Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый этап




Стандартизация психологических тестов

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

1. условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы).

2. Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).

3. Наличие стандартного стимульного материала. Временные ограничения выполнения данного теста. Стандартный бланк для выполнения, данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.

4. Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

5. Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка «правильного ответа» и др.

6. Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации.

7. Второй этап

стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и стандартной предварительной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста

8. Третий этап

стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста [2].

Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др.

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования.

На этапе создания теста формируется некоторая группа испытуемых, на которой проводится данный тест. Средний результат выполнения этого теста в данной группе принято считать нормой. Средний результат – это не единственное число, а диапазон значений. Существуют определенные правила формирования такой группы испытуемых, или, как ее иначе называют, выборки стандартизации.

Правила формирования выборки стандартизации:

1. выборка стандартизации должна состоять из респондентов, на которых в принципе ориентирован данный тест,

2. выборка стандартизации должна быть репрезентативной, то есть представлять собой уменьшенную модель популяции по таким параметрам, как возраст, пол, профессия, географическое распределение и т.д.,

Распределение результатов, полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика – кривой нормального распределения.

Этот график показывает, какие значения первичных показателей входят в зону средних значений (в зону нормы), а какие выше и ниже нормы.

Производные показатели получаются путем математической обработки первичных показателей.

Первичные показатели по разным тестам нельзя сравнивать между собой по причине того, что тесты имеют различное внутреннее строение


 

Проверка валидности и надёжности исправленной формы.
Из отобранных и изменённых заданий формируют исправленную форму с соблюдением тех же требований. Она проверяется на аналогичной, но другой выборке. Далее повторяется вся процедура проверки, но если отбор был произведён тщательно, отбрасывать больше нечего. В противном случае всё приходится начинать сначала. Однако следует выяснить, что ж...

Теоретический анализ феномена психологической безопасности образовательной среды
Проблема психологической безопасности начала осознаваться в полном объеме лишь в последние годы. Все больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки данной проблематики не только на личностном, общественном и государственном уровнях, но и на профессиональном - в связи с профессиональной деятельнос...

Создание и проверка пунктов исправленной формы опросника
На основании подсчитанных показателей отобрали пригодные. Отбросили, прежде всего, те, что имеют корреляцию с итоговым баллом, близкую к 0. В таблице 4 представлены результаты частотного анализа встречаемости каждого из вариантов ответов. Как видно из неё, практически все пункты дискриминативны – только в 6 пунктах частота одного из вари...

 

1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента, можно, например, отнести такие: 1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере; 2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими; 3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения; 4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях; 5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т. д.

18. особенности применения и использования психодиагностических средств и процедур Применение психодиагностических методик при консультировании

Применение психологом психодиагностических средств в ходе консультирования связано с выполнением определенных условий. Во-первых, психодиагностические процедуры не должны быть слишком громоздкими, трудоемкими и продолжительными по времени. Не следует забывать, что главным содержательным началом в консультационной работе выступает именно живая беседа психолога и клиента: рассказ последнего о своих переживаниях, обсуждение его проблемной ситуации, сопереживание и сочувствие. Перечисленные элементы консультативного процесса – это составляющие человеческого общения, которое может прерваться, остановиться, начать свое движение «по другому руслу», если психолог перестанет общаться и введет диагностические средства вопреки логике разворачивающейся беседы.

Если в ходе консультации возникает задача сугубо психодиагностической оценки индивидуально-психических особенностей клиента, целесообразно выделить отдельный день для специального психодиагностического обследования. В рамках психологической консультации могут быть организованы только облегченные и непродолжительные по времени «психодиагностические пробы», подчиненные целям консультативного процесса и органично включенные в динамику коммуникативных взаимодействий психолога и клиента.

Во-вторых, если в ходе консультации психолог применяет диагностический опросник, последний может выступить вспомогательным средством для «запуска» основного процесса беседы.

Кроме этого, применяя диагностический опросник в качестве «пускового» коммуникативного средства, психолог, наблюдая за своим клиентом, сможет получить о нем дополнительные сведения: на какие вопросы теста подросток отвечает с ходу и не задумываясь, какие вопросы вызывают у него продолжительные размышления, серьезно или несерьезно он относится к встрече с психологом, готов ли он к открытому доверительному разговору или полностью закрыт для общения. Результаты наблюдения психолога в этом случае могут быть полезными и информативными для дальнейшего построения консультативного процесса.

В-третьих, диагностическая методика рисуночного типа может быть успешно применена, если клиент на консультации - учащийся, плохо владеющий речью и с которым трудно рассчитывать на полноценное общение.

И наконец, в-четвертых, проективная диагностическая методика может быть применена в процессе консультирования, если необходимо оперативно по ходу беседы выявить глубинные тенденции личности клиента, неосознаваемые им самим.

19. требования к организации исследования и к пользователям психологических методик

 

Организация исследования - это система регламентов, нормативов и инструкций, определяющих порядок его проведения. Это распределение функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение работ, их распределение ресурсов и комбинация во времени, пространстве, в кадрах по видам работ.

Виды организации.

1.Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательского типа. Система контрольных мероприятии, координации действий, консультирования и пр.

2.Создание специализированных групп для организация их работы (ВТК).

3.Приглашение консалтинговых фирм. Оплата их труда, предоставление организационных возможностей проведения исследования.

Принципы формирования ВТК (КМ)

1. Принцип гетеррогенности (неоднородности). Объединение в коллектив одинаковых по способностям и характеристикам людей не обеспечит успех их деятельности. Но наивно полагать, что стихийное формирование коллектива, как правило это неоднородные элементы, так же даст успех.

Главное - специфика задач и проблем, для исследования которых формируется коллектив - Объединение личностей. необходимое для решения проблем данного типа.

Как минимум в КИ должны быть представлены пионер (проблемщик), способный раньше других видеть проблемы и формулировать их даже тогда, когда всем ситуация проблемной не кажется; энциклопедист быстро находящий аналоги рассматриваемой проблеме во многих отраслях знаний; Генератор идей, концептолог или системщик, селектирующий и объединяющий множество идей под одной целевой крышей, оптимизатор, в чью обязанность входит поиск оптимальных систем и рациональных режимов деятельности, энтузиаст, он же "фанатик", или оптимист, заражающий своей уверенностью в успехе дела слабо мотивированных на достижение работников, скептик, он же зануда, сомневающийся в осуществлении любого плана или даже любого шага и тем самым, охлаждающий пыл не в меру оптимистичных, а точнее авантюрно-настроенных работников, прогнозист, чья функция просчитать все возможные последствия принимаемых решений и действия членов КИ, информатор. гарантирующий реализацию принципа "обгонять не догоняя", эстет, так как изящные решения могут сыграть конструктивную роль в получении экономичных по форме и богатых по содержанию результатов, психолог, кроме решения психодиагностических задач обеспечивающий "дискомфортный комфорт" для членов КИ, независимый, он же "аутсайдер" работающий в одиночку, но вносящий результаты в общий котел и умеющий вписать их в общую систему деятельности и результатов КИ, переводчик, способный верно объяснить сущность проблемы специалистам разных областей знаний, разработчик, склонный доводить результаты до кондиции, позволяющих использовать на практике их, реализатор, "привязывающий" результаты совместной работы к конкретным условиям и добивающийся их практического применения. Каждая их этих функций, может быть представлена в КИ отдельным человеком или группой, один человек может также выполнять несколько функций.

1.Принцип срабатываемости предписывает привлекать в КИ исследователей, склонных и способных работать вместе даже с теми людьми, которые им не импонируют.

2.Принцип совпадения формальной структур коллектива с его неформальной организацией, на основе приоритета неформального соподчинения требует, чтобы формальная организация коллектива совпадала с фактической субординацией исследователей. Принцип перманентности, /непрерывности/ формирования его состава. Это показатель жизненной силы КИ. Ротация исследователей. Потенциал творческий активности.

3.Принцип имитации, способность обладать специальными средствами имитации, воспроизводства решений других членов коллектива.

Принципы организации деятельности КИ

1.Принцип научного равенства - свободное высказание идей, мнений, оценок. Значимость, ценность, применимость и наконец ценность идей оцениваются независимо от того, как и при каких обстоятельствах она высказана. Идея приобретает значение независимо от научной степени, звания или должности. Запрет связывать ценность идей с их источником

2.Принцип превосходства. Способность исследователя, включенного в коллектив, должна быть развита до такой степени, чтобы работа, соответствующая этой способности, выполнялась наилучшим из возможных способов. Каждый человек коллектива должен превосходить любого другого в своем деле, быть консультантом в сфере своей компетенции.

3.Право на творчество. Не исполнители заданий, а реализаторы своих интересов в рамках общей идеи, задачи, концепции.

4.Единство цели. Научиться работать коллективно.

5.Право на ошибку.

6.Право на критику. Существует целый ряд этических и организационных требований, соблюдение которых существенно снижает психологическое сопротивление критике: тактичность, умение видеть положительные стороны не очень совершенных результатов, верное изложение позиций критикуемого, четкая квалификация сути ошибок /принципиальные, частичная, большая или нет, ошибка корректности или концепции/, указание путей исправления ошибок, умение найти извиняющий обстоятельства, не затрагивать способности личности, быть выше своего самолюбия в ответ на критику.

7.Принцип "подогрева". Психологический комфорт исследователя.

8.Принцип минимального контроля. Возможности оркестра богаче возможностей самой совершенной скрипки. Необозримость и потребность в управлении исследованиями, /КИ/.

1. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ТЕСТЫ) долж­ны удовлетворять следующим требованиям:

а) цели, предмет и область применения методики должны быть однозначно сформулированы. Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успеш­ности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прог­ноза стабильности коллектива и т. п.;

б) процедура проведения должна быть задана в ви­де однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специаль­ных психологических знаний, или ЭВМ, исполь­зуемой для предъявления заданий и анализа от­ветов;

в) процедура обработки должна включать статис­тически обоснованные методы подсчета и стан­дартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестово­го балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической досто­верности этих выводов;

г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разра­ботчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандар-тизационные исследования в своей области и раз­работать частные стандарты (нормы);

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за досто­верностью, позволяющими автоматически от­сеивать недостоверные протоколы;

е) головная методическая организация определен­ного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и произ­водить периодическую коррекцию всех стандар­тов методики.

2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ основываются на таких требованиях, как:

а) четкое формулирование цели, предмета и облас­ти применения методик. Дополнение: инструк­ция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необхо­димое количество для получения надежных дан­ных по методу независимых оценок;

б) наличие инструкции к проведению, прошедшей специальные испытания на однозначность их вы­полнения экспертами по отношению к некоторо­му эталонному набору данных (текстов, рисун­ков, аудио- или видеозаписей и т. п.);

в) наличие процедуры обработки результатов, включающей в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое по­зволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

г) возможность воспроизведения (повторения) пользователями-разработчиками нормативногоисследования по измерению экспертной согла­сованности на эталонном наборе данных; д) ведение головной организацией банка данных, обеспечивающих подготовку пользователей и пе­реподготовку (в соответствии с пересмотренны­ми стандартами методики).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.