КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психодиагностика мотивационной и эмоциональной сфер личности
Билет 37.
Диагностика мотивационной сферы личности. Мотив – это… 1) …побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Уровень притязаний характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ради прошлых действий; 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»).
Концептуальные описания мотивационной сферы. Побудительная сторона поведения человека обеспечивает активность и направленность поведения, связанного с понятием мотивации. Мотивация – это система факторов, вызывающих активность и определяющих ее направленность; + это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне.
Потребность – состояние нужды в чем-либо, характерное для всех живых существ. Они активизируют организм, направляя на поиск того, что в данный момент необходимо. Осн. х-ки потребности: - сила, - периодичность возникновения, - способы удовлетворения, - предметное содержание (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).
Мотив – предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев). *При одной и той же потребности мотивами могут выступать разные предметы. Потребность сама по себе не может быть мотивом поведения, т.к. она способна породить только ненаправленную активность организма. А целенаправленность поведения обеспечивается предметом данной потребности. Мотивы – осознаваемы, потребность – м.б. неосознанной.
Цель – сознаваемый, ожидаемый результат, на который направлены деятельность и поведение человека.
Параметры, характеризующие мотивационную сферу (МСЛ): 1. Развитость – качественное разнообразие мотивационных факторов. 2. Гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями организации МСЛ (между потребностями и мотивами, между мотивами и целями, потребностями и целями). 3. Иерархичность – характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации МСЛ, взятого в отдельности.
Побудители человеческого поведения: 1) Интерес – когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с какой-нибудь одной центральной потребностью или событием. 2) Желания и намерения – ситуативно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие условиям выполнения действий. 3) Задача – частный ситуацивно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе достижения определенной цели возникают трудности, которые надо преодолеть. 4) Мотивирование – процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Модели мотивации: 1. Содержательные – основаны на идентификации внутренних побуждений, заставляющих людей действовать определенным образом. 2. Процессуальные – основаны на поведении людей с учетом их воспитания и познаний.
Методики диагностики МСЛ: 1) Интервью, анкеты с прямыми вопросами (пр: «Почему вы сделали так-то и так-то?», «Ради чего вы сделали это?» и т.п.). Можно применить перечни потребностей, мотивов, интересов, ценностей, из которых обследуемый должен сделать выбор параметров, более или менее соответствующих его ориентациям; 2) Личностные опросники – позволяют реконструировать потребности и мотивы обследуемого по данным самооценок поведения, которые напрямую не соотносятся с потребностно-мотивационными тенденциями, но эмпирически с ними связаны. 3) Экспертные оценки – на основе индикаторов потребностно-мотивационных тенденций или опросников. 4) Проективные тесты и репертуарные методики – позволяют определить, на что направлена активность индивида. В них потребности и мотивы рассматриваются как причины выбора направленности поведения. В основе лежит принцип психологической проекции, анализ продуктов воображения и фантазии. - тест тематической апперцепции Г.Меррея - фрустрации С.Розенцвейга - тест цветовых выборов М.Люшера и т.д.
Методики: См. картотеку. Диагностика эмоциональной сферы личности. Человек живет, функционирует и развивается в ориентированной системе отношений, проявляющихся в различных модальностях: чувственной, волевой, познавательной и т.д.
Чувства – это переживаемые в различных формах внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.
С точки зрения деятельностного подхода переживание – особая форма эмоциональной деятельности, способствующая изменениям личности и обретению требуемого равновесия.
Чувства связаны с потребностями, удовлетворение или неудовлетворение которых порождает у человека специфические формы переживаний: 1. Эмоции – непосредственные, временные переживания какого-либо чувства; язык эмоций – это душевные волнения, душевные движения. Эмоции бывают: а) стенические – побеждающие к поступкам, высказываниям, увеличивающие напряжение сил. б) астенические – характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслаблением.
2. Аффекты – эмоциональные процессы, которые быстро захватывают человека и бурно протекают. Для них характерны: - значительные изменения сознания; - нарушение контроля за действиями; - утрата самообладания; - изменение ж-д организма.
3. Настроение – общее эмоциональное состояние, которое в течение достаточно длительного времени окрашивает поведение человека.
4. Стресс – форма переживания чувств, близкая к аффекту. Причиной его могут выступать как реально действующие психические и физические раздражители, так и воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе и др. 3 фазы стресса: реакция тревоги, фаза стабилизации, фаза истощения.
5. Чувства (в узком смысле слова) – проявление отношения человека к объекту или субъекту его потребностей. Характеризуются большей устойчивостью, чем эмоции, аффекты, настроения и т.д.
Эмоциональные состояния и их внешние проявления: Переживание чувств сопровождается: - мимикой, - жестикуляцией, - позой, - интонацией, - изменением размеров зрачка и т.д. … чаще на бессознательном уровне, реже – под контролем.
Фундаментальные эмоции: 1) Интерес – волнение. 2) Радость. 3) Удивление. 4) Страдание 5) Гнев 6) Отвращение 7) Презрение 8) Страх 9) Стыд 10) Вина
Две или несколько фундаментальных эмоций могут образовывать относительно устойчивый комплекс, лежащий в основе какой-либо черты личности: 1. Тревожность – комплекс, включающий страх, гнев, стыд, вину, иногда интерес – возбуждение. 2. Депрессия – более сложный синдром, включающий и другие аффективные факторы – плохое самочувствие, пониженную сексуальность, повышенную уомляемость. 3. Любовь – чувство, изменяющее все другие аффективные пороги и положительно влияющее на когнитивные процессы человека. 4. Враждебность – лежит в основании агрессии, но, как и мотивация, не всегда сказывается на внешнем поведении.
Высшие виды чувств: 1. Эстетические. 2. Интеллектуальные. 3. Нравственные.
Эмоции лежат в основе оценочной функции психики, слабо подаются волевой регуляции, т.е. их трудно вызывать по желанию.
3 компонента эмоционального процесса: 1. Возбуждение – определяет мобилизационные сдвиги в организме. 2. Знак эмоции – положительная или отрицательная эмоция. 3. Степень контроля эмоции.
Виды эмоций (по субъективной значимости возникающих переживаний): 1. Альтруистическая – потребность в содействии, помощи и покровительстве другим людям. 2. Коммуникативная – потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике. 3. Глорическая – потребность в самоутверждении, славе, почете. 4. Праксическая – ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе. 5. Пугническая – потребность в преодолении опасности, на базе которой со временем возникает стимул к борьбе. 6. Романтическая – стремление ко всему необычайному, таинственному. 7. Гностическая – стремление понять и разрешить сложную проблему. 8. Эстетическая – тяга к произведениям искусства, к эстетической гармонии с миром, переживанию прекрасного. 9. Гедонистическая – потребность в телесном и душевном комфорте. 10. Акизитивная – тяга к накопительству, коллекционированию вещей, к выходящему за пределы практической нужды.
Методики на изучение эмоциональной сферы личности. 1. Рисуночный фрутрационный тест С.Розенцвейга. (см. билет 44).
2. Hand-test. Автор: Э.Вагнер Цель: изучение уровня агрессивности личности и прогнозирование тенденции к действиям агрессивного характера и явного агрессивного поведения. Область применения: со старшего школьного возраста (5–6 лет); верхняя граница не обозначаеся. Организация: индивидуальная. Описание методики: Относится к серии проективных тестов. Содержит 10 карточек: 9 изображений и 1 пустая карточка. Десять карточек (одна за другой, в определенной последовательности и положении) предъявляются испытуемому. При этом испытуемому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?».10 карточка – испытуемому предлагается сначала представить руку, а потом описать, что эта рука делает. Число вариантов ответа не ограничено. Желательно получить 4 ответа. Обработка результатов: 1. Каждому ответу присваивается одна из 11 категорий, после этого подсчитываются баллы отдельно по каждой шкале (сколько раз каждая категория встречалась). 2. Вычерчивается профиль (max – самое большое число встречаемости признака у клиента). 3. Показатели сопоставляются и пишется психологический диагноз. * Если ответов меньше, чем 4, то: - за 1 ответ на эту карточку присваивается 4 балла; - за 2 ответа – по 2 балла; - за 3 ответа – по 1,3 балла на каждый ответ. Дополнительно вычисляется коэффициент коммуникативности–агрессивности (K). Для этого сначала подсчитываются 2 индекса: 1. Индекс агрессивности–директивности. 2. Индекс коммуникативности–зависимости. Если K > 1, человек не является агрессивным, но агрессивность может присутствовать потенциально и выражаться в виде страха, зависимости или аутоагрессии. Если K < 1, то агрессивность обнаруживается явно, как реальное поведение. Категории: 1. Агрессия – нанесение ущерба. 2. Директивность – оказание влияния на другое лицо (не означает насильного влияния). 3. Страх – защита. 4. Аффектация – выражение отношения к человеку или животному (забота, любовь, уважение, и т.п.). 5. Коммуникация – жесты, выражающие информацию (пр: жестикуляция при разговоре и т.п.). 6. Зависимость – ожидание помощи от окружающих. 7. Эксгибиционизм – выставление на показ (пр: театр теней, игра на пианино, и т.п.). 8. Калечность – деформация руки. 9. Активный-безличный – что-то делает рука. 10. Пассивный-безличный – ничего не делает рука. 11. Описание – описывает руку (прилагательные).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |