Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура методологического знания. 10 страница




(Напомним, что главный источник чувства вины, Фрейд видел в Эдиповом комплексе. Т. е. в желании "убить" отца, и "овладеть" матерью. Само же подобное "чувство" возникает из страха кастрации, когда ребенок, испытавший амбивалентные чувства к отцу, в результате их слияния в идентификацию с отцом внезапно понимает, что "попытка устранить отца как соперника встретила бы со стороны отца наказание через кастрацию"[53]. Именно потому, это желание вытесняется в бессознательное; и, оставаясь там, служит первопричиной образования чувства вины)

И, как следствие, стремление, во что бы то ни стало "заглушить" подобное чувство,-- своим литературно-художественным творчеством.

Именно после встречи с Фелицией Б. (и -- главное -- осознания ее в роли возлюбленной) у Кафки отмечалось -- нет, даже не повышение (хотя было и это) работоспособности, потому как работоспособность и талант вполне сосуществуют только

когда первое служит дополнением (не иначе как) второго,-- у Кафки происходит невероятное желание «творчества»!

Бывший до того (четыре месяца) в глубоком творческом кризисе,-- ("Впервые за последнее время - полнейшая неудача при писании…". Запись в дневнике от 6 мая 1912 г.[54]

"Ничего не писал". 1 июня 1912 г[55].

"Зол. Ничего не писал…". 7 июня 1912 г[56].

"Так долго ничего не писал…". 9 июня 1912 г.[57]

"Долгие муки…". 7 августа 1912 г.[58]

"Ничего не писал…". 10 августа 1912 г.[59]

"Ничего, совсем ничего". 11 августа 1912 г.[60]

"Бесполезный день…". 15 августа 1912 г.[61]

"Ничего, ни в канцелярии, ни дома". 16 августа 1912 г.[62]),-- Кафка после начала общения с Фелицией, не только выходит из творческого застоя, но и "набрасывается" на работу с силой изголодавшегося волка.

В одну ночь написан "Приговор": "Рассказ "Приговор" я написал одним духом в ночь с 22 на 23, -- записывает Кафка в дневник 23 сентября 1912 г.[63], -- с десяти часов вечера до шести часов утра. Ели сумел вылезти из-за стола - так онемели от сидения ноги…". Еще через два месяца -- пожалуй, самый известный его рассказ, в котором не только в полной мере проявилась его гениальность, но и Ф. Кафка заявляет о себе

творчеством, абсолютно не похожим на других писателей -- "Превращение".

Мы можем предположить, что, по всей видимости, именно начало общения с Фелицией, способствовало появлению у Кафки чувства вины. (Вина, -- как следствие наличия латентного садомазохизма. Ведь уже тогда Кафка "подсознательно" понимал, что просто - напросто "использует" Фелицию для претворения своих идей. Иначе, чем еще можно объяснить, что у него появляется "желание" затеять любовную переписку с

девушкой, которая если и произвела на него "впечатление", то исключительно отталкивающее?[64]). Но тогда уже, как раз именно эта "вина" служит ему невероятным стимулом к творчеству, в котором Кафка словно стремиться заглушить его.

(Нечто схожее Фрейд нашел у Достоевского -- работа "Достоевский и отцеубийство"[65] -- когда высказал предположение, что "… Когда его чувство вины

было удовлетворено наказанием, к которому он сам себя приговаривал, тогда исчезала затрудненность в работе, тогда он позволял себе сделать несколько шагов на пути к

успеху…").

Однако, вернемся к Кафке. В работе "Три очерка по развитию сексуальности", Фрейд так определял мазохизм[66]: "…термин "мазохизм" обнимает все пассивные

установки к сексуальной жизни и к сексуальному объекту, крайним выражением которых является неразрывность удовлетворения с испытанием физической и душевной боли со

стороны сексуального объекта", явно прослеживая его возникновение в: "… продолжении садизма, обращенного на собственную личность, временно заменяющую

при этом место сексуального объекта. Клинический анализ…случаев мазохистской перверсии приводит к совокупному влиянию большого числа факторов, преувеличивающих и фиксирующих первоначальную пассивную сексуальную установку

(комплекс кастрации, сознание вины)[67]", и находя неминуемую связь мазохизма с садизмом при этом место сексуального объекта. Клинический анализ…случаев мазохистской перверсии приводит к совокупному влиянию большого числа факторов: "Самая разительная особенность этой перверсии заключается… в том, что пассивная и активная формы ее всегда совместно встречаются у одного и того же лица. Кто получает удовольствие, причиняя боль другим… тот также способен испытывать наслаждение от

боли… Садист всегда… мазохист…"[68].

Вероятно, нам также следует предположить, что симптом подобной перверсии не только напрямую связан с развивающимся у Кафки неврозом, но и, по всей видимости, был неминуемым следствием его. "Должен предупредить, -- писал Фрейд в работе "Три очерка по развитию сексуальности"[69], -- … что эти психоневрозы… являются действием сил сексуального влечения… эти влечения являются единственно постоянным и самым важным источником невроза, так что сексуальная жизнь означенных лиц

проявляется исключительно или преимущественно, или только частично… в этих симптомах…

… В истерическом характере наблюдается некоторая доля сексуального вытеснения… повышение сопротивлений по отношению к сексуальному влечению, известным нам как стыд, отвращение, мораль, и как бы инстинктивное бегство от

интеллектуальных занятий сексуальной проблемой…».

Достаточно характерный сон Франца Кафки (заметим – один из многих) найден нами в его дневнике (запись от 9 октября 1911 г.[70]) и, на наш взгляд, он более чем что-либо выражает отношение Кафки к сексуальной теме: "… Я шел… по длинному ряду одно- и двухэтажных домов, как идут в транзитных поездах из вагона в вагон. Я шел очень быстро… Дверей между домами я не заметил… Возможно, это были сплошь комнаты с кроватями, мимо которых я проходил… мне было стыдно проходить через




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.