КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Искусство Болгарии 1 страница
Борьба болгарского народа за независимость против турецкого ига. Богатейшие традиции болгарской культуры. Мировое значение фресок Боянской церкви, миниатюры Тырновской школы. Эпоха «Болгарского Возрождения». Ее особенности. Сложение буржуазных отношений в XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение Болгарии. Расцвет резьбы по дереву. Рильский эстамп. Иконописные школы: Тревневская, Банская и Самоковская. Особая роль последней. Христо Димитров - основатель Самоковской художественной школы. Новое в методе преподавания Димитрова: изучение пейзажа, зарисовки с натуры. Захарий Зограф (1810-1853) - первый живописец нового времени в Болгарии. Патриотический характер его искусства. Фрески Бачковского монастыря. Станковые портреты Захария Зографа (Неофита Рильского, Христины Зографской, Автопортрет). Стремление к созданию индивидуального образа. Роль портрета в формировании нового светского искусства Болгарии. Национально-освободительное движение в эпоху Болгарского Возрождения, Активное участие болгарских художников в этом движении. Станислав Доспевский (1823-1878). Годы учения в России. Занятия в мастерской Ф.А.Бруни. Возвращение на родину. Портреты Доспевского. Непосредственность восприятия модели, свежесть чувств, поэтичность женских образов. Гражданственность портретов художника. («Доктора Чомакова», учителя «Стефана Захариева», «Жены», «Домники Ламбревой»). Статьи Доспевского о притеснениях болгар и зверствах турок. Арест и смерть художника в Турции. Николай Павлович (1835-1894). Создание картин на темы национальной истории. Обращение к «Славяноболгарской истории» Паисия Хилендарского. Первые исторические картины Павловича («Переправа Аспаруха через Дунай», «Крещение Преславского двора»). Большая свобода и смелость в работе над картинами на темы русского писателя Вельтмана «Райна - княгиня болгарская», («Встреча Райны с братьями и князем Святославом», «Раина и пещере»). Идея братства русского и болгарского народов. Воспроизведение к пики рафиях цикла исторических картин художника. Стремление воскресни, в памяти народа его героическое прошлое и вдохновить на борьбу. Портреты деятелей эпохи Болгарского Возрождения. Глубина психологической характеристики, живописные достоинства. Изучение Павловичем национальных типов и различных социальных групп. Просветительская деятельность художника. Попытка организации художественного образования на родине. Проект создания училища для молодых художников. Роль Павловича в развитии болгарского искусства. Георгий Данчов (1846-1908). Зарисовки Данчовым народных типов, обрядов и обычаев. Рисунки художника на Этнографической выставке в Москве. Обращение к литографии. «Автопортрет» Г.Данчова. Интерес к человеку и его повседневной жизни. Христо Цокев (1840-1893). Обучение в иконописных мастерских Хилендарского и Афонского монастырей, поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занятия у С.К.Зарянко, В.ВПукирева, В.Г.Перова, А.Н.Мокрицкого. Жанровая мотивировка портретов Цокева - («Монахиня», «Курильщик», «Больное дитя»). Четкая моделировка объемов, ясность и проработанность форм. Автопортрет Цокева. Развитие графики. Деятельность Генриха Дембицкого - одного из зачинателей болгарской политической карикатуры. Сотрудничество с писателем-революционером Христо Ботевым. Литографии Дембицкого, посвященные истории Болгарии и современным событиям («Царь Симеон въезжает в Царьград», «Сражение Хаджи Димитра и Стефана Караджа», «Сладко умереть за Отечество»), Апрельское восстание 1876 г. Подъем чувства солидарности славянских народов. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Развитие болгарского искусства после освобождения Болгарии. Оживление художественной жизни. Приезд в Болгарию иностранных ученых, историков, художников. Деятельность И.Мырквички, И.Шишманова, К.Величкова, А.Митова по организации первого художественного училища в стране. Влияние русской культуры в этот период. Творчество Ивана Мырквички (1856-1938) - одного из основоположников бытового жанра в болгарском искусстве. Пловдивский период. Поездки по селам пловдивской околии. Изучение жизни крестьян. Зарисовки архитектуры. («Балканские дома», «Асенова крепость»). Акварельные рисунки крестьян («Невеста», «Баба Рада Гатева», «Колю Ангелов из Плевенско»), Близость их к рисункам чешского художника Йозефа Манеса. Накопление материала. Создание картин пловдивского цикла («Цыганенок на базаре», «Базар в Пловдиве», «Виды Пловдива»). Картины из жизни болгарских крестьян. «Рученица» - итог многолетнего изучения жизни болгарского села. Создание типических характеров. «Задушница». Эпический характер полотна. Обращение к истории. («Паисий», «В кырджалийские времена»). Многолетняя педагогическая деятельность Мырквички. Ученики Мырквички. Редактирование совместно с А.Митовым первого в Болгарии журнала, посвященного творчеству художников - «Изкуство». Антон Митов (1862-1930) - один из зачинателей жанра городского пейзажа. Обращение к изображению жизни крестьян под влиянием Мырквички. Иван Ангелов (1864-1924). Особое внимание к изображению труда крестьян. («Жницы», «Жатва в Чепинско»). Роль пейзажа в них. Появление социально-критической ноты в творчестве Ангелова. («Клятва на меже», «Бог дал, бог взял», «Буря в сердце и на небе»). Близость к русским художникам-передвижникам. Ярослав Вешин (1859-1915). Годы учебы в Мюнхене у К.Пилоти и И.Брандта. Ранний период творчества. Приезд в Болгарию и изменение тематики произведений. Основное направление: бытовой крестьянский жанр и батальная живопись. («Молотьба в Радомирско», «Возвращение с базара», «Гайдуки»). Период развития реалистического крестьянского жанра в болгарской живописи. Обращение Вешина в батальной живописи. Картины, посвященные 25-летию победы под Шипкой, - «Самарское знамя» и др. Демократический характер творчества Вешина. Общность позиций Верещагина и Вешина Картины на темы Балканской войны 1912г. Гуманизм его произведений («Отступление турок при Люля-Бургас»). Акварели Вешина. Педагогическая деятельность. Ученики Вешина. Роль Мырквички и Вешина в создании национальной художественной школы. Искусство Болгарии начала XX в. Завершение борьбы за воссоединение Болгарии - Балканская война 1912 г. Тенденции к объединению славянских народов. Балканская война 1913 г. и ее антинародный характер. Вступление Болгарии в первую мировую войну на стороне Германии. Поражение. Революционный кризис 1918-1923 гг. Националистический режим Цанкова, сближение Болгарии с фашистской Италией и фашистской Германией и борьба болгарской художественной интеллигенции против диктатуры. Создание художественного объединения «Современное искусство» в 1903 г. Задачи объединения: овладение новейшими методами современного искусства и изучение национальных традиций. Снижение интереса к бытовому жанру и расцвет искусства портрета первых десятилетий XX в. Портретный жанр в творчестве Ц.Тодорова, Ст.Иванова, Н.Михайлова. Портреты выдающихся деятелей болгарской культуры. Творчество учеников Я. Вешина: Н.Петрова, А.Михова и др. Дальнейшее развитие пейзажной живописи. Городские пейзажи Н.Петрова и Ст.Иванова. Марины А.Мутафова. Акварели Н.Маринова и Е.Карамихайловой. Развитие скульптуры в Болгарии в первые десятилетия XX в. Жеко Спиридонов и Андрей Николов. Ведущая роль портретного жанра в их творчестве. Иван Лазаров. Скульптурные группы по мотивам Балканских войн. («Они победили», «Опять на войну»). Их близость с батальными картинами Вешина. Образ болгарского крестьянина в творчестве Лазарова. Общество художников «Родное искусство». Владимир Димитров-Майстора (1882-1960). Его роль в развитии болгарского искусства. Образ болгарского крестьянина в творчестве художника. Поиски совершенного национального типа. Любовь к народу, восхищение его силой и красотой. Органическая связь искусства Майсторы с народным творчеством. Деятельность Сирака Скитника. Журнал «Златорог». Развитие болгарской графики. Васил Захариев. Гравюры старинных городов Болгарии. Болгарское искусство 1920-1930-х гг. Установление в Болгарии антинародного фашистского режима. Сентябрьское восстание 1923 года. Отражение событий 1923 г. в искусстве Болгарии. (И.Бешков «Мироносцы», С.Венев «Трудная задача», И.Милев «Сентябрь 1923 года», «Все невесты в черном», П.Георгиев «Задушница» и др.). Значительная роль графики в болгарской художественной культуре 20-30-х гг. Журнал «Червен смях» («Красный смех»). Сотрудничество в нем художников и писателей А.Жендова, К.Кулявкова, Х.Ясенова, И.Милева, Г.Пискова и др. Воспроизведение на страницах «Червена смяха» карикатур Д.Моора, М.Черемных, В.Маяковского, В.Дени и др. Усиление социальных мотивов в болгарской живописи 1930-х гг. Творчество Христо Станчева. Цикл фракийских пейзажей. Картина Станчева «На ниве» - выдающееся произведение болгарской живописи, закономерный итог развития крестьянского жанра в болгарском искусстве. Социально-критическая идея произведения. Ненко Балканский. Обращение к изображению жизни рабочих («Семья», «Композиция»), Социальное содержание произведений Балканского. Образ рабочего в творчестве С.Сотирова («Обед»), Создание «Товарищества новых художников» - объединение прогрессивных деятелей- искусства Болгарии (организаторы «Товарищества» А.Жендов, Ст.Венев, И.Фунев, С.Сотиров, Н.Шмиргела, П.Младенов и др.). Программа объединения - «новый художественный реализм». Выставки в рабочих клубах, дискуссии. Совместная выставка И.Фунева, Ст.Венева. Главная тема -жизнь трудового народа. Скульптуры Фунева: «Свобода слова», «Третий класс», «Пикетчик», «Машинист» - выражение духовной красоты трудящегося человека. Портреты Фунева. Сатирические рисунки Венева. Портретный жанр в творчестве болгарских художников 1930-х гг. Создание образов современников. Поиски гармоничного цветового решения, психологизм портретов. Дечко Узунова (режиссера Массалитинова, К.Сафарова в роли Фальстафа, «Детский портрет») и Илии Петрова («Автопортрет». «Портрет мальчика», «Веска»), Автопортрет Мары Цончевой - портрет-картина, собирательный образ человека 1930-х гг. Портрет в творчестве Веры Луковой, Ненко Балканского и Златю Бояджиева в 1930-е гг. Кирилл Цонев. Путешествия по Европе, Южной Америке и Кубе («Кубинка», «Южные плоды», «Футболист», «Бездомная»), Участие Цонева в реставрации фресок Боянской церкви, статьи по вопросам современного искусства и истории национального Возрождения. Цанко Лавренов. Пейзажи старинных болгарских городов («Пловдивский цикл», пейзажи Рильского монастыря - оплота национальной культуры во время борьбы с турками). Картины Лавренова, посвященные антифашистскому восстанию 1923 г. Образ родины в пейзажах Данаила Дечева. Развитие графики в 1930-х гг. Наступление фашизма. Запрещение всех левых изданий. Антифашистские произведения художников-графиков. Деятельность Александра Жендова (1901-1954) - политического агитатора, карикатуриста, фельетониста. Годы работы в Москве. Возвращение на родину. Карикатуры Жендова: «Проект памятника Гитлеру - поджигателю войны», «Прошла ли азбука Кирилла и Мефодия цензуру?» и др. Борис Ангелушев (1902-1966). Антифашистская направленность творчества художника. Карикатуры Ангелушева. Интернациональный характер произведений Ангелушева. Работа художника в области книжной иллюстрации. Стоян Венев (р. 1903 г.). Самобытность, народный юмор сатирических рисунков художника («Перец как пушки, томаты как гранаты», «Неожиданность»), Илия Бешков (1901-1958). Разносторонность его дарования. Обличение монархии и фашизма. Популярность карикатур Бешкова. Пафос произведений художника - неприятие всяческой лжи и фальши, «Испанская хроника» Бешкова, посвященная событиям 1936-1938 гг. Обличение фашистских главарей («Мюнхенский пакт», «Новый 1938 год», «Ревнивец», «Суд над Гитлером»). Деятельность Бешкова - иллюстратора. Илия Петров (1903-1975). Офорты испанской серии. Эпический характер произведений о борьбе испанских республиканцев с фашистами Графическая серия, посвященная сентябрьскому восстанию 1923 г. в Болгарии. Болгария во 2-ой мировой войне. Вступление советских войск в Болгарию в сентябре 1944 г. и приход к власти болгарских коммунистов. Особенности культурной политики коммунистических правительств в Болгарии. Выставка «Фронт и тыл» (1944). Образование «Союза Болгарских художников». Организация высшего художественного института имени Николая Павловича в Софии на базе старой Академии. Создание монументов Республики (Ст.Тодоров, А.Занков и В.Радославов). Оформление массовых празднеств. Обращение болгарских живописцев к созданию сюжетно-тематических картин, посвященных борьбе с фашизмом. Участие болгарских художников в выставке социалистических стран в Москве (1958). Развитие искусства в конце 1950-х - начале 1960-х гг. - отход от повествовательности в трактовке тем, более активное отношение к воплощению действительности. Роль института имени Н.Павловича в воспитании нового поколения художников. Педагогическая деятельность Д.Узунова, И.Бешкова, И.Лазарова, Л.Далчева и др. Децентрализация художественной жизни. Создание художественных центров в Пловдиве, Русе, Бургасе, Тырново и др. городах. Достижения в области исторической живописи. Работы Д.Узунова «За свободу», «Ожерелье бессмертия», С. Венева «Сентябрьские ночи», К.Тасевой «Василь Левский», «1943-й год», С.Русева «Последний день перед казнью», Д.Киркова «Прощание», Новое направление в поисках национальных форм болгарского искусства в конце 1960-х гг. (продолжение движения 1920-х гг., деятельность Вл.Димитрова-Майсторы, Ц. Лавренова, З.Бояджиева, И.Петрова - на новом этапе). Изучение национального художественного наследия. Воплощение исторических событий в иконографических формах старого искусства («Пиета» И.Киркова, «Сентябрь» А.Пацева, «Женщины эпохи Возрождения» К.Тасевой). Падение коммунистического режима и особенности современной художественной жизни Болгарии.
ИСКУССТВО ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ Движение за освобождение от ига Габсбургов. Процесс национального формирования. Тесная связь борьбы за национальное освобождение с борьбой за создание национальной культуры. Основание Пражской Академии художеств (1799). Господство в ней идей позднего классицизма и романтизма назарейцев. Первые педагоги. Значение создания школы для подготовки кадров художников. Важный этап в развитии чешской культуры с конца XVIII в. до 40-х гг. XIX в. Движение чешских просветителей, так называемых «будителей» за возрождение национального самосознания. Развитие реалистического портрета; первое робкое обращение к теме национальной истории, сложение национального пейзажа - создание образа родины. Портреты Антонина Махека (1775-1844). Наблюдение живой действительности. Точность в деталях. Создание типичного образа зарождающейся чешской буржуазии. Портреты деятелей культуры. «Портрет скульптора Малинского» и др. Развитие пейзажной живописи. Конкретность изображения, обращение к так называемой «видовой», или «перспективной», живописи. Карел Постл - «Пейзаж с мостом» (1810). Педагогическая деятельность Постла в пейзажном классе Пражской Академии Художеств. Развитие национального пейзажа в творчестве Антонина Манеса (1784-1843) - «Вид Пражского Кремля». Эволюция искусства Манеса от классицистического «Пейзажа с Бельведером» - к реалистическому по характеру «Пейзажу с пахарем». Акварели художника. Развитие жанровой живописи. Йозеф Навратил (1798-1865). Декоративные работы художника. Близость к стилю рококо. Реализм натюрмортов Навратила. Близость к миру театра. Портреты артистов. Лиризм жанровых сцен - «Читательница», «Свидание». Революция 1848 г. Развитие чешской и словацкой национальных школ живописи. Борьба за возрождение национальной культуры. Укрепление связи с Россией к другими славянскими странами. Йозеф Манес (1820-1871). Отражение в искусстве художника общего национально-патриотического подъема периода революции 1848 г. Роспись знамен национальных гвардейцев. Поездка в Словакию. Изучение народных обычаев, костюмов, песен. Графика Манеса. Рисунки народных костюмов. Иллюстрации к народным песням. Стремление создать возвышенный, опоэтизированный образ народа - «Колыбельная песня». Акварели художника -«Словацкая семья». Графический цикл «Музыка». Литографии - «Родина». Иллюстрации к «Краловедворской рукописи». Роспись медальонов часов пражской ратуши - «Орлой» (1865-1866). Изображение крестьянского труда во все времена года. Переплетение романтических и реалистических элементов в искусстве художника. Крестьяне Манеса - воплощение чистоты и гармонии, души народа. Изучение словацких народных обычаев, словацких костюмов для медальонов ратуши. Создание типических образов людей эпохи национального Возрождения в Чехии. Портреты Манеса. Образ родины в пейзажах Манеса: «Ржипский край», «На Лабе». Поездка Манеса на Этнографическую выставку в Москву. Изучение русской архитектуры. Значение творчества Манеса для чешского и словацкого искусства. Реалистический портрет и бытовая живопись. Карел Пуркине (1834-1868). Изучение искусства старых мастеров. Портреты: «Автопортрет», «Семья скульптора Ворлички», «Портрет кузнеца Йеха», т.н. «Кузнец-политик». Увлечение театром. «Шествие шекспировских героев». Колористические искания Пуркине. Натюрморты. «Снежная сова» и др. Жанровая картина в творчестве Гвидо Манесa (1828-1880). Наблюдательность. Талант рассказчика. «Студент», «Ювелир», «Читатель». Занятия в Дюссельдорфе. Детские образы - «Девочка перед зеркалом». Ярослав Чермак (1830-1878). Занятия живописью в Бельгии у Галле. Национальная историческая тема в его творчестве - «Гуситы, обороняющие перевал». Поездка в Моравию и Словакию: изучение народных обычаев и типов. Работа в Далмации и Герцеговине. Картины на исторические и бытовые темы из жизни южных славян: «Далматинская свадьба», «Раненый черногорец». Участие на выставках в Париже. Репин о творчестве Чермака. Адольф Косарек (1830-1959). Постижение своеобразия чешского ландшафта, широкие картины родной природы, введение в пейзаж жанровых сценок. «Крестьянская свадьба», «Пейзаж в средней Чехии». Чешское искусство последней четверти XIX в. Поколение «Национального театра». История создания театра. Миколаш Алеш (1852-1913) и значение его творчества для развития чешского искусства. Картоны для росписи Национального театра. Проект росписи фойе (М.Алеш и Ф.Женишек) - цикл «Родина». Историческая живопись Алеша - «Иржи Подебрад и Матвей Корвин». Триптих «Май». Графические произведения - иллюстрации к народным песням, сказкам, поговоркам. Народность творчества Алеша. Йозеф Тулка. Участие в конкурсе оформления Национального театра. Росписи люнет. Близость искусству Алеша. Перемены в общественной среде в 70-80-х гг. XIX в. Усиление позиций чешской буржуазии - толчок для дальнейшего развития исторической живописи. Вацлав Брожик - «Ян Гус на Констанцском соборе». Портреты художника. Войцех Гинайс - участие в оформлении Национального театра. Реорганизация Пражской Художественной Академии в 80-х гг. XIX в. Пейзажная живопись. Юлиус Маржак (1832-1899). Работа для Национального театра. Эпический характер произведений, связанных с историей родной земли - «Гора Ржип», «Вышеград». Педагогическая деятельность Маржака. Пейзажная графика. Офорты. Антонин Хиттуси (1847-1891). Психологическая содержательность пейзажей художника, тесная связь с духовным миром человека. Усвоение опыта барбизонской школы и живописи Коро во время жизни во Франции. Возвращение в Чехию. Период творческой зрелости. «Поле с дикими маками», «Чешско-моравская возвышенность». Передача особенностей атмосферы, тонкое чувство тональных отношений. Развитие жанровой живописи 80-90-х гг. XIX в. Изображение мира чешской деревни и городской бедноты. Якоб Шикандер - «Печальное возвращение». «Убийство в доме». Лутек Марольд - «Яичный базар», Гануш Швайгер - увлеченное изучение старых мастеров - Дюрера и особенно Брейгеля. Поездка в Бельгию и Голландию. Путешествие по Чехии и Моравии. Точность характеристик и социальное чувство художника - «Моравский славянин». Крестьянская тема в творчестве Йожи Упрки. Йозеф Вацлав Мысльбек (1848-1922) - крупнейший мастер чешской скульптуры. Участие в оформлении Национального театра. Статуи «Драмы» и «Музыки», Конный памятник королю Вацлаву в Праге. Портреты деятелей чешской культуры. Психологическая глубина, жизненность, энергичная лепка формы. Развитие традиций национального искусства учениками Мысльбека. Ян Штурса (1880-1925) - «Раненый» - внутренняя напряженность и драматизм образа. Портретная скульптура Штурсы. Сложность путей развития чешского искусства в конце XIX - начале XX в. Образование общества художников «Манес». Его роль в художественной жизни страны. Журнал общества «Вольне смеры» («Свободные направления») - трибуна для решения актуальных художественных вопросов: о роли искусства в обществе и месте художника, о борьбе за национальное искусство против онемечивания. Распространение импрессионизма в Чехии во второй половине 90-х гг. XIX в. почти одновременно с символизмом и модерном. Сложное взаимодействие и переплетение различных направлений в творчестве художников. Антонин Славичек (1870-1910) - крупнейший чешский пейзажист конца XIX -начала XX в. Ранние полотна. Внимательное изучение натуры. «Пейзажи настроения» - первый успех Славичека. Сохранение в картине колористической свежести этюда с натуры. «Июньский день» - («Красные Крыши») - передача состояния природы, полной жизненных сил. Психологический подход к пейзажу. «У нас в Каменичках» - программное произведение художника. Перерастание лирических переживаний в эпическое воспевание чешской земли. Городские пейзажи. Задача создания монументальной картины. «Прага с Летны». Этюды Собора св.Вита. Рисунок в творчестве художника. Связь Славичека с национальной традицией, продолжение ее в творчестве нового поколения художников-пейзажистов. Символизм в чешском искусстве. Поэтический мир Яна Прейслера (1872-1918). Романтическая мечта о естественном слиянии человека и природы. Многозначность поэтических ассоциаций в картинах художника - «Черное озеро», «Весна» и др. Изменение колорита полотен Прейслера под влиянием импрессионизма (1905-1907). Период живописных исканий в последнее десятилетие жизни художника. Монументальные работы Прейслера. Сотрудничество с архитектором Яном Котерой. Стремление к обобщению и монументализации форм. Выверенность и холодность композиционных схем в поздних произведениях художника. Роль рисунка в творчестве Прейслера. Усиление социально-критических тенденций в чешском искусстве. Карел Мысльбек (1874-1915). Изображение рабочих в картинах художника. «Несчастный случай на стройке». «Переселенцы». Повторение тех же мотивов в рисунках и офортах Мысльбека. Особенности его творческой манеры: экспрессия и застылость, неподвижность фигур; внутренний заряд энергии и внешняя пассивность. Карикатуры Франтишка Купки, Сотрудничество во французских журналах. Следование традициям Домье. Изучение опыта Стейнлена, Форэна и др. Образная сила карикатур Купки. Графические серии «Деньги» и «Религия». Развитие экспрессионизма и кубизма в чешском искусстве в 1907-1908 гг. Макс Швабинский (1873-1962). Сложение индивидуального художественного стиля. Символизм ранних работ. Картина «Бедный край» - обобщенный образ природы. Тема единения человека и природы. Роль рисунка в творчестве художника. Графические портреты Швабинского: «Две матери», «Крестьянин Ирса», «Миколаш Алеш». Гедонистический характер ряда произведений - «Лето», «Желтый зонтик». Увлечение офортом. Педагогическая деятельность Швабинского. Руководство Специальной графической школой при пражской Академии художеств. Роль «школы» для дальнейшего развития чешского искусства. Развитие гравюры конца XIX - начала XX в. в творчестве З.Браунеровой, В.Стретти, Я.Стретти-Зампони, В.Прейссига. Расцвет чешского плаката. Плакаты Альфонса Мухи, Яна Прейслера, Войтека Прейссига и др. Народный бытовой жанр в творчестве Людовика Кубы, Развитие словацкого искусства в конце XIX - начале XX в. Связь словацкого и чешского искусства. Образы крестьянства в произведениях Йозефа Ганлы, Ивана Жаботы. Крупнейший мастер словацкого искусства этого периода Доминик Скутецкий - «Котельщики», «Рынок в Банской Быстрице». Первая мировая война. Распад Австро-Венгерской монархии Габсбургов. Образование буржуазной чехословацкой республики (1918), Искусство Чехии и Словакии времен 1-ой республики. Особенности развития национальных художественных школ в условиях буржуазно-демократической республики. Мастера т.н. «социального искусства». Обращение к изображению пролетариата. Общедемократический характер движения. Изображение городских будничных сцен (В.Сихра, В.Тительбах), жизнь деревни (В.Седлачек и А.Моравец). Роль Специальной графической школы М. Швабинского для развития движения «социального искусства». Тема рабочей окраины в творчестве Яна Рамбоусека. Графическая серия «Дно». Воздействие прогрессивной немецкой графики на чешское искусство 1920-х гг. Связь чешского «социального искусства» с пролетарской поэзией. Общее: отражение в искусстве важнейших тем современности - война, классовая борьба, жизнь пролетария. Изображение противоречий буржуазного города в гравюрах Карела Штиха. Попытки изображения выступлений рабочих в графике Владимира Гржимали - «Оратор» и «Рабочая демонстрация». Картины из жизни бедноты в творчестве Православа Котика - «При лампе», «У угольщика». Изображение трудового человека в работах скульпторов «социального искусства» 1920-х гг. Отто Гутфрейнд - «Швея», «Строитель», «Промышленность». Ян Лауда - «Прачка», «Гончар», «Поломойка»; Карел Покорный - «Памятник погибшим шахтерам», «Земля», «Горняк», Чешский плакат 1920-х гг. Влияние мастеров советского плаката, «Окоп РОСТА». Плакаты Вацлава Машека. Его иллюстрации к поэме Маяковского «150000000», поэме Блока «Двенадцать», стихотворениям Есенина. «Плакатное» решение обложки к поэме Маяковского. Передача ощущения грандиозности событий. Деятельность «Союза современной культуры». «Деветсил» - объединение чешской художественной молодежи. Идеи солидарности с международным рабочим движением. Чешский сатирический рисунок и политическая карикатура в борьбе с наступающим фашизмом. Работы Адольфа Гофмейстера, Франтишека Бидло, Антонина Пелца. Антифашистский фронт мастеров чехословацкого искусства. Рельеф Я.Лауды и Я.Бауха «Нападение на Чехословакию» (1939) для Международной выставки в Нью-Йорке. Экспрессивная характерность движения. Драматическое звучание полотен Э.Филлы «Сражения и бои». Подъем «социальной графики» в 1930-х гг., более четкая политическая направленность, боевой, активный характер. Путь от социально-критических произведений к выступлению против фашизма, Международная выставка карикатуры в Праге (1934) по инициативе общества «Манес». Участие в ней немецких художников О.Дикса, Г.Гросса, Т.Г.Гейне, Д.Хартфильда. Карикатуры советских и французских сатириков. Антифашистские работы Йозефа Чапека. Графическая серия «Сапог диктатора». Картины серии «Огонь». Развитие традиций искусства Манеса и Алеша в творчестве Йозефа Лады (1887-1957). Иллюстрации к чешским народным сказкам, поговоркам. Серия рисунков к «Бравому солдату Швейку» Ярослава Гашека. Чехословацкая скульптура 1930-х гг. Развитие традиций чешской скульптуры в творчестве Отакара Шпаниэля - «Памятник Манесу», медали. Конная статуя Яна Жижки работы Богумила Кафки. Дальнейшее развитие традиций «социального искусства» в произведениях Карела Покорного - «Острава». «Прокатчик», «Мать». Значение выступлений чешской интеллигенции против фашизма - Юлиуса Фучика, Иржи Волькера и др. Влияние событий 2-ой мировой войны на развитие искусства. Монументы памяти воинам, павшим за освобождение Чехословакии (Прага, Мавзолей Вечной Славы, 1954. Рельефы и саркофаг К.Покорного, мозаики В.Сыхры). Пейзажи Вацлава Рабаса и Яна Славичека. Развитие чехословацкой графики. Политическая карикатура и плакат. Мастера словацкой графики. Драматическая серия литографий Винцента Гложника «Словацкое восстание 1944 года», работы О.Дубая и др. Антифашистские офорты Зденека Сейдла. События февраля 1948 г., установление коммунистического режима. Культурная политика чехословацких коммунистов. Пражская весна 1968 г. и ее влияние на художественную жизнь Чехии и Словакии. Развитие традиций Алеша в современной чешской иллюстрации. Произведения Й.Трнки, Й.Лады, К.Сволинского, А.Страндла, Ц.Боуды и др. Падение коммунистического режима. «Бархатная» революция и особенности художественной жизни Чехии и Словакии.
ИСКУССТВО ВЕНГРИИ Борьба венгерского народа против Габсбургов за национальную независимость. Роль культуры и искусства в формировании национального самосознания, Конец XVIII - начало XIX в. - широкое движение за освобождение от власти Габсбургов. 1770-1820-е гг. Период просвещения. Движение за национальную культуру и за права венгерского языка в общественной жизни.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |