Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихология речи 1 страница




Норма

Анализ результатов

«Проба на части». 4 испытуемых выполнили эту пробу без ошибок. У остальных среднее количество неправильных ответов составило 10%. Среднее вре­мя выполнения — 2 мин на каждую пробу.

Ошибки возникали при анализе 10 картинок, осо­бенно двух из них (почти половина всех неправильных ответов относится к этим картинкам); однако они лег­ко исправлялись испытуемыми самостоятельно или в ответ на вопрос экспериментатора.

По характеру это были: пропуск одной детали (58,7% от всего количества неправильных ответов), неправильное определение величины элементов (27,2%) Ил... -f формы (4,5%), либо формы и коли­чества элементов (4,5%). Реже встречался другой тип ошибок. Ошибки на переворачивание фигуры были сравнительно редки (13,6%).

«Проба на пространственные отношения». 2 из 13 испытуемых выполнили задания без ошибок. У 11 ос­тальных среднее количество неправильных ответов со­ставляло 8% от всех возможных, а неполных — 9,72%. Среднее время выполнения — 3,04лшн для всех 10 за­даний (суммарные данные).

Характер ошибок. Неполные ответы (называние не всех фигур, которые отвечают заданным требовани­ям), ошибки в расположении элементов в простран­стве, неучет одного элемента или соотношений между элементами. Ошибочные ответы появлялись особенно часто при сложных, необычных фигурах. Это пробы оказались трудными для всех испытуемых, и результа­ты указывают на сложность оперирования в уме геомет­рическими телами при необходимости одновременно учитывать несколько признаков: соотношения между элементами, цвет, величину, пропорции и т. д.

больные

Анализ материала показал, что разные по локали­зации поражения больные достоверно не различаются по числу ошибок, хотя в целом все больные отлича­ются по этому показателю от здоровых испытуемых. Различие между больными разных групп выявилось только при качественном анализе характера ошибок.

«Проба на части». 4 больных выполнили эту про­бу без ошибок. Время выполнения — в пределах нор­мы. Другие 4 человека допускали ошибки в пределах нормы, но время выполнения заданий — в 4 раза выше нормы. Остальные делали в 2—5 раз больше ошибок, чем здоровые испытуемые.

Качественный анализ ошибок, сделанных боль­ными с разными по локализации поражениями мозга, дал следующие результаты. Их ошибки резко отли­чались по характеру от ошибок, допускаемых здоро­выми испытуемыми. Если последние делали ошибки, которые можно охарактеризовать как негрубые (в виде неучета или пропуска несущественных деталей) и легко осуществляли операцию переворачивания целой фи­гуры или составляющих ее элементов, то у больных с парасагиттальным расположением очага и с пораже­нием задних отделов мозга ошибки типа «нарушения переворачивания» становятся основными (64,3 и 74,1 % соответственно от всего количества неправильных от­ветов). Одновременно у больных с парасагиттальным расположением очага наблюдалось большое количество неверных ответов типа «неправильное определение формы или количества либо и формы и количества элементов», что вело к нарушению целого. При поражениях как левого, так и правого полушария от­носительно большое число составили ошибки типа «неправильное определение величины элементов».

Разные ошибки были у больных с очагами пора­жения в передних, заднелобных и задних отделах моз­га. Так, больные с поражением заднелобных отделов допускали очень много ошибок типа «неправильное определение формы или количества либо и формы и количества элементов», в то время как ошибки типа «неправильное определение величины элементов» пре­обладали у больных с лсрсдне-базальным расположе­нием очага. Ошибки типа «неправильное определение количества элементов», ведущие к нарушению цело­го, преобладали у больных с поражением задних отде­лов больших полушарий (табл. 1).

Таблица 1

Количество ошибок (в % от общего количества

неверных ответов) при выполнении «проб на

части» больными разных групп

 

 

 

Расположение очага ~"ип ошибки Наруше­ние перевора­чивания
  2        
Парасагит-тальное (больше спозва) 21.5 21,5 21,5 10,6 3,6 21,3 64,3
Правосто­роннее 22,8   3,5   12,3 26,4 49,1
Левостороннее 18,5 14,8 3,7 25,9 7,4 29,7 37,5
В передних и базальных отделах мозга 16,9 13,5 5,1 28,8 8,5 27,2 40,7
В заднелобных отделах мозга 20,8   4,2 8,5 8.5   41,7
В задних отделах мозга   14,6 18,5 18,5 7,3 17,9 74,1

Примечание. 1 —неправильное определение формы, 2 — формы и количества, 3 — количества, 4 — вели­чины, 5 — соотношения элементов, 6 — прочие ошибки.

«Проба на пространственные отношения». Задание было недоступно по разным причинам для 8 боль­ных. 3 больных имели время выполнения и ошибки, характерные для нормы. У остальных число ошибок было в 6 раз, а время выполнения в 4 раза больше, чем в норме. Многие больные могли выполнить лишь 5—7 заданий из 10.

Качественный анализ обнаружил как общие чер­ты выполнения проб разными испытуемыми, так и отличия между ними, связанные с расположением очага.

Общими для больных были персеверации непра­вильных ответов, неумение переносить способ реше­ния на другую фигуру, попытки развернуть операции

(рассуждения вслух, сопровождение решения жеста­ми и т.п.); в некоторых случаях отмечалось неполное понимание задания.

Отмечались три типа неверных ответов: неправиль­ные, неполные и отказы, когда больной вообще отри­цает возможность адекватного решения задачи и не видит правильной фигуры.

Наглядно выступило, что больные с разной ло­кализацией поражения отличаются между собой по типу ошибок (табл. 2): больные с парасагиттальным расположением очага чаше всего давали различные «неправильные ответы»; им принадлежит 61% не­верных ответов, что в 2 раза больше, чем у больных других групп. Больные с правосторонней локализа­цией поражения допускали обычно ошибки по типу «неполных ответов», а с левосторонним поражени­ем давали наибольшее количество «отказов».

Можно видеть также, что больные с поражени­ем передних и базальных отделов мозга допускали много ошибок (62% от всех ответов), большая часть которых были «неполные ответы». В группе больных с поражением задних отделов мозга отмечалось зна­чительно меньше ошибок главным образом по типу «неправильных» и «неполных» ответов.

Больные с поражением заднелобных отделов полушарий часто давали «отказы» (табл. 2).

Таблица 2

Выполнение «проб на пространственные отно­шения» больными разных групп (в % от общего количества ответов)

 

  Общее Тип ошибок
Расположение очага число неверных Непра­вильные Неполные Отказы
  ответов ответы    
Парасагит-        
талы-юе (больше        
справа)        
Правосто- 34,6 8,8   0,8
роннее        
Левостороннее 32,6 11,8 12,6 8,2
В передних и        
базальных      
отделах мозга        
В задних 33,8     0,8
отделах мозга        
В заднелобных        
отделах мозга        
В левой        
зад нелобной        
области        

обсуждение результатов

Данные, полученные в наших экспериментах, показывают, что при выполнении двух серий проб на наглядно-пространственное мышление возникали оп­ределенные трудности уже у здоровых испытуемых.

Этот факт говорит об объективной сложности заданий и влиянии на их выполнение таких фак­торов, как образование, профессиональный опыт и т.д. По-видимому, весьма велики и индивидуальные особенности здоровых испытуемых по различным показателям наглядно-пространственного мышления. Наши испытуемые — аспиранты и студенты 5 курса гуманитарных факультетов — не имели специаль­ной тренировки в чтении чертежей. Это, по-ви­димому, объясняет появление большого количества ошибок в «пробах на пространственные отношения» именно в тех заданиях, где было необходимо опери­ровать с необычными фигурами. В тех заданиях, где требовалось определить разные соотношения между лементами фигур и где можно было опереться на вербальные логические формы суждении, допус­калось существенно меньше ошибок Можно, по-ви­димому, думать об участии вербально-логичсского мышления в решении задании, которые с первого взгляда не имеют ничего общего с.этой формой ин-теллект\ачьнои деятельности

При выполнении «проб на части» процесс вер-бально-логического рассуждения выступает со значи­тельно меньшей отчетливостью, чем при выполнении «проб на пространственные отношения* Здесь осуще­ствляется прямое «схватывание» целой структуры и ее состава и нет необходимости в другом способе реше­ния Однако при наиболее трудных заданиях этого типа включается и вербально-логическая форма мышления

Результаты, полученные у больных, наглядно по­казывают сложное строение интеллектуальных дей­ствий, необходимых для решения на первый взгляд простых задании Характер ошибок, допускаемых больными с разной локализацией поражении, по­зволяет убедиться в том, что дня выполнения за­дании из серии «проб на части» необходимо не только симупьтднное «схватывание» всех стабильных харак­теристик объектов (форма, количество элементов, размер), но и последовательное оперирование со­ставными элементами и их соотношениями Имен­но эти операции позволяют «увидеть» новую целую форму, что очень важно для успешного решения задачи

При анализе выполнения «проб на простран­ственные отношения» обнаружено, что некоторые больные с поражением задних отделов правого по-лчшария, у которых неоднократно описывались на-рмиения ориентировки в пространстве, трудности симультанного синтеза и т д, использовали формы вербально-логичсского рассуждения для решения задании, хотя это не всегда обеспечивало правильное решение Эти результаты показывают, что вербаль-но-логическис формы мышления могут в известной мере заменять «образное» мышление, особенно в тех случаях когда победнее нарушается или оказыва ется недостаточным для выполнения трсб>смых опе­рации азличные результаты, полученные при выпол­нении «проб на пространственные отношения» у разных групп больных, указывают на связь локализа­ции очага с особенностями наглядно-пространствен­ного мышления Бочьные с поражениями передних и базальных отделов мозга и те, у которых очаг рас­полагался парасагиттально (больше справа), допус­кали почти в два раза больше ошибок чем остальные Кроме того, если первые допускали так называемые «неправильные ответы», что совпадает с известны­ми фактами затруднении в установлении пространст­венных соотношении, свойственных этой группе больных, то вторые делали большое количество ошибок по типу «неполных ответов», объясняю шихся, по-видимому, их инактивностью, которая мешала продолжать процесс поиска правильных от­ветов Они прекращали активную деятельность пос­ле выполнения одной—двух операций

Далее можно отметить, что у больных с лево­сторонним поражением заднелобных отделов мозга преобладают, по сравнению с другими, ошибки по типу «отказов», что, по-видимому связано с труд­ностями в преодолении инертности и изменении действии Инертные стереотипы выражаются здесь в невозможности последовательного и пластичного изменения позиций по отношению к изображенным предметам

Таким образом, проведенное исспедование пока зало необходимость тщательного изучения сложного строения «наглядно-пространственного мышления», выдечения его компонентов и определения их роли в осуществлении разли" ных операции Судя по получен­ным результатам, нарушения этого вида мышления могут возникать при самых разных по локализации поражениях мозга, это свидетельствует о том, что в обеспечении указанных форм интеллектуальной дея­тельности принимают участие многие мозговые сие темы и что использование наглядно-пространственных проб может обогатить наши представления о психоло­гических особенностях интелчектуальныч процессов Дальнейшее изучение данной проблемы может ока заться полезным и для топической диагностики ло­кальных поражении головного мозга


С.Г.Гаджиев нарушение наглядной интеллектуальной деятельности при поражениях лобных долей мозга

В настоящем сообщении мы приводим резуль­таты исследования того, как нарушается практи­ческая «невербальная» форма интеллектуальной деятельности у больных с поражением лобных отде­лов мозга, сравнив наблюдаемые у них формы на­рушений с теми которые возникают при поражении иных — прежде всего теменно-затылочных — отде­лов больших полушарии

В качестве метода исследования мы взяли широ­ко распространенную пробу, известную под именем «куба Л инка» ()

Все нормальные взрослые испытуемые решали предложенную им задачу, сохраняя полноценную структуру интеллектуального действия ()

Несмотря на значительные варианты в конкрет­ных приемах решения задачи, ни в одном случае ре­шение не носило характера случайных, бесплановых импульсивных действий, ни в одном случае стадия предварительного анализа условий задачи и предва­рительной ориентировки не выпадала, ни в одном случае допущенные ошибки не оставались без кор­рекции Зо всех случаях процесс решения задачи сохранял трехфазный характер полноценного инте-лектуального действия Различие между испытуемы­ми заключалось лишь в том, что у одних схема и общая «стратегия» решения задачи возникали при предварительном ознакомлении с материалом, а у других — постепенно формировались в процессе выпочнения действия Из всех исследованных нами испытуемых половина относилась к первому, поло­вина — ко второму типу решения ()

Опыт показывает, что больные с поражением теменно-затылочных отделов мозга внимательно выс­лушивают инструкцию, тщательно пытаются усво­ить условия задания, которое не всегда доходит до них сразу, они шаг за шагом начинают ориентиро­ваться в предложенном им материале, знакомясь с отдельными кубиками, из которых они должны по­строить один большой куб, пытаются найти те спо­собы, которые наиболее адекватно помогут решить предложенную им задачу Во всем этом поведение больных с поражением теменно-затылочных отде­лов мозга существенно не отличается от поведения нормальных испытуемых

Значительные отличия обнаруживаются у них, как только они приступают к выполнению намечен­ного плана Нередко такие больные, правильно рас­сказав о принципах решения задачи, оказываются не в состоянии найти нужное пространственное рас­положение кубиков, они не могут правильно размес­тить кубики в пространстве, нередко, вместо того

Лобные доли и регуляция психических процессов / Под ред А Р Лурия ЕДХомской М Изд-во Моек ун-та, 1966 С 619-634

 

чтобы перейти от одного пласта выложенных куби­ков к другому, заменив горизонтальную плоскость выкладывания вертикальной, они продолжают выкладывать новый ряд кубиков в той же гори­зонтальной плоскости, нередко они неправильно ориентируют кубик в пространстве, обращая жел­тые стороны не туда, куда следует, и т д В резуль­тате этого выполнение задачи резко затрудняется, и задача, правильно сформулированная в словес­ном плане, оказывается невыполнимой, несмотря на то что осмысленный, целенаправленный харак­тер поведения больного остается сохранным ()

Совершенно иной характер нарушения интел­лектуальной деятельности можно наблюдать у боль­ных с поражениями лобных отделов головного мозга ()

Обратимся к примеру, иллюстрирующему наи­более тяжелые формы нарушения конструктивной деятельности у больной А с массивным поражени­ем лобных долей мозга ()

Первый отличительный признак ее поведения заключается в том, что фаза предварительной ори­ентировки в условиях задачи здесь почти полностью выпадает (} Больная повторяет инструкцию до­словно, не заботясь о том, чтобы вывести требуемые промежуточные действия При выполнении задания она не начинает с осмотра кубиков и составления предположительной программы действии Она не­посредственно начинает выкладывать кубики, иногда попностью игнорируя те условия, которые требуют­ся для получения нужного результата, иногда же ру­ководствуясь лишь непосредственным наглядным впечатлением, благодаря чему она учитывает толь­ко видимые стороны кубиков, игнорируя расцветку невидимых сю сторон Персеверация начатого дей­ствия часто приводит к тому, что кубики с одина­ковым числом окрашенных в желтый цвет сторон продолжают укладываться в один ряд, причем этот ряд часто продолжается, что приводит к утере нуж­ной формы куба Характерно, что больная, как пра­вило, почти не включает свою речь ни для анализа материала, ни для планирования последующего дей­ствия Характерно, наконец, что больная обычно не сличает результатов своего действия с исходным за­данием и удовлетворяется полученными результата­ми, не корригируя своих ошибок

Существенно, что развернутое обучение боль­ной не приводит к формированию нужной структу­ры интеллектуального акта, и больная, с!едуюшая развернутым указаниям экспериментатора, оказы­вается не в состоянии самостоятельно выполнить эту сложную интеллектуальную деятельность

Можно с достаточным основанием утверждать, что трехфазная структура интеллектуального дейст­вия здесь полностью разрушена, что из всего строе­ния действия выпадает составление программы, возникающее в норме на основе предварительной ориентировочно-исследовательской фазы действия, и что механизм сличения полученных результатов с исходной задачей, составляющей основу «акцеп­тора действия», здесь грубо нарушен

Мы привели пример грубого распада интеллек­туальной деятетьности при массивном поражении обеих лобных долей Существенным является тот факт, что и менее выраженные поражения лобных долей мозга вызывают сходные нарушения ин­теллектуальной деятельности, проявляющиеся в выпадении ориентировочно-исследовательской фазы действия, в нарушении составления программы, направляющей дальнейшее протекание действия и в значительной мере затрудняющей сличение по­лученных результатов с исходным намерением.

Несмотря на то что нарушения интеллектуаль­ной деятельности, возникающие в этих случаях, но­сят гораздо более стертый характер, внимательный анализ показывает, что они относятся к той же груп­пе и что в них отчетливо выступает невозможность выработать внутреннюю программу действия и под­чинить ей отдельные операции. Именно в связи с этим решение задачи приобретает характер не­посредственных проб и ошибок, примериваний случайно взятых элементов, и мы можем легко кон­статировать начальные проявления того распада структуры интеллектуальной деятельности, грубые формы которого мы только что описали.


Г.рлтклиф пространственное мышление, вращение в уме и правое полушарие

Хорошо известно, что показатели выполнения перцептивных и пространственных задач могут быть избирательно нарушены при поражениях правого полушария мозга Снижение показателей при выпол­нении этих заданий может объясняться нарушения­ми на уровне зрительного восприятия (D Kimura, 1963, Н Lansdell, 1968 и др), памяти (В Milner, 1965 и др), опенки пространственных отношений (Е De Renuetal, 1977, В Milner, 1965и др), «манипулятив-но-пространственным» аспектом задачи (J E Le Doux et al, 1977), или односторонним пространственным игнорированием (WR Brain, 1941 и др) Однако в литературе периодически встречается мнение о том, что может быть нарушен более высокий, абстракт­ный уровень анализа пространства Так, Т Лермит и О Треллес (1933) упоминают о «нарушениях прост­ранственного мышления» в связи с конструктивной апраксией, О Зангвилл и его сотрудники (J McFie et а!, 1950 и др) включают нарушения пространствен­ного мышления и «концептуально-пространствен­ной деятельности» в синдром зрительной агнозии, Д Коган (1960) описывает нарушения топографи­ческой ориентации, являющиеся у его пациентов следствием потери «чувства пространства»

Маловероятно, чтобы все эти авторы имели в виду один и тот же дефект, однако для объяснения этих явлении всеми ими применяется термин «рас­стройства пространственного мышления» (A L Benton et a/, 1974 и др) () Он предполагает, что про­странственные расстройства, наблюдаемые при ло­кальных поражениях мозга, могут иногда включать компонент, который не сводится к нарушениям оценки ими запоминания зрительного материала Высокоуровневый компонент этого рода может быть описан скорее как когнитивный, чем перцептивный, и любая информация о мозговых механизмах ког­нитивной обработки пространственной информации представляла бы значительный интерес

Хотя межполушарные различия в когнитивной переработке геометрической информации были по­казаны на материале больных, перенесших комис-суротомию (L Franco, R Sperry, 1977), прочие данные относятся преимущественно к анализу индивиду­альных случаев с правополушарной локализацией поражения Однако дефекты этого высокого уровня переработки пространственной информации не могут быть строго связаны с правосторонними поражениями до тех пор, пока не будут получены статистически значимые различия между сравнивае­мыми группами больных с поражениями правого и левого полушарии Далее, используемое задание должно быть таким, чтобы снижение показателей

1 RatcliffG Spatial thought, mental rotation and the right hemisphere//Neuropsychologia 1979 V 17 № 1

 

не могло быть сводимым к нарушениям восприятия, памяти или исполнительного звена (как, например, в том случае, когда используется конструирование) Эти требования, как правило, не соблюдаются Хотя нарушения способности выполнять «обратимые про­странственные операции на уровне «мышления» были описаны в связи с другими симптомами те­менных поражений Н Буттерсом и его коллегами (N Butters, M Barton, 1970 и др), их право- и псвопо-лушарные группы больных не различались статис­тически значимо в том случае, если они были уравнены по предполагаемой тяжести поражения (N Butters et a/, 1970)

В данной работе делается попытка выявить спе­цифический вклад правого полушария в одну из форм пространственного мышления при помощи методики, удовлетворяющей вышеописанному кри­терию Больные с очаговыми поражениями мозга должны были находить правую и левую руку на схе­матических рисунках человечков в двух эквивалент­ных экспериментальных условиях, различавшихся только расположением человечков (прямым или пе­ревернутым) Переориентация в уме предполагалась в качестве необходимого условия для определения правой — левой стороны на рисунке перевернутых человечков Было предположено, что больные с пра­восторонними поражениями будут избирательно иметь нарушения при выполнении этого варианта теста ()

Группа с задними поражениями была разделена на левостороннюю заднюю (п=19), правую заднюю (л= 18) и двустороннюю заднюю (п= 11) Оставшиеся одиннадцать испытуемых — «не задняя» группа — имели поражения, не затрагивающие задние отде­лы мозга

От испытуемого требовалось в каждой попытке сказать, какая рука человека была обозначена чер­ным диском В начале опыта испытуемому показы­вался человечек в положении А {но без обозначения правой и левой стороны) и его внимание обраща­лось на черты липа и пуговицы Ему сообщачось, что во время тестирования ему будут показаны се­рии схематических рисунков человечков, человечек может располагаться лицом (в этом случае черты лица и пуговицы будут видны) или спиной к нему (в этом случае ни черт лица, ни пуговиц видно не будет), и что человечек может как стоять прямо, так и быть перевернутым вниз головой Испытуемому далее со­общалось, что одна из рук фигуры будет отмечена черным диском, и что его задача будет заключаться в том, чтобы сказать «правая» или «левая», как только он поймет, какая именно рука отмечена Давались две тренировочные попытки, при этом ошибки не корригировались экспериментатором, условие зада­ния объяснялось снова, если это было необходимо

Чтобы установить, что испытуемые верно упот ребляли слова «правое» и «левое», были предприня­ты 24 дополнитеттьных опыта в которых стимулами являлись простые пары кружков — один белый, дру­гой черный, разделенные вертикальной чертой От испытуемого требовалось сказать «справа» или «сле­ва», в зависимости от того, с какой стороны распо­лагался черный кружок Двенадцать таких проб давались до основной серии опытов и двенадцать — после

Только четверо испытуемых (двое с задними ле­восторонними поражениями и двое с задними пра­восторонними поражениями) имели ошибки при простой оценке правой или левой стороны, и во всех лучаях эти ошибки спонтанно и быстро корриги­ровались перед следующей попыткой. Ни один из испытуемых не сделал более двух ошибок. (,,)

При предъявлении перевернутых стимулов груп­па больных с правосторонними задними поражени­ями имела большее число ошибок, чем контрольная группа, группа больных с задними левосторонними поражениями и группа с «не задними» поражения­ми Других различий между группами больных обна­ружено не было,

Выявленные в этом исследовании нарушения переориентации стимулов в уме, связанные пре­имущественно с задними правосторонними пора­жениями, не могут быть объяснены за счет дефектов зрительного восприятия или памяти. Если бы группа больных с задними правосторонними поражениями не могла различать местоположение в пространстве черного и белого кругов, обозначающих руки чело­вечков, или же страдала от грубого левостороннего игнорирования, то нарушения, вероятно, имели бы место как при вертикальном, так и при переверну­том предъявлении стимулов. В эксперименте прямо не использовалась загрузка памяти, и ответ, требо­вавшийся от испытуемых, будучи вербальным, не был в достаточной степени затрудненным, чтобы су­щественно влиять на показатели деятельности Если ы дефекты, лежащие в основе этих нарушении, яв­лялись какой-либо формой нарушения ориентировки в правом—левом, то в этом случае можно было бы также предполагать, что испытуемые имели бы нару­шения в обоих вариантах теста, а также то, что боль­ные с задними поражениями левого полушария имели бы большую степень дефекта, чем больные с пораже­ниями задних отделов правого полушария. Разумеет­ся, сниженные показатели группы больных с задними левосторонними поражениями для вертикального по­ложения могут быть отражением некоторого негрубого нарушения ориентировки в правом—левом, посколь­ку задание в этом случае является аналогичным неко­торым клиническим и экспериментальным тестам, направленным на исследование этой способности (A.L.Benton, I959; M.Crttchley, 1953).

Если перечисленные положения верны, то ре­зультаты подтверждают предположение, основанное на клиническом материале (N.Butters el al., 1970; V.Mayer, 1954 и др.) и экспериментальных работах, проведенных на здоровых испытуемых (G.Cohen, 1975; R.L.Taylor, 1972), о том, что правое полуша­рие специфическим образом участвует в решении задач на вращение в уме и, следовательно, в одной из форм пространственного мышления.


П. Мил и ер повреждения лобных долей мозга у человека

Б.Милнср (1963) на большой группе испытуе­мых четко показала, что «лобные» больные очень плохо выполняют задачу классификации карточек, предложенную Грантом и Бергом. В этой задаче пе­ред испытуемым раскладывают четыре карточки, на которых изображены: один красный треугольник, две зеленые звездочки, три желтых крестика и четыре голубых кружка. Затем испытуемому дают пачку из 128 карточек, которые нужно разложить на кучки под образцами. На карточках, имеющихся в пачке, находятся те же изображения, но отличающиеся по цвету, форме или числу. Например, там может на­ходиться карточка с двумя красными крестами, ко­торая будет похожа на первый образец по цвету, на второй — по числу и на третий — по форме. Если испытуемый поместит эту карточку под первым об­разцом, экспериментатор говорит ^правильно» в слу­чае, если классификация должна производиться по цвету; испытуемый должен понять, что все осталь­ные карточки следует разложить по цвету, не обра­щая внимания на другие особенности. После того как 10 последовательных карточек раскладываются правильно без предупреждения, принцип классифи­кации меняется: теперь карточки нужно раскладывать по форме. Если испытуемый продолжает расклады­вать карточки по цвету, ему говорят «неправильно», и он должен открыть новый принцип классифика­ции. Снова после 10 правильно разложенных карто­чек без предупреждения производится переход к классификации по числу. Последовательная смена трех принципов классификации вновь повторяется. Испытуемый продолжает раскладывание карточек, пока он дважды не разложит по 10 карточек пра­вильно во всех категориях или пока у него не кон­чатся карточки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.