Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имивности в раздражавшемся и




утрированная синхронизация альфа-активности в интактном полушарии; второй — синхрони­зация альфа-ритма в интактном при одинаковой выраженности дельта-активности в обоих полу­шариях; третий — преобладание дельта-активности в раздражав­шемся при одинаковой выраженности альфа-актив­ности в обоих полушариях. Количественные данные,

1 Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: Наука, 1976. С.143—146.


характеризующие соотношение частот эмоциональных сдвигов и различных типов МПА, приведены в табл. 1.

Статистический анализ (по критерию соответст­вия и коэффициенту корреляции) данных табл. 1 по­казал следующее. 1) Имеется высокодостоверная связь (Р<0,001) между возникновением МПА и улучшением настроения после правосторонних УП и возник­новением МПА и ухудшением настроения после лево­сторонних УП. Следовательно, эмоциональные сдвиги появляются в тех случаях, когда в интактном и раз­дражавшемся полушариях регистрируется разная рит­мическая активность, или, иными словами, когда функциональное состояние раздражавшегося и интакт-ного полушарий неодинаково. 2) Положительные эмоциональные сдвиги после правосторонних УП до­стоверно (Р<0,01) коррелируют с синхронизацией альфа-ритма в интактном левом полушарии и не кор­релируют с доминированием дельта-ритма в раздра­жавшемся правом полушарии. Если учесть, что доминирование дельта-ритма является показателем угнетения кортикальных структур, а утрированная синхронизация альфа-ритма — активации таламо-кортикальной системы, то напрашивается вывод, что улучшение настроения после правосторонних УП за­висит не от угнетения структур правого полушария, а от усиления активности таламо-кортикальной систе­мы левого интактного полушария. 3) Отрицательные эмоциональные сдвиги после левосторонних УП кор­релируют (Р<0,001) только с электрографическим ком­плексом, включающим одновременно доминирование дельта-ритма в раздражавшемся левом и синхрони­зацию альфа-ритма в интактном правом полушарии. Следовательно, условием ухудшения настроения пос­ле левосторонних УП является угнетение структур ле­вого полушария при одновременном облегчении таламо-кортикальной системы правого полушария.

Таким образом, сопоставление эмоциональных сдвигов и особенностей ЭЭГ после УП показывает, что в регуляции эмоциональных состояний главную

Таблица 1

Соотношение частот различных типов МПА и

эмоциональных сдвигов после УП (абсолютное

количество припадков и в % ко всем припадкам

"Примечание. В графу «без изменений настрое­ния» включены также редкие случаи нетипичных эмо­циональных сдвигов — ухудшение настроения после правосторонних УП и улучшение настроения после ле­восторонних УП.

данного типа)*

 

роль играет левое доминантное полушарие; обязатель­ным условием улучшения настроения является акти­вация структур этого полушария, а обязательным условием ухудшения настроения — угнетение его структур- Роль правого недоминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний скромнее — избирательное его угнетение не сказывается на эмо­циональном состоянии, а активация его структур в комплексе с угнетением левого полушария участвует в формировании отрицательного эмоционального со­стояния.

Эмоциональная экспрессия после УП. После пра­восторонних УП часто наблюдается амимия и гало-мимия, утрачивается выразительность лица — оно выглядит безразличным, как бы «разглаженным». Даже когда высказывания больных и их поведение свиде­тельствуют о явных эмоциональных сдвигах, в мими­ке это отражается незначительно либо отражается в огрубленной форме- Исчезает после правосторонних УП и эмоциональная выразительность голоса — утрачи­ваются эмоциональные оттенки, речь становится ин­тонационно странной, монотонной. Больные не в состоянии воспроизвести интонацию эмоционально окрашенной фразы, хотя легко повторяют текст такой фразы. Таким образом, после правосторонних УП ут­рачивается экспрессивная окраска эмоций как в ми­мике, так и в голосе. После левосторонних УП таких нарушений не наблюдается, скорее мимическая и го­лосовая экспрессия увеличиваются.

Восприятие эмоциональной экспрессии после УП. Группе больных предъявлялись портреты с утрирован­ной мимикой различных аффектов (восторга, ярости, печали и т.п.). Другой группе больных предъявлялись записанные на магнитную ленту квазифразы, состоя­щие из бессмысленных слогов, но произнесенные с

Таблица 2

Количество правильно опознанных аффектов после УП (в %)

 

Предъявленный для опознания материал Контрольные исследования После правосторонних УП 1 лево
Портреты с утрированной мимикой различных эмоций 80±6 45±7  
Квазифрэзь) с утриро-аанными интонациями различных эмоций 84*3 62*4  

утрированными интонациями, выражающими различ­ные аффекты. Больные по особенностям мимики или интонаций должны были опознать аффект, Тестирова­ние производилось до припадков (контрольные иссле­дования), после правосторонних и после левосторонних УП. После правосторонних УП опознание аффекта и по выражению лица, и по характеру интонаций резко ухудшалось (Р<0,001) по сравнению с контрольными исследованиями {табл. 2).

Больные либо грубо ошибались, либо вовсе отка­зывались квалифицировать эмоциональное состояние. Даже в тех случаях, когда ответы были правильными, больные говорили неуверенно, с сомнениями, давали ответ с большим латентным периодом. После левосто­ронних УП у тех же самых больных опознание аффек­тов, выражаемых мимикой или голосом, не страдало.

Таким образом, после правостороних УП, когда угнетены структуры правого полушария, нарушаются как собственная эмоциональная экспрессия — ми­мическая и голосовая, так и восприятие чужой эмо­циональной экспрессии по особенностям мимики и голоса. Очевидно, главную роль в порождении и вос­приятии эмоциональной экспрессии играет правое недоминантное полушарие.

В настоящее время одни авторы считают, что име­ется «эмоциональная специлизация» полушарий — правое полушарие связано с механизмами отрицатель­ных, а левое — положительных эмоций. Другие авторы связывают регуляцию эмоциональной сферы с дея­тельностью только правого полушария. Наши данные позволяют предположить, что эмоциональные состо­яния регулируются преимущественно структурами ле­вого доминантного полушария, а эмоциональная экспрессия в моторной и в сенсорной части — струк­турами правого недоминантного полушария.


С.В.КВАСОВЕЦ, Э.И.ШАФИЕВА, Н.В.ГРЕБЕННИКОВА, Е.Г.УДЛЧШЛ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У БОЛЬНЫХ С ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА1

Исследования в области психологии эмоций яв­ляются весьма актуальной задачей как для общей пси­хологии, так и для ряда прикладных направлений. Изучение нарушения психических процессов с точки зрения их связи с мозговым субстратом представляет собой адекватный метод анализа качественного строе­ния этих процессов.

Как известно, нарушения эмоциональной сферы, которые возникают при локальных поражениях голов­ного мозга, весьма разнообразны. В нейропсихологи-ческой и психиатрической литературе имеются многочисленные описания подобных нарушений (С.В.Бабенкова, 1971; Н.Н.Браеина, Т.А.Доброхотова, 1981; Т.А,Доброхотова, 1974; А.Р.Лурия, 1969 и др.), Однако методические возможности изучения эмоци­ональной сферы у больных с локальными поражения­ми головного мозга весьма ограничены. Затруднен и количественный анализ нарушений, выявляемых в эк­спериментальной ситуации.

В изучении процессов невербальной коммуника­ции большое место занимает проблема передачи и расшифровки информации об эмоциональных состо­яниях с помошью выражения лица. Детальный метод анализа мимического выражения, направленный на выяснение роли различных частей лица в передаче информации об эмоциях, был разработан Экманом. Существует большое количество работ, посвященных изучению способности людей узнавать и различать ха­рактеристики различных эмоциональных состояний с помощью оценки выражения лиц, изображенных на фотографиях (К.Изард, 1980; P.Ekmanetal., 1971 и др.). В меньшей степени методы исследования эмоцио­нальной экспрессии использовались в клинике локаль­ных поражений головного мозга (С.В.Квасовец, 1980; О.А.Сидорова и др., 1978 и др.).

Настоящая работа представляет собой попытку разработать новые методы изучения нарушений эмо­циональной сферы, максимально приспособленные для исследования больных с локальными поражениями головного мозга, т.е. основанные на невербальном материале, требующие мало времени для исследова­ния больных в клинике, и относящиеся к различным характеристикам эмоциональной сферы человека.

Были разработаны четыре модификации методи­ки опознания эмоционального выражения лиц: «Ран­жирование», «Классификация», «Четвертый лишний» и «Узнавание».

1. «Ранжирование». Испытуемый должен был ран­жировать 6 фотографий в зависимости от степени

1 Новые методы нейропсихологического исследования. М.. Изд-во ИПАН СССР, 1989. С 176-186.

выраженности эмоции, испытываемой человеком, изображенным на фотографии. Для ранжирования предлагалось два набора фотографий. Первый набор содержал фотографии [лиц в разных эмоциональных состояниях] — от нейтрального до ярко выраженной радости. Во второй набор входили фотографии [с вы­ражениями] лиц от нейтрального до крайней степени выраженности различных отрицательных эмоций — таких, как страх, гнев, горе.

2. «Классификация». Испытуемый должен был разложить 24 имеющиеся фотографии лиц по группам, объединив фотографии лиц со сходными эмоциональными состояниями в одну группу.

3. «Четвертый лишний». Было использовано 5 наборов фотографий лиц по 4 фотографии в каждом. Из них на трех фотографиях были изображены лица, выражающие одинаковую эмоцию, а четвертая отличалась от них. От испытуемого требовалось выделить группу из трех фотографий, выражающих одно и то же эмоциональное состояние, а четвертую, неподходящую к этой группе, нужно было исключить.

4. «Узнавание». Среди 12 фотографий лиц 3 являлись эталонами, а из 9 остальных нужно было выбрать для каждой эталонной фотографии одну фотографию человека, испытывающего сходную с эталоном эмоцию.

Для апробации данных методик было исследо­вано 57 здоровых испытуемых: 40 женщин и 17 муж­чин. Возраст испытуемых варьировал от 16 до 66 лет. При исследовании здоровых испытуемых были по­лучены нормативные данные, позволяющие оцени­вать степень и характер отклонений при выполнении заданий больными с различными локальными по­ражениями головного мозга.

При обработке данных, полученных с помощью методики «Ранжирование», определялись наиболее предпочтительные ранжировки, данные здоровыми испытуемыми. Для каждого больного по формуле расстояния в многомерном пространстве вычисля­лась степень удаленности результатов этого больно­го от группы здоровых испытуемых.

По методикам «Узнавание» и «Четвертый лиш­ний» вычислялось частотное распределение ответов здоровых испытуемых, и для каждого больного оп­ределялась степень удаленности от средних значе­ний, полученных на здоровых испытуемых.

По методике «Классификация» были выделены группы названий эмоций, которые использовались всеми здоровыми испытуемыми. Далее подсчитыва­лось количество фотографий, вошедших в ту или иную группу.

При обработке данных, полученных в ходе ис­следования больных, анализировалось увеличение или уменьшение количества ответов по каждой ка­тегории. Использование описанной батареи методик позволило получить следующие результаты.

А. здоровые испытуемые

По методике «Ранжирование» здоровые испытуе­мые при раскладывании фотографий по степени вы­раженности положительной эмоции в большинстве случаев ставили на первое место фотографию лица с ярко выраженной радостью. Однако выделялась груп­па испытуемых, которые на первое место ставили фотографию лица с умеренной экспрессией радости.

При ранжировании фотографий по степени вы­раженности отрицательной эмоции в одних случаях предпочтение отдавалось фотографии, изображаю­щей горе, скорбь, в других — фотографии, изобра­жающей страх, ужас или гнев.

По методике «Классификация» здоровые испытуе­мые распределили 24 фотографии лиц с различными


эмоциями по 6 группам: 1. Радость; 2. Горе, печаль, скорбь; 3. Гнев, злость, возмущение; 4. Страх, ужас, испуг; 5. Безразличие, апатия, неопределенное состо­яние; 6. Удивление.

По методикам «Четвертый лишний» и «Узна­вание» были составлены частотные таблицы, даю­щие возможность определить по первой методике, сколько раз испытуемые в каждом наборе исклю­чали ту или иную фотографию, и по второй мето­дике — сколько раз каждая из фотографий была выбрана как подходящая к эталону.

Б. больные с локальными




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.