Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о ситуации жизнедеятельности




Динамический аспект мотивации человека в организации

Е.П.Ильин, обсуждая проблему формирования мотивации человека, использует два существенных для нашего контекста понятия – мотивационных установок и мотивационных свойств личности (Ильин Е.П., 2000). Основываясь на этих понятиях, можно утверждать, что в типичных условиях человек производит анализ среды жизнедеятельности на основе сформированных у него мотивационных установок, определяющих привычный способ реализации жизненных ориентаций. В свою очередь, мотивационные установки, определяющие в типичных ситуациях способы реализации жизненных ориентаций, проявляются как мотивационные свойства личности.

Б.Ф.Ломов, используя понятие ситуации, рассматривает ее как систему событий с включенным в нее человеком, преобразующим ситуацию в процессе своей деятельности (Ломов Б.Ф., 1984). Развивая этот подход, А.В.Филиппов и С.В.Ковалев понимают ситуацию как понятие, описывающее субъективную, личностно и деятельностно опосредуемую концептуализацию объективных взаимодействий человека со средой его жизнедеятельности (Филиппов А. В., Ковалев С. В., 1986).

Ю.К.Стрелков, проводя анализ профессиональной деятельности человека, считает, что ситуация квантифицирует эту деятельность и тем самым выступает единицей анализа этой деятельности (Стрелков Ю.К., 2005). При этом основным объектом анализа в данном случае является действующий субъект. По мнению автора, этот субъект использует для совершения действий и для восприятия мира некоторые схемы, которые, в первую очередь, определяются мотивацией субъекта.

Значимость жизненной ситуации выступает результатом активности субъекта в определенных ситуациях. В этой связи Д.А.Леонтьев, обсуждая понятие смыслостроительства (перестройки базовых смысловых структур), выделяет три типа ситуаций – критические жизненные ситуации, ситуации взаимодействия со значимым другим и ситуации воздействия искусства (Леонтьев Д.А., 2003).

В психологических исследованиях встречаются разные классификации ситуаций. Основной смысл этих классификаций состоит в том, что они могут быть классифицированы по разным основаниям в зависимости от задачи анализа (см. в этой связи Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю., 1988).

Подробный анализ понятия «ситуация» и разных концептуальных подходов проводит в своих работах Е.Ю.Коржова. Обсуждая понятие жизнедеятельности, она считает, что в этом случае человек как субъект взаимодействует с жизненными ситуациями (объектами), в результате чего весь процесс жизнедеятельности предстает как цепь взаимодействия человека с ситуациями (Коржова Е.Ю., 2002). В соответствии с этим автор понимает ситуацию как динамический фрагмент взаимодействия человека с обстоятельствами своей жизни. В процессе такого взаимодействия человек формирует в своем сознании конструкт ситуации, входящий составной частью в динамичную внутреннюю картину жизнедеятельности. Некоторые ситуации занимают особое место: выступая как жизненные проблемы, такие ситуации задают субъект-объектное отношение человека к ним и становятся событиями в жизни человека (Там же).

Итак, можно дать следующее промежуточное представление о ситуации. Возможности, предоставляемые средой, человек реализует в опреде­ленной активности, которая, будучи соотнесенной с жизненными интереса­ми человека, проявляется как его жизнедеятельность. В реальной жизни человека эта активность не является непрерывной, а представляет собой совокупность определенных циклов, каждый из которых имеет свое начало и конец, причем эти циклы могут накладываться друг на друга, подавлять и, наоборот, содействовать друг другу, иметь иерархическое строение.

Эти циклы активности презентируются (самому человеку и внешнему наблюдателю) и предполагают интерпретацию, описание, которое дает сам человек и/или наблюдатель. Часто цикл ак­тивности описывается на языке ведущей деятельности, которая берет на­чало с потребности (а), порождающей в определенных условиях мотив (б), в соответствии с которым ставится цель (в), формируется и реализуется программа действия (г), ведущего к определенному результату (д), дос­тижением которого и заканчивается цикл активности. В соответствии с этим ситуация жизнедеятельности может быть обозначена через любой эле­мент, составляющий этот цикл активности: отдыхаю, лежу на диване, смотрю телевизор, теряю время и т.д. Пожалуй, чаще всего ситуация обозначается через совершаемое действие - наверное, потому, что дейс­твие, как правило, внешне выражено, и это является условием для одноз­начной интерпретации ситуации партнерами по общению. Однако при анали­зе ситуации часто бывает важным дать интерпретацию не только внешним, но в особенности внутренним составляющим (например, определить моти­вы).

Мотивационный аспект регуляции поведения человека в ситуации жизнедеятельности

Ситуационный подход явно или неявно выступает основным в исследованиях мотивации. Действительно, понятие мотива, как правило, привязывается к определенной ситуации жизнедеятельности и ограничивается ее рамками. Кроме этого, понятие ситуации используется и в психологии принятия решений, где основные модели направлены на описание поведения человека в конкретной ситуации его жизнедеятельности.

В этой связи можно лишь напомнить точку зрения Е.П.Ильина, согласно которой в процесс формирования мотива включены не только представления о результате, но и оценки возможностей и условий достижения цели (Ильин Е.П., 2000). Эта точка зрения обобщает существующие в настоящее время модели не только мотивации, но и принятия решений.

Так, в психологии до сих пор популярна модель Аткинсона-Макклелланда, описывающая тенденцию к достижению цели в определенной ситуации. В этой модели тенденция к достижению является результирующей от взаимодействия четырех переменных – ценности результата, субъективной вероятности получения этого результата, мотива достижения и мотива избегания. Очевидно, что при построении этой модели авторы использовали представления о стремлении к результату, характерные для теории игр и формирующейся в то время теории принятия решений.

Психологический анализ проблемы принятия решений достаточно подробно проведен Т.В.Корниловой в ее работах (Корнилова Т.В., 2003). В нашем же случае необходимо обратить внимание на прикладные аспекты принятия решений.

Характеристики ситуации принятия решений

Наиболее часто в работах по принятию решений и теории игр выделяется такой параметр, как неопределенность. Эта неопределенность обычно связывается с наличием некоторого набора вариантов принятия решений, и человек представляется существом, производящим оценку и выбор одного из нескольких вариантов.

Есть основания полагать, что такое представление о процессе принятия решений является неполным. В частности, А.В.Брушлинский считает, что мышление не "работает" по принципу (полного или сокращенного) перебора, отбора, выбора двух или нескольких альтернатив, элементов и т.д. (Брушлинский А.В., 1996). Г.Е.Журавлев, обсуждая вопрос о неправомерном упрощении действительной природы поведения человека в теории игр, говорит о том, что в случае подмены внутренней мыслительной работы человека алгоритмами максиминного игрока имеет место редукция (Журавлев Г.Е., 1976).

Важную роль в этом отношении может иметь идея Р.Хайнера о том, что в некоторых типичных ситуациях человек по разным причинам не просчитывает варианты решения по критериям полезности, а использует типичные способы поведения. При такой стратегии достаточно распознать типичную ситуацию и принять типовое решение. При использовании такой стратегии можно принять достаточно эффективное решение при невысоких затратах на получение информации о ситуации (Heiner R. A., 1989).

Обращает внимание на двойственное отношение к неопределенности ситуации и С.Т.Посохова. Она отмечает, что с одной стороны, неопределенность создает проблему выбора целей и средств достижения конечного результата адаптации, предпочтительность которых определяется самим человеком. И в этой связи неопределенность признается одним из самых серьезных источников дискомфорта, сопровождающегося переживанием тревоги, беспокойства, фрустрации. Но с другой стороны, многочисленные исследования показывают, что неопределенность может стимулировать творческую активность (Посохова С.Т., 2001).

Характерно то, что фактор активности человека становится основным в современных экономических моделях человека. К примеру, Дж.Стиглер (1995) считает, что человек направляет специальные усилия не только на перебор заданных вариантов, но и на поиск новых вариантов, удовлетворяющих его основным стремлениям.

Характерной в этом отношении выглядит популярная в современной экономике модель человека REMM У.Меклинга и К.Бруннера – Resourceful (изобретательный, находчивый), Evaluating (оценивающий), Maximizing (максимизирующий, стремящийся к наибольшей полезности) Man (человек). Смысл этой модели состоит в том, что человек, оценивая происходящее, стремится к наибольшей полезности (что очевидно); при этом он проявляет присущую ему поисковую активность, позволяющую находить новые, ранее не известные варианты, повышающие конечную полезность решения. В этих поисках человек ориентируется на произведенные им затраты и, кроме полезности, оценивает степень их приемлемости, которая служит одним из ограничителей при принятии решения (Бруннер K., 1993; Дженсен М. К., Меклинг У. Х., 2004).

Наиболее часто в работах по принятию решений и теории игр в качестве факторов, определяющих выбор решения, используются две взаимодействующие переменные - полезность и субъективная вероятность. Кроме того, считается, что на выбор решения оказывают влияние и затраты на получение информации о характеристиках ситуации. В затраты включаются предполагае­мые потери (Райфа Г., 1977).

Итак, в моделях регуляции поведения, используемых в теории принятия решений и психологии принятия решений, введены понятия, определяющие оценку цели. Общая оценка цели является результатом ее оценки по характеристикам полезности (или субъективной ценности), субъективной вероятности и затрат. Соотнесение оценок с некоторым стандартом характеризует приемлемость цели для человека. При этом человек имеет возможность преобразовать данные ему условия за счет своей активности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.