Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика самосознания




Билет 38.

Методика изучения эмоционального отношения к учению (ЭОУ).

Методики личностной тревожности (ЛТ и ЛТНП).

Опросник изучения агрессивност Баса-Дарки.

Автор: А.Басс, А.Дарки (1957 г.)

Цель: изучение показателей и форм агрессивности.

Область применения: с 6 класса.

Организация: индивидуальная и групповая.

Описание методики: опросник состоит из 75 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет».

Обработка результатов: производится по ключу: за каждый ответ, совпадающий по знаку с ключом начисляется 1 балл.

Кроме того, возможно вычисление суммарных показателей.

Краткое описание шкал:

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки) или ни на кого не направленная (взрывы ярости: крик, топание ногами и т.п.).

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия (страдания).

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Алгоритм построения диагноза и особенности интерпретации методики: в соответствие с результатами обработки делается вывод о склонности испытуемого к тем или иным формам агрессии и враждебности, относительно среднегрупповых норм.

 

(см. билет 47)

 

(см. билет 45)


 

Самосознание – это, прежде всего, процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе.

Самосознание характеризуется также своим продуктом – представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией».

 

!! Задача анализа процесса самосознания – более сложная, чем задача анализа продуктов или результатов этого процесса.

Как человек приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, на что опирается – все эти вопросы пока не воплотились в психодиагностических алгоритмах и методиках.

ð Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания – представления о себе.

 

2 аспекта «Я-образа»:

1) Знания о себе – содержательная часть «Я-концепции», представлений человека о себе.

2) Самоотношение – эмоции и оценки по отношению к себе.

 

Проблемы диагностики самосознания:

К ошибочным заключениям могут приводить…

1) Проблема соц. желательности – эта проблема возникает всякий раз при использовании самоотчетов в тех сферах, в которых существуют эталоны должного, правильного образа действий, мыслей и т.д. Особенно острой эта проблема оказывается в ситуации исследования «Я-концепции».

Проблема состоит в том, нужно ли стремиться в «вычитанию» социальной желательности из самоописаний. Стремление видеть и культивировать в себе социально ценные качества – одно из реальных стремлений человека, которое отражается в его «Я-концепции». ð высокую социальную желательность черт можно считать истинной характеристикой «Я-концепции».

!! Однако, часто не просто отличить полупроизвольную тенденцию подчеркивать в себе социально желаемые качества от прямой фальсификации «Я-образа» в ситуации, когда обследуемый сознательно старается ввести диагноста в заблуждение.

 

2) Стратегия самоподачи. Всякий человек заинтересован во впечатлении, производимом им на окружающих. Определенные аспекты поведения человека специально направлены на установление, уточнение и поддержание своего образа в глазах других.

2 стратегии (Р.Баумейстер):

- «Ублажающая» – направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете (подстраиваясь под аудиторию) и получить «вознаграждение».

- «Самоконструирующая» – направлена на поддержание и укрепление «идеального Я», т.е. вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в «идеальное Я» субъекта.

* Исследования феномена самопрезентации (самоподачи) заставляют более тщательно анализировать условия проведения диагностической процедуры, оценивать влияние таких параметров диагностической ситуации, как восприятие обследуемым дальнейшей судьбы результатов тестирования, возможностей продолжения контактов с психодиагностом, пола, возраста и статуса психодиагноста.

 

3) Различия в субъективной значимости измерений «Я-концепции» – одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью ð использование в индивидуальной ПД универсальных содержательных параметров «Я-концепции» может приводить к ошибочным заключениям.

2 пути повышения достоверности:

- отбор наиболее универсальных и общезначимых параметров «Я-концепции».

- использование методов, позволяющих выделить значимые измерения у данного субъекта.

 

+ на результаты могут влиять:

- идентифицируемость или анонимность ответов;

- область самораскрытия;

- характер и степень ограничений в форме ответов на вопросы;

- контекст всей процедуры диагностики;

- установки, ожидания и инструкции;

- интеллектуальное развитие;

- способность к рефлексии.

 

В структуру самосознания входят установки, ценностные ориентации, самооценка и т.д.

 

Методики на изучение самосознания.

Можно использовать:

1. Стандартизированные самоотчеты в форме описание и самоописаний:

- тест-опросники – состоят из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах;

- списки дескриптов (контрольные списки) – разновидность стандартизированного самоотчета. Предлагаются списки качеств (прлагательных), из которых испытуемый должен выбрать те, которые соответствуют ему.

- шкальные техники.

2. Свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой.

3. Идеографические методики типа репертуарных решеток.

4. Проективные техники.

 

Методики:

См. картотеку.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Самосознание это…

… осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого.

… осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения и т.д.

… осознание, оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостная оценка себя самого. При этом оно носит общественный характер, поскольку мера и исходный пункт отношения человека к самому себе – другие люди.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.