Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа лидерства и его основа




Лидерство

Вопросы для повторения

1. В чем заключается феномен власти и влияния? Какова взаимосвязь между ними?

2. Каковы условия эффективного влияния на подчиненных?

3. Опишите основные типы полномочий и их разновидности.

4. Каковы особенности, которыми характеризуются полномочия?

5. Перечислите пять основных форм власти. Кратко охарактеризуйте их достоинства и недостатки.

6. В чем заключаются принципиальные отличия директивной и кооперативной моделей руководства?

7. Каковы сильные и слабые стороны базовых моделей руководства?

8. В чем заключается воздействие на подчиненных через убеждение и участие?

9. Какие характеристики определяют степень централизации организации?

10.Централизация и децентрализация управления: достоинства и недостатки использования.

11.Перечислите принципы эффективного делегирования, препятствия к нему и пути их преодоления.

12.В каких случаях целесообразна децентрализация путем выделения самостоятельных юридических лиц?


Природа лидерства и его основа.

Подходы к изучению лидерства.

Понятие и сущность стиля руководства.

 

Управление в жизни людей появилось в незапамятные времена. В любом коллективе, даже самом небольшом, объединенном для решения одной задачи, всегда есть проблема лидерства. Ведь во время достижения поставленной цели некоторые участники коллектива начинают проявлять большую активность, инициативность, к ним начинают прислушиваться, отдавать предпочтением именно их мнению, то есть они начинают доминировать над окружающими. Именно таким образом происходит разделение группы людей на тех, кто возглавляет и ведомых, их последователей.

Любая организация может рассматриваться с двух сторон: как формальная и неформальная. В них возникают два типа отношений: формальные – должностные, функциональные и неформальные – эмоциональные, психологические. Руководство – это феномен формальных, официальных отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений. Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия. Лидером (от английского leader – возглавляющий) становится тот, кто выдвигается из равных ему по статусу окружающих людей. В первую очередь, лидерство – это система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы реализовывать предложенную инициативу и прикладывать для этого значительные усилия.

Лидерство – тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к общей цели. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт.

Согласно Дж. Терри лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникативного процесса и направляемое на достижение специфической цели. П. Друкер отмечал, что лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность. Большинство авторов признает, что лидерство означает способность оказывать влияние на людей, группы, направляя их усилия на достижение общих целей.

Разные исследователи выделяли разные группы лидерских качеств. Их можно объединить в пять групп:

1) физиологические;

2) психологические (эмоциональные);

3) интеллектуальные;

4) личностно – деловые;

5) моральные.

Лидер должен обладать определенным набором личностных качеств. Однако этот набор не может быть постоянным, пригодным ко всем управленческим ситуациям и присущим всем руководителям. В разных ситуациях руководители обнаруживают разные личностные качества. Это приводит к тому, что список потенциально важных характерных личностных черт не может быть окончательным.

Лидер олицетворяет систему групповых предпочтений и норм. Можно выделить два основных типа лидера [13]:

1. Инструментальные лидеры – выделяются для выполнения группой тех действий, ради которых группа была создана (категории «отличник» в школе, «лучший экономист», «лучший бухгалтер» и другие в профессиональной деятельности).

2. Экспрессивные лидеры –выделяются для сплочения группы, обеспечения оптимального психологического климата.

Очень редко эти две разновидности бывают соединены в одном человеке. Действительно, трудно быть лучшим и требовательнейшим в работе и оставаться для всех «просто хорошим человеком». Следовательно, эти лидеры (как правило, их двое) могут конфликтовать и создавать внутри группы группировки.

В настоящее время существует несколько направлений в изучении теорий лидерства:

1. В соответствии с «традиционной концепцией лидерства» лидерские качества основываются на личных характеристиках. Они могут быть либо врожденными, либо воспитанными.

2. Позднее Френк Фидлер предложил «ситуационную теорию лидерства». Данная теория предполагает, что для того, чтобы человек проявил себя как лидер, ему прежде всего необходима ситуация, в которой он сможет реализоваться соответствующим образом.

3. «Новая концепция лидерства», включила в себя первые два направления, но в ней уделяется больше внимания внутреннему миру лидера и его способностям за счет своих личностных качеств оказывать влияние на других людей.

Власть лидера обеспечивается хорошим знанием людей, т.е. настоящий лидер – это хороший психолог. Он прекрасно чувствует моральный настрой собеседника, будь то единомышленник или оппонент, и умело ведет беседу в официальных и неофициальных условиях. Всякий лидер – это руководитель, но не всякий руководитель – лидер. В данном случае не имеет значения формальный это или неформальный уровень, т.к. у лидера всегда есть подчиненные (последователи), которые выполняют его поручения.

Различия между менеджером и лидером сведены в табл. 14.1.

Таблица 14.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.