Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Локальный фактор 2 страница




Проведенное исследование подтверждает в целом представления о существовании базальных эмоций и Их автономности, поскольку когнитивные операции с различными по качеству эмоциональными стимулами осуществляются больными по-разному в зависимости от локализации очага поражения (по полушариям и в пределах полушарий). По-разному и оцениваются — на когнитивном и эмотивном уровнях — различные базальные эмоции больными с разными локальными Поражениями мозга.

Наконец, проведенное исследование — на новом материале — еще раз продемонстрировало справедли­вость положения о единстве «аффекта и интеллекта», развиваемого в советской психологии Л.С.Выготским (1956, 1958, 1970), С.Л.Рубинштейном (1946), Б.В.Зей-гарник (1976), В.К.Вилюнасом (1988) и многими дру­гими авторами.

Таким образом, нсйропсихологичсский анализ эмоциональных нарушений у больных с локальными поражениями мозга дает ценный фактический матери­ал для построения общепсихологической теории эмоций, для уточнения общепсихологических представлений об эмоциональных явлениях, их структуре, их парамет­рах, их уровневой организации, качественной специ­фике, их связи с когнитивной сферой.

Второй аспект рассмотрения результатов исследо­вания — основной с точки зрения замысла этой рабо­ты — значение проведенного исследования для разработкис позиций нейропсихологии проблемы «мозг и эмоции», получения нового фактического материала, уточняю­щего представления о мозговой организации эмоций. Характеризуя этот аспект исследования, следует ска­зать, что прежде всего оказалось принципиально воз­можным реализовать нейропсихологический подход к изучению эмоций. Центральным для этого подхода, как известно, является представление о системной динамической мозговой организации всех психических явлений, включая эмоциональные, т.е. о наличии осо­бых функциональных систем, «отвечающих» за осу­ществление того или иного эмоционального явления. Как и функциональные системы, обеспечивающие реа­лизацию когнитивных психических функций, «эмо­циональные функциональные системы», по-видимому, состоят из многих звеньев, каждое из которых «отвеча­ет» за определенный аспект эмоции: знак, модальность (качество), осознанность, произвольность управления и др. Оказалось возможным соотнести определенные параметры эмоциональных явлений с определенными мозговыми структурами. Хотя это направление иссле­дования эмоций находится еще на начальных этапах, можно уже сказать, что оно позволяет по-новому по­дойти к изучению проблемы «мозг и эмоции».

Далее, важнейший принцип нейропсихологичес-кого анализа, как известно, состоит в «синдромном» подходе к изучению нарушений психических явлений, в выделении фактора (или факторов), лежащих в основе нейропсихологического синдрома. В целом удалось в определенной мере реализовать и этот важнейший принцип по отношению к эмоциональным явлениям. Полученный экспериментальный материал позволил выделить различные эмоциональные синдромы, объеди­няющие разные эмоциональные нарушения (симпто­мы), а также — симптомы нарушения когнитивных процессов и самосознания.

Экспериментальный материал, полученный в на­стоящем исследовании, позволяет сделать ряд выводов о соотношении эмоциональных нарушений с опреде­ленными структурами мозга.

Первый из них относится к роли правого полушария в эмоциональном реагировании. Как свидетельствуют данные, полученные с помощью разных методов (те­стами на оценку эмоционально выразительных лиц, тестами на выбор нужного названия эмоции из спис­ка и др.), больные с поражением правого полушария (особенно правой лобной доли) обнаруживают наи­более грубые эмоциональные нарушения по сравнению с больными, имеющими любую другую локализацию поражения. Такие больные совершают максимальное количество ошибок при выполнении различных ког­нитивных операций с эмоциональными стимулами; чаще, чем другие больные, не могут вообще опреде­лить знак и модальность эмоций (даже ярко выражен­ных) и выбирают название «безразличие»; хуже, чем другие больные, узнают предъявленные им для запо­минания эмоциональные эталоны и т.д. При анализе суммарных (поведенческих и экспериментальных) оце­нок степени выраженности эмоциональных нарушений в группе больных с наиболее грубо выраженными эмо­циональными дефектами (3-я группа) оказалось по­давляющее большинство правополушарных больных (22 из 32 по результатам дополнительного исследования).

Особое отношение правого полушария к «эмогди-ональности» или «общему эмоциональному фону», т.е. к какому-то общему комплексному эмоциональному статусу, неоднократно обсуждалось в литературе. Об этом свидетельствуют многочисленные клинические наблюдения (С.В.Бабенкова, 1971; Б.И.Белый, 1975, 1976, \987;J.Bomd, C.Joan, N.Marjorie, 1986 и мн. др.).

Существуют и физиологические объяснения осо­бой роли правого полушария в эмоциональных про­цессах. Как известно, многие авторы подразделяют неспсцифические активационные механизмы мозга на две самостоятельные системы активации: рети­кулярную илимбичсскую системы. Установлено, что левое полушарие преимущественно связано с рети­кулярными активационными механизмами, а пра­вое — слимбическими, имеющими важное значение в обеспечении эмоциональных процессов и состоя­ний (В.Д.Небылицын. 1971 и др.).

Наконец, существуют и различные эксперимен­тально-психологические доказательства преимущест­венного участия правого полушария в переработке эмоциональной информации. Так, поданным В.П.Мо­розова (1985, 1988), показатели «эмоционального слу­ха» (т.е. способности распознавать качество и степень выраженности базальных эмоций по голосу) выше, если сигналы подаются на левое ухо (т.е. преимуще­ственно поступают в правое полушарие). Неправиль­ные оценки эмоциональных стимулов с большей уве­ренностью (т.е. в более трубой форме) наблюдаются при подаче стимулов на правое ухо. Правое полушарие более успешно перерабатывает и зрительную эмоцио­нальную информацию (мимические сигналы). Экспе­риментально доказана также ведущая роль правого полушария и в эмоциональной экспрессии — у прав­шей (J.Borod et al, 1986).

Все эти работы дали основание П.В.Симонову (1987) говорить об «эмоциональной асимметрии по-лушарий» за счет большей «эмоциональности» право­го полушария мозга по сравнению с левым. Наше исследование подтверждает существование такой асим­метрии.

Вторым важным выводом, вытекающим из раз­личных экспериментальных данных (...) является по­ложение о сушествовании двух основных относительно автономных эмоциональных систем — системы поло­жительного и системы отрицательного эмоционального реагирования. Эти системы по-разному связаны с рабо­той разных полушарий головного мозга. Обобщая экспе­риментальные данные, можно сказать, что у правшей левое полушарие преимущественно «отвечает» за по­ложительные эмоции, а правое — за отрицательные.

Эксперименты показали, что не только знак, но и целую плеяду признаков эмоционально-личност­ной сферы следует соотносить с левым и правым полушариями мозга. К ним относится способность дифференцировать эмоции данного знака, но раз­ной интенсивности, способность к совершению раз­личных когнитивных операций с эмоциональными стимулами данного знака, эмоциональная устойчи­вость в ответ на эмоциональную «интерференцию» с помощью стимулов того же знака, способность к осознанию собственного эмоционального состояния на когнитивном и эмотивном уровнях и, по-види­мому, ряд других.

Положительная и отрицательная эмоциональные системы достаточно автономны и в то же время тесно взаимодействуют друг с другом. Они находятся в определенных реципрокных отношениях: подавление одной системы приводит к «высвобождению» (облег­чению, фасилитации) другой. Так, поражение правого полушария (не сопровождающееся явлениями грубой гипертензии), особенно правой лобной доли, угнетая отрицательную эмоциональную систему, приводит к патологическому усилению положительной системы, что имеет четко выраженные и клинические, и экспе-римснтальньи- проявления (во многих случаях — толь.

ко экспериментальные) Клинически — в случае грубого нарушения баланса положительной и отрицательной эмоциональных систем —- это проявляется в виде эй­фории, беззаботности, некритичности, дурашливос­ти и т п При угнетении положительной эмоциональной системы и «высвобождении» отрицательной возника­ет противоположная по знаку симптоматика (обычно менее грубо выраженная)

По видимому, эти две основные эмоциональные системы, помимо общих признаков, относящихся только к эмоциям разного знака, обладают и специ­фическими полушарными признаками, которые и де­лают правое полушарие ведущим и в переработке любой эмоциональной информации, и в эмоциональ­ной экспрессии, по сравнению с левым полушарием Изучение этих признаков — дело будущего

Специфичность работы левого и правого полу­шарий, обуславливающая специфичность и эмо­циональных систем, имеет и нейрохимическое обосно­вание Целым рядом авторов показано, что качество (модальность) и интенсивность эмоции определяются взаимоотношением норадрснергическои, дофамин-ергическои, ссротонинсргичсскои, холинергической систем и цепым рядом неиропептидов, включая эндо­генные опиаты (/ Шепард, 1987, А В Вальдман и др, 1976 и др) В целом, в мозгу имеются две основные медиаторные системы — адрснсргическая и холинер-гическая И хотя в каждом полушарии существуют обе указанные нейрохимические системы, как показали исследования разных авторов, левое и правое полуша­рия мозга характеризуются «нейрохимической асиммет­рией» левое полушарие в большей степени связано с адрснсргичсскои, а правое — с холинергической ме-диаторнои системой Эта нейрохимическая неоднород­ность полушарии проявляется различным действием катехоламинергических и серотонинергических пре­паратов у ботьных с поражением левого и правого полу­шарии мозга Катсхоламинсргичсскис препараты поло­жительно действуют на протекание (и восстановление) высших психических функции при поражении лево­го полушария, а серотонинергические — при пора­жении правого полушария головного мозга (В М По­ляков, 1986 и др)

Третий вывод, вытекающий из различного экспе­риментального материала, полученного в настоящем исследовании, относится к роли лобных долей в обес­печении эмоциональных явлении Исследование убе­дительно показало, что в пределах больших полушарии центральную роль в мозговой организации эмоции играют лобные доли мозга Поражение лобных долей мозга (особенно мсдио-базальных их отделов) даже при отсутствии каких-либо эмоциональных симптомов в клинической картине заболевания всегда сопровож­дается достаточно отчетливыми экспериментальными признаками эмоциональной патологии, что указыва­ет на непосредственное отношение лобных долей моз­га к мозговой организации эмоциональных явлений Экспериментальный материал свидетельствует, что поражение правой и левой лобных долей приводит к появлению двухрамичных эмоциональных синдромов Эти синдромы включают и собственно эмоциональные нарушения, выявляемые на поведенческом уровне, и изменения когнитивных процессов, связанные с ана­лизом эмоциональных стимулов («эмоциональных» слов, фотографии эмоционально выразительных лиц, сюжетных изображении), страдает при этом и само­оценка эмоций как часть самосознания (различным образом при поражении левой и правой лобных до-л^-и) Важная роль лобных долен в mojtoboh органика

ции эмоции объясняется их корково-подкорковыми связями с различными отделами нсспсцифическои системы (лобно-ретикулярные, лобно-лимбические) и с гипоталамическими образованиями — важнейши­ми нейрохимическими механизмами эмоциональных процессов

Четвертый вывод, который можно сделать на основании экспериментальных данных, — это учас­тие (на других ролях) в обеспечении эмоциональных процессов помимо лобных долей и других полушар ных структур мозга задних отделов больших пол\-шарии и диэнцефальных образовании Характер и степень этого участия — иные, чем у передних отде­лов мозга Однако поражение задних отделов мозга (теменных, теменно-височных, тсмснно-затылочных и др) также, хотя и в меньшей степени, влияет на протекание эмоциональных процессов (полевополу-шарному или правополушарному типу) Наблюдается левополушарныи или правополушарныи тип оши­бочных ответов в некоторых (но не во всех, как при поражении лобных долей мозга) когнитивных one рациях, однако при относительно сохранной само­оценке эмоционального состояния

Более отчетливые эмоциональные нарушения возникают при поражении базально-диэнцефалъных отделов мозга По своему характеру эти нарушения сходны с правосторонними эмоциональными нару­шениями Однако, если при поражении лобных долей мозга (и правой, и левой) страдают вес три уровня эмоционально-личностной сферы — уровень эмо­циональных реакции, эмоционального состоя­ния и эмоционально-личностных качеств, — то при поражении задних отделов больших полушарии (и на начальных стадиях заболевания — при базально-диэнцефальных очагах) уровень эмоционально-лич­ностных качеств, как правило, остается сохранным Таким образом, эмоциональные синдромы при по ражении задних отделов больших полушарии и ди-энцефально-базальных структур мозга имеют иные характеристики, чем при поражении передних от делов мозга Однако специфика этих синдромов нуж­дается в дальнейшем тщательном исследовании

Наконец, полученные экспериментальные мате­риалы указывают, что качество (модальность) эмоций, нарушенных при том или ином локальном поражении мозга, также должно стать важнейшей характеристикой эмоциональных синдромов Как показали исследо­вания, у больных могут нарушаться не все отрица­тельные эмоции, а избирательно только эмоция горя, страха или гнева Это не может не влиять на весь эмо­циональный синдром в целом Однако для суждения о точной качественной специфике тех или иных эмоци­ональных синдромов данных, которыми мы пока рас­полагаем, еще недостаточно Для решения этой задачи потребуется специальное исследование и конечно спе­циальный арсенал методических приемов

Третий аспект анализа результатов проведенного исследования — методический Как известно, изуче­ние эмоционально-личностной сферы сопряжено с различными трудностями и среди них одна из наибо­лее актуальных — недостаточная информативность и точность используемых приемов В нашем исследова­нии эти трудности возрастали еще и потому, что тре бовалось исследовать эмоции у тяжело больных людей с различными локальными поражениями мозга Дале­ко не все известные в общей психологии методы иссле­дования эмоционально-личностной сферы пригодны

для использования в условиях клиники, Поэтому раз­работка методических приемов, направленных на оцен­ку различных параметров эмоциональных явлений и пригодных для использования в клинических услови­ях, была специальной и важнейшей задачей.

Общим принципом построения методик, исполь­зованных в настоящем исследовании, был принцип не прямого, а косвенного -— через познавательные процессы — исследования эмоциональных явлений разных уровней. На этом принципе построены и ос­новные, и дополнительные методики. Для оценки эмоционально-личностной сферы использовались раз­личные познавательные процессы: мнестические (за­поминание «эмоциональных» и «нейтральных» слов в разных условиях, запоминание и узнавание эмоцио­нальных эталонов — эмоционально выразительных лиц), перцептивные (восприятие и анализ зрительных эмоциональных стимулов — фотографий лиц, сю­жетных изображений), интеллектуальные (словесные ассоциации, различные логические операции с эмо­циональными стимулами — сравнения, классифика­ции, обобщения). Разработанный комплекс методик, направленный на разработку различных параметров эмоциональных явлений, во всех случаях был сначала апробирозан на норме и только затем использовался на больных с локальными поражениями мозга Раз­работка и апробация «эмоциональных» методик — результат коллективного творчества лиц, принимавших участие в этом исследовании: С.В.Квасовца, Н.Я.Ба-товой, Д.В.Ольшанского, Э.И.Шафиеаой, О.А Госу­даревой, Е.В.Трубановой. Далеко не все методики прошли полноценную апробацию на всех континтентах больных (в этом различие основного и дополнительного исследования), однако многие из них показали свою высокую информативность и адекватность постав­ленной задаче, в связи с чем могут быть рекомендованы для проведения исследований эмоционально-личнос­тной сферы в условиях клиники.

В целом, подводя итоги проведенному исследо­ванию, можно сказать, что нейропсихологический подход к изучению особенностей эмоционально-лич­ностной сферы в норме и у больных с локальными поражениями мозга открывает новые возможности в решении как общих теоретических вопросов, связанных с психологией эмоций, так и в решении собственно нейропсихологических задач, направленных на изуче­ние эмоциональных нарушений при локальных пора­жениях мозга, входящих в более широкую проблему «мозг и эмоции».


Е.Д.ХОМСКАЯ, И.В.ЕФИМОВА, Е.В.БУДЫКА, Е.В.ЕНИКОЛОПОВЛ МЕЖПОЛУШАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА1

Изучение эмоции (или различных проявлений эмоционально-личностной сферы) в контексте проб­лемы межполушарной асимметрии мозга проводится уже давно Накоплен большой фактический материал о неравнозначности левого и правого полушарии мозга в обеспечении эмоциональных явлении Эксперимен­тальные данные получены и на здоровых испытуемых (с доминированием левого или правого полушарии), и на клиническом материале ()

Современная нейропсихология рассматривает эмо­циональные явления как сложные системные образо­вания, на которые распространяются все положения о мозговой организации высших психических функ­ции, разработанные АРЛурия и его школой (1962, 1963, 1973 и др) Эмоции как системные образования — комптексны, многомерны, обладают многими па­раметрами и характеристиками (знак, модальность, ин­тенсивность, длительность, степень осознанности, произвольности и др) Каждое эмоциональное явле­ние может быть охарактеризовано определенным на­бором параметров Эмоционально-личностная сфера, состоящая из положительной и отрицательной эмо­циональных систем (каждая из которых включает не­сколько базальных эмоции), имеет уровневое строение, эмоциональные явления обеспечиваются особыми функциональными системами, специфичными для разных эмоции и эмоциональных состояний Наруше­ния эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга протекают по типу «эмоциональ­ных синдромов», включающих нарушения как собст­венно эмоции, так и других психических функции в соответствии с нарушенным «эмоциональным факто­ром» Характер «эмоционального синдрома» зависит от прсморбида (возраста, пола, типа межполушарной организации и др) Вследствие этого нарушение эмо­ционально-личностной сферы имеет четкое топичес­кое значение (ЕДХамская, 1987, 1996, б, ЕДХомская, Н Я Батова, 1992 и др)

В настоящем исследовании сделана попытка про­анализировать особенности эмоционально-личностной сферы с позиции нейропсихологии индивидуальных различии, т е сопоставить особенности протекания различных эмоциональных явлении с типами ПЛО [профилей латеральной организации]

В замысел работы входило изучение связи типов ПЛО с тремя основными уровнями эмоционально-личностнои сферы уровнем эмоциональных реак­ции уровнем эмоциональных состоянии и уровнем эмоционально-личностных качеств Признавая доста­точно большую условность выделения этих уровней, и\ тесную связь друг с другом, мы тем не менее со­чти возможным рассматривать их отдельно, посколь-

1 Хамская Е Д Ефимова И В Будыкз ЕВ, Ениколо-пова ЕВ Нейропсихология индивидуальных различий М Роспедагенство 1997 С 153—186

 

Типы ПЛО и эмоциональные реакции (опознание базальных эмоций)

Одним из первичных уровней эмоционально-лич­ностной сферы является уровень эмоциональных реак­ций (или эмоциональной реактивности), возникающих в ответ на эмоциональные стимулы (например, выра­жение лица)

Многие исследователи (С R Darwm, 1877, FEkman et al, 1975, К Изард, 1980 и др) выделяют несколько базальных (фундаментальных) эмоции, которые яв­ляются врожденным межкультурным феноменом К их числу относятся радость, горе, гнев, страх, удивле­ние, отвращение и др Общее количество этих эмоций невелико (различно по данным разных авторов) и по-видимому, не превышает десяти Каждая из этих эмоций характеризуется определенным набором мо­торных (мимика, пантомимика), физиологических (ве­гетативных, ЭЭГ и др) и субъективных показателей Базальные эмоции имеют одинаковое выражение в раз­ных культурах и, по-видимому, обеспечиваются врож денными механизмами (К Изард, 1980 и др) Эти эмоции являются важнейшим средством невербаль­ной коммуникации

Одним из аспектов изучения базальных эмоции является изучение особенностей восприятия различ­ных выражений лиц и возможности их диффсренци-ровки Известно, что распознавание эмоциональных состоянии по выражению лица имеет и диагностичес­кое значение

Существует предположение, что левопочушарные структуры (кора и подкорковые образования) связаны с «гиперстеническими» эмоциями {эйфория, мания, гнев, тревога), а правополушарные — с «астени­ческими» эмоциями (печаль, тоска, апатия, страх) (А П Чуприков, 1975, а) Широко известно положение о том, что левое полушарие преимущественно опре­деляет прием и переработку положительной эмоцио­нальной информации, а правое —- отрицательной Однако все эти представления складывались преиму­щественно на основании материалов изучения эмо­циональной сферы у правшей (по доминирующей руке), причем эмоции исследовались преимуществен­но психодиагностическими тестами или на феноме­нологическом уровне (особенно в клинике)

Исследования особенностей восприятия базаль­ных эмоции у лиц — представителей различных ти­пов ПЛО не проводились

В настоящей работе восприятие лицевой эмоцио нальнои экспрессии оценивалось с помощью време­ни реакции Данный индикатор широко применяется в различных исследованиях Так, с помощью этого показателя было обнаружено, что ассоциативные отве­ты на «эмоциональные» слова имеют большие величи­ны латентного времени, чем на нейтральные (ЕДХом­ская, НЯ Батова, 1984), что среднее время опознания «эмоциональных» стимучов (эмоционально-вырази­тельных лиц) превосходит среднее время опознания «неэмоциональных» (изображении предметов и жи­вотных) (ЭИШафиева, 1990, Э И Шафиева, ЕДХом­ская, 1989) У больных с локальными поражениями мозга и выраженными эмоциональными расстройства­ми восприятие эмоциональных стимулов резко замед­лено (ЭЙ Шафиева, 1990)

В работе А Ж Моносовои и Н В Чаянова (1992) установлено, что время реакции на эмоциональный стимул (эмоции радости и горя) может использоваться для оценки нарушения эмоциональной сфе­ры и при пограничных состояниях.

В настоящем исследовании была предпринята по­пытка определить различия в определении 4-х базаль-ных эмоций (радости, горя, страха, гнева) у здоровых испытуемых: а) для получения нормативных данных и б) сопоставления скорости восприятия базальных эмоций с различными типами ПЛО.

методика и испытуемые

Использовались дне группы методов. Первая была направлена на оценку особенностей межполушарной организации мозга и включала опросник Аннетт, тесты Лурия, пробу Розенбаха. Вторая представляла собой оригинальную компьютерную методику, разрабо­танную А.Ж. Моносовой, Н.В.Чаяновым (1992). Про­цедура опытов состояла в предъявлении на экране монитора (в центре поля зрения) в случайном поряд­ке зашумлснных фотографий лица, выражающего эмоции: «радость», «горе», «страх» и «гнев*. Исполь­зовалось 8 градаций интенсивности выраженности эмо­ций. Каждая фотография предъявлялась по 20 раз. Этало­ны сочетались попарно (двухальтернативный выбор), а именно: «радость—горе* (первая серия); «страх—гнев» (вторая серия). Испытуемый должен был как можно быстрее нажимать на клавиши «мыши» при опозна­нии эталонов. Регистрировалось время реакции. Опре­делялось количество правильных ответов и процент ошибок. В промежутках между предъявлениями эталонов на экране монитора появлялось дежурное изображе­ние («текстурированный фон»). В качестве контрольных задач использовалась простая сенсомоторная реакция на те же фотографии (без выбора) и задачи двухаль­тернативного пространственного выбора на простые зрительные стимулы (круги)1.

В эксперименте участвовали 18 здоровых испы­туемых (20—60 лет), мужчин и женщин.

Значимость выявленных различий оценивалась при помощи t-критерия Стьюдснта (И.Н.Бронштейн, КЛ.Се-мендяев, 1980).

результаты

Все испытуемые — по результатам оценки межпо­лушарной организации — были разделены на три груп­пы: «правши» (условное название для правшей и праворуких — 8 чел.), «левши» (условное название для леворуких и амбидскстров с левосторонними сенсор­ными признаками) — 6 чел. и «амбидекетры» (без пред­почтения руки и одним или двумя правосторонними сенсорными признаками) — 4 человека.

Опыты показали, что по параметру «время простой сенсомоторнои реакции» «правши» досто­верно не отличаются от «левшей» (М = 0,314 с, SD = 0,089 с и М = 0,338 с, SD = 0,145 с; здесь и далее: М — среднее значение, SD — стандартное отклонение). Однако «правши» и «амбидекетры» (М = 0,451 с, SD = 0.157 с), а также «левши» и «амбидекетры» различаются с вероятностью 0,99.

По параметру «время реакции на левый круг» (в задаче двухальтернативного выбора) между группами «правши» (М = 0,386 с, SD = 0,081 с) и «левши» (М = 0,398 с, SD = 0,720с) достоверных различий нет; груп­пы «правши» и «амбидекетры» (М = 0,645 с, SD = 0,182 с), а также «левши» и «амбидекетры» различа­ются с вероятностью 0,99.

По параметру «время реакции на правый круг» (в задаче двухальтернативного выбора) между группами

1 Экспериментальное исследование выполнено М.В.Тюбекиной.

 

«правши» (М = 0,375 с, SD = 0,067 с) и «левши» (М = 0,410 с, SD = 0,085 с) различия выявляются с вероят­ностью 0,95; группы «правши» и «амбидекстры» (М = 0,541 с, SD = 0,117 с), а также «левши» и «амбидекст­ры» различаются с вероятностью 0,99. (...)

На рисунках 1—4 представлены усредненные дан­ные времени реакции по всем базальным эмоциям у «правшей», «левшей» и «амбидекстров».

Как видно из этих рисунков, существуют опреде­ленные различия в восприятии базальных эмоций у представителей разных типов ПЛО. Прежде всего, име­ют место различия во времени реакции между «прав­шами» (от 881 мс до 588 л/с), «левшами» (от 866 л;сдо 570 мс) и «амбидскстрами» (от 1,324 мс до 817 мс) — для всех шкал и для каждой из них. Достоверно боль­ше величины времени реакции на стимулы всех мо­дальностей у «амбидекстров». На стимулы шкалы «радость» время реакций у «правшей» меньше, чем у «левшей» (хотя разница не достигает уровня значимос­ти). Незначительно выше время реакции «левшей» и на стимулы шкалы «горе». Достоверно меньше у «лев­шей» время реакции на стимулы «страх». Между зна­чениями времени реакции «правшей» и «левшей» по шкале «гнев» значимых различий нет, но для «лев­шей» характерна большая сглаженность значений, у «правшей» зависимость времени реакции от интенсив­ности стимула выражена более отчетливо.

На рисунках 5, 6, 7 представлены усредненные данные по каждому типу ПЛО и по всем четырем базальным эмоциям.

В группе «правшей» (рис. 5) наименьшее время реакции было на стимулы шкалы «гнев», наиболь­шее — на стимулы шкалы «страх».

В группе «левшей» (рис. 6) — наибольшее время реакции наблюдается на стимулы шкал «радость» и «горе», причем, в отличие от других испытуемых, на более интенсивные стимулы по шкале «радость» «левши» давали более замедленные, а не быстрые реакции, чем другие испытуемые.

В группе «амбидекстров» самые большие значе­ния времени реакций были на стимулы «радость» (рис. 7).

Полученные результаты (М.В.Тюбекина, 1996) по­казывают, что у здоровых испытуемых время реакции на эмоциональные зрительные стимулы (в задаче двух-альтернативного выбора) значимо больше, чем время реакции на лицо из того же набора (вне ситуации вы­бора) и на неэмоциональные стимулы (круги — с раз­ным пространственным расположением — в ситуации двухальтернативного выбора). Эти данные согласуют­ся с результатами исследований Е.Д.Хомской, Н.Я.Ба-товой (1984) и Э.И.Шафиевой, Е.Д.Хомской (1989), показавших, что эмоциональные стимулы (слова, эмо­ционально выразительные лица) опознаются медлен­нее, чем нейтральные (слова, изображения предметов, животных). Исследование показало далее, что при уве­личении степени выраженности эмоции происходит уменьшение времени ее опознания, т.е., что на про­цесс опознания базальных эмоций распространяются те же закономерности, что и на опознание других сен­сорных стимулов.

В то же время оказалось, что форма зависимости времени реакции от интенсивности стимула раз­лична для каждой из четырех базальных эмоций.

Обнаружены различия в характере опознания базальных эмоций у испытуемых с разными типа­ми ПЛО.

Согласно полученным данным, «правши» и «лев­ши» различаются по скорости опознания эмоций


Рис. 1 Зависимость времени опознания

эмоционально-экспрессивных лиц от степени

выраженности эмоции «Радость» у разных типов

ПЛО

обозначения по осям:

П — группа правшей, Л — группа левшей; А — группа

амбидекстров; 0—7 — степень выраженности эмоции

(О — минимальная, 7 — максимальная выраженность

эмоции), по оси ординат — время реакций, т.е. время

между моментом предъявления стимула и нажатием

клавиши (в мс)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.