КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Имивности в раздражавшемся и
утрированная синхронизация альфа-активности в интактном полушарии; второй — синхронизация альфа-ритма в интактном при одинаковой выраженности дельта-активности в обоих полушариях; третий — преобладание дельта-активности в раздражавшемся при одинаковой выраженности альфа-активности в обоих полушариях. Количественные данные, 1 Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: Наука, 1976. С.143—146. характеризующие соотношение частот эмоциональных сдвигов и различных типов МПА, приведены в табл. 1. Статистический анализ (по критерию соответствия и коэффициенту корреляции) данных табл. 1 показал следующее. 1) Имеется высокодостоверная связь (Р<0,001) между возникновением МПА и улучшением настроения после правосторонних УП и возникновением МПА и ухудшением настроения после левосторонних УП. Следовательно, эмоциональные сдвиги появляются в тех случаях, когда в интактном и раздражавшемся полушариях регистрируется разная ритмическая активность, или, иными словами, когда функциональное состояние раздражавшегося и интакт-ного полушарий неодинаково. 2) Положительные эмоциональные сдвиги после правосторонних УП достоверно (Р<0,01) коррелируют с синхронизацией альфа-ритма в интактном левом полушарии и не коррелируют с доминированием дельта-ритма в раздражавшемся правом полушарии. Если учесть, что доминирование дельта-ритма является показателем угнетения кортикальных структур, а утрированная синхронизация альфа-ритма — активации таламо-кортикальной системы, то напрашивается вывод, что улучшение настроения после правосторонних УП зависит не от угнетения структур правого полушария, а от усиления активности таламо-кортикальной системы левого интактного полушария. 3) Отрицательные эмоциональные сдвиги после левосторонних УП коррелируют (Р<0,001) только с электрографическим комплексом, включающим одновременно доминирование дельта-ритма в раздражавшемся левом и синхронизацию альфа-ритма в интактном правом полушарии. Следовательно, условием ухудшения настроения после левосторонних УП является угнетение структур левого полушария при одновременном облегчении таламо-кортикальной системы правого полушария. Таким образом, сопоставление эмоциональных сдвигов и особенностей ЭЭГ после УП показывает, что в регуляции эмоциональных состояний главную Таблица 1 Соотношение частот различных типов МПА и эмоциональных сдвигов после УП (абсолютное количество припадков и в % ко всем припадкам
данного типа)*
роль играет левое доминантное полушарие; обязательным условием улучшения настроения является активация структур этого полушария, а обязательным условием ухудшения настроения — угнетение его структур- Роль правого недоминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний скромнее — избирательное его угнетение не сказывается на эмоциональном состоянии, а активация его структур в комплексе с угнетением левого полушария участвует в формировании отрицательного эмоционального состояния. Эмоциональная экспрессия после УП. После правосторонних УП часто наблюдается амимия и гало-мимия, утрачивается выразительность лица — оно выглядит безразличным, как бы «разглаженным». Даже когда высказывания больных и их поведение свидетельствуют о явных эмоциональных сдвигах, в мимике это отражается незначительно либо отражается в огрубленной форме- Исчезает после правосторонних УП и эмоциональная выразительность голоса — утрачиваются эмоциональные оттенки, речь становится интонационно странной, монотонной. Больные не в состоянии воспроизвести интонацию эмоционально окрашенной фразы, хотя легко повторяют текст такой фразы. Таким образом, после правосторонних УП утрачивается экспрессивная окраска эмоций как в мимике, так и в голосе. После левосторонних УП таких нарушений не наблюдается, скорее мимическая и голосовая экспрессия увеличиваются. Восприятие эмоциональной экспрессии после УП. Группе больных предъявлялись портреты с утрированной мимикой различных аффектов (восторга, ярости, печали и т.п.). Другой группе больных предъявлялись записанные на магнитную ленту квазифразы, состоящие из бессмысленных слогов, но произнесенные с Таблица 2 Количество правильно опознанных аффектов после УП (в %)
утрированными интонациями, выражающими различные аффекты. Больные по особенностям мимики или интонаций должны были опознать аффект, Тестирование производилось до припадков (контрольные исследования), после правосторонних и после левосторонних УП. После правосторонних УП опознание аффекта и по выражению лица, и по характеру интонаций резко ухудшалось (Р<0,001) по сравнению с контрольными исследованиями {табл. 2). Больные либо грубо ошибались, либо вовсе отказывались квалифицировать эмоциональное состояние. Даже в тех случаях, когда ответы были правильными, больные говорили неуверенно, с сомнениями, давали ответ с большим латентным периодом. После левосторонних УП у тех же самых больных опознание аффектов, выражаемых мимикой или голосом, не страдало. Таким образом, после правостороних УП, когда угнетены структуры правого полушария, нарушаются как собственная эмоциональная экспрессия — мимическая и голосовая, так и восприятие чужой эмоциональной экспрессии по особенностям мимики и голоса. Очевидно, главную роль в порождении и восприятии эмоциональной экспрессии играет правое недоминантное полушарие. В настоящее время одни авторы считают, что имеется «эмоциональная специлизация» полушарий — правое полушарие связано с механизмами отрицательных, а левое — положительных эмоций. Другие авторы связывают регуляцию эмоциональной сферы с деятельностью только правого полушария. Наши данные позволяют предположить, что эмоциональные состояния регулируются преимущественно структурами левого доминантного полушария, а эмоциональная экспрессия в моторной и в сенсорной части — структурами правого недоминантного полушария. С.В.КВАСОВЕЦ, Э.И.ШАФИЕВА, Н.В.ГРЕБЕННИКОВА, Е.Г.УДЛЧШЛ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У БОЛЬНЫХ С ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА1 Исследования в области психологии эмоций являются весьма актуальной задачей как для общей психологии, так и для ряда прикладных направлений. Изучение нарушения психических процессов с точки зрения их связи с мозговым субстратом представляет собой адекватный метод анализа качественного строения этих процессов. Как известно, нарушения эмоциональной сферы, которые возникают при локальных поражениях головного мозга, весьма разнообразны. В нейропсихологи-ческой и психиатрической литературе имеются многочисленные описания подобных нарушений (С.В.Бабенкова, 1971; Н.Н.Браеина, Т.А.Доброхотова, 1981; Т.А,Доброхотова, 1974; А.Р.Лурия, 1969 и др.), Однако методические возможности изучения эмоциональной сферы у больных с локальными поражениями головного мозга весьма ограничены. Затруднен и количественный анализ нарушений, выявляемых в экспериментальной ситуации. В изучении процессов невербальной коммуникации большое место занимает проблема передачи и расшифровки информации об эмоциональных состояниях с помошью выражения лица. Детальный метод анализа мимического выражения, направленный на выяснение роли различных частей лица в передаче информации об эмоциях, был разработан Экманом. Существует большое количество работ, посвященных изучению способности людей узнавать и различать характеристики различных эмоциональных состояний с помощью оценки выражения лиц, изображенных на фотографиях (К.Изард, 1980; P.Ekmanetal., 1971 и др.). В меньшей степени методы исследования эмоциональной экспрессии использовались в клинике локальных поражений головного мозга (С.В.Квасовец, 1980; О.А.Сидорова и др., 1978 и др.). Настоящая работа представляет собой попытку разработать новые методы изучения нарушений эмоциональной сферы, максимально приспособленные для исследования больных с локальными поражениями головного мозга, т.е. основанные на невербальном материале, требующие мало времени для исследования больных в клинике, и относящиеся к различным характеристикам эмоциональной сферы человека. Были разработаны четыре модификации методики опознания эмоционального выражения лиц: «Ранжирование», «Классификация», «Четвертый лишний» и «Узнавание». 1. «Ранжирование». Испытуемый должен был ранжировать 6 фотографий в зависимости от степени 1 Новые методы нейропсихологического исследования. М.. Изд-во ИПАН СССР, 1989. С 176-186. выраженности эмоции, испытываемой человеком, изображенным на фотографии. Для ранжирования предлагалось два набора фотографий. Первый набор содержал фотографии [лиц в разных эмоциональных состояниях] — от нейтрального до ярко выраженной радости. Во второй набор входили фотографии [с выражениями] лиц от нейтрального до крайней степени выраженности различных отрицательных эмоций — таких, как страх, гнев, горе. 2. «Классификация». Испытуемый должен был разложить 24 имеющиеся фотографии лиц по группам, объединив фотографии лиц со сходными эмоциональными состояниями в одну группу. 3. «Четвертый лишний». Было использовано 5 наборов фотографий лиц по 4 фотографии в каждом. Из них на трех фотографиях были изображены лица, выражающие одинаковую эмоцию, а четвертая отличалась от них. От испытуемого требовалось выделить группу из трех фотографий, выражающих одно и то же эмоциональное состояние, а четвертую, неподходящую к этой группе, нужно было исключить. 4. «Узнавание». Среди 12 фотографий лиц 3 являлись эталонами, а из 9 остальных нужно было выбрать для каждой эталонной фотографии одну фотографию человека, испытывающего сходную с эталоном эмоцию. Для апробации данных методик было исследовано 57 здоровых испытуемых: 40 женщин и 17 мужчин. Возраст испытуемых варьировал от 16 до 66 лет. При исследовании здоровых испытуемых были получены нормативные данные, позволяющие оценивать степень и характер отклонений при выполнении заданий больными с различными локальными поражениями головного мозга. При обработке данных, полученных с помощью методики «Ранжирование», определялись наиболее предпочтительные ранжировки, данные здоровыми испытуемыми. Для каждого больного по формуле расстояния в многомерном пространстве вычислялась степень удаленности результатов этого больного от группы здоровых испытуемых. По методикам «Узнавание» и «Четвертый лишний» вычислялось частотное распределение ответов здоровых испытуемых, и для каждого больного определялась степень удаленности от средних значений, полученных на здоровых испытуемых. По методике «Классификация» были выделены группы названий эмоций, которые использовались всеми здоровыми испытуемыми. Далее подсчитывалось количество фотографий, вошедших в ту или иную группу. При обработке данных, полученных в ходе исследования больных, анализировалось увеличение или уменьшение количества ответов по каждой категории. Использование описанной батареи методик позволило получить следующие результаты. А. здоровые испытуемые По методике «Ранжирование» здоровые испытуемые при раскладывании фотографий по степени выраженности положительной эмоции в большинстве случаев ставили на первое место фотографию лица с ярко выраженной радостью. Однако выделялась группа испытуемых, которые на первое место ставили фотографию лица с умеренной экспрессией радости. При ранжировании фотографий по степени выраженности отрицательной эмоции в одних случаях предпочтение отдавалось фотографии, изображающей горе, скорбь, в других — фотографии, изображающей страх, ужас или гнев. По методике «Классификация» здоровые испытуемые распределили 24 фотографии лиц с различными эмоциями по 6 группам: 1. Радость; 2. Горе, печаль, скорбь; 3. Гнев, злость, возмущение; 4. Страх, ужас, испуг; 5. Безразличие, апатия, неопределенное состояние; 6. Удивление. По методикам «Четвертый лишний» и «Узнавание» были составлены частотные таблицы, дающие возможность определить по первой методике, сколько раз испытуемые в каждом наборе исключали ту или иную фотографию, и по второй методике — сколько раз каждая из фотографий была выбрана как подходящая к эталону. Б. больные с локальными
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |