КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Борьба шаманских духов. (из сказаний о борогонском шамане Ёлкён Быраайы. )
(Из сказаний о борогонском шамане Ёлкён Быраайы.)
В старину, когда мы ещё были якутами, «былыр саха сагана». На мой вопрос – с какого момента якуты перестали быть таковыми, рассказчик пояснил: «Как говорят старые люди о том времени, когда якуты не изменили веру предков. Точно так же, когда хотят пригласить шамана, иногда употребляют выражение – «сахатыйаары гынныбыт» - «хотим объякутиться». Эти примеры словоупотребления намекают на религиозный смысл имени «саха».) жил один шаман, по имени Ёлкён-Быраайы, предок нашего Ольтекского наслега. По рассказам, он был кровожаден («сиэмэх») и умертвил (съел) многих шаманов. Для этого было вполне достаточно, чтобы он худо подумал о них. Поэтому все шаманы того времени относились к нему враждебно. Однажды объединились духи («абаасы») девяти шаманов и стали нападать на него. Они принимали разные образы: становились медведями, волками, собаками, иногда боролись с ним в образе быка и т.д. Так как их было много, они стали одолевать того шамана. Поэтому он (т.е. дух шамана) вынужден был обратиться в бегство. Дух его, превратившись в огромную птицу, полетел на Лену и дальше вниз по ней. Злые духи девяти шаманов-противников, тоже превратившись в птицы, погнались за ним. Передний шаман, направляясь вниз по Лене, вдруг заметил огонь шаманского глаза величиной не меньше полного месяца. В том районе жил один тунгусский шаман, по имени Баахынга, дочь которого была страшной и сильной шаманкой. Звали её Сангаар-Удаган. Тот огонь исходил от её зрения. Прилетев к этой шаманке, дух Ёлкён-Быраайы обратился к ней со слёзной мольбой: «Вот за мной по пятам гонятся злые духи девяти шаманов. Спаси, запрячь в широком просторе своём, заткни в узкой щели твоей!» Удаганка вняла этой просьбе и скрыла его, а тех шаманских бесов, которые гнались за ним, уничтожила (дословно – с‘ела). Настал момент, когда Ёлкён-Быраайы должен быть отправиться домой. Шаманка говорит ему: «Я спасла тебя от неминуемой гибели, чем же ты думаешь отблагодарить меня?» Шаман спросил её самое, чем бы она хотела получить награду. Та ответила: «Три раза по девять людей и столько же голов скота определённой масти.» «А где же, в каком месте я должен приготовить всё это?» - справляется шаман. Удаганка говорит: «Я бы хотела сама прибыть в твои края, у меня сильное желание обозреть эти места. Но вот скажи мне, найдётся ли там у вас такое дерево, которое могло бы выдержать мою тяжесть, если я на него сяду?» «Да, имеется! Между двумя озёрами Харбаджаайы и Батыгыччыма есть высокий мыс, на нём растёт огромное дерево, которое у нас слывёт под именем «Почтенная Листвень». (Ытык-Тиит). Это дерево могло бы выдержать твою тяжесть. Но, однако, ты должна сообщить, когда, к какому времени выедешь, чтобы я приготовил всё нужное?» «Ну, это очень хорошо, я прибуду к тебе в красное полнолуние девятого месяца!» (Т.е. в январе, на следующий день после полнолуния, когда месяц к началу ущерба, по понятием якутов, всегда показывается на горизонте в виде огромного красного диска. Эта пора считается урочным временем злых духов.) Условившись так, они разошлись. К назначенному времени шаман приготовил всё обещанное – три девятки людей и скота излюбленной духами масти. (На вопрос – а как шаман готовил людей, рассказчик говорит: «вне всякого сомнения, те люди, которые предназначались для духа шаманки, умирали», или вернее убивали их духи самого шамана). В красный ущерб девятого месяца удаганка Сангаар прибыла в назначенное место, а шаман там её встретил. Прилетела птица такой огромной величины, что заслонила собой и солнце и небо. Прилетевши, она одним ударом ноги сломала верхнюю половину почтённой лиственницы и села на толстый обломок дерева. Тут она поела и покушала всё приготовленное – по три девятки и людей и скота. Дарами она осталась довольна и очень рада. Но вот распрощались и птица собралась в обратный путь. Поднимаясь от дерева, она оттолкнулась от него с такой силой невероятной, что остаток столба вывернулся с корнем. Благодаря этому сила ея взмахов ослабела и она неожиданно снизилась до самой земли. Ея крылья ударились в правый и левый мыс речки, которая тут протекала. Упершись об эти мысы, она отпрянула от земли и полетела дальше. Когда старуха (шаманка-птица) прелетела через озеро Бытыгыччыма, вдруг оторвался ея игольник и упал в озеро. Это самое место, где выпало ея игольник, до сих пор никогда зимою как следует не замерзает, только при очень сильных морозах чуточку покрывается тонкой плёнкой. Этот рассказ я слышал от своего деда.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |