Лидерство – это талант, без развития он угасает, как и все другие способности. Настоящим лидером человек становится к 30-35 годам, когда он набирается жизненного опыта. Однако, для того чтобы стать лидером, помимо таланта необходимо уделять много времени своему развитию – как профессиональному, так и личностному.
Говоря о чертах эффективного лидерства в первую очередь надо вспомнить модель «Основы эффективного лидерства», которая разрабатывалась в США в рамках единой государственной программы специальной комиссией под руководством вице – президента США – Альберта Гора. Перед программой ставились следующие задачи:
1) создание гибкой и надежной системы найма;
2) преобразование квалификационной системы;
3) улучшение системы исполнения решений;
4) совершенствование системы обучения и развития служащих;
5) обеспечение равных возможностей для всех работающих сотрудников;
6) сокращение бумажных потоков;
7) формирование партнерских отношений между служащими и руководителями.
В настоящее время на основе этой модели в США проводится обучение персонала, формируются планы личного развития сотрудников.
Разработанная модель лидерства является иерархической, ориентирована на стратегический, оперативный и тактический уровни руководства. Кроме того, она является ступенчатой, позволяет последовательно развивать и совершенствовать качества персонала (табл. 14.2).
Таблица 14.2
Модель «Основы эффективного лидерства»
Уровни компетенции руководителя
Деловые качества
Определение качества
Высший уровень компетенции
Общее видение ситуации
Развитие общего видения в организации, обеспечение широкой поддержки в приведении организационных изменений
Осведомленность о внешней обстановке
Информированность о законах, политике и политиках, административных приоритетах, тенденциях, специальных интересах; Понимание внешнего воздействия отдельных лиц и документов;
Широкое использование информации при принятии решений
Средний уровень компетенции
Творческое мышление
Развитая интуиция и умение решать проблемы; Поощрение инновационной активности у других
Планирование и оценка результатов
Определение политики, основных направлений развития, планов и приоритетов; Изыскание необходимых ресурсов; Планирование и координация действий с другими; Оценка прогресса и результатов деятельности; Повышение эффективности организации
Ориентация на потребителей
Активное изучение потребителей, удовлетворение их запросов, постоянный поиск путей совершенствования услуг, продуктов процессов
Управленческий контроль и интеграция
Обеспечение интеграции организационных процессов, содействие эффективной работе
Окончание табл.14.2
Финансовое управление
Подготовка и утверждение бюджета, контроль расходов, управление договорами и заявками
Управление технологиями
Содействие персоналу в получении информации о новых технологиях, применение новых технологий для нужд организации, обучение персонала
Нижний уровень компетенции
Управление многообразной рабочей силой
Признание важности культурных, ценностных, этнических, половых и других индивидуальных различий, содействие занятости и развитие возможностей для такой рабочей силы
Управление конфликтами
Предупреждение или разрешение противостояния, несогласия и споров в конструктивной манере
Влияние и ведение переговоров
Получение информации об отдельных сотрудниках и основных группах, тесная связь с ними, использование переговоров, убеждений и власти для достижения целей
Формирование команды
Обеспечение сотрудничества, коммуникаций и согласия в группе на основе консенсуса
Основы компетенции
Устные коммуникации
Умение слушать других; делать ясные и эффективные устные сообщения для отдельных сотрудников и групп
Письменные коммуникации
Эффективные коммуникации, понимание и критическое восприятие письменных сообщений
Решение проблем
Выявление и формулирование проблем, анализ соответствующей информации, поиск альтернатив и планирование мер по решению проблем
Лидерство
Демонстрация и поощрение высоких стандартов поведения, приспособление стиля управления к ситуации и людям, умение мотивировать и руководить ими
Навыки межличностных отношений
Понимание и соответствующее реагирование на потребности, чувства, способности и интересы других, обеспечение обратной связи и беспристрастная оценка людей
Самоуправление
Реалистическая оценка собственных достоинств, слабостей, влияния на других; обеспечение обратной связи; постоянная работа по достижению цели; уверенность в своих силах; саморазвитие, эффективное управление собственным временем;
Гибкость
Приспособление к изменениям в рабочей среде организации, эффективная борьба со стрессами
Решительность
Активные действия и готовность к риску, когда это необходимо; принятие трудных решений в сложных ситуациях
Техническая компетентность
Демонстрирование высокого умения и понимание его значения в сферах ответственности
Данная таблица показывает, что для каждого уровня лидерства существует свой характерный набор деловых качеств и уровень компетентности. При этом более высокий уровень управления организацией требует и большей компетентности. Отметим также, что для малой или средней предпринимательской организации руководитель должен объединять в себе все эти качества. Такие требования предполагают не только наличие таланта, но и значительного запаса специальных знаний.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление