Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Болгарии 1 страница




Борьба болгарского народа за независимость против турецкого ига. Богатей­шие традиции болгарской культуры. Мировое значение фресок Боянской церкви, миниатюры Тырновской школы.

Эпоха «Болгарского Возрождения». Ее особенности. Сложение буржуазных отношений в XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение Болга­рии. Расцвет резьбы по дереву. Рильский эстамп. Иконописные школы: Тревневская, Банская и Самоковская. Особая роль последней. Христо Димитров - осно­ватель Самоковской художественной школы. Новое в методе преподавания Ди­митрова: изучение пейзажа, зарисовки с натуры.

Захарий Зограф (1810-1853) - первый живописец нового времени в Болгарии. Патриотический характер его искусства. Фрески Бачковского монастыря. Стан­ковые портреты Захария Зографа (Неофита Рильского, Христины Зографской, Автопортрет). Стремление к созданию индивидуального образа.

Роль портрета в формировании нового светского искусства Болгарии.

Национально-освободительное движение в эпоху Болгарского Возрождения, Активное участие болгарских художников в этом движении.

Станислав Доспевский (1823-1878). Годы учения в России. Занятия в мастерс­кой Ф.А.Бруни. Возвращение на родину.

Портреты Доспевского. Непосредственность восприятия модели, свежесть чувств, поэтичность женских образов. Гражданственность портретов художника. («Доктора Чомакова», учителя «Стефана Захариева», «Жены», «Домники Ламбревой»).

Статьи Доспевского о притеснениях болгар и зверствах турок. Арест и смерть художника в Турции.

Николай Павлович (1835-1894). Создание картин на темы национальной исто­рии. Обращение к «Славяноболгарской истории» Паисия Хилендарского. Первые исторические картины Павловича («Переправа Аспаруха через Дунай», «Креще­ние Преславского двора»). Большая свобода и смелость в работе над картинами на темы русского писателя Вельтмана «Райна - княгиня болгарская», («Встреча Райны с братьями и князем Святославом», «Раина и пещере»). Идея братства рус­ского и болгарского народов. Воспроизведение к пики рафиях цикла историчес­ких картин художника. Стремление воскресни, в памяти народа его героическое прошлое и вдохновить на борьбу.

Портреты деятелей эпохи Болгарского Возрождения. Глубина психологической характеристики, живописные достоинства. Изучение Павловичем национальных типов и различных социальных групп. Просветительская деятельность художни­ка. Попытка организации художественного образования на родине. Проект созда­ния училища для молодых художников. Роль Павловича в развитии болгарского искусства.

Георгий Данчов (1846-1908). Зарисовки Данчовым народных типов, обрядов и обычаев. Рисунки художника на Этнографической выставке в Москве. Обраще­ние к литографии. «Автопортрет» Г.Данчова. Интерес к человеку и его повсед­невной жизни.

Христо Цокев (1840-1893). Обучение в иконописных мастерских Хилендарского и Афонского монастырей, поступление в Московское училище живописи, вая­ния и зодчества. Занятия у С.К.Зарянко, В.ВПукирева, В.Г.Перова, А.Н.Мокрицкого. Жанровая мотивировка портретов Цокева - («Монахиня», «Курильщик», «Больное дитя»). Четкая моделировка объемов, ясность и проработанность форм. Автопортрет Цокева.

Развитие графики. Деятельность Генриха Дембицкого - одного из зачинателей болгарской политической карикатуры. Сотрудничество с писателем-революцио­нером Христо Ботевым. Литографии Дембицкого, посвященные истории Болга­рии и современным событиям («Царь Симеон въезжает в Царьград», «Сражение Хаджи Димитра и Стефана Караджа», «Сладко умереть за Отечество»),

Апрельское восстание 1876 г. Подъем чувства солидарности славянских наро­дов. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Развитие болгарского искусства после освобождения Болгарии. Оживление ху­дожественной жизни. Приезд в Болгарию иностранных ученых, историков, ху­дожников. Деятельность И.Мырквички, И.Шишманова, К.Величкова, А.Митова по организации первого художественного училища в стране.

Влияние русской культуры в этот период.

Творчество Ивана Мырквички (1856-1938) - одного из основоположников бы­тового жанра в болгарском искусстве. Пловдивский период. Поездки по селам пловдивской околии. Изучение жизни крестьян. Зарисовки архитектуры. («Бал­канские дома», «Асенова крепость»). Акварельные рисунки крестьян («Невеста», «Баба Рада Гатева», «Колю Ангелов из Плевенско»), Близость их к рисункам чеш­ского художника Йозефа Манеса. Накопление материала. Создание картин пловдивского цикла («Цыганенок на базаре», «Базар в Пловдиве», «Виды Пловдива»). Картины из жизни болгарских крестьян. «Рученица» - итог многолетнего изуче­ния жизни болгарского села. Создание типических характеров. «Задушница». Эпический характер полотна.

Обращение к истории. («Паисий», «В кырджалийские времена»). Многолетняя педагогическая деятельность Мырквички. Ученики Мырквички.

Редактирование совместно с А.Митовым первого в Болгарии журнала, посвя­щенного творчеству художников - «Изкуство».

Антон Митов (1862-1930) - один из зачинателей жанра городского пейзажа. Обращение к изображению жизни крестьян под влиянием Мырквички.

Иван Ангелов (1864-1924). Особое внимание к изображению труда крестьян. («Жницы», «Жатва в Чепинско»). Роль пейзажа в них.

Появление социально-критической ноты в творчестве Ангелова. («Клятва на меже», «Бог дал, бог взял», «Буря в сердце и на небе»). Близость к русским художникам-передвижникам.

Ярослав Вешин (1859-1915). Годы учебы в Мюнхене у К.Пилоти и И.Брандта. Ранний период творчества. Приезд в Болгарию и изменение тематики произведе­ний. Основное направление: бытовой крестьянский жанр и батальная живопись. («Молотьба в Радомирско», «Возвращение с базара», «Гайдуки»).

Период развития реалистического крестьянского жанра в болгарской живописи.

Обращение Вешина в батальной живописи. Картины, посвященные 25-летию победы под Шипкой, - «Самарское знамя» и др. Демократический характер твор­чества Вешина. Общность позиций Верещагина и Вешина Картины на темы Бал­канской войны 1912г. Гуманизм его произведений («Отступление турок при Люля-Бургас»). Акварели Вешина. Педагогическая деятельность. Ученики Вешина. Роль Мырквички и Вешина в создании национальной художественной школы.

Искусство Болгарии начала XX в.

Завершение борьбы за воссоединение Болгарии - Балканская война 1912 г. Тенденции к объединению славянских народов. Балканская война 1913 г. и ее антинародный характер. Вступление Болгарии в первую мировую войну на сто­роне Германии. Поражение. Революционный кризис 1918-1923 гг. Националисти­ческий режим Цанкова, сближение Болгарии с фашистской Италией и фашистской Германией и борьба болгарской художественной интеллигенции против диктатуры.

Создание художественного объединения «Современное искусство» в 1903 г. За­дачи объединения: овладение новейшими методами современного искусства и изу­чение национальных традиций. Снижение интереса к бытовому жанру и расцвет искусства портрета первых десятилетий XX в. Портретный жанр в творчестве Ц.Тодорова, Ст.Иванова, Н.Михайлова. Портреты выдающихся деятелей бол­гарской культуры. Творчество учеников Я. Вешина: Н.Петрова, А.Михова и др.

Дальнейшее развитие пейзажной живописи. Городские пейзажи Н.Петрова и Ст.Иванова. Марины А.Мутафова. Акварели Н.Маринова и Е.Карамихайловой.

Развитие скульптуры в Болгарии в первые десятилетия XX в. Жеко Спиридо­нов и Андрей Николов. Ведущая роль портретного жанра в их творчестве.

Иван Лазаров. Скульптурные группы по мотивам Балканских войн. («Они по­бедили», «Опять на войну»). Их близость с батальными картинами Вешина. Об­раз болгарского крестьянина в творчестве Лазарова.

Общество художников «Родное искусство».

Владимир Димитров-Майстора (1882-1960). Его роль в развитии болгарского искусства. Образ болгарского крестьянина в творчестве художника. Поиски со­вершенного национального типа. Любовь к народу, восхищение его силой и кра­сотой. Органическая связь искусства Майсторы с народным творчеством.

Деятельность Сирака Скитника. Журнал «Златорог». Развитие болгарской гра­фики. Васил Захариев. Гравюры старинных городов Болгарии.

Болгарское искусство 1920-1930-х гг.

Установление в Болгарии антинародного фашистского режима. Сентябрьское восстание 1923 года. Отражение событий 1923 г. в искусстве Болгарии. (И.Бешков «Мироносцы», С.Венев «Трудная задача», И.Милев «Сентябрь 1923 года», «Все невесты в черном», П.Георгиев «Задушница» и др.).

Значительная роль графики в болгарской художественной культуре 20-30-х гг. Журнал «Червен смях» («Красный смех»). Сотрудничество в нем художников и писателей А.Жендова, К.Кулявкова, Х.Ясенова, И.Милева, Г.Пискова и др. Вос­произведение на страницах «Червена смяха» карикатур Д.Моора, М.Черемных, В.Маяковского, В.Дени и др.

Усиление социальных мотивов в болгарской живописи 1930-х гг.

Творчество Христо Станчева. Цикл фракийских пейзажей. Картина Станчева «На ниве» - выдающееся произведение болгарской живописи, закономерный итог развития крестьянского жанра в болгарском искусстве. Социально-критическая идея произведения.

Ненко Балканский. Обращение к изображению жизни рабочих («Семья», «Ком­позиция»), Социальное содержание произведений Балканского. Образ рабочего в творчестве С.Сотирова («Обед»),

Создание «Товарищества новых художников» - объединение прогрессивных де­ятелей- искусства Болгарии (организаторы «Товарищества» А.Жендов, Ст.Венев, И.Фунев, С.Сотиров, Н.Шмиргела, П.Младенов и др.).

Программа объединения - «новый художественный реализм». Выставки в рабо­чих клубах, дискуссии. Совместная выставка И.Фунева, Ст.Венева. Главная тема -жизнь трудового народа. Скульптуры Фунева: «Свобода слова», «Третий класс», «Пикетчик», «Машинист» - выражение духовной красоты трудящегося человека. Портреты Фунева. Сатирические рисунки Венева.

Портретный жанр в творчестве болгарских художников 1930-х гг. Создание об­разов современников. Поиски гармоничного цветового решения, психологизм пор­третов. Дечко Узунова (режиссера Массалитинова, К.Сафарова в роли Фальста­фа, «Детский портрет») и Илии Петрова («Автопортрет». «Портрет мальчика», «Веска»),

Автопортрет Мары Цончевой - портрет-картина, собирательный образ челове­ка 1930-х гг. Портрет в творчестве Веры Луковой, Ненко Балканского и Златю Бояджиева в 1930-е гг.

Кирилл Цонев. Путешествия по Европе, Южной Америке и Кубе («Кубинка», «Южные плоды», «Футболист», «Бездомная»), Участие Цонева в реставрации фресок Боянской церкви, статьи по вопросам современного искусства и истории национального Возрождения.

Цанко Лавренов. Пейзажи старинных болгарских городов («Пловдивский цикл», пейзажи Рильского монастыря - оплота национальной культуры во время борьбы с турками). Картины Лавренова, посвященные антифашистскому восстанию 1923 г. Образ родины в пейзажах Данаила Дечева.

Развитие графики в 1930-х гг.

Наступление фашизма. Запрещение всех левых изданий. Антифашистские про­изведения художников-графиков.

Деятельность Александра Жендова (1901-1954) - политического агитатора, кари­катуриста, фельетониста. Годы работы в Москве. Возвращение на родину. Карикатуры Жендова: «Проект памятника Гитлеру - поджигателю войны», «Прошла ли азбука Кирилла и Мефодия цензуру?» и др.

Борис Ангелушев (1902-1966). Антифашистская направленность творчества художника. Карикатуры Ангелушева. Интернациональный характер произведе­ний Ангелушева. Работа художника в области книжной иллюстрации.

Стоян Венев (р. 1903 г.). Самобытность, народный юмор сатирических рисун­ков художника («Перец как пушки, томаты как гранаты», «Неожиданность»),

Илия Бешков (1901-1958). Разносторонность его дарования. Обличение монар­хии и фашизма. Популярность карикатур Бешкова. Пафос произведений худож­ника - неприятие всяческой лжи и фальши,

«Испанская хроника» Бешкова, посвященная событиям 1936-1938 гг. Обличе­ние фашистских главарей («Мюнхенский пакт», «Новый 1938 год», «Ревнивец», «Суд над Гитлером»). Деятельность Бешкова - иллюстратора.

Илия Петров (1903-1975). Офорты испанской серии. Эпический характер произ­ведений о борьбе испанских республиканцев с фашистами Графическая серия, по­священная сентябрьскому восстанию 1923 г. в Болгарии.

Болгария во 2-ой мировой войне. Вступление советских войск в Болгарию в сен­тябре 1944 г. и приход к власти болгарских коммунистов. Особенности культурной политики коммунистических правительств в Болгарии.

Выставка «Фронт и тыл» (1944). Образование «Союза Болгарских художни­ков». Организация высшего художественного института имени Николая Павло­вича в Софии на базе старой Академии.

Создание монументов Республики (Ст.Тодоров, А.Занков и В.Радославов). Офор­мление массовых празднеств.

Обращение болгарских живописцев к созданию сюжетно-тематических картин, посвященных борьбе с фашизмом.

Участие болгарских художников в выставке социалистических стран в Москве (1958).

Развитие искусства в конце 1950-х - начале 1960-х гг. - отход от повествова­тельности в трактовке тем, более активное отношение к воплощению действи­тельности.

Роль института имени Н.Павловича в воспитании нового поколения художников. Педагогическая деятельность Д.Узунова, И.Бешкова, И.Лазарова, Л.Далчева и др.

Децентрализация художественной жизни. Создание художественных центров в Пловдиве, Русе, Бургасе, Тырново и др. городах.

Достижения в области исторической живописи. Работы Д.Узунова «За свобо­ду», «Ожерелье бессмертия», С. Венева «Сентябрьские ночи», К.Тасевой «Василь Левский», «1943-й год», С.Русева «Последний день перед казнью», Д.Киркова «Прощание»,

Новое направление в поисках национальных форм болгарского искусства в конце 1960-х гг. (продолжение движения 1920-х гг., деятельность Вл.Димитрова-Майсторы, Ц. Лавренова, З.Бояджиева, И.Петрова - на новом этапе). Изучение нацио­нального художественного наследия. Воплощение исторических событий в иконографических формах старого искусства («Пиета» И.Киркова, «Сентябрь» А.Пацева, «Женщины эпохи Возрождения» К.Тасевой). Падение коммунистического режима и особенности современной художественной жизни Болгарии.

 

ИСКУССТВО ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ

Движение за освобождение от ига Габсбургов. Процесс национального форми­рования. Тесная связь борьбы за национальное освобождение с борьбой за созда­ние национальной культуры.

Основание Пражской Академии художеств (1799). Господство в ней идей по­зднего классицизма и романтизма назарейцев. Первые педагоги. Значение созда­ния школы для подготовки кадров художников. Важный этап в развитии чешской культуры с конца XVIII в. до 40-х гг. XIX в. Движение чешских просветителей, так называемых «будителей» за возрождение национального самосознания. Раз­витие реалистического портрета; первое робкое обращение к теме национальной истории, сложение национального пейзажа - создание образа родины.

Портреты Антонина Махека (1775-1844). Наблюдение живой действительности. Точность в деталях. Создание типичного образа зарождающейся чешской буржу­азии. Портреты деятелей культуры. «Портрет скульптора Малинского» и др.

Развитие пейзажной живописи. Конкретность изображения, обращение к так называемой «видовой», или «перспективной», живописи. Карел Постл - «Пейзаж с мостом» (1810). Педагогическая деятельность Постла в пейзажном классе Праж­ской Академии Художеств. Развитие национального пейзажа в творчестве Анто­нина Манеса (1784-1843) - «Вид Пражского Кремля». Эволюция искусства Манеса от классицистического «Пейзажа с Бельведером» - к реалистическому по характеру «Пейзажу с пахарем». Акварели художника.

Развитие жанровой живописи. Йозеф Навратил (1798-1865). Декоративные ра­боты художника. Близость к стилю рококо. Реализм натюрмортов Навратила. Бли­зость к миру театра. Портреты артистов. Лиризм жанровых сцен - «Читательни­ца», «Свидание».

Революция 1848 г. Развитие чешской и словацкой национальных школ живопи­си. Борьба за возрождение национальной культуры. Укрепление связи с Россией к другими славянскими странами. Йозеф Манес (1820-1871). Отражение в искус­стве художника общего национально-патриотического подъема периода револю­ции 1848 г. Роспись знамен национальных гвардейцев. Поездка в Словакию. Изуче­ние народных обычаев, костюмов, песен. Графика Манеса. Рисунки народных костюмов. Иллюстрации к народным песням. Стремление создать возвышенный, опоэтизированный образ народа - «Колыбельная песня». Акварели художника -«Словацкая семья». Графический цикл «Музыка». Литографии - «Родина». Иллю­страции к «Краловедворской рукописи». Роспись медальонов часов пражской ра­туши - «Орлой» (1865-1866). Изображение крестьянского труда во все времена года. Переплетение романтических и реалистических элементов в искусстве ху­дожника. Крестьяне Манеса - воплощение чистоты и гармонии, души народа. Изучение словацких народных обычаев, словацких костюмов для медальонов ра­туши. Создание типических образов людей эпохи национального Возрождения в Чехии. Портреты Манеса. Образ родины в пейзажах Манеса: «Ржипский край», «На Лабе». Поездка Манеса на Этнографическую выставку в Москву. Изучение русской архитектуры. Значение творчества Манеса для чешского и словацкого искусства.

Реалистический портрет и бытовая живопись. Карел Пуркине (1834-1868). Изу­чение искусства старых мастеров. Портреты: «Автопортрет», «Семья скульптора Ворлички», «Портрет кузнеца Йеха», т.н. «Кузнец-политик». Увлечение театром. «Шествие шекспировских героев». Колористические искания Пуркине. Натюр­морты. «Снежная сова» и др.

Жанровая картина в творчестве Гвидо Манесa (1828-1880). Наблюдательность. Талант рассказчика. «Студент», «Ювелир», «Читатель». Занятия в Дюссельдорфе. Детские образы - «Девочка перед зеркалом».

Ярослав Чермак (1830-1878). Занятия живописью в Бельгии у Галле. Нацио­нальная историческая тема в его творчестве - «Гуситы, обороняющие перевал». Поездка в Моравию и Словакию: изучение народных обычаев и типов. Работа в Далмации и Герцеговине. Картины на исторические и бытовые темы из жизни южных славян: «Далматинская свадьба», «Раненый черногорец». Участие на вы­ставках в Париже. Репин о творчестве Чермака.

Адольф Косарек (1830-1959). Постижение своеобразия чешского ландшафта, широкие картины родной природы, введение в пейзаж жанровых сценок. «Крес­тьянская свадьба», «Пейзаж в средней Чехии».

Чешское искусство последней четверти XIX в. Поколение «Национального те­атра». История создания театра.

Миколаш Алеш (1852-1913) и значение его творчества для развития чешского искусства. Картоны для росписи Национального театра. Проект росписи фойе (М.Алеш и Ф.Женишек) - цикл «Родина». Историческая живопись Алеша - «Иржи Подебрад и Матвей Корвин». Триптих «Май». Графические произведения - иллю­страции к народным песням, сказкам, поговоркам. Народность творчества Алеша.

Йозеф Тулка. Участие в конкурсе оформления Национального театра. Росписи люнет. Близость искусству Алеша.

Перемены в общественной среде в 70-80-х гг. XIX в. Усиление позиций чешс­кой буржуазии - толчок для дальнейшего развития исторической живописи.

Вацлав Брожик - «Ян Гус на Констанцском соборе». Портреты художника.

Войцех Гинайс - участие в оформлении Национального театра. Реорганизация Пражской Художественной Академии в 80-х гг. XIX в. Пейзаж­ная живопись. Юлиус Маржак (1832-1899). Работа для Национального театра. Эпический характер произведений, связанных с историей родной земли - «Гора Ржип», «Вышеград». Педагогическая деятельность Маржака. Пейзажная графи­ка. Офорты.

Антонин Хиттуси (1847-1891). Психологическая содержательность пейзажей художника, тесная связь с духовным миром человека. Усвоение опыта барбизонской школы и живописи Коро во время жизни во Франции. Возвращение в Чехию. Период творческой зрелости. «Поле с дикими маками», «Чешско-моравская воз­вышенность». Передача особенностей атмосферы, тонкое чувство тональных отно­шений.

Развитие жанровой живописи 80-90-х гг. XIX в. Изображение мира чешской деревни и городской бедноты. Якоб Шикандер - «Печальное возвращение». «Убий­ство в доме». Лутек Марольд - «Яичный базар», Гануш Швайгер - увлеченное изучение старых мастеров - Дюрера и особенно Брейгеля. Поездка в Бельгию и Голландию. Путешествие по Чехии и Моравии. Точность характеристик и социаль­ное чувство художника - «Моравский славянин». Крестьянская тема в творчестве Йожи Упрки.

Йозеф Вацлав Мысльбек (1848-1922) - крупнейший мастер чешской скульпту­ры. Участие в оформлении Национального театра. Статуи «Драмы» и «Музыки», Конный памятник королю Вацлаву в Праге. Портреты деятелей чешской культу­ры. Психологическая глубина, жизненность, энергичная лепка формы. Развитие традиций национального искусства учениками Мысльбека.

Ян Штурса (1880-1925) - «Раненый» - внутренняя напряженность и драматизм образа. Портретная скульптура Штурсы.

Сложность путей развития чешского искусства в конце XIX - начале XX в.

Образование общества художников «Манес». Его роль в художественной жиз­ни страны. Журнал общества «Вольне смеры» («Свободные направления») - три­буна для решения актуальных художественных вопросов: о роли искусства в об­ществе и месте художника, о борьбе за национальное искусство против онемечи­вания.

Распространение импрессионизма в Чехии во второй половине 90-х гг. XIX в. почти одновременно с символизмом и модерном. Сложное взаимодействие и переплетение различных направлений в творчестве художников.

Антонин Славичек (1870-1910) - крупнейший чешский пейзажист конца XIX -начала XX в. Ранние полотна. Внимательное изучение натуры. «Пейзажи настро­ения» - первый успех Славичека. Сохранение в картине колористической свеже­сти этюда с натуры. «Июньский день» - («Красные Крыши») - передача состояния природы, полной жизненных сил. Психологический подход к пейзажу. «У нас в Каменичках» - программное произведение художника. Перерастание лирических переживаний в эпическое воспевание чешской земли. Городские пейзажи. Задача создания монументальной картины. «Прага с Летны». Этюды Собора св.Вита. Ри­сунок в творчестве художника. Связь Славичека с национальной традицией, про­должение ее в творчестве нового поколения художников-пейзажистов.

Символизм в чешском искусстве. Поэтический мир Яна Прейслера (1872-1918). Романтическая мечта о естественном слиянии человека и природы. Многознач­ность поэтических ассоциаций в картинах художника - «Черное озеро», «Весна» и др. Изменение колорита полотен Прейслера под влиянием импрессионизма (1905-1907). Период живописных исканий в последнее десятилетие жизни художника. Монументальные работы Прейслера. Сотрудничество с архитектором Яном Котерой. Стремление к обобщению и монументализации форм. Выверенность и хо­лодность композиционных схем в поздних произведениях художника. Роль ри­сунка в творчестве Прейслера.

Усиление социально-критических тенденций в чешском искусстве. Карел Мысльбек (1874-1915). Изображение рабочих в картинах художника. «Несчаст­ный случай на стройке». «Переселенцы». Повторение тех же мотивов в рисунках и офортах Мысльбека. Особенности его творческой манеры: экспрессия и застылость, неподвижность фигур; внутренний заряд энергии и внешняя пассивность. Карикатуры Франтишка Купки, Сотрудничество во французских журналах. Сле­дование традициям Домье. Изучение опыта Стейнлена, Форэна и др. Образная сила карикатур Купки. Графические серии «Деньги» и «Религия».

Развитие экспрессионизма и кубизма в чешском искусстве в 1907-1908 гг.

Макс Швабинский (1873-1962). Сложение индивидуального художественного стиля. Символизм ранних работ. Картина «Бедный край» - обобщенный образ при­роды. Тема единения человека и природы. Роль рисунка в творчестве художника.

Графические портреты Швабинского: «Две матери», «Крестьянин Ирса», «Миколаш Алеш». Гедонистический характер ряда произведений - «Лето», «Желтый зонтик». Увлечение офортом. Педагогическая деятельность Швабинского. Руко­водство Специальной графической школой при пражской Академии художеств. Роль «школы» для дальнейшего развития чешского искусства.

Развитие гравюры конца XIX - начала XX в. в творчестве З.Браунеровой, В.Стретти, Я.Стретти-Зампони, В.Прейссига. Расцвет чешского плаката. Плака­ты Альфонса Мухи, Яна Прейслера, Войтека Прейссига и др.

Народный бытовой жанр в творчестве Людовика Кубы,

Развитие словацкого искусства в конце XIX - начале XX в. Связь словацкого и чешского искусства. Образы крестьянства в произведениях Йозефа Ганлы, Ивана Жаботы. Крупнейший мастер словацкого искусства этого периода Доминик Скутецкий - «Котельщики», «Рынок в Банской Быстрице».

Первая мировая война. Распад Австро-Венгерской монархии Габсбургов. Об­разование буржуазной чехословацкой республики (1918),

Искусство Чехии и Словакии времен 1-ой республики. Особенности развития национальных художественных школ в условиях буржуазно-демократической республики.

Мастера т.н. «социального искусства». Обращение к изображению пролетариа­та. Общедемократический характер движения. Изображение городских буднич­ных сцен (В.Сихра, В.Тительбах), жизнь деревни (В.Седлачек и А.Моравец). Роль Специальной графической школы М. Швабинского для развития движения «со­циального искусства». Тема рабочей окраины в творчестве Яна Рамбоусека. Гра­фическая серия «Дно».

Воздействие прогрессивной немецкой графики на чешское искусство 1920-х гг. Связь чешского «социального искусства» с пролетарской поэзией. Общее: отра­жение в искусстве важнейших тем современности - война, классовая борьба, жизнь пролетария. Изображение противоречий буржуазного города в гравюрах Карела Штиха. Попытки изображения выступлений рабочих в графике Владимира Гржи­мали - «Оратор» и «Рабочая демонстрация». Картины из жизни бедноты в твор­честве Православа Котика - «При лампе», «У угольщика».

Изображение трудового человека в работах скульпторов «социального искус­ства» 1920-х гг. Отто Гутфрейнд - «Швея», «Строитель», «Промышленность». Ян Лауда - «Прачка», «Гончар», «Поломойка»; Карел Покорный - «Памятник погиб­шим шахтерам», «Земля», «Горняк»,

Чешский плакат 1920-х гг. Влияние мастеров советского плаката, «Окоп РОС­ТА». Плакаты Вацлава Машека. Его иллюстрации к поэме Маяковского «150000000», поэме Блока «Двенадцать», стихотворениям Есенина. «Плакатное» решение обложки к поэме Маяковского. Передача ощущения грандиозности событий.

Деятельность «Союза современной культуры». «Деветсил» - объединение чеш­ской художественной молодежи. Идеи солидарности с международным рабочим движением.

Чешский сатирический рисунок и политическая карикатура в борьбе с наступа­ющим фашизмом. Работы Адольфа Гофмейстера, Франтишека Бидло, Антонина Пелца.

Антифашистский фронт мастеров чехословацкого искусства. Рельеф Я.Лауды и Я.Бауха «Нападение на Чехословакию» (1939) для Международной выставки в Нью-Йорке. Экспрессивная характерность движения. Драматическое звучание полотен Э.Филлы «Сражения и бои».

Подъем «социальной графики» в 1930-х гг., более четкая политическая направ­ленность, боевой, активный характер. Путь от социально-критических произве­дений к выступлению против фашизма, Международная выставка карикатуры в Праге (1934) по инициативе общества «Манес». Участие в ней немецких худож­ников О.Дикса, Г.Гросса, Т.Г.Гейне, Д.Хартфильда. Карикатуры советских и французских сатириков. Антифашистские работы Йозефа Чапека. Графическая серия «Сапог диктатора». Картины серии «Огонь».

Развитие традиций искусства Манеса и Алеша в творчестве Йозефа Лады (1887-1957). Иллюстрации к чешским народным сказкам, поговоркам. Серия рисунков к «Бравому солдату Швейку» Ярослава Гашека.

Чехословацкая скульптура 1930-х гг. Развитие традиций чешской скульптуры в творчестве Отакара Шпаниэля - «Памятник Манесу», медали. Конная статуя Яна Жижки работы Богумила Кафки. Дальнейшее развитие традиций «социального искусства» в произведениях Карела Покорного - «Острава». «Прокатчик», «Мать». Значение выступлений чешской интеллигенции против фашизма - Юлиуса Фу­чика, Иржи Волькера и др.

Влияние событий 2-ой мировой войны на развитие искусства. Монументы па­мяти воинам, павшим за освобождение Чехословакии (Прага, Мавзолей Вечной Славы, 1954. Рельефы и саркофаг К.Покорного, мозаики В.Сыхры). Пейзажи Вацлава Рабаса и Яна Славичека.

Развитие чехословацкой графики. Политическая карикатура и плакат. Мастера словацкой графики. Драматическая серия литографий Винцента Гложника «Сло­вацкое восстание 1944 года», работы О.Дубая и др. Антифашистские офорты Зденека Сейдла.

События февраля 1948 г., установление коммунистического режима. Культур­ная политика чехословацких коммунистов. Пражская весна 1968 г. и ее влияние на художественную жизнь Чехии и Словакии.

Развитие традиций Алеша в современной чешской иллюстрации. Произведения Й.Трнки, Й.Лады, К.Сволинского, А.Страндла, Ц.Боуды и др.

Падение коммунистического режима. «Бархатная» революция и особенности художественной жизни Чехии и Словакии.

 

ИСКУССТВО ВЕНГРИИ

Борьба венгерского народа против Габсбургов за национальную независимость. Роль культуры и искусства в формировании национального самосознания,

Конец XVIII - начало XIX в. - широкое движение за освобождение от власти Габсбургов. 1770-1820-е гг. Период просвещения. Движение за национальную культуру и за права венгерского языка в общественной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.