Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика мотивационной и эмоциональной сфер личности




Билет 37.

 

Диагностика мотивационной сферы личности.

Мотив – это…

1) …побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;

3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

 

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

 

Уровень притязаний характеризует:

1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ради прошлых действий;

3) желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»).

 

Концептуальные описания мотивационной сферы.

Побудительная сторона поведения человека обеспечивает активность и направленность поведения, связанного с понятием мотивации.

Мотивация – это система факторов, вызывающих активность и определяющих ее направленность; + это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне.

 

Потребность – состояние нужды в чем-либо, характерное для всех живых существ.

Они активизируют организм, направляя на поиск того, что в данный момент необходимо.

Осн. х-ки потребности:

- сила,

- периодичность возникновения,

- способы удовлетворения,

- предметное содержание (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).

 

Мотив – предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев).

*При одной и той же потребности мотивами могут выступать разные предметы.

Потребность сама по себе не может быть мотивом поведения, т.к. она способна породить только ненаправленную активность организма. А целенаправленность поведения обеспечивается предметом данной потребности.

Мотивы – осознаваемы, потребность – м.б. неосознанной.

 

Цель – сознаваемый, ожидаемый результат, на который направлены деятельность и поведение человека.

 

Параметры, характеризующие мотивационную сферу (МСЛ):

1. Развитость – качественное разнообразие мотивационных факторов.

2. Гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями организации МСЛ (между потребностями и мотивами, между мотивами и целями, потребностями и целями).

3. Иерархичность – характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации МСЛ, взятого в отдельности.

 

Побудители человеческого поведения:

1) Интерес – когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с какой-нибудь одной центральной потребностью или событием.

2) Желания и намерения – ситуативно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие условиям выполнения действий.

3) Задача – частный ситуацивно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе достижения определенной цели возникают трудности, которые надо преодолеть.

4) Мотивирование – процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

 

Модели мотивации:

1. Содержательные – основаны на идентификации внутренних побуждений, заставляющих людей действовать определенным образом.

2. Процессуальные – основаны на поведении людей с учетом их воспитания и познаний.

 

Методики диагностики МСЛ:

1) Интервью, анкеты с прямыми вопросами (пр: «Почему вы сделали так-то и так-то?», «Ради чего вы сделали это?» и т.п.). Можно применить перечни потребностей, мотивов, интересов, ценностей, из которых обследуемый должен сделать выбор параметров, более или менее соответствующих его ориентациям;

2) Личностные опросники – позволяют реконструировать потребности и мотивы обследуемого по данным самооценок поведения, которые напрямую не соотносятся с потребностно-мотивационными тенденциями, но эмпирически с ними связаны.

3) Экспертные оценки – на основе индикаторов потребностно-мотивационных тенденций или опросников.

4) Проективные тесты и репертуарные методики – позволяют определить, на что направлена активность индивида. В них потребности и мотивы рассматриваются как причины выбора направленности поведения. В основе лежит принцип психологической проекции, анализ продуктов воображения и фантазии.

- тест тематической апперцепции Г.Меррея

- фрустрации С.Розенцвейга

- тест цветовых выборов М.Люшера и т.д.

 

Методики:

См. картотеку.

Диагностика эмоциональной сферы личности.

Человек живет, функционирует и развивается в ориентированной системе отношений, проявляющихся в различных модальностях: чувственной, волевой, познавательной и т.д.

 

Чувства – это переживаемые в различных формах внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

 

С точки зрения деятельностного подхода переживание – особая форма эмоциональной деятельности, способствующая изменениям личности и обретению требуемого равновесия.

 

Чувства связаны с потребностями, удовлетворение или неудовлетворение которых порождает у человека специфические формы переживаний:

1. Эмоции – непосредственные, временные переживания какого-либо чувства; язык эмоций – это душевные волнения, душевные движения.

Эмоции бывают:

а) стенические – побеждающие к поступкам, высказываниям, увеличивающие напряжение сил.

б) астенические – характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслаблением.

 

2. Аффекты – эмоциональные процессы, которые быстро захватывают человека и бурно протекают.

Для них характерны:

- значительные изменения сознания;

- нарушение контроля за действиями;

- утрата самообладания;

- изменение ж-д организма.

 

3. Настроение – общее эмоциональное состояние, которое в течение достаточно длительного времени окрашивает поведение человека.

 

4. Стресс – форма переживания чувств, близкая к аффекту.

Причиной его могут выступать как реально действующие психические и физические раздражители, так и воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе и др.

3 фазы стресса: реакция тревоги, фаза стабилизации, фаза истощения.

 

5. Чувства (в узком смысле слова) – проявление отношения человека к объекту или субъекту его потребностей.

Характеризуются большей устойчивостью, чем эмоции, аффекты, настроения и т.д.

 

Эмоциональные состояния и их внешние проявления:

Переживание чувств сопровождается:

- мимикой,

- жестикуляцией,

- позой,

- интонацией,

- изменением размеров зрачка и т.д.

… чаще на бессознательном уровне, реже – под контролем.

 

Фундаментальные эмоции:

1) Интерес – волнение.

2) Радость.

3) Удивление.

4) Страдание

5) Гнев

6) Отвращение

7) Презрение

8) Страх

9) Стыд

10) Вина

 

Две или несколько фундаментальных эмоций могут образовывать относительно устойчивый комплекс, лежащий в основе какой-либо черты личности:

1. Тревожность – комплекс, включающий страх, гнев, стыд, вину, иногда интерес – возбуждение.

2. Депрессия – более сложный синдром, включающий и другие аффективные факторы – плохое самочувствие, пониженную сексуальность, повышенную уомляемость.

3. Любовь – чувство, изменяющее все другие аффективные пороги и положительно влияющее на когнитивные процессы человека.

4. Враждебность – лежит в основании агрессии, но, как и мотивация, не всегда сказывается на внешнем поведении.

 

Высшие виды чувств:

1. Эстетические.

2. Интеллектуальные.

3. Нравственные.

 

Эмоции лежат в основе оценочной функции психики, слабо подаются волевой регуляции, т.е. их трудно вызывать по желанию.

 

3 компонента эмоционального процесса:

1. Возбуждение – определяет мобилизационные сдвиги в организме.

2. Знак эмоции – положительная или отрицательная эмоция.

3. Степень контроля эмоции.

 

Виды эмоций (по субъективной значимости возникающих переживаний):

1. Альтруистическая – потребность в содействии, помощи и покровительстве другим людям.

2. Коммуникативная – потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике.

3. Глорическая – потребность в самоутверждении, славе, почете.

4. Праксическая – ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе.

5. Пугническая – потребность в преодолении опасности, на базе которой со временем возникает стимул к борьбе.

6. Романтическая – стремление ко всему необычайному, таинственному.

7. Гностическая – стремление понять и разрешить сложную проблему.

8. Эстетическая – тяга к произведениям искусства, к эстетической гармонии с миром, переживанию прекрасного.

9. Гедонистическая – потребность в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивная – тяга к накопительству, коллекционированию вещей, к выходящему за пределы практической нужды.

 

Методики на изучение эмоциональной сферы личности.

1. Рисуночный фрутрационный тест С.Розенцвейга.

(см. билет 44).

 

2. Hand-test.

Автор: Э.Вагнер

Цель: изучение уровня агрессивности личности и прогнозирование тенденции к действиям агрессивного характера и явного агрессивного поведения.

Область применения: со старшего школьного возраста (5–6 лет); верхняя граница не обозначаеся.

Организация: индивидуальная.

Описание методики: Относится к серии проективных тестов. Содержит 10 карточек: 9 изображений и 1 пустая карточка. Десять карточек (одна за другой, в определенной последовательности и положении) предъявляются испытуемому. При этом испытуемому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?».10 карточка – испытуемому предлагается сначала представить руку, а потом описать, что эта рука делает.

Число вариантов ответа не ограничено. Желательно получить 4 ответа.

Обработка результатов:

1. Каждому ответу присваивается одна из 11 категорий, после этого подсчитываются баллы отдельно по каждой шкале (сколько раз каждая категория встречалась).

2. Вычерчивается профиль (max – самое большое число встречаемости признака у клиента).

3. Показатели сопоставляются и пишется психологический диагноз.

* Если ответов меньше, чем 4, то:

- за 1 ответ на эту карточку присваивается 4 балла;

- за 2 ответа – по 2 балла;

- за 3 ответа – по 1,3 балла на каждый ответ.

Дополнительно вычисляется коэффициент коммуникативности–агрессивности (K).

Для этого сначала подсчитываются 2 индекса:

1. Индекс агрессивности–директивности.

2. Индекс коммуникативности–зависимости.

Если K > 1, человек не является агрессивным, но агрессивность может присутствовать потенциально и выражаться в виде страха, зависимости или аутоагрессии.

Если K < 1, то агрессивность обнаруживается явно, как реальное поведение.

Категории:

1. Агрессия – нанесение ущерба.

2. Директивность – оказание влияния на другое лицо (не означает насильного влияния).

3. Страх – защита.

4. Аффектация – выражение отношения к человеку или животному (забота, любовь, уважение, и т.п.).

5. Коммуникация – жесты, выражающие информацию (пр: жестикуляция при разговоре и т.п.).

6. Зависимость – ожидание помощи от окружающих.

7. Эксгибиционизм – выставление на показ (пр: театр теней, игра на пианино, и т.п.).

8. Калечность – деформация руки.

9. Активный-безличный – что-то делает рука.

10. Пассивный-безличный – ничего не делает рука.

11. Описание – описывает руку (прилагательные).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.