Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики терминальных образов




Адекватность образа

Проблема адекватности выступает в качестве одной из базовых проб­лем когнитивной психологии. Несмотря на очевидность положения о том, что образы адекватно отражают мир, эта проблема не наш­ла однозначного решения. Пожалуй, наиболее неопределенным яв­ляется вопрос о том, что же служит критерием адекватности об­раза. В современной психологии эта проблема наиболее продук­тивно решается в рамках субъект-объектного подхода. Так, в концепции В.А.Барабанщикова, которая уже рассматривалась выше, исходным элементом восприятия считается неко­торая перцептивная система, включающая в себя субъект и объект восприятия, которые находятся во взаимодейс­твии, в результате чего происходят преобразования как того, так и другого (Барабанщиков В.А., 1995).

В этом отношении можно выделить три основные формы субъ­ект-объектного взаимодействия (и соответствующие им критерии адекватности образа, в той или иной мере представленные в ког­нитивной психологии).

1. Функциональное взаимодействие - использование объекта. Здесь психолог может помочь клиенту определить полезность объ­екта с точки зрения базовых потребностей и осуществить по от­ношению к объекту действия по его использованию.

2. Эгоцентрическое взаимодействие, когда объекты рассмат­риваются как субъектные характеристики, как "часть себя". Это предполагает определение степени реализации в образе некоторых внутренних, сущностных характеристик субъекта, наполнение об­раза внешнего объекта субъектным (целостным, но не функцио­нальным) содержанием. Психолог помогает клиенту посмотреть на окружающее как на часть себя, определить, "где я" в каждой из значимых жизненных ситуаций.

3. Трансцендентное взаимодействие, когда субъект транс­формируется в объекте, "уподобляясь" ему. С этим связано соот­ветствие образа реальной действительности (при этом внимание обращается на механизмы, обеспечивающие трансформацию некото­рой первичной информации в психический образ, максимально сох­раняющий характеристики объекта). Этот аспект помощи клиенту связан с медитативными техниками, в которых используется допу­щение того, что объект познается в соответствии с его сущ­ностью - таким, какой он есть на самом деле.

Нетрудно догадаться, что все эти критерии адекватности реализуются в поведении человека (но в разных жизненных ситуа­циях), и, соответственно, правомерной будет некоторая интег­ральная позиция.

Полнота и непротиворечивость образа

Понятно, что образ ситуации, среды, самого себя не обла­дает абсолютной полнотой: человек, принимающий решение, обычно довольству­ется приемлемой для него степенью полноты образа, достаточной с его точки зрения для принятия того или иного решения. При этом он может как перестраховаться (сформировать образ избы­точной полноты), так и удовлетвориться недостаточной информа­цией. В первом случае человек производит нерациональные затра­ты, направленные на получение избыточной информации, а во вто­ром - подвергается риску принятия нерациональных решений.

Проблема непротиворечивости часто связывается с понятием когнитивного диссонанса, которое в свое время ввел Л.Фестин­гер. Его концепция предполагает стремление человека устранить противоречия между сформированными у него когнитивными струк­турами - стремление к согласованным знаниям об окружающем и самом себе. Это положение продуктивно, но только в определен­ных границах, так как стремление привести знания в единую сис­тему может привести к эгоцентрическому взгляду на мир. Поэтому высокий уровень познавательных способностей человека в психо­логии связывается, с одной стороны, с построением непротиворе­чивой картины мира, а с другой - со способностью рассматривать объекты в разных системах координат (с точки зрения другого человека, с позиций разных культур и т.п.), так что один и тот же объект может рассматриваться по-разному, будучи включенным в разные системы отношений.

Относительная стабильность образа

Эта проблема (проблема стереотипов) связана с тем, что, будучи однажды сформирован, образ как бы сопротивляется изме­нениям, и тем больше, чем эффективнее было поведение, постро­енное на его основе. Такой "консерватизм" образа (привычное представление о самом себе, других людях, ситуации и т.п.), с одной стороны, позволяет избежать затрат на его формирование и проверку, но с другой - в некоторых ситуациях приводит к несо­ответствию сложившихся образов реальной ситуации.

Иерархичность терминальных образов

Эта проблема частично связана с проблемой непротиворечи­вости образов в том отношении, что человек строит не просто систему образов, но непротиворечивую систему. Однако главное в этой проблеме то, что образ ситуации, среды, самого себя может иметь разную степень обобщенности в зависимости от той систе­мы, в которую он включается. Частично эта проблема связана с поиском личностного смысла того или иного объекта, когда чело­век в таких поисках может обнаруживать высокоопосредованные связи данного объекта, в конечном счете - со смыслом своей жизни. В предельном случае человек в каждой ситуации своей жизнедеятельности может искать смысл жизни, а это зависит от его доминирующей жизненной ориентации (с этим связан один из аспектов логотерапии В.Франкла). Поэтому стремление человека рассмотреть объект с точки зрения своих жизненных ориентаций, которые воплощаются в предельных жизненных ценностях, можно считать продуктивным. А если это стремление у человека выраже­но, то образ своей собственной жизни, с достаточной полнотой сформированный у человека, будет представлять собой иерархи­ческую систему, которая: а) построена на основе доминирующей жизненной ориентации и б) включает в себя конкретные образы в качестве своих компонентов.

Представление об иерархичности терминальных образов явно представлено в модели трудовой мотивации В.Врума, когда он вводит понятие инструментальности, означающее степень зависимости результатов первичной цели с результатами целей более высокого уровня, вынесенных за рамки данной рабочей ситуации.

Помощь в формировании терминальных образов может быть основана, во-первых, на поиске связей характеристик ситуации с доминирующей жизненной ориента­цией и, во-вторых, на обнаружении возможностей реализации других жизненных ориентаций.

В аспекте практического приложения можно представить не­которые общие формы работы психолога в области когнитивной составляющей жизненных ориентаций клиента:

- анализ представлений клиента о его основных жизненных ценностях с использованием модели жизненных ориентаций (анализ среды и ситуаций жизнедеятельности, Я-концепции);

- изучение содержания и степени полноты образов ситуаций, среды и Я-концепции клиента и в случае необходимости - коррекция соответствующих образов (раскрытие не увиденных до сих пор

возможностей ситуаций, среды, собственных возможностей челове­ка, повышение адекватности Я-концепции);

- обеспечение клиента непротиворечивой информацией по значимым для него компонентам среды и ситуаций жизнедеятель­ности, Я-концепции;

- побуждение клиента к рассмотрению значимой для него ин­формации в разных системах координат;

- изучение стереотипов клиента по отношению к значимым для него ситуациям, среде, другим людям и самому себе; стиму­ляция способности клиента изменять эти стереотипы;

- помощь клиенту в формировании четкого и полного (с уче­том реализации всех трех жизненных ориентаций) представления о смысле своей собственной жизни и побуждение его к анализу каж­дого конкретного проявления своей жизнедеятельности с точки зрения доминирующей жизненной ориентации;

- стимуляция клиента к проведению регулярного анализа си­туаций и среды своей жизнедеятельности с точки зрения каждой из трех жизненных ориентаций;

- обучение клиента реализации драматического подхода к своей собственной жизни (овладение основными драматическими ролями);

- изучение и коррекция (в случае необходимости) мечтаний клиента; открытие для него в этой форме не актуальных прежде жизненных ориентаций; стимуляция самих мечтаний клиента (по­буждение его к анализу своих мечтаний и к тому, чтобы он де­лился ими с другими людьми); помощь человеку в реализации сво­их мечтаний в той или иной форме творчества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.