КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психодиагностика самосознания
Билет 38. Методика изучения эмоционального отношения к учению (ЭОУ). Методики личностной тревожности (ЛТ и ЛТНП). Опросник изучения агрессивност Баса-Дарки. Автор: А.Басс, А.Дарки (1957 г.) Цель: изучение показателей и форм агрессивности. Область применения: с 6 класса. Организация: индивидуальная и групповая. Описание методики: опросник состоит из 75 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет». Обработка результатов: производится по ключу: за каждый ответ, совпадающий по знаку с ключом начисляется 1 балл. Кроме того, возможно вычисление суммарных показателей. Краткое описание шкал: Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: 1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки) или ни на кого не направленная (взрывы ярости: крик, топание ногами и т.п.). 3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия (страдания). 6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Алгоритм построения диагноза и особенности интерпретации методики: в соответствие с результатами обработки делается вывод о склонности испытуемого к тем или иным формам агрессии и враждебности, относительно среднегрупповых норм.
(см. билет 47)
(см. билет 45)
Самосознание – это, прежде всего, процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Самосознание характеризуется также своим продуктом – представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией».
!! Задача анализа процесса самосознания – более сложная, чем задача анализа продуктов или результатов этого процесса. Как человек приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, на что опирается – все эти вопросы пока не воплотились в психодиагностических алгоритмах и методиках. ð Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания – представления о себе.
2 аспекта «Я-образа»: 1) Знания о себе – содержательная часть «Я-концепции», представлений человека о себе. 2) Самоотношение – эмоции и оценки по отношению к себе.
Проблемы диагностики самосознания: К ошибочным заключениям могут приводить… 1) Проблема соц. желательности – эта проблема возникает всякий раз при использовании самоотчетов в тех сферах, в которых существуют эталоны должного, правильного образа действий, мыслей и т.д. Особенно острой эта проблема оказывается в ситуации исследования «Я-концепции». Проблема состоит в том, нужно ли стремиться в «вычитанию» социальной желательности из самоописаний. Стремление видеть и культивировать в себе социально ценные качества – одно из реальных стремлений человека, которое отражается в его «Я-концепции». ð высокую социальную желательность черт можно считать истинной характеристикой «Я-концепции». !! Однако, часто не просто отличить полупроизвольную тенденцию подчеркивать в себе социально желаемые качества от прямой фальсификации «Я-образа» в ситуации, когда обследуемый сознательно старается ввести диагноста в заблуждение.
2) Стратегия самоподачи. Всякий человек заинтересован во впечатлении, производимом им на окружающих. Определенные аспекты поведения человека специально направлены на установление, уточнение и поддержание своего образа в глазах других. 2 стратегии (Р.Баумейстер): - «Ублажающая» – направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете (подстраиваясь под аудиторию) и получить «вознаграждение». - «Самоконструирующая» – направлена на поддержание и укрепление «идеального Я», т.е. вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в «идеальное Я» субъекта. * Исследования феномена самопрезентации (самоподачи) заставляют более тщательно анализировать условия проведения диагностической процедуры, оценивать влияние таких параметров диагностической ситуации, как восприятие обследуемым дальнейшей судьбы результатов тестирования, возможностей продолжения контактов с психодиагностом, пола, возраста и статуса психодиагноста.
3) Различия в субъективной значимости измерений «Я-концепции» – одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью ð использование в индивидуальной ПД универсальных содержательных параметров «Я-концепции» может приводить к ошибочным заключениям. 2 пути повышения достоверности: - отбор наиболее универсальных и общезначимых параметров «Я-концепции». - использование методов, позволяющих выделить значимые измерения у данного субъекта.
+ на результаты могут влиять: - идентифицируемость или анонимность ответов; - область самораскрытия; - характер и степень ограничений в форме ответов на вопросы; - контекст всей процедуры диагностики; - установки, ожидания и инструкции; - интеллектуальное развитие; - способность к рефлексии.
В структуру самосознания входят установки, ценностные ориентации, самооценка и т.д.
Методики на изучение самосознания. Можно использовать: 1. Стандартизированные самоотчеты в форме описание и самоописаний: - тест-опросники – состоят из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; - списки дескриптов (контрольные списки) – разновидность стандартизированного самоотчета. Предлагаются списки качеств (прлагательных), из которых испытуемый должен выбрать те, которые соответствуют ему. - шкальные техники. 2. Свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой. 3. Идеографические методики типа репертуарных решеток. 4. Проективные техники.
Методики: См. картотеку.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Самосознание – это… … осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого. … осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения и т.д. … осознание, оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостная оценка себя самого. При этом оно носит общественный характер, поскольку мера и исходный пункт отношения человека к самому себе – другие люди.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |