Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентация на самореализацию




При анализе ориентации человека на самореализацию было определено, что эта ориентация предполагает постоянную актуализацию своего потенциала, своих возможностей и характеризуется состоянием продуктивной активности. Эталонным состоянием в данном случае выступает переживание радости, захватывающее человека целиком и тем самым отличающееся от переживания удовольствия. Основной способ отношения человека к действительности – диалогический (реализация себя во взаимодействии с миром).

Можно выделить следующие особенности ориентации человека на самореализацию:

Стремление человека наиболее полно реализовать свой потенциал

В процессе самореализации человек ориентирован не на какой-то полезный результат, описываемый на языке наград и наказаний и отставленный во времени, а на сам процесс реализации своего потенциала. Причем, чем полнее идет реализация потенциала, тем больше реализуется соответствующая ориентация.

Самореализация происходит в трех основных сферах жизнедеятельности человека (как это принято понимать в отечественной психологии) - познании, общении и деятельности (труде). В связи с этим можно говорить о когнитивном, коммуникативном и праксическом потенциалах человека (Грачев А.А., 1987).

Соответственно этому психолог может помочь своему клиенту в определении максимальных значений потенциала в каждой из сфер его реализации.

Таким образом, содержание ориентации на самореализацию составляют три потребности:

· потребность реализовать свой когнитивный потенциал (потребность в познании);

· потребность реализовать свой коммуникативный потенциал (потребность в общении);

· потребность реализовать свой праксический потенциал (потребность в деятельности).

Стремление производить затраты на верхнем уровне потенциала (решать сложные, но посильные задачи), стремление к творчеству

Состояние продуктивной активности (Фромм Э., 1986) основано, как показывает ряд исследований, на стремлении человека решать сложные, но посильные задачи, что определяет для человека значимость процесса решения самого по себе, безотносительно к получаемому внешнему результату.

Важно заметить, что потенциал человека проявляется не только в самореализации, но и в процессе стремления человека к удовольствию, и на пути к самосовершенствованию, к развитию. И при этом накопленный потенциал побуждает человека к своей реализации. В свою очередь, реализуя потенциал, человек часто получает и "побочный продукт" - развивает способности, приобретает новый опыт, то есть изменяется. Поэтому процессы развития и самореализации находятся в единстве и обусловливают друг друга.

В том же случае, когда предполагается доминирование ориентации на самореализацию, задача психолога, руководителя состоит в организации таких ситуаций жизнедеятельности, которые актуализировали бы предельный уровень потенциала человека в каждой из сфер.

Стремление к "ощущению потока" как идеальному

Это состояние характеризуется М.Ксикзентмихали как «ощущение потока» (см.: Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б., 1990). Оно проявляется в ощущении полной включенности (умственной и физической) в деятельность, потере чувства времени, полной концентрации внимания на деятельности и др. В исследованиях отмечается, что такое ощущение возникает у человека при выполнении разнообразных видов деятельности и только в том случае, когда есть баланс между уровнем притязаний, внешними требованиями и возможностями человека.

Поэтому работа психолога, помогающего человеку войти в состояние "потока", в первую очередь заключается: а) в организации активности человека на верхнем уровне потенциала, б) в коррекции уровня притязаний человека и внешних требований к нему, которые могут препятствовать этому состоянию.

Безоценочность поведения

Об этой особенности говорят психологи-гуманисты, когда обсуждают требования к эффективному общению. Наверное, не имеет смысла абсолютизировать это требование, поскольку оценка - необходимая составляющая человеческого поведения. А безоценочность скорее выступает компонентом гуманистического отношения к человеку, а в конкретной жизненной ситуации - условием возникновения "ощущения потока", когда человек воспринимает окружающее как часть себя.

Соответственно этому психолог помогает человеку сформировать способность: а) безоценочного отношения к действительности, прежде всего - к человеку и б) отвлечься от оценки, чтобы войти в состояние "потока".

Метафорическое обозначение ориентации: "быть (самим собой)", "наполнить собой"

Такие образные представления характерны для гуманистической психологии в целом. Примерно так же понимается человек и в модели Y (McGregor D., 1960), согласно которой человек стремится в работе реализовать свой физический и духовный потенциал. Аналоги этой ориентации в значительной мере используются в недирективной психотерапии К.Роджерса, гештальттерапии и в других направлениях гуманистической психологии.

Выделенные выше тенденции могут проявляться в самореализационных свойствах личности:

· заинтересованность в решении сложных, но посильных задач

· заинтересованность в интенсивном и глубоком общении с товарищами по работе

· проявление широких познавательных интересов

· стремление в процессе выполнения деятельности выложиться полностью

· переживание чувства захваченности деятельностью

· восприятие деятельности как части себя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.