Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Болгарии 2 страница




1820-1840-е гг. - эпоха реформ. Крупнейшие художники этого периода: Карой Марко Старший, Карой Броцки, Янош Ромбауэр, скульптор Иштван Ференци.

Отсутствие собственной художественной школы в Венгрии - тормоз для даль­нейшего развития искусства. Стремление венгерских художников завоевать при­знание за границей. Изменчивость их стиля в зависимости от требований заказчиков.

Становление венгерского национального пейзажа.

Карой Марко Старший (1791-1860). Героизированный образ родины («Вышеград»). Освобождение от условностей кулисного построения пейзажа («Колодец в степи»).

Портреты Кароя Броцки и Яноша Ромбауэра. Работы, исполненные Ромбауэром в России, влияние Кипренского.

Первые шаги венгерской исторической живописи. Балинт Киш («Прощание Яноша Петеша с дочерью»). Попытки организации Кишем и Якобом Марастони первых частных художественных школ рисования и живописи.

Миколош Барабаш (1810-1892). Занятия у Яноша Сабо. Связь с румынским искусством. Жанровые картины из жизни крестьян. «Румынская семья, отправля­ющаяся на ярмарку» (1843).

Иштван Ференци (1792-1856) - крупнейший венгерский скульптор 1 -й полови­ны XIX в. Годы учения. Формирование мастерства. Ференци в Риме («Пастушка, или Начало изящных искусств»). Портреты просветителей, деятелей эпохи ре­форм, поэтов. Обращение И.Ференци к медальерному искусству.

Венгерское искусство 1840-1850-х гг.

Участие венгерских художников в революционных боях (Мор Тан, Элек Самоши, Миклош Ижо, Виктор Мадарас и др.). Влияние революции в Венгрии на даль­нейшую судьбу искусства.

Портреты участников революции, исполненные М.Барабашем. Широкое рас­пространение литографированных портретов Кошута, Петефи, Танчича, генера­ла Бэма и др. Пропагандистское значение этих произведений Барабаша. Портрет композитора Ференца Листа. Патриотический характер искусства Барабаша пери­ода революции. Образ борца за свободу Венгрии - «Портрет национального гвардей­ца» работы Йожефа Боршоша.

Развитие и подъем искусства Венгрии в 60-70-х гг. XIX в.

Утверждение национального самосознания в живописи и литературе в эпоху реакции после революции 1848-1849 гг. Компромисс между правящими класса­ми Австрии и Венгрии. Создание Австро-Венгерской монархии. Влияние «ком­промисса» на судьбы исторической живописи в Венгрии.

Виктор Мадарас (1830-1917). Цикл исторических картин («Оплакивание Ласло Гунияди», «Зриньи и Франгепан», «Народ Дожи»), Содержание его искусства: идея сопротивления Габсбургам.

Берталан Секей (1835-1910). Творческая близость искусству Мадараса. («Пос­ле битвы при Мохаче», «Женщины Эгера», «Добоци», «Автопортрет»), Теорети­ческие работы Секея.

Дьюла Бенцур (1844-1920). Успех его картин «Крещение Вайка» и «Освобож­дение Буды от турок» у новой венгерской буржуазии.

Михай Зичи (1827-1906). 50 лет жизни в России, широкое обращение к темам русской и венгерской истории и литературы. Рисунки и акварели Зичи. Зичи - иллюстратор.

Миклош Ижо (1831-1875). Народность его искусства. («Тоскующий пастух», памятник поэту Михаю Чокнаи Витез, серия терракот «Танцующие крестьяне»).

Торжественное празднование 1000-летия Венгрии. Новые памятники этого вре­мени.

Януш Фадрус - памятник королю Матиашу в Клуже (Румыния). Суровый и му­жественный стиль Фадруса.

Иожер Рона - памятник Евгению Савойскому - близкий по духу живописным полотнам Бенцура.

Дьердь Зала - памятник 1000-летию Венгрии - эффектность и импозантность произведения. Портреты Зала.

Алайош Штробль - памятник Ф.Листу, Ф.Эркеню. Станковые произведения: «Моя мать», «Автопортрет» и др.

Развитие венгерской пейзажной живописи.

Ласло Паал (1846-1879). Его дружба и творческая близость с Мункачи. Геза Месей. Виды озера Балатон.

Пал Синьеи Мерше (1845-1920). Работа на пленэре. «Майская прогулка». Вли­яние Мерше на дальнейшее развитие венгерской живописи.

Завершение формирования венгерской национальной школы живописи. В.В.Ста­сов о венгерской школе живописи.

Михай Мункачи (1844-1900) - крупнейший мастер венгерской живописи XIX в. Формирование мировоззрения художника. Его отношение к революции 1848 г, в Венгрии. Годы учения. Занятия у Элека Самоши и у Людвига Кнауса в Дюссель­дорфе. Роль колорита в создании художественного образа.

Расцвет творчества Мункачи («Последний день осужденного» (Бетьяр). «Щипательницы корпии» - обращение к событиям национально-освободительной вой­ны. «Ночные бродяги» - критика социальной несправедливости. Развитие кри­тического реализма в творчестве художника. Исторические и библейские карти­ны Мункачи. Его портреты, пейзажи и натюрморты. Ослабление критической ноты в работах художника конца 70-х гг. XIX в.

Последний период творчества. Картина «Забастовка». Оценка творчества Мун­качи Стасовым и русскими художниками.

Венгерское искусство конца XIX - начала XX в.

Стремление венгерских художников объединиться в художественные колонии. Сольнокская группа и Надьбаньская школа.

Проблемы обновления живописного языка, высветления палитры. Работа ху­дожников на пленэре.

Шандор Бихари (1856-1906) - один из организаторов колонии художников в Сольноке («Перед судьей», «Программная речь»).

Лайош Деак Эбнер - «Птичий рынок», «В сольнокской избе».

Имре Ревес (1859-1945) - продолжатель демократической традиции Мункачи.

Творчество Ласло Меднянски (1852-1919),

Пейзажи Меднянски, Серия фронтовых рисунков «В Сербии».

Адольф Феньеш (1867-1945). Серия картин «Бедные люди». Колористические искания художника («Брат и сестра» и «Маковый калач»).

Надьбаньская школа. Ее роль в художественной жизни Венгрии.

Шимон Холлоши (1857-1918). Ранние работы - «Чистка кукурузы», «Смеюща­яся девушка», «В корчме».

Организация Холлоши частной художественной школы живописи для учащей­ся молодежи: венгров, баварцев, поляков, русских, швейцарцев и др. Переезд в Надьбанью. Социальная чуткость Холлоши и художников близких ему. (Янош Торма - «Встань, мадьяр!», «Арадские мученики»). Уход Холлоши из Надьбаньской колонии. Работа в Закарпатье (Тячево). Пейзажи, живописные композиции на темы Петефи и Киша. Поздний период творчества. «Марш Ракоци», «Ав­топортрет».

Карой Ференци (1862-1917). Работы в Сент-Эндре и Надьбанье. Непосредствен­ное наблюдение повседневного быта простых людей. Свежее ощущение жизни природы - «Мальчики, кидающие камушки», «Мартовский вечер», «Октябрь».

Преподавание в Высшей Художественной школе Будапешта. Ученики К.Ференци.

Иштван Рети (1872-1945). Его работа в Надьбанье - «Похороны Гонведа». Пе­реписка Рети с Холлоши.

Прогрессивный характер школы - приближение искусства к жизни, обогаще­ние живописного языка, социальная чуткость ряда художников Надьбаньи.

Иожеф Риппл-Ронаи. Занятия в мастерской Мункачи, в Париже, близость твор­честву французских художников: Боннара и Вюйара. («Мои отец и мать», «Ког­да человек живет своими воспоминаниями», «Дядюшка Пиачек»).

Искусство Венгрии XX в.

Крушение Австро-Венгерской монархии. Венгерская Советская республика 1919 г. и роль «Художественной Директории», реорганизация Высшей художествен­ной школы, привлечение новых педагогов Высшей художественной школы, руко­водящая роль в ней демократически настроенных художников (Адольф Феньеш, Иштван Рети, Марк Ведреш, Берталан Пор и др.).

Организация художественных студий для рабочих (Бела Уитц). Оформление улиц и площадей 1 Мая 1919 г., снятие памятников, прославляющих Габсбургов. Панно Белы Уитца и Берталана Пора.

Особое значение политических плакатов в это время, их экспрессивность. Ве­дущие мастера-плакатисты (Михай Биро, Роберт Берень, Берталан Пор, Бела Уитц, Марсель Вертеш).

Значение искусства 133 дней Венгерской Советской республики.

Трудные условия развития искусства в период диктатуры Хорти.

Ограничение художественной свободы. Работа венгерских художников на ро­дине и в эмиграции.

Революционное искусство Дьюлы Дерковича (1894-1934) в хортитской Венг­рии. Картины, посвященные рабочим, - «Три поколения», «Расстрел», «Стужа», «Террор». Оформление Дерковичем панно рабочей демонстрации 1930 г. Серия гравюр на тему крестьянского восстания Дьердя Дожи - «1514».

Венгерская скульптура

Ласло Месарош (1905-1945). Ранние произведения «Бетховен на прогулке», «Бунтарь», «Бич». Оформление демонстрации 1930 г. Подпольные медали. Скуль­птура «Юный крестьянин».

Работа Месароша в эмиграции в СССР, его роль в организации художествен­ной школы в Киргизии и работы этого времени («Киргизская весна», «Старуха-киргизка», «Пограничник с собакой»). Проект оформления дворца правительства (Фрунзе).

Ференц Медьеши (1881 -1958). Гармонически пластическое ощущение жизни человеческого тела. Аллегорические фигуры для музея города Дебрецена, «Танцу­ющая».

Жигмонд Кишфалуди-Штробль (1884-1975). «Стрелок» - увлечение Бурделем, работа в Англии в 1930-х гг. - «Портрет Бернарда Шоу».

Венгрия в годы 2-ой мировой войны. Союз с фашистской Германией, немецкая оккупация 1944 г. Фашистская диктатура Салаши. Роль Советской Армии в осво­бождении Венгрии от фашизма.

Организация общевенгерских художественных выставок, учреждение премий имени Кошута и Мункачи. Создание союза венгерских художников (1949). Выс­тавка советских художников в Будапеште и Венгерская художественная выставка 1951 г. в Москве.

Работы венгерских живописцев в первые годы после освобождения от фашиз­ма. Историческая живопись.

Дьердь Кадар и Дьердь Конечни «Перед бурей».

Работы художников старшего поколения - Иштвана Сеньи и Аурэла Берната. Монументальные росписи и гобелены Эндре Домановского.

Мастера Ходмезевашархейской школы. Изображение жизни села. Йожеф Немет, Янош Сурчик («Крестьянки», «Отдых в поле», «Белый террор»).

Скульптура в послевоенной Венгрии

Развитие традиций реализма в творчестве Кишфалуди-Штробля - «Памятник Освобождения на горе Геллерт», «Работа все же началась», «Странствующий Петефи», портреты Штробля.

Пал Патцаи - «Крестьянка, разрезающая хлеб» и др. Педагогическая деятель­ность Патцаи. Его ученики.

Бени Ференци. Работа в СССР в 1930-х гг. Памятник Шандору-Петефи. Мел­кая пластика, медали.

Йене Кереньи - «Памятник советскому парламентеру Остапенко», «Демонст­ранты», «Молодые саженцы» и др.

Шандор Микуш - памятник Республике в Секешфехерваре, «Борьба» и др.

Иштван Киш – памятник Дьердю Дожа, Республике 1919 года, 1000-летию Вен­грии, портреты Киша.

Новые памятники Имре Варга.

Развитие монументальной скульптуры в современной Венгрии.

Работы молодых скульпторов.

Медальерное искусство. Современное состояние венгерской графики.

Новые работы венгерских монументалистов.

Падение коммунистического режима. Особенности современной художествен­ной жизни Венгрии.

 

ИСКУССТВО РУМЫНИИ

Формирование национальной школы румынского искусства в период борьбы за независимость от турецкого ига в Молдавии и Валахии и австрийского господ­ства в Трансильвании.

Богатейшие традиции средневекового искусства Румынии (архитектура, фрес­ковая живопись, росписи по стеклу и резьба по камню).

Национально-освободительное движение начала XIX в. Восстание румынских крестьян и пандуров под руководством Тудора Владимиреску. Роль русско-турец­ких войн для постепенного ослабления Турции и освобождения Румынии.

Оживление художественной жизни в Молдавии в начале XIX в. Деятельность Георге Асаки.

Открытке кафедры рисования в Бухаресте.

Революция 1848 г. Подъем творческой энергии художников. Ведущая роль пор­третной живописи середины XIX в. Художники-участники революции - Негулич. Розенталь и Исковеску.

Ион Негулич (1812-1851). Портреты современников. «Автопортрет». Деятель­ность во время революции.

Константин Даниэль Розенталь (1820-1851). Создание картины «Революцион­ная Румыния» и портретов.

Барбу Исковеску. Портреты деятелей революции. «Автопортрет».

Объединение в 1859 г. Молдавии и Валахии в единое государство - Румынию, Проведение акта объединения «сверху» для предотвращения выступления наро­да. Экономические преобразования в стране. Дальнейшее развитие культуры. Критика реакционного румынского боярства в румынских карикатурах 1860-х гг, (Генрих Тренк «Большой ядовитый боярский гриб», Богдан Петрическу-Хашдеу «Депутатская карусель». Хенрик Дембицки - «Реакция, откапывающая прошлое» и др.).

Создание Школы изящных искусств в Бухаресте. Ее значение для воспитания национальных кадров художников. Роль Амана и Татареску в создании школы.

Теодор Аман (1831-1891). Создание циклов исторических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов, жанровых сцен. Формирование мировоззрения живописца под воздействием идей революции 1848 года, сближение с кругом революционе­ров-эмигрантов в Париже, Влияние французского романтизма. «Автопортрет» Амана. Обращение к изучению национальной истории, борьбы народа за незави­симость во времена Михая Храброго и Штефана Великого. Создание многочислен­ных исторических картин - «Михай Храбрый принимает послов турецкого султа­на», «Изгнание турок из Кэлугэрень», «Влад Цепеш». Обращение к исторически важным событиям современности - «Хоровод Объединения в Крайове» (торже­ство по случаю объединения Молдавии и Валахии). Проявление политических симпатий художника в картине о вожде крестьянского восстания 1821 г. - Тудоре Владимиреску и отклик Амана на трагические события 1876 г. в Болгарии - «Рез­ня болгар турками».

Увлечение крестьянской темой. Графика Амана («Едят мамалыгу». «Дед Нягу». «Нищие»). Офорт «Крестьянин с шапкой в руке» - один из самых ярких нацио­нальных образов. Поздний «Автопортрет» художника (офорт).

Инициатива художника в создании картинной галереи и ежегодных выставок со­временного искусства Румынии. Педагогическая деятельность Амана, его ученики.

Николае Григореску (1838-1907) - крупнейший мастер румынской школы жи­вописи. Годы учения, поездка во Францию. Сближение с художниками-барбизонцами. Метод работы с натуры на открытом воздухе («По дороге в лес Фонтенб­ло», «Пейзаж со скалами»).

Возвращение на родину. Портреты и сцены из крестьянской жизни. Участие Григореску в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Рисунки и этюды времен вой­ны. Создание батальной картины «Штурм Смырдана». Близость в понимании роли народа русскому баталисту В.Верещагину, гуманизм и патриотизм творчества обоих художников. Пейзажи Григореску. Поиски красоты и поэзии в простых буднич­ных мотивах («В путь-дорогу», «Повозка с волами», «Тяжелая дорога», «Посто­ялый двор»). Мастерство в передаче света и воздуха. Богатство живописной па­литры.

Глубокий лиризм и поэтичность образов крестьянок («Девушка в мараме», «Кре­стьянка из Мусчела», «Девочка в красном платочке»). Значение творчества Григо­реску для дальнейшего развития румынской живописи.

Ион Андрееску (1850-1882) - младший современник Григореску. Главная тема его работ - жизнь румынского крестьянина и природа Румынии («Изба решетни­ка», «Дом у дороги», «Ярмарка в Бузеу»). Глубокое эмоциональное воздействие пейзажей Андрееску. Поездка во Францию. Работа в Барбизоне. Дальнейшее со­вершенствование мастерства («Зима в Барбизоне»). Демократизм искусства Анд­рееску («Крестьянка в зеленом платке»). Поздний автопортрет художника.

Развитие художественного образования в Яссах. Открытие музея и школы изящ­ных искусств.

Румынская скульптура

Сложные условия в развитии скульптуры в Румынии во второй половине XIX в., отсутствие прочной материальной базы, зависимость от заказчиков, засилие инос­транцев. Роль бухарестской школы изящных искусств в формировании молодого поколения скульпторов. Деятельность Карла Шторка. Его ученики: Кароль Шторк, Ион Джорджеску и Штефан Валбудя.

Ион Джорджеску (1856-1898) - выдающийся румынский скульптор второй по­ловины XIX в. Памятники Георге Лазеру (Бухарест) и Георге Асаки (Яссы). Мас­терство в передаче пластики человеческого тела («Родник», «Копьеметатель», «Молитва девочки»). Портреты Джорджеску. Руководство скульптурным классом бухарестской школы изящных искусств.

Штефан Ионеску по прозванию Валбудя (1856-1918). Совершенствование его искусства во Франции и Италии. Глубина проникновения в психологию человека («Испуг», «Победитель»). Пытливое изучение анатомии. Композиция «Михай Бе­зумный» - итог исканий Валбуди. Портреты.

Искусство Румынии конца XIX - начала XX В. Усиление социальных противо­речий. Крестьянское восстание 1907 г. Воздействие русской революции 1905-1907 гг. Румынские сатирические журналы «Муравей». «Facla» («Факел») и др. Активное участие в них известных румынских живописцев и графиков после трагических событий 1907 г. (Николае Вермонта «Иоане, Иоане, ты требовал земли», Франчиска Ширато «Факел Правды», Иосифа Изера «1907» и др.). Деятельность Ари Мурну в области политической карикатуры.

Новые тенденции в румынской живописи.

Штефан Лукьян (1868-1916) - один из ведущих мастеров живописи. Демокра­тическая направленность его искусства. («Сафта-цветочница», «Старый нищий», «Дед Николе кобзарь», «Прачка»), Колористические достижения. Отражение со­бытий 1907 г. в работах художника. Роль пейзажа и натюрморта в творчестве ху­дожника. Образы детей в его искусстве. Свежесть палитры. Поздний автопортрет - картина «Художник». Влияние Лукьяна на дальнейшее развитие румынского искусства. Продолжение лирической линии Григореску и Лукьяна в работах Н.Вер­монта, А.Вероны и Ш.Попеску.

Октав Бенчила (1872-1944). Цикл картин, посвященных расстрелу 11 тысяч безоружных крестьян. Утрированная экспрессия и нарочитая огрубленность в ряде его произведений: «Отчаянье», «Расстрел» и др.

Образ рабочего в искусстве Бенчила. («Рабочий-мастеровой», «Забастовщик», «Мир»).

Обращение к изображению детей. Социальная чуткость художника («Голодный», «Школьник», «Мотыжат землю»).

Дальнейшее развитие темы человека труда.

Жан Александру Стериади (1880-1956) - «Грузчики в Брэильском порту», «Побельщицы на Большом рынке». Социальное звучание этих полотен. Ри­сунки и гравюры художника. Педагогическая деятельность Стериади.

Стериади - воспитатель нового поколения художников послевоенной Румынии.

Румыния в годы 1-ой мировой войны. Версальский мир и территориальные приобретения. Послевоенный социальный кризис. Особенности государственно­го строя королевской Румынии. Оппозиция художественной интеллигенции.

Николае Тоница (1886-1940). Его сатирические рисунки в газетах и журналах («Социализм», «Свободное слово» и др.). Работы времени первой мировой войны - «Пленные», картина «Очередь за хлебом».

Живопись Тоницы. Контрастность и насыщенность красок. Детские образы. Педагогическая деятельность. Корнелиу Баба о мастерстве живописца и методе преподавания Николае Тоницы.

Графика 1920-1930-х гг.

Сатирические рисунки в легальной и подпольной печати. Начало деятельности ВДобриана, В.Казара, Н.Кристя, Ж.Перахима, Ги Сабо Бела и др.

Антифашистские работы Аурела Жикиди. «Здесь прошли легионеры», «Куль­тура нацистов» и др. Иллюстративные циклы Жикиди к произведениям И.Л.Караджале.

Антифашистская тема в сатирических рисунках Иосифа Росса, Михаила Джиона и др.

Живопись 1920-1930-х гг.

Колористические достижения Теодора Паллади (1871-1956) и Георге Петрашку (1872-1949), их воздействие на дальнейшее развитие румынского искусства, вы­сокий профессионализм, связь с французским искусством.

Крестьянская тема в творчестве Франчиска Ширато, Штефана Думитриеску и Камила Рессу. Поиски монументальной формы в творчестве Рессу («Отдых кос­цов» и др.).

Скульптура 1920-1930-х гг.

Развитие традиций национального искусства. Поиски нового в лучших произ­ведениях скульптуры этого периода.

Дмитрий Пачуря (1875-1932) - многогранность его искусства. Ранние произве­дения: «Великан», «Успение Богородицы», «Химеры». Тяга к созданию монумен­тальных произведений. Портреты выдающихся деятелей румынской и мировой культуры.

Константин Брынкуш (Бранкуси) (1876-1957). Сложный и многогранный ха­рактер его искусства: нерасторжимая связь с традициями народного искусства Румынии, глубокое изучение культуры древних цивилизаций и собственные поиски органически переплелись в его искусстве. Творческая эволюция художника. Ранние работы («Сой», «Портрет художника Николае Дэрэску» и др.). «Молитва» - новаторское произведение с глубоким конструктивным пониманием объема. Архитектурно-скульптурный комплекс в Тыргу-Жиу (1937-1938) - наиболее значительное монументальное произведение в Румынии и за ее пределами («Во­рота поцелуя», «Стол молчания» и «Бесконечная колонна» - памятник жертвам войны). Абстрактные композиции художника. Ученики Брынкуша.

Начало творческой деятельности Оскара Хана, Корнеля Медря и Иона Жаля.

Румыния в годы 2-.2Й мировой войны

Участие румынской армии в войне против Советского Союза, свержение дик­татуры Антонеску в результате победы Советской Армии. Особенности коммуни­стического режима в Румынии. Просоветская диктатура Георгиу Георгиу-Деж и националистическая Диктатура Николае Чаушеску.

Художественные выставки румынских художников в Москве и советских - в Бухаресте. Постоянная направленность на изучение традиций советского искус­ства и русского - передвижников - в первое послевоенное десятилетие.

Преобразование Школы изящных искусств в Бухаресте в Институт изобрази­тельных искусств им. Николае Григореску, создание художественного института им. Иона Андрееску в Клуже, Роль художников-педагогов старшего поколения (Стериади, Изера, Рессу) в формировании молодых художников.

Организация Союза Художников (1950). Открытие Национальной галереи жи­вописи и скульптуры (1950) и домов-музеев Григореску, Амана, Медри; создание музея-села в Бухаресте.

Организация новых издательств: Мировой литературы, Молодежи, Иона Крянгэ (для детей), Меридианы, выпускающей книги по искусству. Обращение веду­щих художников, живописцев и графиков к иллюстрированию произведений ру­мынской и мировой классики и современности (К.Баба «Митря Кокор», М.Садовяну А.Жикиди и В.Тару к «Избранному» И.Л.Караджале, А.Демиана и Ф.Кордеску к произведениям А-С. Пушкина и др.).

70-е гг. - объединение интересов графиков в иллюстрировании книг на темы национальной истории (изучение традиций народного искусства, шедевров руко­писной книги, резьбы по дереву и камню, старинных росписей по стеклу).

Развитие традиций Национального искусства в творчестве Корнелиу Баба (1906-1991), его роль в современной живописи Румынии. Александру Чукуренку (1903-1977) колористические искания в творчестве художника. Монументальное искус­ство Румынии. Оформление городов-курортов Мамайя и др. Развитие румынской скульптуры в послевоенные годы. Произведения Иона Жаля, Корнеля Медря, Оскара Хана, Ромулуса Лада, Иона Иримеску, Георге Ангела, Йено Сервациуса, Вида Гезе и др.

Период исканий, экспериментов в творчестве молодых художников, их участие в международных выставках.

Падение коммунистического режима, особенности художественной жизни со­временной Румынии.


ЛИТЕРАТУРА

 

Общие работы

Всеобщая история искусств. Т.5. М., 1964.

Всеобщая история искусств. Т.6. М., 1965.

Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб, 2008.

Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т. I­V. 1962-1981.

Мастера искусства об искусстве. В 7 т. Т. 5, кн. 1, 2. 1969.

 

Искусство Болгарии

Блянова И.М. Болгарские художники в Петербургской Академии художеств // Вопросы художественного образования. Вып. XII. 1974.

Божков Атанас. Болгарское изобразительное искусство. София, 1964.

Воейкова И.Н. Изобразительное искусство Болгарии. М.,1965.

Лаптева А. Димитр Бойков. София, 1977.

Львова Е.П. Искусство Болгарии (Очерки). М.,1971.

Львова Е.П. Иван Мырквичка. М., 1965.

Львова Е.П. Българско Взрожденско изкуство. 1978.

Львова Е.П. Очерки современного искусства Болгарии. 1988.

Михалчева И. Портреты- в българската живопис. Ч. 1-Й. София, 1968-1971,

Михалчева И. Основни йдейно-художествени насоки в българската живопис. 1900-1918. София, 1977.

Островский Г. Захарий Зограф. ЛГ 1987.

Томов Е. Възрожденски щампи и литографии. София, 1962.

Фаминская Н.В. Антифашистская тема в болгарской графике // Проблемы раз­вития зарубежного искусства. Вып. VII. 1977.

Цапенко М.П. София. Тырново. Пловдив. М.,1972.

Цончева М. Българско възраждане. Живопис и графика. София, 1962.

Цончева М. Вешин. М., 1957.

Цончева М., Воейкова П., Иванова В. Современное искусство Болгарии. Очер­ки. М., 1974.

Чуховски П. Илия Бешков. Рисунката и пространство. София, 1971.

 

Альбомы

Ангелушев Борис. Карикатури. Плакаты, Илюстрации. Рисунки. Корицы. София, 1961.

Бешков Илии. София, 1961.

Босилков Светлин. Българският плакат. София, 1973.

Венев Стоян. Моя Болгария. М., 1984.

Жендов Александр. София, 1958.

Карикатурен алманах «Стършел». 1946-1970. София, 1971.

Колев Б., Коцева И. Владимир Димитров-Майстора. София, 1972.

Коцева Й. Цанко Ларенов. София, 1972.

Львова Е.П. Светлин Русев. М., 1981.

Национальная художественная галерея. София. М., 1985.

Пловдив. Художественная галерея. 1983.

Русев Светлил. История и современность. М., 1978.

София - музеен град. София, 1979.

София. Национална художественна галерея. София, 1960.

Страницы великой дружбы. 1878-1978. Освободительная война в творчестве русских и болгарских художников. Альбом. 1978.

Райнов Б. Данаил Дечев. София, 1972.

Райнов Б. Илия Бешков. София, 1983.

Страницы великой дружбы. 1878-1978. Л.: Аврора-София, 1978.

Сьвременно българско изобразительно изкуство. София, 1982.

 

Искусство Венгрии

Антифашизм - наш стиль. М, 1972.

Алешина Л.С. Жигмонд Кишфалуди-Штробль. М., 1986.

Алешина Л.С. Зичи. М., 1975.

Алешина Л.С. Мункачи. М., I960.

Венгерская Национальная галерея. Будапешт. Альбом. 1977.

Вучетич Е. Жигмонд Кишфалуди-Штробль, М., 1960.

Габор Э. Погань. Венгерская живопись XIX века. Будапешт, 1956.

Гараш К. Живопись в Венгрии в XVIII веке. Будапешт, 1957.

Губер А. Изобразительное искусство Венгрии. М., 1961.

Дюла Деркович (1894-1934). Иштван Хубер Деши (1895-1944). Каталог выс­тавки. М., 1980.

Жентон Иштван Йозеф Риппл-Ронаи. Будапешт. 1977.

Киш Иштван. Каталог. М., 1976.

Немет Л. Краткая история венгерского искусства. Очерк. Будапешт, 1979.

Конта Щ. Месарош. Будапешт, 1963..

Погань Г.Э. Венгерская живопись XX века. Альбом. 1970.

Светлов И.Е. Иене Кереньи. М., 1968.

Светлов И.Е. Иштван Киш. Альбом. М, 1978.

Светлов И.Е. Современная венгерская скульптура. М., 1968.

Светлов И.Е. Скульптура Народной Венгрии. М., 1971.

Сокровища венгерского искусства за 1000 лет. Каталог выставки. М., 1971.

Тихомиров А.Н. Искусство Венгрии IX-XX вв. М., 1961.

Фаминская Н.В. Плакат Венгерской Советской республики 1919 года // Проблемы развития зарубежного искусства, вып. XV. 1985.

Фаминская Н.В. Семья художников Ференци // Проблемы развития зарубеж­ного искусства. СПб., 1993.

 

Каталоги.

Вена и Будапешт на рубеже веков. 1870-1920-е. Произведения из собраний Австрии, Венгрии и России. Каталог выставки. СПб, 2005.

При дворе русских императоров. Произведения Михая Зичи из собраний Эрмитажа. Каталог выставки. СПб, 2005.

 

Искусство Польши

Ацаркина Э.Н. Александр Осипович Орловский. М, 1971.

Верещагин В.А. Русская карикатура. III. А.О. Орловский. СПб, 1913.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.145 сек.