Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13.Польско-литовское еврейство в эпоху Контрреформации Распространение антиеврейской литературы




Тема 12. Реформация в Польше

Веротерпимость ренессансной Польши, предоставлявшей убежище зарубежным диссидентам (чешские братья, антитринитарии). Распространение в 20-х гг. XVI в. лютеранства - главным образом, в городах Силезии, Пруссии, Поморья, Великой Польши, с середины XVI в. - кальвинизма (популярного преимущественно в шляхетских кругах - около 25%, первый синод - 1554). Создание кальвинистских школ и типографий (Пинчов, Лешно, Вильно, Кейданы, Слуцк), издание перевода Библии (т.н. брестская, или радзивилловская, 1563). Петрковский сейм (1555) и концепция “национальной церкви”. Возникновение и отделение на синодах 1562-1565 гг. радикального крыла кальвинизма - арианства (“польские братья” - центры в Ракове, Пинчове), испытавшего влияние гуманистических тенденций и антитринитаризма, анабаптизма. Влияние “польских братьев” на распространение просвещения, культурных ценностей (школы, издательская деятельность). Первые полные переводы Библии на польский язык кальвинистами (“брестская”, 1562), арианами (Шимон Будный, 1572). Отвержение христианских догматов наиболее радикально настроенными арианами, подозреваемыми в близости к иудаизму (“semi-iudei”). Обвинения евреев католической церковью в попытках обращения христиан в иудаизм. Декрет Сигизмунда I (1530), запрещающий евреям оказывать поддержку прозелитам, возобновляющиеся предостережения Ваада Четырех Земель по этому вопросу во избежание преследования со стороны духовных и светских властей.

“Варшавская конфедерация” (1573) - парламентское провозглашение безусловного равноправия всех конфессий, включая иудаизм, свободы совести и веротерпимости. Отношение к Реформации со стороны еврейских ученых. Иудео-христианский диалог: Мартин Чеховиц - Якуб из Бэлжиц - “ Odpis Jakuba Zyda z Belzyc na Dialogi Marcina Czechowica, na ktory zas odpowiada tenze ”(1581), “ Хизук эмуна ” (1594) Исаака из Трок, сочинения р.Элиезера б.Элии Ашкенази, р.Хаима б.Бецалеля и др.).

Постановления Тридентского Собора (1545-1563) и Петрковского синода(1551). Один из председателей на Тридентском Соборе - польский кардинал Станислав Хозий (1504-1579) как проводник политики Контрреформации в Польше (его “ Confessio fidei catolicae christiana ”, 1557, выдержавшее 38 изданий), начало деятельности ордена иезуитов в Польше (1564). Клерикализм, религиозный фанатизм и нетерпимость. Ректор Виленской Академии, иезуитский проповедник и теолог Петр Скарга (1536-1612) как деятель Контрреформации и еврейский вопрос

(“ Upominanie do ewangelikow i do wszystkich spolem niekatolikow”, 1592 и др.). Прозелитство и отношение к нему в еврейской и христианской среде. Процесс “жидовствующей” Катажины Вейгель (Л.Гурницкий.” Dzieje w Koronie Polskiej ”. 1539, польские хроники XVI в. об “иудаизирующих”). Сохачевский процесс об осквернении гостии евреями (1556). Декреты Сигизмунда II Августа относительно процессов по обвинению в ритуальных убийствах и осквернении гостии (1557,1565) и судебная практика. Смертный приговор в процессе по делу Берната Абрамовича, обвиненного в ритуальном убийстве (1564). Указ Сейма, запрещающий евреям нанимать в слуги христиан.

Третье междуцарствие и избрание на польский престол шведского королевича Сигизмунда III Вазы (1587-1632), воспитанника иезуитов, чуждого принципам веротерпимости, сторонника абсолютной власти, ввергшего Речь Посполитую в длительную войну со Швецией (1600-1629).Ливонская война(1577 - 1582). Содействие евреев польской армии. Мендель Изакович. Декреты Стефана Батория (1576) против процессов о ритуальных убийствах. Возобновление процессов в период правления династии Ваза (1587-1668): Шидлов - 1590, 1597, Гостынин - 1595,Свиняров - 1598, Сандомир - 1605, Сека - 1607, Сохачев - 1619, Краков - 1631.

Брестская уния (1595-1596). Изгнание ариан из Польши (1658).

Полемическая и антиеврейская литература XVII в.: П.Моецкий, А.Кмита, С.Слешковский, С.Мичиньский и др. Характер публицистики этого круга, жанры, типология.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.