Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терминальный образ в психологическом проектировании организации




В психологии устоялось представление о том, что человек формирует некоторую систему образов, которая лежит в основе регуляции поведения и, в конечном счете, его жизни в целом. В связи с этим рассматриваются понятия цели как осознанного об­раза будущего полезного результата, Я-концепции, жизненного сценария, образа той или иной жизненной ситуации, среды своей жизнедеятельности. Кроме того, у человека формируется некото­рое обобщенное представление о своей собственной жизни, своем жизненном пути, о среде своей жизнедеятельности.

Б.Ф.Ломов, проводя анализ психического образа, считает непосредственной характеристикой образа его субъективность – зависимость от «потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т.д.» (Там же, с.267). Аналогично этому, М. Хайдеггер, обсуждая понятие картины мира, обращает внимание на то, что картина мира не существует независимо от человека: человек активен в ее построении (Хайдеггер М., 1997). А В.Ф.Петренко отмечает то обстоятельство, что субъектная активность человека проявляется не только в преобразующей активности, изменяющей реальный мир, но и в построении таких картин мира, которые этот мир меняют (Петренко В.Ф., 2002).

В когнитивной психологии уже давно обратили внимание на образы, имеющие интегральное содержание. В этой связи У. Найссер обсуждает понятие когнитивной карты, или ориентировочной схемы, которая представляет собой значимый для человека образ среды и служит ему для организации его поведения в самом широком смысле этого слова – вплоть до организации жизни (Найссер У.1981). В психологии используется и другое понятие, близкое к понятию когнитивной карты – ментальное пространство. Последнее представляет собой «особую динамическую форму состояния ментального опыта, которая оперативно актуализируется в условиях осуществления субъектом тех или иных интеллектуальных актов» (Холодная М.А., 1997, с. 148). Б.М.Величковский, анализируя новые направления когнитивной психологии, говорит о том, что человек определенным образом организует, запоминает и воспроизводит информацию, связанную с его жизнью. Для этого человек использует сценарии, служащие когнитивными схемами и построенные по определенным правилам (Величковский Б.М., 1982).

В инженерной психологии используется понятие концептуальной модели, которая рассматривается как комплексный динамический образ объекта выступает как глобальный образ действительности (Гордеева Н.Д., Девишвили В. М., Зинченко В.П., 1975). Кроме того,

в инженерной психологии применяется понятие оперативного образа, который является образом объекта, формирующимся в процессе выполнения конкретного действия (Ошанин Д.А., 1999).

Е.А.Климов обращает внимание на то, что у профессионала формируется специфический взгляд на мир. В этой связи он вводит понятие образа мира профессионала и включает в него иерархизированную систему событий – реальных и идеальных, - рассмотренных с точки зрения профессиональной жизни (Климов Е.А., 1995, 1996).

В когнитивной психологии понятие образа применяется по отношению к двум основным группам объектов – предмету и ситуации. Изначально когнитивная психология базировалась на том, что содержание нашего восприятия составляют образы предметов, однако в связи с современным этапом развития когнитивной психологии все большее значение начинает приобретать динамический аспект восприятия, когда в качестве единицы восприятия принимается событие.

Наиболее ярко этот чрезвычайно продуктивный для психологии подход выражен в работах В.А.Барабанщикова, который считает, что «событие выступает как целостный процесс, организованный в пространстве и времени. Оно имеет начало, кульминацию и конец; границы события, как правило, нечетки и условны. Это узел качеств и свойств, связей и отношений, полагающий различные сценарии развертывания и множественность сюжетов достижения одного и того же результата» (Барабанщиков В.А., 2002, с.13-14). Такое представление о восприятии близко, с одной стороны, ситуативному подходу и сценарной концепции, а с другой, - теории социальных представлений, представленных в психологии личности и социальной психологии.

Г.М.Андреева, проводя анализ работ по социальному познанию, анализирует концепции, в которых социальная реальность дана человеку в виде особых психических образований - социальных представлений, которые существуют больше не в виде объектов, а событий (Андреева Г.М., 2002а, 2002б). И содержание этих образов в значительной степени обусловлено не только соответствием объективной реальности, но и необходимостью презентировать эти образы, в результате чего они во многом строятся как нарративы.

Т.П.Емельянова, проводящая анализ содержания и динамики социальных представлений в работах последних лет, отмечает, что представления «выступают важнейшим опосредствующим звеном, тем ментальным образованием, с помощью которого конструируется внутренняя социальная реальность, картина мира, которая и определяет как способ существования группы в социуме, так и стратегии ее воздействия на него» (Емельянова Т.П., 2006, с. 222). Конкретизируя этот подход в применении к организационной культуре, Т.П.Емельянова и Я.А.Маташкова считают, что «подход к организационной культуре через социальные представления расширяет возможности понимания феномена культуры как динамичного и активно формируемого всеми субъектами организационной деятельности и изменяемого ими при необходимости справиться с новой ситуацией» (Емельянова Т.П., Маташкова Я.А., 2002, с.244).

Для характеристики базовых представлений человека о действительности предлагается ввести понятие терминального образа, который представляет собой предельный образ, связанный с конечными (терминальными в терминологии М.Рокича) жизненными ценностями. Именно эти образы в психологии изучены далеко не достаточно, поэтому обсуждаемые в данной работе проблемы имеют в значительной степени дискуссионный характер и ориентированы, прежде всего, на эмпирическую реализацию.

Прежде всего, необходимо различить понятия «социальное представление» и «терминальный образ». Различие между этими понятиями состоит в том, что терминальный образ – феномен индивидуальный, а социальное представление – групповой. Поэтому социальное представление на индивидуальном уровне может существовать в форме терминального образа и, наоборот, принятые в данной социальной группе терминальные образы могут приобрести форму социальных представлений.

Среди всех терминальных образов наиболее значимыми кажутся четыре основные категории образа - ситуации жизнедеятельности, среды жизнедеятельности, Я-концепции и образа значимого Другого. Эти образы предлагается пони­мать как терминальные образы.

И еще одно вводное замечание: наиболее значимым в теоре­тическом и практическом отношении в ряду терминальных образов выглядит образ ситуации жизнедеятельности, в котором синтези­руются все остальные терминальные образы. (Практические приложения этого по­нятия можно найти в ряде работ (Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю., 1998; Грачев А.А., 1987)).

Можно выделить несколько особенностей терминальных обра­зов, позволяющих обсудить связанные с ними проблемы и показать некоторые практические приложения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.