Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура методологического знания. 9 страница




Но уже вскоре с ним происходят удивительные метаморфозы. Он не только пишет ей письмо (Кафка написал свое первое письмо Фелиции ровно через месяц после встречи

– 20 сентября 1912 года[47]), но и делает все возможное, чтобы у девушки вспыхнуло к нему «самое настоящее чувство».

И это у него получилось. Именно с этого письма начинается переписка. Переписка длиною в пять лет. Из которых -- весьма характерная деталь – самих встреч было

ничтожно малое количество. (За первые три года "общения", реально Кафка с Фелицией виделся всего несколько раз. А некое «суммарное» время проведенное вместе,-- за все

пять лет, вряд ли превышало месяц.)

И тогда уже вполне можно согласиться с Рудницким[48], предположившим, что Фелиция для Кафки являлась чем-то вроде литературной музы. Музы, которая должна была быть. Но, с которой,-- совсем необязательно было встречаться. Тем более, пусть и небольшое, но удаление городов (Берлин, где жила Фелиция, и Вена – где проживал Кафка) тоже было как нельзя кстати. И тогда уже и внешность возлюбленной как бы «не при чем». И отсутствие каких-то реальных чувств совсем неважно. Все подменялось легкостью выдуманного образа. Образа торжества фантазии. Фантазии бессознательного.

М. Л. Рудницкий, в примечании к выполненному им переводу писем Кафки к Фелиции, замечает[49]: "Думаю, -- пишет он, -- меньше всего он (Кафка) при этом помышлял о женитьбе… Она (Фелиция) была вдалеке, ей можно было постоянно писать,

то есть без помех демонстрировать свои сильные стороны, ожидая от нее вдохновения и поклонения, зато не нужно было встречаться, беззащитно выставляя напоказ свои слабости: робость, застенчивость, нелюдимость. Эта затеянная Кафкой переписка предполагала…сугубо духовные отношения, несовместимые с… плотской страстью. По сути, Фелиция превращалась в… вымышленную фигуру, и как раз это захватывало Кафку больше всего…".

Однако, как бы то ни было, у Кафки с Фелицией не только продолжается переписка, но и через какое-то время они решают пожениться.

(Забегая вперед скажем, что брак так и не состоялся. А предваряющие его две помолвки -- в течении всех лет общения -- были последовательно, одна за другой, расторгнуты. Причем, по всей видимости, Кафка сделал все, чтобы в итоге именно так и

произошло.)

Кстати, весьма характерная деталь. Впоследствии Фелиция вышла замуж, родила двоих детей, переехала, сначала в 1931 г. в Швейцарию, а после - в 1936 в Соединенные

Штаты. Но всю жизнь она хранила письма Кафки. И, по всей видимости, только нужда (требовались деньги на лечение) вынудила поддаться уговорам и решиться на продажу

писем. Но ее условие при этом -- опубликовать их только через 50 лет после написания последнего. Т. е., не раннее 1967 года. (Сама она умерла в 1960 году, к счастью не дожив

до открытой публикации в печати некогда личных писем.)[50]

Однако, если вернуться к нашему изначальному предположению о том, что подсознательно Кафка искал в Фелиции способ высвобождения от Эдипова комплекса

(хотя уже получается, что трактовать его отношения с Фелицией следует значительно шире: это и попытка выйти из под влияния отца,-- и обретение духовной "музы",-- и необходимость – подобное мы рассмотрим чуть позже -- удовлетворения своего либидо, которое приняло форму реализации обнаружившихся у Кафки признаков душевного садомазохизма, одним из которых являлась задача сначала «оттолкнуть» от себя Фелицию, причинив тем самым себе боль, а затем любыми путями стремясь заполучить ее обратно) нам можно предположить, что нежелание Кафки в своих отношениях с Фелицией переходить грань "духовного" общения, по всей видимости, связано еще и с

невозможностью Кафки высвободить свое либидо от прикрепления к матери.

В итоге, именно образ матери оказал свое, если можно так сказать, «негативное» воздействие на характер всех последующих "любовных" отношений Кафки.

И тогда уже именно (подсознательный) инцестуозный страх, делавший -- по отношению к сознанию – любовь к матери изначально духовной, по всей видимости, подсознательно вынуждал Кафку проецировать подобное отношение (благородное и возвышенное) и на его возлюбленную -- Фелицию Б.

Как отмечает Волошинов[51]: "Это часто делает невозможным половое общение с духовно любимой и уважаемой женщиной -- и приводит к роковому разделению единого

сексуального влечения на два потока: на чувственную страсть и духовную привязанность, не соединимых на одном объекте".

 

2.2. Кафка. Чувство вины -- как следствие бессознательных садо- мазохистких импульсов, в стремлении к удовлетворению либидозных желаний.

В отношениях Ф. Кафки с Фелицией Б., на наш взгляд, ясно прослеживаются несколько подсознательных мотиваций к необходимости (даже можно сказать важности)

подобного общения для самого Ф. Кафки. И это,-- помимо стремления поиска в Фелиции некоего замещения власти отца,-- почти такое же желание "отдаться" этой

«власти». Власти, теперь выражавшейся в образе Фелиции. (Анализ переписки

Кафки с Фелицией свидетельствует в первую очередь как раз об этом. Как мы уже заметили, явно прослеживается именно надуманность образа Фелиции. Преклонение

перед той, которая в воображении, а не той, которая значительно проигрывает ей, -- вспомним дневниковую запись от 20 августа 1912 года г.[52], -- в реальности). И к тому же, в проявившихся к «возлюбленной» чувствах, теперь наглядно прослеживается еще и (подсознательное) желание реализовать «в общении" свои садо-мазохисткие импульсы. Реализация которых, – вследствие попытки удовлетворения либидозных желаний, – почти неминуемо (и уже как следствие) вызывает у Кафки чувство вины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.