КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прогрессивные матрицы Дж. Равена
Билет 42. ИНДЕКС ОБЩЕЙ АДАПТИВОСТИ. ИНДЕКС ОБЩЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ. ИНДЕКСЫ АКТИВНОСТИ. КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА. КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА. Эргичность: степень потребности в общении, социальная пассивность––активность (в установлении новых знакомств), узость––широта круга контактов, степень активности в соц. мероприятиях, замкнутость––общительность. Низ: Ср: Выс: +стремление к лидерству
Пластичность: уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, степень стремления к разнообразию контактов, степень разнообразия коммуникативных программ, пробудывание––импульсивность в общении. Низ: Ср: Выс:
Скорость: скорость речевой активности и вербализации. Низ: Ср: Выс: + легкая и плавная речь
Эмоциональность: степень чувствительности к неудачам в общении, чувствительность к оттенкам межличностных отношений, степень радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми. Низ: Ср: Выс:
Варьирует от 6 до 24 баллов. Критическое значение = 18 баллов.
Индексы и типы: отражают различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. 6 индексов: 1. Индекс психомоторной активности (ИПА) = сумма баллов активных шкал в психомоторной сфере (ЭРМ+ПМ+СМ). Норма: от 78 до 102. 2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) = сумма баллов активных шкал в интеллектуальной сфере. Норма: от 78 до 102. 3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) = -//- в коммуникативной сфере. Норма: от 78 до 102. 4. Индекс общей активности (ИОА) = сумма баллов всех активных шкал во всех трех сферах (т.е. сумма (1)–(3) индексов). Норма: от 144 до 216.
5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) = сумма всех эмоциональных шкал в трех сферах. Норма: от 78 до 102.
6. Индекс общей адаптивности (ИОА) = разница баллов между ИОА и ИОЭ. Норма: от 132 до 228
На основе этих индексов можно говорить о 9 возможных типичных вариантах (типах) ФДС [типы темперамента]. Определение: на оси… …ординат (y) – значение индекса активности в данной сфере. …абсцисс (x) – значение соответствующей эмоциональной шкалы. ð 9 типов темперамента: 1. Холерик = выс. ИОА и выс. ИОЭ 2. Флегматик = низ. ИОА и низ. ИОЭ 3. Сангвиник = выс. ИОА и низ. ИОЭ 4. Меланхолик = низ. ИОА и выс. ИОЭ 5. Смешанный низко эмоциональный тип = норм. ИОА и низ. ИОЭ 6. Смешанный высоко эмоциональный тип = норм. ИОА и выс. ИОЭ 7. смешанный высоко активный тип = выс. ИОА и норм. ИОЭ 8. Смешанный низко активный тип = низ. ИОА и норм. ИОЭ 9. Неопределенный тип = норм. ИОА и норм. ИОЭ
Алгоритм построения диагноза:
Автор: Джон Равен, Л. Пенроуз
Теоретические положения: Прогрессивные матрицы Равена основываются на 2-х теориях: 1. Разработанная гештальт-психологией теория апперцепции форм. В соответствии с этой теорией каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что сначала происходит глобальное оценивание задания – матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элемента включаются в целостный образ, что и способствует обнаружению недостающей детали изображения. 2. Теория неогенеза Ч.Спирмена. … развивает рассмотренные положения теории перцепции форм.
Тест разработан в традициях английской школы исследования интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения факторы G – задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами.
Продуктивная способность – это способность генерировать новые варианты решения, способность воспринимать и устанавливать взаимосвязи. Так как восприятие является, прежде всего, концептуальным процессом, существенным элементом продуктивной способности является способность генерировать новые, преимущественно невербальные понятия, которые дают возможность свободно и ясно мыслить.
Краткая история создания: Тест предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Прогрессивные матрицы разрабатывались как тесты, определяющие способность к ясному мышлению. Это один из лучших тестов невербального интеллекта. По исследованиям авторов, тест Стандартные Прогрессивные Матрицы (СПМ) измеряет продуктивный компонент генерального фактора G.
Наиболее известны 2 основных варианта прогрессивных матриц Равена – черно-белые и цветные. Цветной вариант предназначен для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет и для лиц старше 65 лет. Черно-белые СПМ предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 9 до 14 лет и взрослый в возрасте от 20 до 65 лет.
Материал черно-белого теста СПМ состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на 5 серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных, но возрастающей сложности заданий в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Такой прогрессирующий порядок обеспечивает стандартное обучение методу работы. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6–8 предложенных вариантов. При необходимости первые 5 заданий серии А обследуемый выполняет с помощью экспериментатора.
При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип «прогрессивности», заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих. ð Происходит обучение выполнению более трудных заданий. Пять серий дают 5 возможностей овладеть способом мышления, необходимым для решения задач, и 5 прогрессирующих оценок интеллектуальной активности испытуемого.
Цветной вариант прогрессивных матриц Равена состоит из 3 серий – A, AB, B по 12 матриц в каждой серии.
Данные о валидности и надежности: Коэффициент надежности теста, по данным различных исследователей, варьирует от 0,70 до 0,89. Показатель прогностической валидности теста (по связи с критериями успеваемости) 0,72.
Цель: измерения общего уровня развития интеллектуальных способностей.
Область применения: от 5 до 65 лет, культурных и половых ограничений нет.
Организация и процедура обследования: Тест может проводиться как индивидуально (особенно для маленьких детей), так и в групповом варианте, а также и при самотестировании. Группой может быть любого размера. Исследование проводится в тихой комнате. Каждый испытуемый работает за отдельным столом, что исключает списывание. Все испытуемые сидят лицом к экспериментатору.
Раздаются карандаши и бланки для ответов. Испытуемых просят внести необходимые сведения о себе в соответствующие строки бланков для ответов. После того, как они это сделают, раздаются тестовые буклеты. Испытуемых просят не открывать буклеты до тех пор, пока все не будут готовы.
* Всем испытуемым, независимо от их возраста, даются совершенно одинаковые серии заданий, в совершено идентичном порядке, и их всех просят работать с удобной для них постоянной скоростью, без остановок и промедлений, с начала шкалы и до ее конца. * Предпочтительно работать без ограничений по времени, если это не связано с определенными исследовательскими целями. * Ситуация, когда люди работают не спеша, в своем темпе, позволяет более надежно измерить их способность к ясному мышлению.
Стимульный материал: набор тестовых буклетов, индивидуальные бланки для ответов и карандаш. * Для поддержания устойчивого интереса испытуемого и во избежание отрицательного влияния усталости, каждое задание очень четко оформлено, аккуратно нарисовано и сделано все, чтобы на него было приятно смотреть.
Обработка результатов: Обработка полученных результатов проста. Каждое верное решение оценивается в 1 балл. Подсчитывается общая сумма полученных баллов (при условии, что испытуемый прошел все серии от начала и до конца), а также число правильных решений в каждой из 5 серий. Первичные оценки по таблицам переводятся в соответствии с возрастными нормами в процентили или станайны. Существенным этапом количественной обработки является вычисление «индекса вариабельности». Индекс определяется исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из 5 серий. Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях. Разности ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учета знака, «по модулю») суммируются. Автор указывает, что, если индекс вариабельности (несогласованности) превышает 2 единицы, то это свидетельствует о нестабильности оценки общих интеллектуальных способностей. тем не менее, общая оценка по тесту считается валидной даже тогда, когда несогласованность превышает 2 единицы. Нормальные значения индекса несогласованности: от 0 до 4. Критическое значение: 7 и более – данные теста считаются недостоверными. Сопоставление реального и ожидаемого распределения количества правильных решений в сериях направлено на выявление испытуемых, выполняющих задание путем угадывания. Значение индекса вариабельности может оказаться значительно выше критического в случае установки испытуемого симулировать низкий результат по тесту (демонстрация несостоятельности в решении самых простых задач).
Описание серий: Каждая серия заданий составлена по определенным принципам: Серия А. При работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы: а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами. *Анализ структуры целого и восстановление целостности (восприятие целостности) Серия В. Сводится к нахождению аналогии между двумя парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. *Аналогия между парами фигур, классификация через симметрию. Серия С. Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали. *Анализ прогрессивного изменения в структуре, обогащение фигур в горизонтальном и вертикальном направлении. Серия D. Составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям. *Анализ закономерности чередования фигур в целостной структуре. Серия Е. Наиболее сложная. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей «сборки» недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность). *Синтез недостающей фигуры по частям согласно алгебраическому принципу (складыванием/ вычитанием).
Алгоритм построения диагноза: Уровень I. Суперинтеллектуал – если оценка равна или больше 95 процентиля для данной возрастной группы. Уровень II. Интеллектуальные возможности явно выше среднего - если оценка равна или больше 75 процентиля; II+, если оценка находится в диапазоне от 90 до 95 процентиля. Уровень III. Средний интеллект – если оценка в диапазоне от 25 до 75 процентиля; III+, если оценка выше, чем медиана (50-й процентиль); III-, если оценка ниже медианы. Уровень IV. Интеллектуальные возможности явно ниже среднего – если оценка равна или меньше 25-го процентиля; VI-, если оценка равна или меньше 10-го процентиля. Уровень V. Существенное снижение интеллекта – если оценка равна или меньше 5-го процентиля для соответствующей возрастной группы.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Достоинства: тест свободен от влияния культуры (адаптируют только нормы); свободен от влияния социально-экономического параметров; образования и др. Задания теста апеллируют к 3 основным психическим процессам: - произвольное внимание, - восприятие целого - гибкость мышления Недостаток: нельзя использовать дважды на одном и том же человеке. Время проведения методики ограничено! Младшие школьники = 20 минут 8 – 12 лет = 20 минут Взрослые = 15 минут
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |