Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогрессивные матрицы Дж. Равена




Билет 42.

ИНДЕКС ОБЩЕЙ АДАПТИВОСТИ.

ИНДЕКС ОБЩЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ.

ИНДЕКСЫ АКТИВНОСТИ.

КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА.

КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА.

Эргичность: степень потребности в общении, социальная пассивность––активность (в установлении новых знакомств), узость––широта круга контактов, степень активности в соц. мероприятиях, замкнутость––общительность.

Низ: Ср:

Выс: +стремление к лидерству

 

Пластичность: уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, степень стремления к разнообразию контактов, степень разнообразия коммуникативных программ, пробудывание––импульсивность в общении.

Низ: Ср: Выс:

 

Скорость: скорость речевой активности и вербализации.

Низ: Ср:

Выс: + легкая и плавная речь

 

Эмоциональность: степень чувствительности к неудачам в общении, чувствительность к оттенкам межличностных отношений, степень радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми.

Низ: Ср: Выс:

 

Варьирует от 6 до 24 баллов.

Критическое значение = 18 баллов.

 

Индексы и типы: отражают различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности.

6 индексов:

1. Индекс психомоторной активности (ИПА) = сумма баллов активных шкал в психомоторной сфере (ЭРМ+ПМ+СМ). Норма: от 78 до 102.

2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) = сумма баллов активных шкал в интеллектуальной сфере. Норма: от 78 до 102.

3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) = -//- в коммуникативной сфере. Норма: от 78 до 102.

4. Индекс общей активности (ИОА) = сумма баллов всех активных шкал во всех трех сферах (т.е. сумма (1)–(3) индексов). Норма: от 144 до 216.

 

5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) = сумма всех эмоциональных шкал в трех сферах. Норма: от 78 до 102.

 

6. Индекс общей адаптивности (ИОА) = разница баллов между ИОА и ИОЭ. Норма: от 132 до 228

 

На основе этих индексов можно говорить о 9 возможных типичных вариантах (типах) ФДС [типы темперамента].

Определение: на оси…

…ординат (y) – значение индекса активности в данной сфере.

…абсцисс ­(x) – значение соответствующей эмоциональной шкалы.

ð 9 типов темперамента:

1. Холерик = выс. ИОА и выс. ИОЭ

2. Флегматик = низ. ИОА и низ. ИОЭ

3. Сангвиник = выс. ИОА и низ. ИОЭ

4. Меланхолик = низ. ИОА и выс. ИОЭ

5. Смешанный низко эмоциональный тип = норм. ИОА и низ. ИОЭ

6. Смешанный высоко эмоциональный тип = норм. ИОА и выс. ИОЭ

7. смешанный высоко активный тип = выс. ИОА и норм. ИОЭ

8. Смешанный низко активный тип = низ. ИОА и норм. ИОЭ

9. Неопределенный тип = норм. ИОА и норм. ИОЭ

 

 

Алгоритм построения диагноза:

 


Автор: Джон Равен, Л. Пенроуз

 

Теоретические положения:

Прогрессивные матрицы Равена основываются на 2-х теориях:

1. Разработанная гештальт-психологией теория апперцепции форм.

В соответствии с этой теорией каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что сначала происходит глобальное оценивание задания – матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элемента включаются в целостный образ, что и способствует обнаружению недостающей детали изображения.

2. Теория неогенеза Ч.Спирмена.

… развивает рассмотренные положения теории перцепции форм.

 

Тест разработан в традициях английской школы исследования интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения факторы G – задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами.

 

Продуктивная способность – это способность генерировать новые варианты решения, способность воспринимать и устанавливать взаимосвязи.

Так как восприятие является, прежде всего, концептуальным процессом, существенным элементом продуктивной способности является способность генерировать новые, преимущественно невербальные понятия, которые дают возможность свободно и ясно мыслить.

 

Краткая история создания:

Тест предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г.

Прогрессивные матрицы разрабатывались как тесты, определяющие способность к ясному мышлению. Это один из лучших тестов невербального интеллекта.

По исследованиям авторов, тест Стандартные Прогрессивные Матрицы (СПМ) измеряет продуктивный компонент генерального фактора G.

 

Наиболее известны 2 основных варианта прогрессивных матриц Равена – черно-белые и цветные.

Цветной вариант предназначен для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет и для лиц старше 65 лет.

Черно-белые СПМ предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 9 до 14 лет и взрослый в возрасте от 20 до 65 лет.

 

Материал черно-белого теста СПМ состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.

Задания разделены на 5 серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных, но возрастающей сложности заданий в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии.

Такой прогрессирующий порядок обеспечивает стандартное обучение методу работы.

Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6–8 предложенных вариантов.

При необходимости первые 5 заданий серии А обследуемый выполняет с помощью экспериментатора.

 

При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип «прогрессивности», заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих.

ð Происходит обучение выполнению более трудных заданий.

Пять серий дают 5 возможностей овладеть способом мышления, необходимым для решения задач, и 5 прогрессирующих оценок интеллектуальной активности испытуемого.

 

Цветной вариант прогрессивных матриц Равена состоит из 3 серий – A, AB, B по 12 матриц в каждой серии.

 

Данные о валидности и надежности:

Коэффициент надежности теста, по данным различных исследователей, варьирует от 0,70 до 0,89.

Показатель прогностической валидности теста (по связи с критериями успеваемости) 0,72.

 

Цель: измерения общего уровня развития интеллектуальных способностей.

 

Область применения: от 5 до 65 лет, культурных и половых ограничений нет.

 

Организация и процедура обследования:

Тест может проводиться как индивидуально (особенно для маленьких детей), так и в групповом варианте, а также и при самотестировании.

Группой может быть любого размера. Исследование проводится в тихой комнате. Каждый испытуемый работает за отдельным столом, что исключает списывание. Все испытуемые сидят лицом к экспериментатору.

 

Раздаются карандаши и бланки для ответов. Испытуемых просят внести необходимые сведения о себе в соответствующие строки бланков для ответов. После того, как они это сделают, раздаются тестовые буклеты. Испытуемых просят не открывать буклеты до тех пор, пока все не будут готовы.

 

* Всем испытуемым, независимо от их возраста, даются совершенно одинаковые серии заданий, в совершено идентичном порядке, и их всех просят работать с удобной для них постоянной скоростью, без остановок и промедлений, с начала шкалы и до ее конца.

* Предпочтительно работать без ограничений по времени, если это не связано с определенными исследовательскими целями.

* Ситуация, когда люди работают не спеша, в своем темпе, позволяет более надежно измерить их способность к ясному мышлению.

 

Стимульный материал: набор тестовых буклетов, индивидуальные бланки для ответов и карандаш.

* Для поддержания устойчивого интереса испытуемого и во избежание отрицательного влияния усталости, каждое задание очень четко оформлено, аккуратно нарисовано и сделано все, чтобы на него было приятно смотреть.

 

Обработка результатов:

Обработка полученных результатов проста. Каждое верное решение оценивается в 1 балл. Подсчитывается общая сумма полученных баллов (при условии, что испытуемый прошел все серии от начала и до конца), а также число правильных решений в каждой из 5 серий.

Первичные оценки по таблицам переводятся в соответствии с возрастными нормами в процентили или станайны.

Существенным этапом количественной обработки является вычисление «индекса вариабельности». Индекс определяется исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из 5 серий.

Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях.

Разности ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учета знака, «по модулю») суммируются.

Автор указывает, что, если индекс вариабельности (несогласованности) превышает 2 единицы, то это свидетельствует о нестабильности оценки общих интеллектуальных способностей. тем не менее, общая оценка по тесту считается валидной даже тогда, когда несогласованность превышает 2 единицы.

Нормальные значения индекса несогласованности: от 0 до 4.

Критическое значение: 7 и более – данные теста считаются недостоверными.

Сопоставление реального и ожидаемого распределения количества правильных решений в сериях направлено на выявление испытуемых, выполняющих задание путем угадывания.

Значение индекса вариабельности может оказаться значительно выше критического в случае установки испытуемого симулировать низкий результат по тесту (демонстрация несостоятельности в решении самых простых задач).

 

Описание серий:

Каждая серия заданий составлена по определенным принципам:

Серия А. При работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:

а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними;

б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

*Анализ структуры целого и восстановление целостности (восприятие целостности)

Серия В. Сводится к нахождению аналогии между двумя парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.

*Аналогия между парами фигур, классификация через симметрию.

Серия С. Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали.

*Анализ прогрессивного изменения в структуре, обогащение фигур в горизонтальном и вертикальном направлении.

Серия D. Составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям.

*Анализ закономерности чередования фигур в целостной структуре.

Серия Е. Наиболее сложная. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей «сборки» недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

*Синтез недостающей фигуры по частям согласно алгебраическому принципу (складыванием/ вычитанием).

 

Алгоритм построения диагноза:

Уровень I. Суперинтеллектуал – если оценка равна или больше 95 процентиля для данной возрастной группы.

Уровень II. Интеллектуальные возможности явно выше среднего - если оценка равна или больше 75 процентиля; II+, если оценка находится в диапазоне от 90 до 95 процентиля.

Уровень III. Средний интеллект – если оценка в диапазоне от 25 до 75 процентиля; III+, если оценка выше, чем медиана (50-й процентиль); III-, если оценка ниже медианы.

Уровень IV. Интеллектуальные возможности явно ниже среднего – если оценка равна или меньше 25-го процентиля; VI-, если оценка равна или меньше 10-го процентиля.

Уровень V. Существенное снижение интеллекта – если оценка равна или меньше 5-го процентиля для соответствующей возрастной группы.

 

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Достоинства: тест свободен от влияния культуры (адаптируют только нормы); свободен от влияния социально-экономического параметров; образования и др.

Задания теста апеллируют к 3 основным психическим процессам:

- произвольное внимание,

- восприятие целого

- гибкость мышления

Недостаток: нельзя использовать дважды на одном и том же человеке.

Время проведения методики ограничено!

Младшие школьники = 20 минут

8 – 12 лет = 20 минут

Взрослые = 15 минут

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.