Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий основных • терминов 2 страница




наблюдения ПФ означает, что определенный наблюдатель усмотрел у определенного объекта в определенный момент времени определенный признак или признаки. При проведении тестов ПФ фиксируется в форме выбора испытуемым в определенном сеансе тестирования определенного ответа на определенное задание теста. Согласно современной философии науки (или философии позитивизма) все естественные науки строятся на основе точно и однозначно зафиксированных протокольных фактов. Уровень научной культуры психодиагноста находится в прямой зависимости от его умения отделять ПФ от своих собственных интерпретаций и оценок. В противном случае неизбежны так называемые «ошибки диагноста» (см.).

ПРОФЕССИОГРАФИЯ — «род знаний о профессионально важных качествах, знаниях, умениях, навыках и алгоритмах деятельности определенных профессионалов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА — информация, которая должна быть известна только узкому кругу специалистов, в противном случае определенные профессиональные методы, в частности психодиагностические методики, утрачивают свою силу и эффективность.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ — нормативные требования к профессиональным исполнителям, методической литературе, методическому оборудованию, порядку осуществления определенных профессиональных действий и т. п. Соблюдение ПС имеет важнейшее значение для осуществления объективной и эффективной психодиагностики, а также сохранения физического и психического здоровья испытуемых (см. Психопрофилактика в психодагнос-тике).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ — специализи-

рованные тесты, предназначенные для проведения на определенной группе профессионалов или кандидатов в профессионалы, в ходе которых измеряется уровень сформированности знаний, навыков и умений, специальных длл данной профессии. При применении тестов на профессионально важные качест-

ва грань между психологическими тестами и профессиональными тестами оказывается размытой.

ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДИАгаОСТИКА — диагностика с целью получения информации о психических свойствах и другой профессионально важной информации о клиенте, профессиональной консультации.

ПСИХОДИАГНОСТИКА — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. От других видов диагностики (технической, медицинской, педагогической, профессиональной) П отличается по объекту, предмету и используемым методам.'

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ — простейшая разновидность диагностограммы в психологии. Это графическое представление результатов многофакторного теста или батареи тестов в виде ломаной кривой, подъемы и спады которой указывают на уровень выраженности у данного испытуемого определенного психического свойства (фактора).

ПСИХОЛОГИКА ИСПЫТУЕМОГО — совокупность представлений, правил оперирования ими и стратегий поведения, которые конкретный испытуемый склонен проявлять в психологичерком эксперименте, в частности в ходе психодиагностического обследования.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ — степень эмоционально-ценностной близости и взаимной заинтересованности, которую переживают участники общения. Этап установления контакта во всяком психологическом эксперименте, и особенно в диалоговых психодиагностических методиках, предусматривает определенное сокращение ПД между исследователем и испытуемым. Но, в отличие от консультирования, психодиагност должен поддерживать не столь близкую ПД, так как чрезмерное сокращение ПД повышает вероятность артефактов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — уровень умственного и личностного развития человека (ребенка), выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ — результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в виде профиля, в частности), возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида, а также прогноз его будущего поведения или возможных событий в его жизни.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ — краткая психодиагностическая методика, предполагающая стандартизированную процедуру проведения, количественную формализованную процедуру обработки результатов и подсчета тестовых показателей, готовый перечень рекомендаций по интерпретации полученных показателей. В типичном случае тест состоит из набора отдельных заданий (пунктов) с закрытым перечнем вариантов ответа, предложенных испытуемому для

выбора, инструкции по проведению, ключей, норм и инструкции по интерпретации.

ПСИХОМЕТРИКА — технологическая научная дисциплина, содержащая научное обоснование и описание определенных методов измерения психических свойств, в частности методов конструирования психологических тестов. Психометрика — частный случай тестологии (см.).

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ — профессионально-этическое требование ко всей информации, которую психодиагност предъявляет испытуемому в процессе и по результатам обследования: психодиагност обязан учитывать индивидуальность испытуемого и преподносить любую информацию в таком свете, чтобы способствовать улучшению (или по крайней мере избегать ухудшения) его психологического самочувствия, социальной адаптированности и гармонизации личности. Иногда эти требования называются на практике психогигиеническими требованиями.

ПУНКТЫ ТЕСТА — отдельные задания (вопросы, статьи, части теста), из которых состоит тест.

РАНЖИРОВАНИЕ — методический прием, при котором испытуемый выстраивает все объекты в ряд — в порядке возрастания (или убывания) заданного критерия.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ — функциональная зависимость частоты встречаемости от величины тестового балла. Описывается в табличной или графической (гистограмма или кумулята) форме. Показатель частоты буквально указывает на количество испытуемых в выборке стандартизации, которые получили тестовый балл данной величины.

РЕПЕРТУАРНЫЕ РЕШЕТКИ — особый класс методик для изучения системы индивидуальных

представлений. При этом испытуемый в явном или ' неявном виде заполняет своими субъективными оценками матрицу (решетку), по столбцам которой варьируют различные объекты (элементы, понятия, заданные с помощью обобщенной «репертуарной» инструкции), а по строкам — различные признаки (шкалы, личностные конструкты). С помощью многомерного анализа решеток (в частности, с помощью факторного анализа) строятся модели индивидуальных представлений в виде «семантических пространств» (см.)...

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — представленность свойств более широкого множества объектов в свойствах подмножества. В психодиагностике говорят о «репрезентативности тестовых норм» (см.) или о «тематической репрезентативности» тестовых заданий по отношению к «области валидности» теста (см.). :

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ТЕСТОВЫХ НОРМ — соответствие граничных точек на распределении тестовых баллов, полученных на выборке стандартизации (см.), аналогичным граничным точкам, которые могли бы быть получены на популяции проведения — на множестве испытуемых, для которых предназначен тест. Обычно при получении кривой нормального распределения делается вывод о том, что тестовые нормы обладают репрезентативностью. Однако нормальность не является необходимым условием репрезентативности. РТН может достигаться и в отсутствие нормального распределения.

РЕСТАНДАРТИЗАЦИЯ — экспериментально-статистическое исследование, направленное на пересмотр тестовых норм, а в некоторых случаях и других компонентов теста (набора заданий, ключей).

РЕТЕСТОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ — надежность теста, которая устанавливается путем проведения пов-

торного тестирования на той же выборке испытуемых, которая проходила первое тестирование, с последующим расчетом коэффициента корреляции (см.) между двумя показателями.

РОЛЕВАЯ ИГРА — многофункциональная диалоговая диагностическая и коррекционно-тренинго-вая методика, в которой моделируются условия для выявления определенных психических свойств в ходе условно-игрового взаимодействия испытуемого с другими людьми — партнерами по ролевой игре.

СВОБОДНАЯ СОРТИРОВКА — методический прием, при котором испытуемый должен расклассифицировать множество объектов на произвольное число классов с любым числом элементов в классе, используя при этом произвольные критерии (основания классификации).

СВОБОДНЫЙ ОТВЕТ — способ построения тестового задания, при котором испытуемый должен порождать ответ «из головы», а не выбирать его из заданного списка.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ — методика исследования индивидуальных и групповых представлений или сбора экспертных оценок. Испытуемому предлагается оценить набор объектов по заданному набору шкал. Эти шкалы, как правило, имеют 7 градаций и два проименованных полюса (биполярные шкалы). С помощью многомерного анализа матриц СД (в частности, с помощью факторного анализа) строятся модели индивидуальных и групповых представлений в виде «семантических пространств? (см.).

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПТОСТРАНСТВО — пространственно-координатная модель индивидуальной или групповой системы представлений. Оси СП образуются с помощью факторного анализа (или с помощью

других алгоритмов многомерного шкалирования) и представляют собой обобщенные смысловые основания, которыми стихийно пользуются испытуемые для соотнесения и противопоставления объектов. Образы отдельных объектов представлены в СП в виде точек (векторов), положение которых задано координатными проекциями на оси СП.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ — групповой или индивидуальный код объекта, который получается при использовании шкал «семантического дифференциала» (см.). Семантический профиль позволяет рассчитывать субъективную близость (сходство) или удаленность (противоположность) объектов в «семантическом пространстве» (см.)-

СЕРТИФИКАЦИЯ — процедура присвоения промышленному образцу, в частности психодиагностической методике (тесту), определенного знака качества. С. удостоверяет и обосновывает соответствие методики определенным профессиональным стандартам, в частности констатирует у теста наличие определенных психометрических свойств.

СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ МЕТОДИКИ — методики, успешно прошедшие «сертификацию» (см.).

СЕТЕВАЯ КОНФИГУРАЦИЯ — такая конструкция компьютерного класса, при которой между отдельными компьютерами можно оперативно пересылать программы и данные. СК очень удобна для проведения групповых компьютерных тестов, так как позволяет автоматизировать процесс сбора всех протоколов и результатов в единую базу данных. СК часто именуется «локальной сетью».

СЕТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ — системы связи между удаленными компьютерами, находящимися в разных организациях, разных городах и странах. СТ позволяют ускорить обмен между методическими

и практическими центрами психодиагностики по схеме «методика-данные». В отличие от электронной почты, СТ предполагают не только заочную передачу данных, но и двусторонний обмен данными в режиме реального диалога. Последний режим требует, к^к.дравило, создания особых линий связи, отличных от телефонных.

СИГМА — единица отклонения от среднего значения по шкале тестового показателя, равная одному стандартному (или среднеквадратическому отклонению). При нормальном распределении тестовых баллов отклонение вверх, превышающее одну сигму, означает превышение 86 процентов испытуемых из выборки стандартизации. Отклонение на 2 сигмы — превышение 95 процентов. Соответственно 1 сигма вниз — 14 процентов, 2 сигмы вниз — 5 процентов.

СИТУАЦИЯ КЛИЕНТА — психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда сам испытуемый был инициатором обследования и является главным адресатом психодиагностической информации.

СИТУАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ — психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда испытуемый подвергается обследованию в принудительном порядке и не является главным адресатом психодиагностической информации, хотя по результатам обследования другими людьми могут быть приняты решения, жизненно важные для испытуемого.

СКЛОННОСТЬ — устойчивый интерес к процессу осуществления деятельности (процессуальная мотивация), в которой индивид обнаруживает у себя наличие специальных способностей и относительно высоких достижений и успехов.

СЛОВА-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ — выраженные в фор-504

Приложения

ме кратких словесных обозначений обобщенные представления индивида о вещах, людях или событиях, которые внутренне обосновывают для него определенную собственную линию поведения. См. также «личностные конструкты».

4 СОГЛАСОВАННОСТЬ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК — определенное совпадение оценок, которые дают независимые эксперты одним и тем же объектам по определенным критериям. СЭО — важный признак наличия у экспертной процедуры определенного уровня надежности-валидности (см.).

СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ — важнейший источник снижения достоверности психодиагностических методик. СЖ заключается в стремлении испытуемых давать о себе социально одобряемую, желательную информацию. СЖ проявляется в особо выраженной форме в случае тест-опросников. СЖ в ситуации экспертизы гораздо сильнее, чем в ситуации клиента.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ — система требований, которые общество предъявляет

к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Понятие введено К. М. Гуревичем. Эквивалент — «социокультурный норматив».

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ — это уровень и способ выполнения определенной деятельности, который считается в данном обществе приемлемым. На основе СН формулируются ключи к тестам способностей и достижений. В частном случае СН задает требования к минимально допустимой величине тестового балла. СН является базой для принятия т.н. «нормативных решений» (см.).

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ — это критерии, по которым оценивают друг друга члены группы при проведении социометрической диагностики.

СОЦИОМЕТРИЯ — в общем случае это методика изучения структуры группы путем сбора перекрестных взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным критериям (признакам, параметрам). В частном случае эти оценки предъявлены в виде «выборов» — положительных решений о включении каких-то членов в новую группу (или ситуацию), которые выносятся друг о друге участниками группы. Для получения информации о личностных качествах членов группы С. часто оказывается неприемлемой — из-за высокого риска ошибки включенных наблюдателей.

СПЕЦИАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ — способность, которая проявляется в определенном специфичном виде деятельности и требует для своего развития либо особых «парциальных способностей» (см.), либо специального опыта обучения и закрепления навыков.

СПОСОБНОСТЬ — психическое свойство индивида, обеспечивающее успешное решение определенного класса задач или соответствие требованиям определенного социокультурного норматива. Различаются потенциальные и актуальные способности. Первые образуют предпосылку для успешного обучения и становления вторых и называются одаренностью, так как под этим подразумевается наделенность индивида благоприятной комбинацией наследственных факторов. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями (см. Тесты достижений) следует считать относительными. Так, например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ — решение, которое принимается по результатам психодиагностики и касается предпочтения индивидов с относительно

более высокими показателями, в частности, относительно лучших кандидатов на какую-то профессиональную роль или место в группе учащихся и т. п. В отличие от «нормативного решения» (см.) в случае сравнительного решения степень соответствия тестовых баллов социокультурным или профессиональным нормативам не учитывается.

СРЕДНЕЕ+СИГМА — превышение индивидуального тестового балла над средним на одну единицу стандартного (среднеквадратического) отклонения.

См. также статью «сигма». -

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА — совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации). В частном случае под стандартизацией понимается сбор репрезентативных тестовых норм и построение стандартной шкалы тестовых баллов.

СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ —

наблюдение, которое выполняется по строго очерченной методической схеме и состоит в выполнении специально обученным наблюдателем определенной последовательности действий, включающих: фиксацию определенного материала наблюдения, выявление в этом материале определенных заданных элементов и признаков, запись в протокол наблюдения этих элементов и признаков в особой кодифицированной форме, подсчет по определенному принципу частоты встречаемости кодифицированных признаков в протоколе и т. п.

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ И ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ — два глобальных класса психодиагностических методик. К первым относятся измерительные, формализованные методы, прежде всего это

тесты. Ко вторым — так называемые «клинические», предполагающие индивидуальный подход к испытуемому и использование особого опыта и интуиции психодиагноста.

СТАНДАРТНАЯ ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЯ — относительная доля случайного изменения (дисперсии) измеряемого показателя по отношению к совокупному изменению этого показателя (общей дисперсии). Чем выше СОИ, тем ниже точность и надежность теста.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ — граничные значения на шкале тестовых баллов, образованные на основе частотного распределения тестовых баллов в выборке стандартизации. Как правило, эти граничные значения отделяют от выборки фиксированный процент испытуемых: 10 (дециль), 25 (квартиль), 50 (медиана). При нормальном распределении СН описывается с помощью параметров (среднее плюс/минус сигма, или стандартное отклонение). СН служат принятию «сравнительных решений» (см.) и не дают информации для принятия «нормативных решений» (см.).

СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ — психические свойства индивида, определяющие скорее выбор способа деятельности, чем выбор направленности деятельности (см. МОТИВАЦИОИНЫЕ ЧЕРТЫ). При микроанализе деятельности глобальные стилевые черты могут восприниматься наблюдателем как мотивационные. Так что отличие стилевых черт от мотивационных следует считать относительным.

СУБЛИМАЦИЯ — замещающий способ удовлетворения фрустрированной (хронически неудовлетворенной) потребности. Символическая сублимация проявляется в форме символического замещения — не в реальном, а в воображаемом плане. Символическая сублимация играет важную роль в психологи-

ческом механизме проекции.

СУБЪЕКТИВНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ — широкий класс исследовательских и психодиагностических методик, предполагающих сбор определенных субъективных оценок с применением явных (как, например, в «семантическом дифференциале») или неявных (как в методиках ранжирования, свободной сортировки и парных сравнений) шкал и последующей обработкой методами многомерного статистического анализа. Целью СШ является реконструкция системы предпочтений индивида или системы представлений (в частности, в виде «семантического пространства»), или и того, и другого одновременно.

ТАБЛИЦА РЕКОРДОВ — способ представления информации об успешности испытуемого в компьютерных играх и игровых тестах в форме баллов, указывающих на его относительную успешность.

ТЕЗАУРУС ЛИЧНОСТИ — система личностных конструктов, которой активно пользуется индивид для ориентировки в предметной и социальной среде и построения собственной линии поведения. Одним из компактных способов представления ТЛ являются личностные «семантические пространства» (см.).

ТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — мера представленности в наборе тестовых заданий той предметной области, на которую направлен тест, т. е. области поведения в случае психологического теста или области знания в случае педагогического теста. -

ТЕМПЕРАМЕНТ — это проявление в поведении нервно-психической конституции, заложенной в человека от рождения (генетически унаследованноий). Т. прежде всего сказывается в динамически-скоростных, энергетических параметрах поведения. Силу и подвижность Т. психофизиологи связывают с си-

лой и подвижностью нервной системы, называя это основными свойствами нервной системы.

ТЕСТ КОНСТРУКТОВ — синонимичное название для техники «репертуарных решеток» (см.). В процессе попарного или триадического (тройками) сравнения объекта испытуемый сам называет значимые для него различительные признаки этих объектов. Эти признаки и называются конструктами. В общем случае ТК может проводиться с объектами любого типа (названия профессий, товаров и т. п.). Более узкий вариант ТК — «тест личностных конструктов».

ТЕСТ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ — это вариант «теста конструктов», при котором испытуемый в процессе сравнения известных ему людей формулирует значимые для него личностные признаки, по которым эти испытуемые различаются. Эти личностные признаки и называются «личностными конструктами»....

ТЕСТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ (ТОЗ) — стандартизированный тест, включающий в качестве пунктов задания из материала предметных дисциплин общего среднего образования, а в качестве субшкал — тестовые показатели по различным предметным дисциплинам. Глобальная шкала ТОЗ отражает общий уровень образованности.

ТЕСТ-ОПРОСНИК — опросник, содержащий в своих, пунктах заданный перечень возможных ответов и предполагающий подсчет баллов по ключам. Высокая степень стандартизации и формализации сближает ТО с объективными тестами. Особенно. широко ТО используется в личностной психодиагностике.

ТЕСТ-ТРЕНАЖЕР — многофункциональная методика, включающая задания, которые позволяют как измерять определенное психическое свойство или

510.

навык, так и производить целенаправленную тренировку — при многократном повторении этих заданий.

ТЕСТИРОВАНИЕ В РЕЖИМЕ ДИАЛОГА — компьютеризация самого процесса предъявления тестовых заданий и считывания ответов с х<лавиату-ры (или с помощью других оперативных устройств ввода) в память компьютера в момент их выбора испытуемым.

ТЕСТОВЫЕ НОРМЫ — граничные точки на шкале тестовых баллов, которые разделяют различные «диагностические категории» (см.).

ТЕСТОВЫЙ ДИАЛОГ — процесс взаимодействие испытуемого с тестирующим устройством, как правило, с компьютером.

ТЕСТОВЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — интеллект, выявленный с помощью типичных тестов множественного выбора. По сравнения с естественным интеллектом ъ ТИ в большей степени представлена исполнительская личность, умственный темп, а также стрессоус-тойчиво<;ть по отношению к ситуации экспертизы.

ТЕСТОЛОГИЯ — математизированная технология создания и использования разнообразных тестов, не только психологических, но и технических, медицинских, профессиональных и т. п. Современная тестология является отраслью прикладной математики и кибернетики.

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ — тесты, направленные на измерение уровня развития знаний, умений и навыков в конкретных областях. ТД не имеют четкой границы, отделяющей их от тестов специальных способностей, так как актуальные способности могут рассматриваться как достижения индивида, полученные им в ходе развития его потенциальных способностей. Но, как правило, результаты ТД интерпретируются в виде ссылки на эффективность

определенной деятельности, а результаты тестов специальных способностей в виде ссылки на выраженность определенных психологических факторов.

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА — стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач (см. «коэффициент интеллектуальности»). Особые тесты структуры интеллекта (например, Векслера, Амтхауэра и др.) дозволяют при этом соотнести степень развитости различных компонентов (или видов) общего интеллекта.

ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ —

тесты, направленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности. ТСС не имеют четкой границы, отделяющей их от тестов достижений, так как актуальные способности могут рассматриваться как достижения индивида, полученные им в ходе развития его потенциальных способностей. Но, как правило, результаты ТСС интерпретируются в виде ссылки на выраженность определенных психологических факторов (звуковысотный слух, например), а результаты тестов достижений в виде ссылки на эффективность определенной деятельности (пение, музицирование и т. п.)., ■ ■

ТЕХНИКА — класс методик, объединенных родством определенного технологического приема.

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ СЕЛЕКЦИЯ — отбор или группировка индивидов со сходными психическими свойствами с целью повышения психологической однородности групп, в частности учебных классов.

УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ — уровень умственного развития человека (ребенка), выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень.

УМСТВЕННЫЙ ТЕМП — общая психофизиологическая особенность индивида, предопределяющая высокую скорость переработки разнообразной информации. Согласно определенным концепциям (Айзенк и др.) УТ лежит в основе различий индивидов по коэффициенту интеллектуальности.

УНИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА — методика, обладающая высокой степенью стандартизации и возможностью применения в широком классе ситуаций.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — актуальное стремление индивида достичь определенных успехов, чтобы подтвердить или повысить свою самооценку. УП следует учитывать в психодиагностике для создания оптимального уровня заинтересованности испытуемого в решении тестовых заданий. Низкий УП или чрезмерно высокий УП искажает измерение истинного уровня способностей. Во втором случае на результатах негативно сказывается чрезмерный уровень «экзаменационного стресса», чрезмерная эмоциональ-но-мотивационная вовлеченность испытуемого, приводящая к опережающему переживанию возможного результата теста вместо сосредоточенного внимания на условиях каждого нового задания.

УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА — особая коммуникативная деятельность психодиагноста на первых этапах общения с испытуемым, призванная обеспечивать создание, с одной стороны, доверительной атмосферы, с другой стороны, оптимального уровня мобилизации испытуемого на выполнение теста.

ФАКТОРНАЯ НАГРУЗКА — степень причинного влияния определенного диагностического фактора на уровень результатов выполнения определенного субтеста или отдельного тестового задания.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ — наиболее распростра-

ненный метод многомерного анализа результатов корреляционного эксперимента. При анализе взаимных корреляций между субтестами или тестовыми заданиями с помощью ФА выявляются диагностические факторы. При анализе взаимных корреляций между шкалами семантического дифференциала (или

конструктами в тесте конструктов) с помощью ФА выявляются координатные оси семантических пространств. Из-за обилия необходимых вычислений ФА выполняется практически только на компьютере — с помощью особых программ, включенных в большинство известных пакетов стандартных статистических программ-.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ — аппаратурная регистрация определенных механических или электрических показателей физиологических процессов, протекающих в организме. Например, это уровень электрического сопротивления кожи, объем кровенаполнения периферических сосудов, тонус лицевой мускулатуры и т. п.

ФРУСТРАЦИЯ — комплекс негативных эмоциональных переживаний, возникающий в результате неудовлетворения определенной потребности или мотива вследствие столкновения индивида с непреодолимой внешней преградой или внутренним противоречием. Хроническая фрустрация может быть источником эмоционально-личностной дезадаптации.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ — состояния человека, непосредственно выражающиеся в интенсивности информационно-энергетического взаимодействия со средой в данный момент. ФС образуют непрерывный ряд от глубокого сна до сверхнапряженной мобилизации.

ХАРАКТЕР — общая стилистика в привычках индивида, его навыках, усвоенных тактиках поведения. X. формируется в результате взаимодействия

темперамента с особым, индивидуально приобретенным опытом в конкретном социальном окружении. В разном окружении люди, обладающие одинаково уравновешенным и пластичным темпераментом, приобретают совершенно разные характеры.

ХРОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ — методики, основанные на регистрации времени отдельных реакций индивида или временных затрат на решение задач.

ЦИРКОГРАММА — двумерная круговая диаграмма, в которой отдельные сектора обозначаются определенными названиями, раскрывающими возможность постепенного перехода определенных полюсов горизонтальной оси в полюса вертикальной и т. д. — по кругу.

ЧАСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ — см. «парциальные способности».

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — внутренняя устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению, складывающаяся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу наличия определенных склонностей (установок, привычек) — стилевых особенностей поведения (стилевые черты). За одними чертами могут скрываться свойства темперамента, за другими — свойства характера, за третьими — склонности индивида. В самом общем смысле понятие ЧЛ сближается с универсальным понятием «психическое свойство», но используется для обозначения более глобальных (проявляющихся в широком классе ситуаций) и устойчивых особенностей поведения. При описании и оценке ЧЛ традиционно реже используются «социокультурные нормативы», чем при описании и оценке способностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.