Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. 1. Какие высшие органы государственной власти О.А.Э.?




1. Какие высшие органы государственной власти О.А.Э.?

2. Какой орган является органом законодательной власти в О.А.Э.?

3. Какие полномочия главы государства О.А.Э.?

4. В чем особенность О.А.Э. как монархии?

5. Какие правовые положения ограничивающие право национального совета относительно обсуждения вопросов определения государственной политики?

6. Имеет ли высший совет союза право делегировать свои законодательные полномочия главе государства?

7. Какими органами власти представлена исполнительная власть в О.А.Э.?

8. Какими полномочиями обладает совет министров в О.А.Э.?

ТЕМА 5
КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ РЕСПУБЛИКИ ИРАК

Ирак был одной из провинций (вилайетов) Османской империи и назывался вилайет Багдад и Басра. После поражения в первой мировой войне арабские территории были разделены между странами-победительницами. На международной конференции в Сан-Ремо 20 апреля 1920 года было принято решение о том, что Ирак и Палестина будут находиться под мандатом Англии. На долгое время Ирак стал фактически частью английских колоний.

Первым английским " конституционным" документом для Ирака явился по существу регламент о полномочиях министров и их отношений с английскими советниками, который действовал вплоть до окончания протектората.

12 марта 1921 года в Каире состоялась конференция, на которой было принято решение об изменении формы правления или о создании монархии. Таким образом, Ирак стал полуколониальной парламентской монархией. В 1922 г. был заключен договор с Англией, который связывал Ирак протекторатом, узаконивал присутствие английских войск в Ираке, а страна управлялась фактически англичанами через местную знать. Вслед за принятием англо-иракского договора было объявлено о проведении по всему Ираку всеобщих выборов в Учредительное собрание. Одной из основных задач нового правительства, назначенного королем 25 октября 1923 г., было принятие Конституции.

Иракская Конституция была принята 10 июля 1924 г. (опубликована 21 марта 1925 г.). Проект Конституции был разработан в министерстве колоний Англии. Конституция объявляла Ирак наследственной парламентской монархией (парламент состоял из двух палат), с использованием принципа разделения власти. Король властвует, но не отвечает, исполнительная власть принадлежит правительству, законодательная власть - парламенту, судебная власть остается независимой. Фактическая власть сохранилась в руках высшего английского эмиссара.

Конституция состояла из 123 статей (10 разделов и введение) и действовала до 1958 г. К некоторым статьям были сделаны поправки, но они не были существенными.

В 1932 г. после подписания англо-иракского договора 1930 г. Ирак стал членом Лиги Наций. Ирак и Англия обменялись послами, была ликвидирована должность высшего эмиссара, а вместо него был назначен посол Великобритании. Ирак формально стал независимым государством.

Следующим этапом конституционного развития Ирака стала революция 14 июля 1958 г., когда была свергнута существовавшая в Ираке 38-летняя монархия. К свержению монархии привел ряд внутренних и внешних факторов. К таким факторам следует отнести попытку заключения Портсмутского договора 1948 г., который являлся разновидностью договора о "совместной обороне" и налагал на Ирак тяжкие оковы. Ирак по этому договору оказывался бы полностью подчиненным интересам Англии и связанным с ее военными авантюрами. Следующим шагом Англии после неудачи с Портсмутским договором стал Багдадский пакт, на основе которого Англия взяла на себя обслуживание и использование всех военных баз и аэродромов, находящихся на территории Ирака, а Ирак обязывался пропускать английские военные самолеты через свою территорию и обслуживать их, а также разрешал размещать на своей территории войска стран-членов НАТО. Свержению монархии в Ираке способствовал также ряд внешних факторов: национализация Египтом Суэцкого канала, провозглашение Суданской республики и т. д.

После свержения монархии в Ираке 14 июля 1958 года была разработана новая временная республиканская Конституция, где были определены республиканская форма правления и органы власти новой республики. Временное правительство обещало также провести всеобщие выборы и разработать постоянную Конституцию.

Первый раздел временной Конституции определял форму государства: Ирак объявлялся республикой, независимым суверенным государством (ст. 1). Кроме того, Ирак согласно ст. 2, являлся частью арабской нации, а народ Ирака состоит из двух братских наций: арабской и курдской, и Конституция гарантирует их национальные права в рамках единого государства (ст. 3).

Ислам был объявлен государственной религией.

Второй раздел был посвящен основным правам и обязанностям граждан. Здесь говорилось о том, что "вся власть исходит от народа", что все иракские граждане равны перед законом в правах и обязанностях независимо от вероисповедания, национальности, убеждений и языка.

Конституция 1958 года предусматривала организацию высших органов государственной власти в республике. Был создан Совет руководства, который являлся коллегиальным органом, состоящим из двух членов и председателя, и имел полномочия главы государства. По ст. 21 Совет Министров взял на себя законодательные функции, он вправе разрабатывать издавать законы с последующим утверждением их Советом руководства. Одновременно, как указывается в ст. 22, Совет Министров считается исполнительным органом. Судебная власть, как говорилось в ст. 23, была независимой, но фактически высшее руководство оказывало большое влияние на решения судов.

В Конституции говорилось о том, что все указы, приказы и постановления, изданные главнокомандующим вооруженными силами, премьер-министром или Советом руководства, имеют силу закона.

Фактически, в соответствии с Конституцией 1958 года, власть оказалась сконцентрированной в руках главнокомандующего вооруженными силами, министра обороны и, одновременно, премьер-министра Касема, который сосредоточил всю полноту власти в своих руках как руководитель революции.

Отход режима Касема от первоначального курса, особенно начатая в 1961 году на севере страны война против курдов, привели режим к краху. В итоге, в начале 1963 года, Касем был свергнут блоком партий и группировок во главе с партией БААС. Но отсутствие единогласия внутри самой партии БААС дало возможность военным во главе с Абду-Салям Арефом совершить военный переворот и взять власть в свои руки.

Новое правительство издало новую временную Конституцию, которая заменила Конституцию 1958 года и стала инструментом укрепления нового режима.

Новая временная конституция была принята в1964 году. В преамбуле новой Конституции говорилось, что "по воле народа" армия взяла на себя власть для обеспечения равенства между гражданами независимо от веры и национальности, для построения нового общества на основе арабских и исламских учений.

Конституция была формальным документом, служившим для легализации нового режима. Хотя в ней много говорилось о свободе и правах граждан, в действительности верхушка режима решала все вопросы без участия народных представителей и каких-либо законодательных органов.

Главой государства являлся Президент. Он обладал широкими полномочиями: назначал и увольнял премьер-министра, министров и их заместителей, утверждал законы и международные договоры, он же назначал и увольнял офицеров, судей и служащих государственных учреждений, назначал дипломатических представителей Ирака в другие страны. Президент являлся главнокомандующим вооруженными силами, по ст. 48 он был правомочен объявлять чрезвычайное положение. Он также имел право объявлять войну и заключать мир с согласия Национального Совета руководства и Совета обороны. Президент являлся также председателем Национального Совета обороны и увольнял и назначал членов данного Совета. Согласно ст. 51 президент был уполномочен издавать указы, имеющие силу закона. В случае если по каким-то причинам место президента оказалось бы вакантным, то избирался бы новый президент, как это указано в ст. 55 Конституции на совместном заседании Национального Совета обороны и Совета Министров 2/3 голосов.

Законодательная власть по Конституции принадлежала Национальному Совету руководства, а также Совету Министров, членов которых назначал Президент.

Исполнительная власть принадлежала Правительству, которое состояло из премьер-министра и министров, которых назначал президент.

Судебная власть рассматривалась по Конституции как независимая. Судьи должны были руководствоваться только законом. Кроме того, было предусмотрено создание Высшего государственного судебного совета, в функции которого должно было входить изучение и толкование законов (ст. 93).

Новая временная Конституция была разработана и издана 21 сентября 1968 г. По этой Конституции Ирак был объявлен народно-демократической республикой, а народ Ирака - частью арабской нации. Иракская республика объявлялась полностью независимым государством, источником власти которого является народ. Ислам объявлялся государственной религией, арабский язык - официальным языком государства.

Конституция содержала также основные права и обязанности граждан, которые фиксировались в любой, заново изданной конституции, как право на личную собственность и на наследство. В новой Конституции (ст. 18) определялись пределы собственности на землю, и запрещалось приобретение земли неиракскими гражданами.

В Конституцию была включена статья, по которой государству давалось право лишать гражданства тех иракских граждан, которые приобрели его после 6 августа 1924 года. Эта статья противоречит последующей (ст. 21), которая гласит, что все иракские граждане равны в правах и обязанностях перед законом, независимо от их расового происхождения, языка и религии.

По Конституции 1968 года, система управления страной сосредоточилась в руках Совета революционного командования. Так, ст. 41 гласит, что Совет революционного командования - это революционный аппарат, который руководил народными массами и вооруженными силами утром 17 июля 1968 года, то есть возглавил революцию. Число членов Совета по Конституции 1968 года не было определено; все члены Совета являлись заместителями президента республики. Члены Совета увольняются 2/3 голосов членов Совета, а назначаются большинством голосов.

Конституция наделила Совет революционного командования широкими полномочиями, как высший орган власти в государстве: он избирает Президента республики и осуществляет руководство над вооруженными силами и силами внутренней безопасности, объявляет мобилизацию, войну и заключает мир, назначает премьер-министра и министров и увольняет их с занимаемых должностей, утверждает законы и постановления Совета Министров, международные договоры и соглашения, осуществляет всесторонний контроль над делами министерств и ведомств республики, издает указы, имеющие силу законов. По Конституции запрещается принимать какие-либо юридические меры против члена Совета без согласия 2/3 голосов его членов. Суд над членом Совета производится специальным судом. Заседания Совета проводятся закрыто при присутствии большинства членов. Постановления подписываются всеми членами Совета и издаются Президентом.

Президенту республики по Конституции 1968 года давались широкие полномочия: он утверждает международные договоры и соглашения, законы и постановления, издаваемые Советом Министров, издает указы, назначает и увольняет государственных служащих, назначает офицеров, судей, дипломатических представителей и увольняет их с занимаемых должностей. Президент объявляет чрезвычайное положение по всей стране и отменяет его с согласия Совета революционного командования, он же утверждает смертные казни и снижает сроки заключения по приговору суда. Президент может, по Конституции, отменить смертные и другие приговоры судов.

Исполнительную власть по Конституции 1968 года осуществляет Правительство, которое возглавляет Президент. Правительство состоит из премьер-министра и министров. Правительство выполняет следующие функции: обеспечение безопасности государства, защита прав граждан, координация работы министерств и контроль над работой министров, издание исполнительных и административных приказов, назначение служащих и увольнение их, разработка государственного бюджета, общего плана развития народного хозяйства, осуществление контроля над государственными денежными знаками, осуществление общего контроля над всеми государственными учреждениями и компаниями. Заседания Совета Министров проводятся секретно, постановления принимаются большинством голосов.

Временная Конституция 1968 года была переходной. По ней Совет революционного командования осуществлял всю полноту власти по управлению страной, сосредоточив в своих руках законодательную и исполнительную власть. Совет сам издавал законы, постановления и указы, сам следил за выполнением этих законов через исполнительные органы - министерства. В Конституцию была включена ст. 90, по которой разрешалось обратное действие законов. Совет революционного командования сохранил за собой право внесения поправок в Конституцию.

16 июля 1970 года была принята новая временная Конституция, состоящая из 5 частей и 70 статей. Часть I закрепляет республиканскую форму правления; часть II - социальные и экономические основы; часть III - основные права и обязанности; часть IV - высшие органы власти; часть V - общие положения.

Новая Конституция закрепила руководящую роль партии БААС в государстве. Совет революционного командования был юридически закреплен как высший орган власти. Этот Совет играл решающую роль в управлении государством, так как ему принадлежала вся законодательная и исполнительная власть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.