Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Самооценка эмоционального состояния




Как уже говорилось выше, самооценка эмоцио­нального состояния проводилась с помощью тестов Ч.Спилбергера—Ю.Л.Ханина и Н.Я.Батовой.

Изучение уровня личностной и реактивной тре­вожности с помощью теста Спилбергсра—Ханина выявило, что высокий уровень личностной тревож­ности имеют 52% студентов консерватории и 41% студентов МГУ. Высокие показатели реактивной тре­вожности также отмечаются значимо чаще у обсле­дованных студентов-вокалистов, чем у студентов МГУ (34% и 18% соответственно, р<0,05).

Выше представлены средние данные самооценки своего текущего состояния методом идентификации его с эталоном (картинкой, изображающей эмоции разного знака и интенсивности) по методу Н.Я.Ба­товой для всей выборки студентов МГУ, для «прав­шей» и для «левшей» (Е.Д.Хомская, Н.Я.Батова, 1992).

Средние данные по выборке музыкантов были следующими: большинство испытуемых (73%) иден­тифицировало свое состояние с эмоциями средней интенсивности, из них 32% — с положительными, а 41% — с отрицательными. Многие испытуемые (27%) в качестве адекватных своему текущему эмоциональ­ному состоянию избрали эталоны, выражающие ин­тенсивные отрицательные (17%) или интенсивные положительные (10%) эмоции. По сравнению со сту­дентами МГУ среди студентов консерватории в пол­тора раза больше лиц, оценивающих свое текущее эмоциональное состояние как очень интенсивное. Вто­рое отличие музыкантов от немузыкантов состоит в

том, что если у немузыкантов преобладает разной ин­тенсивности положительное эмоциональное самочув­ствие (63%) над отрицательным (37%), то большинство музыкантов отождествляют себя с эмоционально-отрицательными эталонами (58% и 42% соответст­венно).

Первое отличие этих двух выборок испытуемых можно интерпретировать как склонность музы­кантов к более интенсивным эмоциональным пере­живаниям, второе — как их большую склонность к отрицательным эмоциональным состояниям (по сравнению с немузыкантами).

Важно отметить и третье отличие. Под влиянием просмотра неприятных картинок («эмоциональная интерференция») достаточно большое число музыкан­тов (36%) изменяли показатели самооценки своего текущего эмоционального состояния. Это была замена сред не-положительной оценки на средне-отрицатель­ную, сред не-отрицательной на максимально отрица­тельную или даже умеренно-положительной на сильно отрицательную. Немузыканты под влиянием эмоцио­нальной интерференции своих оценок не меняли (от­мечались лишь единичные случаи). Таким образом, группу музыкантов от немузыкантов отличает также большая чувствительность самооценки к эмоциональ­ному воздействию (интерференции).

Сопоставление типов межп олуш арной асимметрии с эмоциональной самооценкой обнаружило, что лица с «чистым» правым профилем асимметрии чаще оце­нивают свое текущее состояние как умеренно по­ложительное, и на их оценку эмоциональные помехи не оказывают какого-либо влияния. Однако у лиц со смешанным типом асимметрии (подавляющее боль­шинство), особенно у амбидскстров, леворуких и левшей, наблюдается большой разброс показателей са­мооценки (от максимально положительной до макси­мально отрицательной). Под влиянием эмоциональной помехи они могут изменить свою оценку по интен­сивности и даже — по знаку. Подобная картина более типична для студентов консерватории.

Результаты проведенного исследования свиде­тельствуют о том, что группа музыкантов (студенты консерватории) существенно отличается по распре­делению видов и типов межполушарнои асиммет­рии мозга от нсмузыкантов (студентов МГУ того же возраста и пола). Эти различия состоят прежде всего в накоплении у музыкантов признаков амбидскстрии и доминирования правого полушария (особенно — у женщин) и в меньшей выраженности правосто­ронней асимметрии (особенно — в моторной сис­теме).

Результаты самооценки своего эмоционального состояния также отличаются у музыкантов и нему­зыкантов. У музыкантов по сравнению с нсмузы-кантами более выражены признаки эмоциональной, психосоматической и вегетативной дезадаптации, выше реактивная и личностная тревожность, они более склонны к отождествлению себя с эталона­ми, изображающими интенсивные эмоции, чаще выбирают эмоционально-отрицательные эталоны как адекватные своему текущему состоянию по сравне­нию с немузыкантами. Их эмоциональные самооценки подвержены влиянию помех в большей степени, чем у студентов МГУ. Все эти данные указывают на выраженную специфику эмоционально-личностных качеств у музыкантов.

Нейропсихологический анализ эмоционально-личностной сферы разных уровней делает еще пер

вые шаги. Однако уже полученные результаты по

сопоставлению эмоциональных реакций, эмоциональ­ных состоянии и эмоционально-личностных качеств с особенностями межлолушарной организации мозга свидетельствуют о большой перспективности этого пути разработки проблемы типологии эмоции


Л.Я.БЛЛОНОВ, В.Л.ДЕГЛИН, Н.Н.НИКОЛАЕНКО О РОЛИ ДОМИНАНТНОГО И НБДОМИНАНТНОГО ПОЛУШАРИЙ В РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ

В настоящее время появляется все больше данных, свидетельствующих о значении функциональной асим­метрии больших полушарий для аффективной сферы. Наши данные получены при проведении электросудо­рожной терапии методом ун плате рал ьных припадков (УП), которые вызываются нанесением электрического раздражения на одну сторону головы — правую или левую. Ранее нами было показано, что после право­сторонних УП наблюдается сдвиг в сторону положи­тельных эмоций — улучшается настроение, появляются эйфория, благодушие, эмоциональное размягчение. После левосторонних УП наблюдается сдвиг в сторо­ну отрицательных эмоций — ухудшается настроение, появляются дисфория, тревога, чувство душевного дискомфорта. В настоящей работе сделана попытка проанализировать условия, способствующие эмоцио­нальным сдвигам, и выяснить значение функциональ­ной асимметрии полушарий для эмоциональной экс­прессии.

ЭЭГ-анализ эмоциональных сдвигов после УП. У 40 больных, у которых в курсе судорожной терапии чередовались правосторонние и левосторонние УП, на­ряду с оценкой эмоционального состояния произво­дилась регистрация ЭЭГ, начинавшаяся до припадка и непрерывно продолжавшаяся в течение 1 —1 ч после припадка. Исследовано 157 УП (86 правосторонних и 71 левосторонний). После правосторонних УП улуч­шение настроения наблюдалось в 47 случаях (55%), ухудшение в 5 случаях (6%). После левосторонних УП ухудшение настроения наблюда­лось в 33 случаях (46%), улучше­ние — в 2 случаях (3%). Остальные УП не сопровождались четкими эмоциональными сдвигами. Пос­ле УП на ЭЭГ появляется межпо лушарная асимметрия (МПА), Выделены три типа МПА: пер­вый — доминирование дсльта-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.