КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шмелев А. Г. 1 страница
Под общей редакцией А. Г. Шмелева ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВА- НИЕ ВОСПИТАНИЯ............................................. 354 4.1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.....................................................354 4.2. АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ ПРИЧИН ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКА...................................................... 370 4.3. ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ......................................................383 4.4. ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ.................................................. 401 4.5 ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.........................................420 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 449 Оглавление ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................. 457 1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ПОСОБИЯ.............„.......................................................459 2. ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ................478 3. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ КСПШ-60.............................518 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.....................................530 АВТОРСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ......................................... 535 ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ Обложка: Т. Неклюдова Корректор: М. Тумина Компьютерная верстка: В. В, Микизиль Лицензия ЛР № 062308 от 24 февраля 1993 г. Сдано в набор 4.03.96 г. Подписано в печать 5.05.96 г. Формат 84xl08V32- Бумага газетная. Гарнитура «Школьная» Печать высокая. Усл. печ. л. 28,56. Тираж 10000 экз. Заказ № 2878. Издательство «Феникс» 344007 г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17. Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУИПП «Курск» 305007 г. Курск, ул. Энгельса, 109.
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru Ш72 Психодиагностика личностных черт.—СПб.: Речь, 2002.— 480 с, илл. ' ■ ISBN 5-9268-0084-6 В данной книге обобщены результаты исследований современных зарубежных и отечественных специалистов в области психодиагностики личности. Приведен ценный материал, имеющий практическое значение для психодиагностики личностных черт и интерпретации результатов личностных методих. БЦК 88.37 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................9 Проблемный контекст.........................................................................9 Исторический контекст.....................................................................11 Ключевые технологии, и идеи............................................................17 Участники, благодарность..................................................................26 Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПАРАДИГМЫ........................27 ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ «ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ» В ТРАДИЦИОННОЙ ПСИХОМЕТРИКЕ........27 Личность как этико-философская и конкретно-научная категория...........................................:................................................28 Корреляционный эксперимент...........................................................30 Объектная структура данных............................................................32 Конфирматорная и эксплораторная факторизация...........................34 Психофизиологическая интерпретация главных факторов..............36 Теории черт и типов.........................................................................37 Отказ от аддитивности.....................................................................39 Критика психометрики черт личности......................................................41 Клинический подход..........................................................................41 Условие эффективности клинического метода.................................43 Компенсаторные стили деятельности...............................................45 Социальная желательность................................................................46 Заблуждения обыденного сознания...................................................46 Ситуационизм и интеракционизм.....................................................4S Ошибки в вероятностной логике.....................................................48 Бихевиористская структура данных..................................................51" Когнитивизм.....................................................................................52 Концепция компетентности...............................................................54 Частичная субъектная парадигма: установки и отношения.....................56 Ситуационная обусловленность установок....................................... 56 Проективная структура данных.........................................................60 Иерархия установок и иерархия черт............................................... 61 Классификация отношений................................................................63 Интериоризация черт...................................................:.....................63 Надситуационные акцентуации характера...................,.................... 64 лонгитюдная структура данных...............................................................66 Субъектная структура данных: шкалирование...........................:..............68 «Семантический дифференциал» {СД)..............................................68 Куб данных в СД........................................................................г......69 Смысл «субъектности» куба данных.................................................70 Субъективное пространство ЕРА...................................................... 71 Трансформации пространства ЕРА....................................................72 Феноменологичность СД-диагностики..............................................73 Ассоциации и шкалирование.................................................,...........75 Глава 2. ПСИХОСЕМАНТИКА ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ.................................. 80 Тест личностных конструктов..................................................................81 Когнитивная сложность..................................................................... 83 Поведенческая валидность теста конструктов................................. 86 Клинический эффект теории конструктов........................................87 Недостатки теории и технологии Келли........................................... 88 Семантика черт личности: локальные модели.........................................90 Обыденная и научная концепции черт..............................................90 Семантические пространства черт личности............................,.......91 Происхождение главных осей ЛСП..................................................95 Четырехполюсная модель черты личности...................................... 96 Четырехполюсная модель и влияние среды...................................... 98 Таксономические исследования личностных черт.......................... 102 Лексическая гипотеза...................................................................... 102 Карта личности Платонова.............................................................. 103 Таксономический проект Р. Кэттэлла............................................104 Независимость прогностичности от вращения факторов..,............ 106 Большая Пятерка личностных факторов........................................ 107 Преемственность современных таксономических проектов.......... 107 Проверка устойчивости Большой Пятерки....................................ПО Большая Шестерка или Семерка?...............-.................................... 11 1 Теоретический статус факторов В5...............................................ИЗ Обобщенное личностное семантическое пространство................. 114 Прототипичность поступков........................................................... 11 4 Лексические факторы и факторы вопросников.............................115 Обогащенное определение личностной черты................................118 Глава 3. ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА........................ 120 Гипотезы................................................................................................ 121 1.1. Межкультурная универсальность глобальных черт............... 121 1.2. Лексическая гипотеза: статус личностных вопросников........ 122 1.3. Четырехпозиционное строение личностной черты................. 122 1.4. Гипотеза многомерной континуальности................................. 123 1.5. Гипотеза социально-ролевой детерминации............................. 125 Вторая группа гипотез: сцепление и дифференциация ЛСП.......... 125 Таксономия личностных черт в русском языке..................................... 131 Начальный словник.......................................................................... 132 Выделение классообразующих терминов........................................134 Процедура и структура экспертных оценок................................... 137 Компьютерная система ТЕЗАЛ........................................................ 139 15 факторов......................................................................................140 Построение базисного личностного вопросника....................................146 Адаптация 16PF................................................................................147 Факторизация 16PF..........................................................................147 Реконструкция недостающих пунктов 16PF..................................148 Создание компьютерной и параллельной формы 16ЛФ................150 Большая Пятерка на материале 16ЛФ...,........................................152 Разработка вопросника 16РФ..........................................................158 Большая Пятерка на материале 16РФ............................................ 162 Разработка программно-методических средств...................................... 166 1976—1987 — использование компьютеров для обработки данных........а..................................................................................... 166 1988—1996 — программы для персональных компьютеров........ 167 Комплекс ТЕСТАН + ЭКСПАН...................................................... 168 Психометрический пакет ТЕСТАН+............................................... 172 Алгоритм КФА в системе ТЕСТАН..............................................173 Тестирование в Интернете (Телетестинг)......................................174 Глава 4. ВАЛИДНОСТЬ МОДЕЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.................. 178 Кросс-культурная гипотеза: S-данные....................................................178 Таксономические исследования......................................................178 Контрольные списки........................................................................184 Пятифакторная структура в сознании учителей...........................188 Национальные стереотипы........................................... \...................191 Интерпретация Большой Пятерки..................................................195 Взаимосвязь ЕРА и В5.....................................................................196 Взаимоналожение категориальных систем разного уровня..........203 Кросс-культурная гипотеза: Q-данные.......................'............................205 Большая Пятерка и темперамент....................................................210 Лексическая гипотеза: связь S-'и Q-данных.........................................211 Конвергентная валидность В5 и КСП.............................................211 Приписывание черт в вопросниках................................................213 Информативность американских и русских факторов в России. 215 Обоюдная зависимость Q- и1 S-данных..................................:.........221 Факторная структура. MMPI.................................................."........222 Четырехпозиционная модель...................'..............................................227 Национальное самовосприятие русских.........................................227 Крайности «типичного русского»................:...................................231 «Вытеснение» невротизма?..............................................................234 Двухфакторность личностных тестов.............................................235 Конструирование теста на основе модели......................................237 Многомерная континуальность личностного пространства...................237 Циркограммы и циркуляторные модели........................................237 Англоязычные циркуляторные модели...........................................239 Семантический код черты в циркуляторных моделях.................240 Алгоритм размещения терминов по фасеткам..............................241 Русскоязычная циркуляторная модель (данные учителей)............242 Русскоязычная циркуляторная модель (данные студентов)..........255 ^Новый взгляд на четверки...............................................................258 Психофизиологическая интерпретация отношений внутри В5......260 Новая интерпретация «крайностей русского характера»...............261 Кластеры личностных черт и таксономия ситуаций..............................263 «Ранговая модификация» кластерного анализа.......'.......................264* Кластеры в Атласе черт.................................................................266 Полиморфизм в Атласе черт.........................................................266 Как читать Атлас?...........................................................................267 Ситуационная интерпретация отдельных кластеров.......................269 Неприятие личного успеха в русской культуре............................271 Кластерный анализ вопросников...........................................................273 Кластерный анализ пунктов 16РФ.................................................273 Соотнесение типов Гиппократа и факторов В5............................275 Нестабильность темперамента и ситуационная самооценка..........276 Кластерный анализ пунктов ММИЛ и таксономия жалоб...........278 Глава 5. ■ ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ............. 286 Однофакторные исследования................................................................286 Различающая сила факторов (РСФ)...............................................286 РСФ и социометрический выбор.....................................................287 РСФ и хронический стресс.............................................................288 РСФ" и диапазон выборки.................................................................289 Мотивационные конструкты: ТАТ и ТЮФ.....................................290 Доминирующие факторы и L-данные..............................................291 Доминантный фактор и когнитивная сложность............................292 Трансформации ЛСП и идентификация с ролью............................293 ЛСП и внутрисемейное восприятие................................................294 Согласованные трансформации ЛСП и влияние компьютерных игр...........................................................................295 Сцепление факторов: трудности регистрации................................296 Сцепление и ПМШ...........................................................................297 Сцепление и балл по вопроснику....................................................297 Экспериментальная критика семантических тестов...............................299 ТЛК и 16ЛФ: опосредующая роль самооценки?............................299 Субъективная семантика фотопортретов и 16ЛФ.........................302 Компетентность и динамичность когнитивной сложности............303 Множественность причин в трансформациях ЛСП......................305 Поиск косвенных связей конструктов и черт........................................307 Сила конструктов и ГОЛ................................................................307 Объяснение диагностичности косвенных связей............................314 Косвенные связи в проективном «Фототесте»..............................315 Компетентность экспертов....................................................................316 Компетентность и согласованность................................................316 Имитационные матричные тесты.....................................................318 Атрибуция черт мешает профессионалу?.......................................320 Тренинг межличностного познания в Интернете..........................320 Заключение............................................................................................324 Библиография.........................................................................................332 Предметный указатель...........................................................................350 Авторский указатель..............................................................................357 ■Толковый словарь специальных терминов............................................362 Расшифровка основных сокращений....................................'..................379 Атлас личностных черт........................................................................381 Алфавитный указатель черт.......................................:...............'............437 Указатель ситуаций и сфер жизнедеятельности...................................458 Вопросник 16РФ........................................■.......................................459 Посвящение Памяти Е. Ю. Артемьевой и В. И. Похилько, слишком рано ушедших из жизни. ВВЕДЕНИЕ Проблемный контекст Актуальность психологии личностных черт не зависит от конъюнктуры идеологических и социально-экономических веяний и метаморфоз, как и от моды на тот или иной методологический или технологический подход внутри самой психологии. Не только профессиональные психологи, исследователи и практики, но и специалисты в области социологии и недаго-гики, теории и практики управления, юристы, политологи, журналисты, литераторы и просто люди самых разных профессий постоянно оценивают окружающих по их личностным (психологическим) качествам, с тем чтобы решать свои профессиональные и просто обыденные житейские задачи — строить свои отношения с окружающими. При этом, как это показано во многих отечественных и зарубежных исследованиях, эта оценка, как правило, осуществляется в форме заключений о личностных свойствах (чертах). Но очень часто эти суждения выносятся с определенными ошибками, акцентами, упрощениями и искажениями (индивидуальными трансформациями), в которых проявляется не только ограниченность в овладении психологическими знаниями и соответствующей терминологией, но и глубокая пристрастность межличностного восприятия, за которой в свою очередь стоят интересы и мотивы субъекта восприятия. Сторонников изучения личностных черт часто критикуют за то, что они сводят предмет исследования к узкому кругу факторов — таких психологических переменных, которые действуют на протяжении всей жизни человека во всех ситуациях и оказываются на поверку наследственно приобретенными свойствами нервной конституции (см. критику теории черт в таких обширных обзорных работах как Хекхаузен, 1986; Хьелл, Зиглер, 1997; Первин, Джон, 2000). Да, следует согласиться, что черты, понятые узко — как диспозиции (индивидуальные установки) к определенному по- ведению во всевозможных ситуациях, позволяют лишь в малой степени объяснять и прогнозировать поведение человека в конкретных ситуациях. Известно, что значения коэффициента корреляции в пределах 0,3 является фактически пределом прогностичности диспозициональных моделей. Этому есть немало свидетельств, полученных как с помощью строгих экспериментов (Endler, Hunt, 1966; Mischel, 1968, 1977; см. также обзоры на русском языке в книгах Росс, Нисбетт, 1999; Первый, Джон, 2000), так и с помощью корреляционных экспериментов с применением эксплораторного факторного анализа1. В этом мы сами убедились в.наших собственных многочисленных исследованиях: набор значимых, устойчивых и интерпретируемых глобальных факторов объясняет, как правило, не более 20—30 процентов дисперсии в матрицах интеркорреляций для пунктов личностных вопросников или списков прилагательных (когда их численность превышает 100 переменных). Но в данной работе мы исходим из более широкой трактовки понятия «личностная черта», подразумевая под этим не только наследственные диспозиции, но и приобретенные стили и стратегии поведения для определенных классов ситуаций, а также «личностные конструкты» —средства категоризации впечатлений при восприятии человека человеком. Таким образом, психосемантический подход к психологии черт оказывается значительно более широким, чем традиционный психодиагностический подход, представленный во всех учебниках по психологии личности главным образом именами Г. Олпорта, Г. Айзенка, Р. Кэттэлла (см. Хьелл, Зиглер, 1997; Первин, Джон, 2000). В нашей трактовке к психологии черт следует отнести весь цикл работ по психологии личностных конструктов, представленный самим Дж. Келли {Kelly, 1955; Келли, 2000) и его последователями (Франселла, Баннистер, 1977), работы, выполненные в контексте «феноменологической психодиагностики» (куда, например, А. Анастази относит Q-сортировку и «личностный семантический дифференциал», см. Анастази, 1982), а также сформировавшееся уже в 80-е годы широкое международное направление по исследованию таксономии личностных черт в естественном языке {Goldberg, \9Si;Anglei!nera. о., 1990; DeRacid, Hoskens, 1990, Шмелев, Похылько, 1985а), которое внесло решающий вклад в появление столь популярной в 90-е годы концепции «Большой пятерки» личностных факторов {Голдберг, Шмелев, 1993; см. также на русском языке хороший обзор работ в русле этой концепции в книге Первин, Джон, 2000). В основном цикле наших исследований, подытоженном прежде всего в докторской диссертации (А. Г. Шмелев, 1994), мы поставили задачу выяв- 1 Термин «эксплораторный» обычно не используется в русскоязычной психологической литературе. Он обозначает обычный мультивариаптный анализ матриц интеркорреляций в духе Л. Терстоуна и его последователей (в психологии черт самый яркий — Р. Кэттэлл). Этот термин противопоставляется «конфирматорному» факторному анализу, когда хотят подчеркнуть, что исследователь не исходит из каких-то доэкспери-ментальных гипотез о составе и структуре факторов. Здесь и далее примеч. автора. ления закономерностей в появлении трансформаций межличностного восприятия, в выяснении того, насколько регулярны взаимосвязи этих трансформаций с личностными свойствами самих субъектов межличностного познания, и, если такие взаимосвязи существуют, насколько реальна перспектива разработки косвенных методик диагностики личности по структуре ее индивидуальной категориальной системы. Сформулированная таким образом исследовательская задача, естественно, потребовала решения массы предварительных задач. Чтобы выявить индивидуальные искажения и отклонения, прежде всего оказалось необходимым построить модель «нормы» — содержательно и статистически обоснованную модель, отражающую общепринятые представления о структуре личностных черт в нашей русскоязычной языковой культуре. Так появился.реконструированный нами на основе экспертных оценок «тезаурус личностных черт», самый важный фрагмент которого представлен в приложении к данной работе в виде «Атласа личностных черт». Для выяснения того, с чем и как эти отклонения можно экспериментально скоррелировать, чтобы выяснить их психодиагностическую информативность, пришлось произвести ревизию психодиагностических: инструментов. Выяснилось, что мы не располагаем на русском языке психометрически корректными личностными тест-вопросниками, поэтому пришлось их создавать — как путем адаптации западных (по полной программе — на уровне переформулирования отдельных заданий и коррекции ключей к ним), так и путем создания оригинальных отечественных версий. В первых двух главах книги дается конструктивно-аналитический обзор зарубежных и отечественных работ в области психодиагностических и лексико-семантических исследований личности, позволяющих нам подойти к обоснованию системы гипотез, сформулированной в третьей главе. В четвертой главе приводятся данные по конструированию и проверке ва-лидности рассматриваемых нами модельных представлений ЛСП. В пятой главе — по проверке валидности конкретных показателен психосемантических тестов — так называемой «различающей силы» и «сцепленности» факторов семантического пространства (СП). В приложении нами даются методические инструменты, которые могут быть полезны для академических и практических психодиагностических исследований личности. В данной книге читатель сможет впервые познакомиться не только с конкретными современными методическими инструментами, но и с новыми теоеретическими представлениями о чертах личности: трехуровневой классификацией и четырехполюсной моделью. Исторический контекст Не желая утомлять подробностями тех читателей, которые хотели бы ограничить свое знакомство с данной книгой только введением в проблемный контекст, автор все же отнюдь не исчерпал важной предварительной информации, необходимой для того, чтобы раскрыть гот контекст, в ко- тором исторически формировались различные этапы проведенного цикла исследований. Как уже было указано выше, цикл исследований был начат еше в 70-е годы. Это происходило в то время, когда в развитии отечественной психологии обнажился открытый кризис: декларативная, спекулятивно-теоретическая психология, обслуживающая (прежде всего в Москве) безраздельно господствовавшую (как тогда казалось) идеологему, не могла дать никакого конструктивного ответа на растущие запросы реальной жизни. Собирались совещания за совещанием, принимались громкие постановления о развитии психологической службы, о ее методическом оснащении, но даже весьма взвешенные первые публикации в центральной психологической прессе о научных аспектах разработки и применения психологических тестов (например, Гильбух, 1978) встречали опасливую реакцию среди руководителей московских психологических учреждений, упоминавших тогда о печально известном постановлении ЦК ВКП(б) 1936 года в таких тонах, как. будто тень «отца народов» продолжала бдительно следить за всем, что происходило в каждом московском кабинете* В двойственности позиции ряда ведущих специалистов (К. М. Гуревич, 1982) просматривалось стремление защитить от идеологической цензуры уже начавшиеся практические работы по созданию отечественных тестов. С большим трудом, с боем доставались публикации первых серьезных переводных руководств по теории тестирования (см, предисловие К. М. Гуре-вича и В. И. Лубовского к книге А. Анастази, 1982). Показательно, что из русского перевода книги А. Анастази был в последний момент даже изъят профессионально-этический кодекс американских психологов (сравните Anastasy, 1967; Анастази, 1982).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |