Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ организации как терминальный образ




Реализация обозначенного выше подхода в приложении к организации будет состоять в том, что организационная культура, основу которой составляют базовые представления членов организации о значимых элементах их жизни в организации (этот вывод был сделан выше на основе анализа работ Э.Шейна), порождается в процессе интерпретации членами организации их жизни. В этом отношении организация предстает своеобразным театром, в котором каждый играет свою роль, в определенной степени участвует в написании сценариев, в режиссуре, наблюдает за ходом спектакля и, наконец, критикует происходящее.

Таким образом, работа в представлении работника представляется как совокупность сцен, а типичные ситуации представляют собой типовые сценарии.

Наиболее явно роли сценариста и режиссера выражены в деятельности руководителей, которые одновременно являются и исполнителями. В соответствии с этим имеет смысл исследовать следующие терминальные образы, характерные для членов организации: а) образ организационной среды как среды жизнедеятельности (реальной и идеальной); б) образ организационных ситуаций как ситуаций жизнедеятельности (реальных и идеальных); в) образ работника (типичного, реального и идеального).

Эти образы могут быть исследованы с учетом выделенных выше особенностей терминальных образов, включая коммуникативные процессы, которые обеспечивают формирование этих образов.

Положения, значимые в этом контексте, выглядят следующим образом:

· члены организации формируют представления об организации на основе коммуникации;

· коммуникация, обеспечивающая формирование представлений об организации, направлена на а) выделение значимых для членов организации элементов и б) интерпретацию этих элементов на языке жизненных интересов членов организации;

· эти представления об организации в определенной степени согласованы и являются общими для членов организации, выполняя функцию социальных представлений;

· общность этих представлений позволяет считать их элементами организационной культуры;

· возможно конструирование специальных процедур, направленных на формирование адекватных представлений членов организации;

· одной из таких процедур может выступать специальный тренинг, проводимый в форме производственной драмы.

Таким образом, рассмотренные выше положения, наряду с вопросом проектирования среды и ситуаций человека в организации, позволяют ставить вопрос о проектировании его терминальных образов. Такая постановка вопроса, конечно же, не связана с манипулятивным построением этих образов (так, как это часто происходит в рекламе). Основным критерием такого проектирования, как и в других случаях, должны стать жизненные интересы членов организации. Тогда проектирование терминальных образов членов организации будет состоять в обеспечении их достаточной информацией, значимой с точки зрения их жизненных ориентаций, помощи в формировании достаточно адекватных, полных, непротиворечивых и действенных представлений об организации.

 

Выводы:

1. Для общей характеристики регуляции жизнедеятельности человека, наряду с понятием жизненных ориентаций, целесообразно ввести понятие терминального образа, который представляет собой предельный образ, связанный с конечными жизненными ценностями.

2. Для человека наиболее значимы четыре терминальных образа - ситуации жизнедеятельности, среды жизнедеятельности, себя и значимого Другого. Наиболее значимым среди них является образ ситуации жизнедеятельности, в котором синтези­руются остальные образы.

3. Терминальные образы отличаются следующими особенностями:

а) они, являясь активным отражением действительности, с одной стороны, зависят от жизненных ориентаций человека, а с другой – от культуры (общества и организации);

б) будучи построенными по принципу произведения искусства (портрет, картина, сценарий), эти образы содержат в себе фантазийную составляющую и поэтому могут отличаться от реальной действительности;

в) будучи построенными по принципу опережающего отражения, терминальные образы выполняют прогностическую функцию;

г) включение терминального образа в регуляцию поведения человека обычно связано с его относительной самостоятельностью.

4. Основные характеристики терминальных образов – их адекватность, полнота, непротиворечивость, стабильность, иерархичность (инструментальность).

5. Терминальные образы, общие для членов организации, становятся социальными представлениями и составляют основу организационной культуры. Это – образы организационной среды (реальной и идеальной), образы организационных ситуаций (реальных и идеальных) и образы работника (типичного, реального и идеального).

6. Проектирование терминальных образов членов организации состоит в обеспечении их достаточной информацией, значимой с точки зрения их жизненных ориентаций, помощи в формировании достаточно адекватных, полных, непротиворечивых и действенных представлений об организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.