Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная власть




Десятый раздел Конституции посвящен судебной власти. В ст.156 говорится о том, что судебная власть является независимой властью, защищающей индивидуальные и общественные права; она несет ответственность за соблюдение справедливости. В этой статье перечисляются задачи судебной власти, в том числе проведение расследования, рассмотрение исков и жалоб и т.д., наблюдение за общественными правами, соблюдение справедливости и законных свобод. Кроме того, данная статья возлагает на судебную власть задачу контроля за соблюдением законов. Ст.157 предусматривает формирование Верховного совета юстиции, который является высшим органом судебной власти. На этот Совет возлагается задача составления судебных инструкций, назначение, перевод и смещение судей и т. д. В следующей статье (ст.158) регламентируется членство в Верховном совете юстиции. Совет включает в свой состав 15 членов, в том числе Председателя Верховного суда, и Генерального прокурора республики, а также трех судей - муджтахидов, избираемых судьями страны. Если учесть условие, выдвигаемое ст.162 Конституции, которая предусматривает, что Председатель Верховного суда и Генеральный прокурор должны быть муджтахидами, то становится очевидным, что муджтахидами должны быть все члены Верховного суда юстиции. Здесь нет места юристам-специалистам. Достаточно знать шариат и быть муджтахидом, чтобы стать членом этого Высшего органа судебной власти. Ст.163 Конституции подтверждает это, предусматривая, что качества судьи определяются Законом в соответствии с принципами фикха. Таким образом, новая Конституция целиком освятила положения шариата: ни одно постановление Правительства не может иметь законной силы, если оно противоречит исламским суждениям, как гласит ст.170 Конституции.

Может показаться трудным вынести окончательное суждение относительно того, насколько иранский опыт в его современной исламской модели соответствуют абстрактному идеалу власти в исламе. Однако не вызывает сомнений то, что этот опыт опирается на многовековое наследие. С идейно-исторической точки зрения было невозможно ожидать формулирования новой Конституции как способа воплощения "общего закона" государства без учета всех достижений политико-правовой мысли шиизма. В политико-юридическом плане Конституцию Ирана можно рассматривать как шаг вперед в деле канонизации законодательных представлений в современной форме. Мы видели, что (юридические) понятие распределялись спонтанно и неорганизованно; вопрос о них поднимался многими авторами и улемами и были объектом иджтихада этих улемов. Конституция Исламской Республики Иран попыталась соединить все, что накопилось в идейном наследии ислама (в первую очередь шиизма) в рамках Основного Закона этого государства. Здесь следует отметить, что эта Конституция не лишена недостатков, особенно с точки зрения деления на статьи и их последовательности. Как мы видели, составители Конституции допустили существенную путаницу. Так, они смешали функции совета экспертов с функциями Совета конституционного надзора, а функции этого последнего - с функциями Консультативного меджлиса. То же самое можно сказать о функциях других органов и комиссий - подчиненных как Меджлису, так и Совету министров или верховному главе (имаму). На наш взгляд, это объясняется тем, что решающее слово всегда оставалось за факихами и улемами, в результате чего роль специалистов (юристов) оказалась незначительной.

Иранский опыт реальной государственной альтернативы обладает своей ценностью и политико-культурной спецификой, включая в себя коренные компоненты, определяемые становлением исламского юридического государства. Это можно обнаружить в его догматической модели, в переходе ислама в ткань самой Конституции. В рамках этого нового для политико-правовой истории ислама процесса происходит формирование нового синтеза, опирающегося на переплавку новых традиций в горниле поиска политико-культурной альтернативы. Иными словами, на повестке дня стоит вопрос об основном пути, о плюрализме политико-правовых элементов и структур. В этом смысле речь идет о преодолении общей тенденции светского унитаризма, порожденного современным буржуазным развитием.

С этой точки зрения политико-правовая альтернатива, представленная иранским опытом, является оправданной и включает в себя особые составляющие. Если на поверхности он в целом выглядит как "отход" от традиции современной политико-конституционной цивилизации, то фактически он представляет собой адекватное отражение преломления древнего опыта в политико-правовом самосознании. Иранский опыт - это не просто непосредственная реакция на "цивилизацию Запада". Она воплощает в себе преемственность культуры в юридических рамках, отражает одну из моделей национально-культурного самосознания. Трудно ожидать, что эта модель будет целиком безупречной. Ведь она воплощает традиции "ищущего духа" с присущими ему сложностями поиска адекватной самоидентификации, в том числе в рамках "инструмента единства и цивилизации", т.е. государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.