й хадис: Запрещение многобожия, непочтительности по отношению к родителям и лжесвидетельства.................................. 42 15-й хадис: Запрещение обмана..................................................................... 45 16-й хадис: Запрещение распространения сплетен.................................. 47 17-й хадис: Обязательность отмеривания и отвешивания сполна............................................................................................................... 49 18-й хадис: Запрещение взаимной ненависти и зависти.......................... 52 19-й хадис: Ответственность каждого человека за то, попечение над чем вверил ему Аллах...................................................... 54 20-й хадис: О правилах приема пищи в исламе......................................... 56 21-й хадис: О том, как следует чихать.......................................................... 58 22-й хадис: Побуждение придерживаться правдивости и предостережение относительно опасности лжи............................... 60 23-й хадис: Запрещение хулы......................................................................... 62 24-й хадис: Достоинство приветствия и веление распространять мир...................................................................................... 64 25-й хадис: Достоинство посадки деревьев и возделывания земли.................................................................................................................. 66 26-й хадис: Об этике удовлетворения естественных потребностей................................................................................................... 68 27-й хадис: Столпы ислама.............................................................................. 70 28-й хадис: Уделение внимания мечетям в исламе.................................... 72 29-й хадис: Запретность обращения к людям с просьбами без необходимости........................................................................................ 74 30-й хадис: О правах соседа............................................................................ 76 31-й хадис: Предостережение относительно гнева................................... 79 32-й хадис: Запрещение проявления непочтительности по отношению к родителям......................................................................... 81 33-й хадис: Порицание занятости тем, что не касается человека............................................................................................................ 83 34-й хадис: Порицание высокомерия и желательность украшений........................................................................................................ 85 35-й хадис: Множество путей блага в исламе............................................ 87 36-й хадис: Предостережение относительно оставления непогашенного огня во время сна............................................................. 89 37-й хадис: Запрещение подвергать мучениям животных...................... 91 38-й хадис: Вера и прямота.............................................................................. 94 39-й хадис: Неверие человека, который не совершает молитв............................................................................................................... 96 40-й хадис: Стыдливость является ключом к любому благу.................. 98 41-й хадис: Достоинство поминания Аллаха и тех, кто занимается поминанием..................................................................... 100 42-й хадис: Побуждение к благонравию.................................................... 102 43-й хадис: Обязательность любви к посланнику Аллаха, ............................................................................................... 104 44-й хадис: Признак лицемера...................................................................... 106 45-й хадис: Исламу свойственны прощение и снисходительность.................................................................................. 107 46-й хадис: Ислам запрещает порывать отношения с людьми......................................................................................................... 109 47-й хадис: Достоинство изучения Корана и обучения ему людей...................................................................................................... 111 48-й хадис: Влияние друзей на человека................................................... 113 49-й хадис: Обязательность проявления почтения по отношению к родителям...................................................................... 115 50-й хадис: Отказ от причинения мусульманам вреда словом и делом............................................................................................................ 117 51-й хадис: Обязательность стремления к знанию.................................. 119 52-й хадис: Следует воздавать должное дороге...................................... 121 53-й хадис: Ислам велит быть сильным..................................................... 123 54-й хадис: Ислам о правилах испрашивания разрешения.................................................................................................... 125 55-й хадис: Сладость веры............................................................................. 127 56-й хадис: Проявление милосердия к людям.......................................... 129 57-й хадис: Мусульманин обязан любить своего брата в исламе.............................................................................................. 131
[1] Буквально: да придаст ему цветущий вид. [2] “Сахих аль-джами‘”, № 6763. [3] То есть к Корану. [4] “Разъяснены”, 42. [5] “Аль-Хиджр”, 9. [6] Улемы (калька от мн.ч. “уляма” – ученые) – мусульманские ученые-богословы, знатоки Корана, хадисов и этико-правовых норм ислама. [7] “Хадис кудси” - хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Господа, передаваемые посланником Аллаха, , и воспринимавшиеся им иногда от Джибрила, мир ему, а иногда - через откровение, внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает. [8] Этот хадис приводит Муслим. [9] “Пчелы”, 44. [10] Этот хадис приводит Абу Дауд. [11] Этот хадис приводит Муслим. [12] “Шарх ан-Навави ли-Сахих Муслим”. [13] Здесь имеется в виду то, что желательно делать мусульманам по примеру пророка, . [14] ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз бин Марван (717 – 720) – один из Омеййадских халифов, отличавшийся особым благочестием. [15] “Фатх аль-Бари”. [16] “Сунан” ад-Дарими. [17] “Иснад” или “санад” – опора. [18] “Введение” к “Сахиху” Муслима. [19] Другим лжецом является человек, измысливший такое сообщение. [20] “Введение” Муслима с комментариями ан-Навави. [21] Речь идет не только о хиджре - переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще о переселении мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать. [22] Поводом для этого высказывания пророка, , послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, побуждаемого не религиозными соображениями, а желанием жениться на женщине по имени Катиля, кунья которой была Умм Кайс и которая согласилась выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Впоследствии этого человека стали называть “мухаджир Умм Кайс” (переселенец Умм Кайс). Значение этого и многих других хадисов, где речь также идет о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, согласно которому награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего что-либо, поскольку многие поступки, представляющиеся хорошими со стороны, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями. [23] Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что достанется ему за его дело в земной жизни. [24] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [25] Содержание данного хадиса не противоречит ни Корану, где сказано: «…а когда наступит срок их, они не смогут ни оттянуть его ни на час, ни опередить»*, ни содержанию другого хадиса, где говорится о том, что через сто двадцать дней после начала формирования человеческого эмбриона к нему является ангел, который вдувает в него дух и среди прочего записывает его удел и срок его жизни. Согласно одному из комментариев, в вышеупомянутом айате речь идет о знании Аллаха, а в хадисе - о том, что известно ангелу, записывающему минимальный срок жизни человека. Таким образом, речь может идти о том, что если человек не станет поддерживать связи с родственниками, то ему будет суждено прожить, скажем, шестьдесят лет, если же он будет делать это, то срок его жизни может быть продлен, например, до восьмидесяти лет. То же самое относится и к уделу человека, а Аллаху Всевышнему изначально известно, каков срок и удел каждого. Кроме того, в Коране сказано: «Стирает Аллах, что пожелает, и утверждает, (что пожелает,) и у Него - мать Книги**». *** * “Преграды”, 34. ** Имеется в виду либо Хранимая Скрижаль, либо знание Аллаха. *** “Гром”, 39. [26] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [27] Садака - добровольная помощь нуждающимся; подаяние; милостыня. [28] Бояться Аллаха значит неизменно придерживаться благочестия, иначе говоря, выполнять все Его веления и воздерживаться от всего запрещенного Им. [29] Прежде всего, это означает, что каждый должен обращаться с другими точно так же, как он хотел бы, чтобы другие обращались с ним самим. [30] Этот хадис приводит ат-Тирмизи. [31] Мухаджир - переселенец. Мухаджирами называли мусульман, переселившихся из Мекки в Медину из-за преследований со стороны многобожников. [32] Бадр - название группы колодцев в 150 километрах к юго-западу от Медины. 15 марта 624 г. в этом месте отряд мусульман под руководством пророка, , одержал первую значительную победу над превосходящими силами мекканцев. Участники этого сражения пользовались особым уважением, пророк же, , пообещал, что им будут прощены все грехи. [33] Шам - старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Палестина и Иордания. [34] Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, был родом из племени бану гифар. [35] Этот хадис приводит ат-Табарани. [36] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [37] Оазис к северу от Медины, население которого составляли иудеи и исповедовавшие иудаизм арабы, враждебно настроенные по отношению к пророку, . В 628 г. отряд мусульман численностью в полторы тысячи человек под его предводительством после полуторамесячной осады захватил этот оазис, населению которого было позволено продолжать обрабатывать земли оазиса на особых условиях. [38] Этот хадис приводит Муслим. [39] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [40] Этот хадис приводит Муслим. [41] Старший внук пророка, , родившийся в 625 г. [42] Этот хадис приводят ат-Тирмизи и ан-Наса’и. [43] Этот хадис приводят ат-Тирмизи и Ахмад. [44] Этот хадис приводит Муслим. [45] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи. [46] Ухуд - гора в пяти километрах к северу от Медины. В битве при Ухуде 23 марта 625 г. мусульмане, потерявшие более семидесяти человек убитыми, потерпели чувствительное поражение от мекканцев. Среди прочих погиб и дядя пророка, , Хамза, да будет доволен им Аллах, а сам пророк был ранен. [47] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи. [48] Людям стало жалко пророка, , который пришел в сильное волнение, произнося эти слова. [49] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [50] Таиф подвергся осаде в январе 630 г. после овладения мусульманами Меккой. [51] То есть не говори с ними сердито и раздражительно. [52] “Ночное путешествие”, 23 - 24. [53] Этот человек хотел сказать, что зерно намочил дождь. [54] Этот хадис приводят Муслим и ат-Тирмизи. [55] “Аль-‘адх” - ложь; клевета. [56] Имеется в виду многословие и передача слов одних людей другим, что приводит к раздорам между ними. [57] Этот хадис приводит Муслим. [58] “Комнаты”, 6. [59] Имеется в виду 83-я сура Корана “Обвешивающие”. [60] Этот хадис приводит Ибн Маджа. [61] “Обвешивающие”, 1 – 3. [62] Иначе говоря, нельзя прекращать общаться с ним, если только это не делается в воспитательных целях. [63] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [64] Джахилийа - букв. “неведение, невежество”. Данное слово в своем узком терминологическом значении служит для обозначения языческой эпохи в истории Аравии до появления пророка Мухаммада, . В широком смысле оно обозначает неисламское состояние всякого общества. [65] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [66] ‘Умар бин Абу Салама был сыном жены пророка, , Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, от ее первого брака. [67] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [68] Имеется в виду брат по вере. [69] Этот хадис приводит аль-Бухари. [70] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [71] Этот хадис приводит Муслим. [72] “Комнаты”, 12. [73] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [74] Ка‘б бин Лу’айй был дедом прапрадеда посланника Аллаха, . [75] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [76] Возможно также, что под “хубус” и “хаба’ис” имеются в виду злые духи обоего пола. [77] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [78] Этот хадис приводит Абу Дауд. [79] Речь идет об обязательном совершении в установленное время пяти молитв в течение суток. [80] Закятом именуются обязательные отчисления в пользу нуждающихся и некоторых других категорий мусульман. Закят является одним из столпов ислама, и выплачивать его должен каждый взрослый и дееспособный мусульманин при том условии, что он владеет определенным минимумом /нисаб/ имущества. Закят выплачивается с денежных средств, золота и серебра, товаров, скота, пшеницы, ячменя, фиников и т.д. В Коране указывается, что материальные ценности, собранные в качестве закята, могут использоваться для оказания помощи следующим категориям людей: бедным /фукара’/, нуждающимся /масакин/, сборщикам закята, тем, кто склоняется к исламу (с целью привлечения их сердец или укрепления их в религии), рабам с целью их выкупа, несостоятельным должникам, участникам священной войны /муджахидуна/ и путникам, не имеющим средств на возвращение домой (см.: Коран, “Покаяние”, 60). В хадисах и литературе по фикху термином “садака” (добровольное даяние, милостыня) часто обозначался обязательный закят. [81] Обязательное один раз в жизни при наличии возможности паломничество в Мекку. [82] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [83] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [84] Иначе говоря, не от крайней нужды, когда у человека нет иного выхода. [85] То есть будет подвергнут за это наказанию огнем. [86] Таким образом пророк, , как бы предлагает каждому решить для себя, что для него лучше. [87] Этот хадис приводит Муслим. [88] Иначе говоря, воздерживается от лжи, сплетен, распространения всевозможных слухов и так далее. [89] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [90] “Женщины”, 114. [91] Этот хадис приводит аль-Бухари. [92] Таким образом, запретным является не только поношение собственных родителей как таковое, но и любые действия, которые могут привести к тому, что бранить их станет кто-нибудь другой. [93] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [94] Имеются в виду многобожники. [95] “Скот”, 108. [96] Этот хадис приводит ат-Тирмизи. [97] Согласно одному из комментариев, имеется в виду, что прекрасными являются дела и атрибуты или же имена Аллаха Всевышнего. [98] Таким образом, пророк, , указывает на то, что само по себе желание иметь красивую одежду и обувь еще не говорит о высокомерии. [99] Этот хадис приводит Муслим. [100] То есть к мечети. [101] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [102] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [103] Имеются в виду насекомые и пресмыкающиеся. [104] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [105] То есть на священных территориях, где нельзя убивать ни одно живое существо. [106] Животных, насекомых и птиц, которых можно убивать на территории харама, пророк, , назвал словом “фасик”. Одним из его значений является “отклоняющийся”. В данном контексте это следует понимать как “тот, кто делает что-либо в отличие от других”; здесь - наносит вред в отличие от других живых существ. Такими животными являются вороны, коршуны, скорпионы, мыши и бешеные собаки. [107] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [108] Придерживаться прямоты /истикама/ значит неуклонно выполнять все веления Аллаха и избегать всего запрещенного Им. [109] Этот хадис приводит Муслим. [110] Здесь отказ от молитвы сравнивается с некой чертой. Человек, переступающий через эту черту, иначе говоря, отказывающийся совершать обязательные молитвы, что является нарушением соответствующего установления шариата, впадает в многобожие и неверие. [111] Этот хадис приводит Муслим. [112] Хунайн - вади близ Мекки, где 30 января 630 г. мусульмане одержали победу над объединенными силами племен хавазин и сакиф из Таифа и захватили огромную добычу. [113] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим [114] Этот хадис приводит аль-Бухари. [115] См. “Пещера”, 46. [116] Имеется в виду, что пророк, , по природе своей был не склонен к употреблению плохих или грубых слов или совершению непристойных поступков. [117] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим [118] Этот хадис приводит Ахмад. [119] В этом и иных подобных случаях имеется в виду, что вера мусульманина не будет совершенной. [120] Этот хадис приводит аль-Бухари. [121] То есть следовать сунне на практике. [122] Здесь имеется в виду и то, что лицемер не возвращает доверенного ему имущества. Таким образом, речь идет обо всех тех, кто поступает вероломно. [123] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [124] Другими словами, он применял установленные шариатом наказания в случае совершения людьми определенных грехов. [125] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [126] Имеется в виду, что в случае совершения преступлений, наказания за которые установлены шариатом, таким наказаниям преступников следует подвергать неукоснительно. [127] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [128] ‘Акаба - название места, находящегося в долине Мина близ Мекки. В 620 г. в сезон паломничества к пророку, , прибыло двенадцать его последователей из числа представителей племен аус и хазрадж, живших в Медине (Йасриб). Они присягнули ему на верность исламу и поклялись не делать того, о чем говорится в 12-м айате суры “Испытуемая”. В мусульманской историографии это событие получило название “первой ‘Акабы”. “Второй ‘Акабой” называют встречу пророка, , с группой из семидесяти с лишним мединцев, с которыми он окончательно условился о переселении /хиджра/ в Медину, назначив для обеспечения этой акции двенадцать своих представителей или же старшин /нукаба’. [129] Этот хадис приводит аль-Бухари. [130] Здесь имеется в виду лишь один из хадисов, в котором сообщается, что пророк, , порадовал вестью о рае Са‘да бин Абу Ваккаса, Абу Бакра ас-Сиддика, ‘Умара бин аль-Хаттаба, ‘Усмана бин ‘Аффана, ‘Али бин Абу Талиба, Тальху бин ‘Убайдуллаха, аз-Зубайра бин аль-‘Аввама, ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Ауфа, Са‘ида Ибн Зайда и Абу ‘Убайду бин аль-Джарраха, да будет доволен всеми ими Аллах. Всего же таких людей насчитывается больше. [131] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [132] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [133] “Пески”, 15. [134] “Лукман”, 14. [135] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [136] Этот хадис приводит Ибн Маджа. [137] “Создатель”, 28. [138] Речь идет о человеке, который выполняет только свои религиозные обязанности, а все остальное время посвящает поискам знания. [139] Здесь подразумевается такой человек, который ограничивается обязательным минимумом религиозного знания, посвящая все свое время поклонению. [140] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [141] Здесь речь идет о женщинах. [142] Эти слова в комментариях объясняются по-разному, например: имеется в виду тот, кто благодаря своей внутренней силе не придает значения второстепенным причинам, веруя лишь в Аллаха и полагаясь только на Него как на первопричину. Согласно другому комментарию под сильным верующим подразумевается тот, у кого хватает терпения на поддержание отношений с людьми и перенесение наносимых ими обид. [143] Имеются в виду всевозможные бедствия. [144] Этот хадис приводит Муслим. [145] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [146] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. [147] Этот хадис приводит Муслим. [148] В этом и иных подобных случаях имеется в виду, что вера мусульманина не будет совершенной. [149] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |